А-П

П-Я

 

Разделение фронта 16-й армии на два почти изолированные участка в условиях маневренной обороны явилось фактором, который требовал особо четкого и твердого боевого руководства для достижения необходимого единства действий.
4. 16-я армия в первые дни действовала на фронте протяжением 60–70 км. В дальнейшем этот фронт сократился до 35–40 км. При таком положении, несмотря на значительные потери, армия могла сдержать сильнейший натиск мощной мотомеханизированной группы противника и не допустить ее прорыва в оперативную глубину. Немецко-фашистские войска при своем продвижении должны были все время преодолевать организованное сопротивление частей Красной Армии.
Оборонительные бои 30-й и 16-й армий восточнее Клин—Солнечногорск 27–29 ноября
После взятия Клина основные силы 3-й танковой группы двинулись в направлении Рогачево, Дмитров, чтобы расколоть фронт Красной Армии, развернуть оперативный прорыв между 30-й и 16-й армиями и в дальнейшем окружить Москву с севера и северо-востока.
Учитывая угрозу району Рогачево, командующий 30-й армией генерал Лелюшенко объединил все части, оборонявшие этот район, под руководством начальника штаба 30-й армии полковника (впоследствии генерала) Хетагурова. Для прикрытия собственно Рогачево туда был дополнительно переброшен отряд пехоты с танками, одно 85-мм орудие, три батареи гвардейских минометов и две роты запасного полка. Там же был сосредоточен, артиллерийский дивизион в составе двенадцати 76-мм пушек. Для усиления Рогачево в инженерном отношении был командирован заместитель начальника инженерного отдела армии.
В районе Рогачево остатки 8-й танковой бригады, 107-й мотострелковой дивизии, 58-й танковой и 24-й кавалерийской дивизий продолжали в течение первой половины дня 27 ноября вести ожесточенные бои с наступавшим противником. В этих боях наши части нанесли противнику значительный урон, уничтожив 70 средних и легких танков, 60 пулеметов, 25 орудий; было убито 2000 солдат и офицеров.[33] Но и мы 26 и 27 ноября несли потери в боях с превосходящими неприятельскими силами. Так, в 8-й танковой бригаде из строя вышли все танки. От артиллерии остались отдельные батареи и орудия.
К исходу дня 26 ноября войска 3-й танковой группы (6-я, 7-я танковые и 14-я моторизованная дивизии), развивая наступление передовыми частями, ворвались в Рогачево и распространили 27 ноября свои действия через Иваньковское на Синьково, Дмитров, Яхрому.
В районе Солнечногорска подвижная группировка противника (2-я танковая и 106-я пехотная дивизии) из района Редино, Обухово (к югу и юго-востоку от Солнечногорска) с 27 ноября развивала наступление на Кочергино, Хорошилово и с рубежа Кочергино, Есипово на юг и юго-восток в направлении на Черную Грязь (2 км севернее Сходни).
Против центра и левого фланга 30-й армии подвижные части клинской группировки противника к исходу 27 ноября достигли рубежа Зверьково (северо-западнее Дмитрова), Высоково, Малыгино, Семеновское, Бородино (16 км восточнее Клина), Воробьево, Тимоново (5 км северо-восточнее Солнечногорска).
На правом фланге войска 30-й армии (5-я стрелковая, 46-я кавалерийская, 185-я стрелковая, 18-я кавалерийская дивизии) к утру 28 ноября продолжали удерживать оборонительные позиции на рубеже Поддубье, Свердлово, Первомайск, Борщовка, Усть-Пристань, Каналстрой. Попытки противника проникнуть в наше расположение были отражены.
Рогачевская группа наших войск (58-я танковая, 107-я мотострелковая дивизии, 8-я танковая бригада, 24-я кавалерийская дивизия, 681-й стрелковый полк 133-й стрелковой дивизии и 923-й стрелковый полк 251-й дивизии) после тяжелых оборонительных боев отходила под натиском превосходящих сил на восток и юго-восток. На дмитровском направлении остатки 8-й танковой бригады, 58-й танковой дивизии, 107-й мотострелковой дивизии и особый батальон, имея позади себя на восточном берегу канала Москва—Волга 55-ю стрелковую бригаду 1-й ударной армии (на рубеже пристань Ударная, Татищево), вели ожесточенные бои с противником, переходя в контратаки, и к исходу 28 ноября удерживали Савелово, Маринино, Волдынское (западнее и юго-западнее Дмитрова). 24-я кавалерийская дивизия закреплялась на восточном берегу канала (на участке Темпы, Соревнование). Для обеспечения сосредоточения и выхода войск 1-й ударной армии на восточный берег канала Москва – Волга был выброшен в район Яхромы один стрелковый батальон 29-й стрелковой бригады. Задачей батальона было занять оборонительный участок западнее Яхромы и не допустить захвата противником города и моста через канал.
