А-П

П-Я

 


• Прямое следствие этого — исчезновение раздражения и желания воскликнуть: «Я не понимаю!» Вам уже понятно все, хотя не всегда еще понятно, что с этим делать.
Что дает этот прием, эта техника «впрыгивания», кроме снятия моментов раздражения и других протестных реакций? Это очень мощная техника, и дает она очень многое.
Во-первых, она создает комфортный внутренний фон в общении: ощущение понимания партнера, взаимное ощущение контакта и повышение интереса к собеседнику. Во-вторых, она обеспечивает вам получение ценнейшей информации о внутреннем состоянии собеседника, его чувствах и желаниях. Вы чувствуете, как будет развиваться ситуация, у вас появляется возможность буквально предугадывать действия и слова ваших партнеров.
Плюс тут начинается и прямое влияние на людей. Я, когда тренировал этот навык в метро, видимо, так глубоко «впрыгнул» в соседку, что вывел девушку за собой из вагона не на ее остановке. И она долго еще смотрела мне вслед… Больше я так не делаю. Пока…
Друзей и сотрудников это будет радовать всегда, а вот ваших противников, скорее, озадачивать.
Взгляд со стороны Стороннего наблюдателя
Третья позиция восприятия — это взгляд со стороны Стороннего наблюдателя. Что нам дает это взгляд, зачем нам нужно знать, как мы выглядим со стороны?
Одна из самых дорогих и самых прибыльных вещей — это ваша репутация. Чтобы ее заработать, требуется не один день, но, уже полученная, и работать на вас она будет долгие годы. С другой стороны, как в один момент может разбиться ваш автомобиль или сгореть ваш офис, так же и ваша репутация может в случае неаккуратных действий с вашей стороны исчезнуть в один миг. Единственное средство страховки — постоянный, всегда, взгляд на себя со стороны.
Как я выгляжу?
• Достойно, собранно, энергично: я о-кей.
Жесты?
• Широкие, но аккуратные. Сильные — и плавные. Оттре-нированные, точно выражающие те эмоции, которые необходимы здесь и сейчас.
Как звучит мой голос?
• Уверенный, спокойный, не зажат, тембр низкий, модуляции приятные.
Подпись?
• Четкая! Привлекает внимание и вызывает уважение. В среднем на поиск «своей» подписи и оттачивание ее изящества у уважающего себя руководителя уходит не менее года…
Кроме отслеживания впечатления, которое вы производите на людей, взгляд со стороны Стороннего наблюдателя может помочь и во многих других случаях. Деловому подходу к жизни мешает субъективизм личного отношения , традиционными сторонами которого являются «яканье », эмоциональное искажение картины ситуации и злоупотребление «двойным стандартом ». Так вот, взгляд со стороны такой субъективизм существенно снижает.
Яканье — это разновидность субъективизма, когда все, связанное со мной, мне представляется более важным или интересным: мои интересы важнее интересов других людей, мои успехи значительнее, а трудности — уважительнее.
• В происшедшей накладке сегодня виноват кто угодно, кроме меня, устал сегодня больше всех, конечно, я, и зарплату в первую очередь надо платить именно мне. А другие — это вообще не люди.
Противоядием «яканью» могут выступать самые разные техники, среди которых сейчас мы отметим только «делегирование ответственности» . Суть этой техники легко пояснить на примере.
Представьте ситуацию: вы руководитель благотворительного фонда, что значит — к вам часто приходят очень пожилые и очень нуждающиеся люди с просьбами помочь именно им и только срочно. Если им помочь можно — это радость, но если людей больше, чем ваших возможностей, а говорить «нет» приходится вам лично… Отказывать — трудно.
• Особенно когда они не только действительно нуждаются, но и имеют много времени рассказывать вам об этом достаточно подробно.
В этом случае прием «делегирование ответственности » может выглядеть следующим образом. Вы выслушиваете их, удостоверяетесь, что их просьба имеет разумное основание, после чего предельно конкретно выкладываете перед ними реальную бумагу. Документ. И объясняете:
— Вот список двадцати людей, первоочередников на помощь, их фамилии и адреса. Напротив — их ситуация и обоснование необходимости им помощи. Чтобы дать пособие вам, я должен кого-то из них отсюда вычеркнуть. Вот вам красный карандаш. Кого вычеркнуть?
