А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

2). Кто-то пустил в ход довольно язвительную шутку: «Что, собственно, профессионалы о себе воображают? Они играют сильнее любителей всего на одну шайбу».
«Ческословенский спорт» озаглавил репортаж о встрече в Монреале тоже с учетом того поединка: «Премьера с профессионалами прошла так же, как матч в Стокгольме в 1954-м…»
Вот характерные и довольно красноречивые заголовки репортажей о первом матче «серии»: «У тренера Синдена были миллионы друзей, теперь – всего горстка» («Торонто стар», Канада); «Поражение в холодной войне на льду» («Уолл-Стрит джорнэл», США); «Канада потеряла лицо» («Интернэйшнл гэральд трибюн», США, европейское издание); «Канадские звезды – поверженный миф» («Манчестер гардиен», Англия).
Утром третьего сентября я написал комментарий, который приведу здесь как свидетельство настроения прессы, болельщиков тех первых радостных часов.
Назывался он «Спасибо вам, хоккеисты!».
«Не будет преувеличением сказать, что этого матча с нетерпением ждали миллионы поклонников хоккея во всем мире. Всех волновал один вопрос – насколько велика разница в классе игры элиты профессионалов Канады и лучших представителей мирового любительского хоккея?
Большинство, пожалуй, склонялось к тому, что канадцы значительно сильнее, тем более сейчас, когда в сборной СССР закончили выступать такие классные игроки, как Коноваленко, Иванов, В. Якушев, братья Майоровы, Локтев, Альметов, Александров, миновали пик формы Рагулин, Старшинов, Кузькин и некоторые другие.
Но немало было и тех, кто верил в сборную СССР, высоко ставя мужество, скоростные качества советских хоккеистов, умение играть коллективно.
Перед самым отлетом хоккеистов в Монреаль мне довелось беседовать со старшим тренером нашей сборной Всеволодом Михайловичем Бобровым. Был он озабочен. Не все хоккеисты пришли в коллектив в достаточно хорошей, на его взгляд, форме, явно настораживал недавний проигрыш ЦСКА сборной клубов– 1:8. На тренировочном сборе перед отъездом пришлось отдельных хоккеистов подтягивать до нужного уровня. А кроме того, ребята, особенно молодежь, волновались: шутка ли, с кем предстоит скрестить клюшки, да поначалу еще на их поле.
– …А все-таки, сам-то как думаешь? – спросил я напоследок, что называется, не для прессы.
– В Стокгольме в 1954-м нас тоже пугали канадцами, – ответил Всеволод Михайлович, – а мы родоначальников хоккея побили-7:2. Вот сенсация была! Теперь, думаю, жди еще одну сенсацию.
Потом Бобров говорил о том, что кто бы ни выиграл, встречи советских и канадских спортсменов пойдут на пользу тем и другим и главное – мировому хоккею. Поэтому пришлось согласиться играть в такое время, которое не совсем удобно для обеих команд.
Это, конечно, правильно, но больше всего запомнилась именно уверенность наставника сборной СССР. Она, несомненно, передалась и хоккеистам, помогла им выстоять в трудные первые минуты, а затем взять игру «в свои руки».
В матчах лучших любительских сборных в последние годы команды делают по 50–60 бросков, «норма» профессионалов – до восьмидесяти «выстрелов» за игру. В первой же встрече сборных СССР и Канады хозяева смогли лишь 32 раза атаковать ворота Третьяка. Как сказал на пресс-конференции после матча Фил Эспозито, «больше бросков нам не дали сделать соперники».
Вообще на пресс-конференции больше говорили хозяева. Гости справедливо полагали, что главное они «сказали» во время игры. Лишь Борис Павлович Кулагин уточнил: «Советские хоккеисты четко выполнили все указания тренеров».
Гарри Синден – наставник «Кленовых листьев» был опечален, но высказался категорично: «Советские хоккеисты были сильнее по всем статьям. Великолепно провел встречу Третьяк». Его помощник Джон Фергюссон отметил: «Это была очень плохая игра канадской команды».