В ночь на 28 ноября передовой отряд противника силой до 12–15 танков с ротой автоматчиков, наступая от Федоровки через Ольгово на Яхрому и не встретив упорного сопротивления наших частей, стремительным ударом потеснил левый фланг прикрывающего батальона и ворвался в Яхрому. К 7 часам отряд противника (10–12 танков и до двух взводов автоматчиков) захватил мост и переправился на восточный берег канала, где и остановился. На основании изучения трофейных материалов можно предполагать, что противник проявил нерешительность потому, что ему была неясна обстановка и пугала предрассветная темнота. До наступления полного рассвета немцы вели беспорядочную стрельбу из пулеметов и автоматов и производили разведку группами автоматчиков.
С наступлением рассвета противник, усиленный прибывшим подкреплением, продолжал продвижение на восток. К 10 часам им были захвачены Перемилово, Ильинское, Б. Семешки, куда он стал подтягивать новые резервы. Бой в районе Яхромы продолжался с переменным успехом весь день 28 ноября. Фланговым ударом 21-й танковой бригады и 58-й танковой дивизии (30-я армия) с севера на Яхрому удалось несколько приостановить наступление подвижных частей (7-я танковая дивизия) противника.
В 12 часов 29-й и 50-й стрелковым бригадам (1-я ударная армия), двигавшимся на Яхрому, был отдан приказ задержать дальнейшее продвижение противника на восточном берегу канала, отрезать пути отхода и уничтожить его. Противнику все же удалось подтянуть в район Перемилово, Б. Семешки свыше батальона пехоты (14-я моторизованная дивизия), с большим количеством минометов, и танки (7-я танковая дивизия). Бой наших частей 28 ноября за овладение этим районом успеха не имел. В течение 29 ноября организованной контратакой 29-й и 50-й стрелковых бригад при поддержке артиллерии и авиации противник был отброшен на западный берег канала. При этом немцы потеряли до 20 танков, 5 самолетов, много солдат и офицеров.
Таким образом, положение на восточном берегу канала было восстановлено. Однако Яхрома осталась в руках противника.
Нашими частями были предприняты попытки взорвать яхромский мост и не допустить отхода противника на западный берег, но эти попытки успеха не имели.
Только после того, как противник был отброшен в Яхрому, мост был взорван. Но через два дня войска 1-й ударной армии, перейдя в наступление 1 декабря, затратили значительное время и средства на форсирование канала.
В то время как клинско-рогачевская группа противника частью сил стремилась преодолеть сопротивление левого фланга 30-й армии и форсировать канал Москва—Волга, солнечногорская группа (2-я танковая и 106-я пехотная дивизии) продолжала направлять основные усилия против правого фланга 16-й армии. Правый фланг 16-й армии (133-я стрелковая и 17-я кавалерийская дивизии, 25-я танковая бригада, остатки курсантского полка и 126-й стрелковой дивизии) в течение 27 и 28 ноября вел упорные бои на всем фронте, причем основные усилия противника направлялись на юго-восток, вдоль шоссе на Федоровку.
К исходу 28 ноября войска правого крыла армии закреплялись на рубеже Харламово (12 км западнее Яхромы), Сафоново, Клусово, Захарьино, Тимоново, находясь в непосредственном соприкосновении с противником. Неоднократные атаки, предпринятые немцами (силами моторизованного полка и 40 танков) в районе Клусова с целью прорыва на шоссе, были отбиты; контратаками 133-й стрелковой дивизии противник был отброшен за реку Камершу.
Части центра и левый фланг 16-й армии (31-я танковая бригада, 7-я гвардейская стрелковая дивизия, 2-й гвардейский кавалерийский корпус, 20-я кавалерийская дивизия, 8-я гвардейская, 18-я стрелковая и 9-я гвардейская дивизии) вели напряженные бои в районе к югу от Солнечногорска и к востоку от Истринского водохранилища и города Истры. Подвижные группы противника пытались прорваться из Кочергина и Есипова на юго-восток.