• В этой ситуации красный карандаш мало кто берет в руки.
Если не воспринимать это как универсальное решение, а использовать как один из разумных приемов, помогающих людям обрести более объемное и объективное видение ситуации, то это решение достаточно сильное.
Аналогичным образом прием «делегирование ответственности » может быть использован в трудных ситуациях с детьми, когда они садятся вам на шею и начинают клянчить очередную дорогую игрушку.
— Ты хочешь паровозик? Прекрасно. Какой тебе больше нравится? Красный? Хорошо. Тогда сегодня поговори с мамой и братом, выясни, а чего хотят они, мы составим список пожеланий и решим, когда кому что покупаем. Тебе вечером напомнить?
Только учтите, что это прием очень жесткий и может выработать у ребенка как уважение к потребностям других, так и ненависть к третьей позиции восприятия, которая лишает его игрушки. А-а-а!!!
Эмоциональное искажение картины ситуации самым причудливым образом превращает правого в виноватого, виновного в жертву, мелочь раздувает до величины катастрофы, а настоящую проблему не видит в упор. Напротив того, очищенный от эмоций, бесстрастно объективный взгляд на ситуацию — это взгляд универсального бизнесмена, которому вам (а также вашим сотрудникам и близким) надо учиться, и практика давно выработала для этого многочисленные способы. Самые известные из них — это требование временной отсрочки реакции, письменное изложение происшедшего и форма докладной записки .
Временная отсрочка реакции: в британской армии согласно инструкции вам запрещена подача жалобы в день, когда инцидент произошел; вы можете сделать это только на следующее утро, когда эмоции отошли и более вероятен взгляд со стороны, как на вчерашнее.
• Мудро, однако!
Письменное изложение происшедшего. То, что в устной речи заменяется выразительными глазами («Ну сами понимаете!»), на бумаге надо выразить точными словами. Приходится думать, да и зрители не поддерживают…
• Короче, пока найдешь нужные слова, и эмоции остыли.
Требование в формулировании жалобы и претензии (неважно, письменном или устном) соблюдать сухой формат докладной записки также очень не случайно: этот формат, в отличие от лирических выплесков, настраивает на репортажное и куда как более объективное изложение происшедшего с указанием всех действующих лиц, четким простроением временной последовательности событий и причинно-следственных связей.
• Дата. Адрес и телефон. Паспорт (или документ, его заменяющий). Подпись. В какое место вставить свое возмущение??
Привыкнуть к последовательному и привычному взгляду на себя со стороны помогает техника «речь в третьем лице ». Обычная речь построена так, что о себе мы говорим «я» (естественно), а о других — «они» (например). Но тогда легко возникает возможность двойного стандарта : мне можно то, чего нельзя другим. Двойной стандарт — не всегда плохо: убежденность в необходимости полного равноправия — это только верование, распространенное, но пустое, и глава то ли фирмы, то ли семьи может и должен иметь некоторые права, недоступные для остальных членов. Это нормально.
С другой стороны, важно держать этот пункт под контролем, чтобы не возникало очень естественного соблазна требования в отношении себя снижать. В любой организации есть правила общие, и если вы формулируете правила для всех, то эти правила и для вас.
• Поскольку, если руководитель регулярно опаздывает на совещания сам, его призывы к обязательности всерьез не воспринимаются.
Так вот, техника «речь в третьем лице », когда вы говорите о себе как о человеке постороннем, говорите о себе (хотя бы и во внутренней речи) в третьем лице, снимает субъективность личного отношения и дает возможность отнестись к себе объективно, как к любому другому.
• Вот сотрудник опоздал. Что мы ему скажем? Правильно. А как он должен к этому отнестись? Вот так. А поскольку опоздавший сотрудник — это я, то я и отреагирую не как мне хочется, а как следует нормальному сотруднику.
При привычке использовать форму третьего лица внутренняя речь, оценивающая ваше собственное поведение, приобретает следующий интересный вид: «Этот ответственный работник треплется уже полчаса… Руководитель потерял бдительность и оказался втянут в тупое препирательство… А вот тут — ай, молодец! Поди скушай пирожное».