Пит Маховлич признался: «Жаль, что я раньше не присматривался к игре советских хоккеистов, когда они выступали в Северной Америке».
Бобби Кларк, названный лучшим канадским хоккеистом в этом матче, заметил: «Если бы счет был – 5:4, можно было бы в чем-то сомневаться, но сегодняшний итог безапелляционен».
…Впереди еще три встречи в Канаде – на катках Торонто, Виннипега и Ванкувера. Естественно, «Кленовые листья» приложат все силы, чтобы оставшиеся матчи провести сильнее. Но теперь канадцам будет значительно труднее совладать с нашей ледовой дружиной: советские хоккеисты еще больше уверовали в свои силы, а миф о непобедимости грозных, легендарных, баснословно оплачиваемых профессионалов развеян!»
Буквально через полчаса после того, как этот комментарий был передан советской печати и в другие страны, пришел… «возврат» от Ассошиэйтед Пресс. Вот что сообщал московский корреспондент агентства:
«Победа советской хоккейной сборной над канадской командой – 7:3 разрушила „миф о непобедимости лучших канадских профессионалов“, – заявило агентство ТАСС в воскресенье. Вследствие разницы во времени игра в Монреале закончилась, когда в Москве было раннее утро, – было слишком поздно для того, чтобы отчеты о состязании могли быть опубликованы в воскресных газетах. Однако матч передавался по московскому телевидению в десять часов утра и счастливый советский комментатор возбужденно кричал „Гол!“ при каждом успехе сборной СССР. Это слово звучит одинаково как по-русски, так и по-английски.
Большинство в Москве, хотя и очень горды своими хоккеистами, в то же время немало удивлены».
В эти же часы корреспондент агентства Рейтер передал из Монреаля: «Хоккеисты сборной СССР начали свое турне по Канаде с разгрома команды профессионалов, составленной исключительно из „звезд“ первой величины, – 7:3.
Этот матч разрушил миф, что канадские «звезды» шутя одолеют русских, потому что лучше бегают на коньках, точнее передают шайбу и мощнее обстреливают ворота.
Советская команда, по мнению самих канадских специалистов, играла «фантастически», – коварно поддевал мало понимающих в футболе и регби канадцев репортер английского агентства. – После двух голов, забитых Эспозито и Хендерсоном, гости овладели собой, а Зимин и Петров сравняли счет. Во втором периоде Харламов забросил еще две шайбы. Кларк снизил канадский дефицит до 3:4. Но два гола, забитые в третьем периоде с интервалом в минуту и семь секунд Зиминым и Михайловым, поставили крест на канадской команде. Последний гвоздь вколотил им в самом конце Якушев».
В общем, что и говорить, второе сентября – один из знаменательнейших дней мирового спорта. Один из наиболее радостных дней советского хоккея.
В «Команде Канады» были собраны лучшие силы страны. Даже хозяева американских клубов НХЛ не рискнули воспрепятствовать кому-либо из своих игроков выступить в «серии». Еще двадцатого июля на пресс-конференции в Москве было объявлено, что тренеры дома получат в свое распоряжение по 35 игроков, а в гостях – по 30, что на каждую игру можно будет выставлять по 19 хоккеистов, в том числе двух вратарей, что судить будут по два арбитра: в Канаде-американцы, в Москве – европейцы. Оговаривалось заранее даже то, что дома канадцы будут играть в красных рубашках, а гости – в белых, а в Москве – наоборот.
Вскоре наставники обеих команд объявили свои составы. «Кленовым листьям», правда, пришлось в последний момент заменить перешедших из НХЛ в ВХА – Б. Халла, Чиверса, Трамблэ и Сендерсона. На отчислении «беглецов» из сборной настояли перед организацией «Хоккей-Канада» хозяева НХЛ, за что их потом разносила вся пресса в статьях своих спортивных обозревателей и опубликованных многочисленных письмах в редакции читателей.