Для обеспечения направления Каменка, Икша (12 км южнее Яхромы) в район Каменки была выдвинута 24-я танковая бригада, а в Кочергино – 31-я танковая бригада. 27 ноября во второй половине дня из района Пешки, Есипово (на Ленинградском шоссе, юго-восточнее Солнечногорска) удалось прорваться отдельным группам моторизованной пехоты и танков противника, вышедшим в район Льялово, Клушино и пытавшимся продвигаться далее на юг.
28 ноября эти группы продолжали оставаться в занятых ими районах. К утру 29 ноября войска 16-й армии закреплялись на линии Харламово, Клусово, Тимоново, озеро Сенежское и далее на юг – Кочугино (6 км южнее Кочергина), Жуково, Клочково, Ново-Сергиево, Алексино, Жевнево (на реке Истра, западнее Дедовска).
Противник развивал наступление в следующих направлениях: 23-я пехотная и 7-я танковая дивизии вели наступление с линии Харламово, Тимоново вдоль шоссе на Каменку, Красная Поляна; 106-я пехотная и 2-я танковая дивизии – вдоль Ленинградского шоссе на Черная Грязь, Химки; 35-я пехотная, 5, 10 и 11-я танковые дивизии – на Крюково и из района города Истры на Дедовск, Красногорск.
Для уничтожения танков и моторизованной пехоты противника, прорвавшихся в район Льялово, Холмы, Клушино, были сосредоточены (в районе Озерецкое, Черная Грязь, Безверхово): 282-й стрелковый полк, 24-я и 145-я танковые бригады, кавалерийский полк, 31-й пушечный артиллерийский полк и 509-й артиллерийский полк ПТО. В 17 часов 28 ноября эти части перешли в наступление, однако вследствие сильного сопротивления противника к исходу дня отошли в исходное положение.
В течение 28 ноября фашистская авиация проявила усиленную деятельность; ею было произведено 180 одиночных и 21 групповой вылет перед Западным фронтом. Повышенная деятельность авиации противника была отмечена в районе южнее Солнечногорск, Красная Поляна, Крюково, т. е. на направлении действий основных подвижных группировок немцев. Наша авиация (23, 43 и 47-я авиадивизии), обеспечивавшая действия армий правого крыла фронта, бомбардировала скопление пехоты и танков противника на дорогах и в населенных пунктах в районе Клина, Солнечногорска, Истры.
Бои за истекший период показали, что враг, напрягая силы, стремился как можно скорее разгромить противостоящие части Красной Армии и выйти к Москве с северо-запада. Однако упорное и искусное сопротивление наших войск на ряде рубежей не дало ему возможности в короткий срок завершить операции на правом крыле Западного фронта и достигнуть решающих результатов. Войска противника, несущие значительные потери в живой силе и технике, постепенно истощались, изматывались и снижали свою ударную мощь.
Бои на ближних подступах к Москве 29 ноября – 3 декабря.
Вступление в сражение резервных армий
В течение 29 и 30 ноября бои на правом крыле Западного фронта продолжались с неослабевающей силой.
Подвижные группы противника с утра 29 ноября продолжали наступать с рубежа Яхрома, Ольгово, Тимоново, Есипово, Лопотово, Полевшино, Высоково (5 км восточнее Истры), стремясь на своем левом фланге форсировать канал Москва—Волга, а в центре прорваться из района Солнечногорска в юго-восточном направлении на Красную Поляну, Крюково.
На правом фланге 30-й армии в течение 29 и 30 ноября войска продолжали закрепляться на занимаемых позициях; противник особой активности здесь не проявлял.
В центре армии шли бои местного значения с мелкими группами пехоты противника, на левом фланге производилась перегруппировка войск. К исходу 30 ноября части армии (5-я стрелковая, 46-я кавалерийская, 185-я стрелковая дивизии, 1319-й стрелковый полк) занимали прежний рубеж обороны. В состав армии прибывали 365-я стрелковая и 82-я кавалерийская дивизии. Перед правым флангом и центром армии были расположены 27-й армейский корпус (129-я и 86-я пехотные дивизии), 36-я мотострелковая дивизия и часть 1-й танковой дивизии противника.
Войска 16-й армии, против которой противник направил свой основной удар, в течение 29 и 30 ноября вели напряженные бои. Подвижные части противника развивали удары вдоль шоссе Каменка—Озерецкое, по Ленинградскому и по Истринскому шоссе.