При творческом подходе эта техника с успехом может быть использована при воспитании детей. Пишет одна из наших учениц, дистантница Елена С.:
«Ключевой ситуацией оказалась небольшая разборка по поводу подарков к Новому году. Когда Сашка снова заканючил: «А мне?», я подумала: «Яканье надо прекращать. Начнем с речи!» И, вспомнив практику очищения речи от мусора, а также работу над «Тотальным ДА», мы с мужем постановили запретить слова «я, мне, меня, мое» сроком на месяц. Штраф — физические упражнения. Через пару часов в список пришлось включить слова «ты, тебя» и аналогичные, как провоцирующие яканье. С другой стороны, чтобы общение было адресным, решили в случае необходимости использовать свое имя, но говорить о себе в третьем лице. По факту возникла диссоциация от личной позиции и связанных с нею заморочек.
Результат? За три последующих дня у детей стычки случались, как обычно (их не стало ни больше, ни меньше), но если раньше они регулярно заканчивались чьим-то возмущением и даже ревом, то теперь эти игрища сопровождались гомерическим хохотом обоих.
— Мама, мама, Саша Таню сейчас бить будет!
— За что?
— Таня у Саши игрушку забрала…
И оба бегают друг за другом с гиканьем и присвистом. Дополнительно этому веселому настроению способствует регулярная пересортица в речи, постоянные приседания и отжимания как детей, так и взрослых. В эти же дни мне надо было делать сыну (по назначению врача) довольно болезненную медицинскую процедуру: так вот, хотя предыдущие дни во время этого он верещал так, как будто его собираются зарезать, теперь он даже внимания на происходящее не обращал — хихикал с сестрицей…»
Тут тоже есть (по крайней мере, я наткнулся) один подводный камень. Мы так с моей Любимой общались приличное время. Причем получилось это спонтанно, без задумки. И что интересно, действительно разногласий стало меньше, но… интимное влечение у обоих тоже слегка потеряло яркость. Мало ли что какая-то там Татьяна хочет какого-то Максима… Вот когда Я захочу Тебя, вот тогда и поговорим! Любопытно, что сюда же относятся и всякие «мышки-птички-рыбки», которые в нормальной речи влюбленных легко заменяют местоимения. Понимаете, очень трудно ласкать рыбку — она же скользкая и с плавниками! Так что для сей немаловажной части жизни надо этот тренинг иногда отключать на полчасика. Или — на подольше.

Взгляд из позиции более высоких ценностей
Четвертая позиция восприятия — взгляд на происходящее с точки зрения более высоких ценностей, которым вы выбираете быть приверженными. Это могут быть интересы вашей компании
• дружеской компании, фирмы, семьи, страны — объем общности выберите по ситуации,
или просто те ценности, которые выходят за рамки ситуативных: ценности более высокого порядка.
Например? Например, когда вы с трудом просыпаетесь утром, из первой позиции восприятия вы чувствуете только, что не выспались и под одеялом очевидно уютнее, чем зачем-то приподниматься. Хочется поспать еще — это и есть самая очевидная ситуативная ценность. Однако большинство взрослых людей находят в себе силы встать и даже вскоре пойти на работу.
• Работа в данном случае — та самая ценность более высокого порядка.
Отсутствие (или недостаточная отработка) четвертой позиции восприятия рождает комплекс полевого поведения, когда человек, не имея внутренней программы, оказывается управляем любыми внешними обстоятельствами: его позвали — он пошел, ему показали — он увлекся, его задели — он завелся. Напротив того, привычный для вас взгляд из позиции более высоких ценностей обеспечивает стержень и направленность вашей деятельности, которая держится, несмотря ни на какие отвлечения. Учитывая, что некоторые отвлечения иногда устраиваются вам намеренно, именно чтобы сбить вас с намеченного вами пути, умение уверенно держать четвертую позицию восприятия оказывается исключительно ценным.