В «Команду Канады» были приглашены лучшие тренеры «Хоккей-Канады». Гарри Синден носил капитанскую повязку в «Уитби данлопс» в 1958 году, когда этот клуб завоевал золотые медали на чемпионате мира в Осло. Потом, будучи одним из самых молодых в НХЛ тренеров, привел на вершину славы «Бостон брюинс». Ассистировал ему экс-профессионал Джон Фергюссон, даже в НХЛ за чрезмерное пристрастие к «силовой» игре, прозванный «полицейским», – его выпускали на площадку, когда требовалось припугнуть кого-либо из особо «ретивых» соперников.
Г. Биллард бесплатно предоставил для тренировок сборной свой каток «Мэйпл лифс гарден».
Просматривая видеозаписи матчей с участием сборной СССР на последнем чемпионате мира в Праге, Синден в то же время высказывал большое удовлетворение тем, как необычайно усердно, несмотря на то, что это непривычно рано для них, тренируются игроки его сборной. «Все без исключения, – говорил он, – уже сбросили лишние летние фунты веса».
Синден постарался выкроить время на беседу с прибывшими в Торонто наблюдателями из СССР – тренером сборной Б. Кулагиным и наставником московского «Динамо» А. Чернышевым. Два канадских тренера присутствовали в те же августовские дни на матчах розыгрыша приза «Советского спорта» в Москве и Ленинграде. (Кстати, канадских «разведчиков» потом разнесли в пух и прах. Некоторые пытались целиком на них взвалить вину за плохой результат хозяев в канадской части серии. Разведчики, мол, неправильно сориентировали тренеров и хоккеистов «Команды Канады».)
Из советских спортивных журналистов только Н. Озерову посчастливилось сопровождать нашу сборную в Канаду. И то в Ванкувер он не полетел – возвратился на Олимпиаду и репортаж о четвертой встрече «серии» со стадиона канадского порта на Тихом океане Ванкувера вел на СССР из студии в Мюнхене.
Встречи сборной СССР с командой Канады надолго останутся в памяти очевидцев – это был хоккей высшего мирового класса.
Вспомним вначале некоторые существенные статистические данные.
Было сыграно восемь матчей. Канада – СССР: Монреаль – 3:7, Торонто – 4:1, Виннипег -4:4, Ванкувер – 3:5; СССР-Канада: 5:4, 2:3, 3:4, 5:6. Очки – 9:7 в пользу канадцев, шайбы– 32–31 в пользу советских хоккеистов.
В форме сборной СССР на поле выходили 27 человек – один вратарь, девять защитников и семнадцать форвардов, у канадцев играли 28 хоккеистов.
Во всех восьми состязаниях участвовали: Третьяк, Лутченко, Цыганков, Якушев, Шадрин, Мальцев, Петров и Михайлов; Парк, Бергман, Ф. Эспозито, Курнуайе и П. Маховлич. У нас играли также: Рагулин (6 матчей), Ляпкин (6), Гусев (6), Кузьмин (7), Васильев (5), Шаталов (3), Поладьев (3), Харламов (7), Зимин (2), Старшинов (1), В. Солодухин (1), Анисин (7), Бодунов (3), Лебедев (3), Мишаков (6), Мартынюк (1), Волчков (2), Блинов (5) и Викулов (6); у канадцев: Хендерсон (7), Драйден (4), Т. Эспозито (4), Сайлинг (5), Эвери (2), Савар (4), Степлтон (4), Уайт (7), Ляпойнт (6), Ф. Маховлич (5), Раттел (6), Гэдфилд (2), Жильбер (6), Беренссон (2), Редмонд (1), Кэшмен (2), Паризе (6), Микита. (2), Кларк (6), Эллис (7), Голдсуорси (4), Д. Халл (4), Перро (2).
Канадцы произвели 254 броска, советские хоккеисты – 236. Соперники не так уж и часто атаковали ворота, в среднем за матч производилось с обеих сторон по 60–65 бросков.
Профессионалы получили 123 минуты штрафа, наши хоккеисты– 72 минуты. Распределение штрафного времени по матчам отнюдь не равномерно. В Монреале обе команды имели по три двухминутных удаления. В Торонто у гостей восемь штрафных минут, у хозяев – десять, в Виннипеге опять у обеих команд по три «двухминутки». В Ванкувере у советских хоккеистов два «малых штрафа», у канадцев – три.