В целях более прочного обеспечения рубежа Ольгово, Федоровка, Вельево части 133-й и 126-й стрелковых и 17-й кавалерийской дивизий, курсантского полка, 24-й и 21-й танковых бригад были объединены в группу под командованием генерала Захарова. В 12 часов 29 ноября группа вела упорные оборонительные бои на рубеже Ольгово, Харламово, Клусово, Тимоново и далее по восточному берегу озера Сенежское. Значительные силы противника (7-я танковая, 106-я и 23-я пехотные дивизии) стремились обойти части группы с северо-востока в районе Ольгово и с северо-запада в районе Тимоново. После ожесточенного боя противник при поддержке танков овладел Ольгово. Его атаки в районе Клусово были отбиты.
На левом фланге группы части 23-й пехотной дивизии противника овладели Ригино, Вельево (северо-восточнее Тимоново 4 км), подвижные части его к утру 30 ноября заняли Каменку (южнее Ольгово 10 км).
Созданная для противодействия прорвавшемуся противнику в районе Холмы сводная группа генерала Ремизова (в составе 282-го стрелкового полка, 145-й танковой бригады и кавалерийского полка) занимала рубеж Озерецкое, Лунево и по южному берегу реки Клязьма. Группа вела бои с противником на всем фронте, удерживая полосу обороны.
Войска 16-й армии (7-я и 8-я гвардейские стрелковые дивизии, 18-я стрелковая и 9-я гвардейская стрелковая дивизии) к исходу дня 30 ноября вели напряженные оборонительные бои на линии Льялово, Алабушево, Крюково, Баранцево, Нефедьево, Ленино, Жевнево. Западнее Красновидово оборонялись части 108-й стрелковой дивизии 5-й армии. В районе Красный Октябрь была сосредоточена 20-я кавалерийская дивизия, в районе Б. Ржавка, Назарьево, Савелки – 2-й гвардейский кавалерийский корпус и в районе Каменка, Брехово – 1-я гвардейская танковая бригада, являвшаяся резервом командующего армией.
В течение 29 ноября вследствие плохих метеорологических условий наша авиация и авиация противника проводили боевые действия ограниченного характера.
30 ноября фашистская авиация произвела на Западном фронте, главным образом на правом крыле фронта, 132 одиночных и групповых вылета.
Наша авиация (43-я и 47-я авиадивизии) вела активную разведку полосы, ограниченной справа линией Крюково, Теряева Слобода, слева – Звенигород, Руза. Уничтожались мотомеханизированные части противника в районе Кочергино, Поварово, Овсяниково; поражались пехота и танки противника в районах Марьино, Куртасово, Холмы.
В последних числах ноября севернее Москвы на канале Москва—Волга (в районе Дмитров, Яхрома) и северо-западнее Москвы в направлениях на Красную Поляну и Крюково сложилась весьма напряженная обстановка. Немцы глубоко продвинулись здесь и разобщили главные силы 30-й и 16-й армий; борьба шла уже на ближних подступах к Москве. Создалось тяжелое положение для войск правого крыла Западного фронта; непосредственная угроза нависла над столицей. Фашисты напрягали все усилия для последних ударов, считая, что окончательная победа уже близка. Но в своих расчетахони недооценили силу сопротивления Красной Армии, не учли наличия у нее мощных и глубоких резервов.
В процессе длительного и напряженного оборонительного сражения на правом крыле Западного фронта резервы (в виде целых соединений и отдельных частей) с разных сторон непрерывно направлялись к угрожаемым участкам. Они вместе с войсками, дерущимися в первой линии, обеспечивали достижение частных успехов, укрепляли фронт, задерживали и останавливали врага, но еще не могли добиться перелома операции в нашу пользу. Наступление немцев продолжалось. Назревал кризис ожесточенного сражения на правом крыле. С целью нанесения решительного контрудара и поражения немецкой группировки, наступавшей на Москву, в дело были введены крупные резервы Верховного Главнокомандования.
С этой целью еще в период с 26 ноября до 1 декабря войска вновь сформированной 1-й ударной армии генерала В. И. Кузнецова (29, 47, 55, 50, 71, 56 и 44-я стрелковые бригады), которая сосредоточивалась в районе Загорск, Дмитров, выдвигались на восточный берег канала Москва– Волга на фронт Никольское (15 км севернее Дмитрова), Бол. Ивановское (22 км южнее Дмитрова).[34]
Одновременно с этим к северо-западу от Москвы в районе Лобня, Сходня, Химки сосредоточивались части 20-й армии (64, 35, 28, 43-я стрелковые бригады, 331-я и 352-я стрелковые дивизии) и выходили на рубеж Черная (12 км севернее Лобни), Хлебниково, Мелькисарово (на реке Клязьме), Усково, вступая в линию фронта между 1-й ударной и 16-й армиями.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15