И в этом отношении она очень похожа снова на первую позицию восприятия. Первая позиция — это ваш взгляд от себя лично, позиция предельно субъективная, четвертая позиция — ваше личное видение правильного взгляда на ситуацию, позиция подчеркнуто объективная. Эти два полюса по сути противоположны, как «Я хочу!» и «Нам надо!», как «Мне нравится!» и «А правильно так!», но внешне могут быть очень похожи, потому что в обоих случаях вы проталкиваете свой личный взгляд.
• И вас когда-то будут сбивать с вашего правильного взгляда на другие правильные или совсем неправильные, но такие же личные взгляды на происходящее.
Типовая ситуация — конфликт со сферой обслуживания. Предположим, вы купили себе (вроде бы) прекрасные ботинки, но не прошло и недели, как подошва отклеилась. Можно, конечно, и починить, но магазин находится ближе, чеки у вас сохранились, так что разумнее потребовать замены. Право на вашей стороне, но вам никто не гарантирует, что в этом конкретном магазине на ваше требование ботинки заменить (выраженное, естественно, в форме вежливой просьбы) вам сразу же улыбнутся и вручат другую пару. Вполне вероятно, что и продавец, и вызванный по вашей просьбе (такой же вежливой и такой же твердой) заведующий секцией будут упираться. Как это делается, вы, наверное, знаете.
Вас могут отвлекать на размышления из позиции первой: «Посмотрите сами, это просто такая партия!»
• а то и: «Вы всегда такой скандалист?»,
сбивать на вторую позицию: «Войдите в наше положение!»
• или: «А откуда мы знаем, что эту вещь вы не испортили сами?»,
стыдить третьей: «Неужели вы не видите, как глупо вы выглядите?»,
• а также: «Посмотрите, какую очередь вы создали!»,
ваша задача здесь одна: не застревать ни на одной из этих точек зрения и активно продвигать взгляд свой:
«Ваши действия противоречат правилам, и я хочу, чтобы эту вещь вы мне заменили. Пожалуйста, будьте любезны!»
Что бы вам ни говорили, вы держите перед своим взглядом свою цель, и, сколько бы ни было попыток вас от нее отклонить, вы к ней возвращаетесь:
«Да, возможно. Замените эту пару, пожалуйста!»
По сложившейся традиции эту конкретную технику называют «техникой заезженной пластинки».
Результат? На беседу уходит обычно не более десяти минут, итог ее достаточно предсказуем, и, скорее всего, ваша новая пара ботинок отслужит вам свой положенный срок.
Но четвертая позиция восприятия — это не только удержание вами во внимании своих личных ценностей более высокого порядка, это также взгляд на ситуацию с точки зрения более широкой системы, куда эта ситуация включена как ее часть. Как это, например?
Для примера предложим рассмотреть печальную и очень житейскую историю: за регулярные прогулы и плохую работу (традиционный бардак в кладовке и грязный пол в женском туалете) шеф увольняет плачущую уборщицу тетю Машу.
С точки зрения личного взгляда шефа (первая позиция восприятия ), проблем, собственно, нет: в женский туалет ходить ему незачем, в его кабинете порядок, да и вообще лично он по натуре не то чтобы и чистюля.
Далее: как человеку понимающему, ему совсем нетрудно взглянуть на ситуацию глазами тети Маши (вторая позиция ), которой жить не на что, а здоровье совсем никуда.
Более того, если вы на эту ситуацию увольнения посмотрите просто со стороны (третья позиция ), то увидите ситуацию очевидно некрасивую. Вы увидите, как стоит и плачет старая больная женщина, просит ее пожалеть и не выкидывать на улицу, за столом перед ней сидит здоровый парень и говорит ей какие-то недушевные слова, возможно и вежливые, но от которых она сжимается еще больше. Невооруженным глазом видно, что с его стороны это достаточно жестоко.
Но теперь главный вопрос: а как эта ситуация выглядит с точки зрения нормального производственного процесса на фирме, выпускающей элитную женскую косметику (четвертая позиция восприятия )? Очевидно, что это просто выполнение текущих обязанностей руководителя, заботящегося о деле.

Практикум
Чтобы отработать умение свободных позиционных переходов, вам предлагается упражнение «Ты — Мы — Он», разработанное в Синтез-технологии: каждый день, когда позволяет ситуация, нужно говорить о себе в ином лице и числе.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20