Более или менее корректно прошла и первая встреча соперников в Москве-по пять «малых штрафов» с обеих сторон. А затем профессионалы, как говорится, пошли ва-банк. Вот штрафное время в последних трех поединках: сборная СССР – 4 минуты и дважды по 17 минут, канадцы – 31, 25 и 29 минут!
Несмотря на великолепную игру вратарей, особенно Третьяка, и в ряде встреч Драйдена и Т. Эспозито, в среднем за матч забрасывалось по восемь шайб, что говорит о солидном превосходстве нападения над защитой.
Кто забил 63 гола серии? В сборной СССР: Якушев – 7, Михайлов, Петров, Шадрин и Харламов – по 3, Блинов, Викулов и Зимин– по 2, Анисин, Бодунов, Васильев, Гусев, Лебедев, Ляпкин и Лутченко – по одному. У канадцев: Ф. Эспозито и Хендерсон – по 7, Курнуайе – 3, Кларк, Паризе и Д. Халл – по 2, Жильбер, Голдсуорси, Раттел, П. и Ф. Маховличи, Парк, Перро и Уайт – по 1.
У «Кленовых листьев» на счету защитников две шайбы, у наших игроков обороны в активе четыре гола.
Почти половина всех шайб (15) в нашей команде приходится на пятерку Шадрина. Сам он забросил – 3, Якушев – 7, Зимин – 2, Анисин, Ляпкин и Васильев – по одной. У канадцев почти половину голов (14) забили два форварда – Эспозито и Хендерсон.
Коротко напомним ход еще трех поединков в Канаде.
На игру в Торонто хозяева выставили девять новых хоккеистов. Им удалось взять реванш – 4:1. Причем все решилось лишь в третьем периоде. После первых двух счет был 1:0 в пользу гостей. При результате 2:1 грубо ошибся Поладьев. Четвертая шайба уже ничего не решала.
В Виннипеге была отмечена единственная ничья «серии» – 4:4. На сей раз Бобров и Кулагин выпустили шестерку новичков. И молодежь оправдала надежды: при счете 2:4 во втором периоде Лебедев и Бодунов забили два гола.
Поединок в Ванкувере, где сборной СССР раньше часто не везло в матчах с сильнейшими канадскими любителями, на сей раз принес гостям уверенную победу – 5:3.
Выступление наших хоккеистов на родине хоккея заставило миллионы любителей хоккея в Северной Америке произвести переоценку ценностей. Комбинационный стиль нашей команды, который считался у профессионалов пройденным этапом, понравился взыскательной канадской публике. Если на первой тренировке в Монреале профессионалы посмеивались над своими будущими соперниками, то перед последней игрой в Ванкувере за всем происходящим на занятиях наблюдали самым внимательным образом.
Как не раз писали канадские спортивные обозреватели, еще одним откровением серии матчей сборной СССР с сильнейшими профессионалами было то, что в советском хоккее появился вратарь высшего мирового класса – Владислав Третьяк.
В корреспондентский пункт ТАСС в Оттаве в те дни осени 1972 года звонили многие любители хоккея с просьбой поблагодарить хоккеистов сборной СССР за блестящую игру.
Уже первая половина «серии» вызвала много комментариев. Весьма любопытную статью напечатал в середине сентября в широко распространенном американском еженедельнике «Спортс иллюстрейтед» Марк Мелвой. Вот ее перевод, сокращенный за счет описания самих матчей.
«…Теперь, по прошествии самой отрезвляющей недели в истории канадского спорта, хоккей стал русской игрой. За какие-то семь дней сборная СССР развеяла столетний миф о превосходстве канадского хоккея и покончила с легендой о непобедимости игроков НХЛ. Многие теперь задаются вопросом, смогут ли они вновь ходить на матчи „Торонто мэйпл лифс“ с „Окленд силе“?
…Советские хоккеисты не только потрясли профессионалов скоростью своего катания, филигранно точными пасами, совершенством позиционной игры, поразительно точными бросками по воротам и великолепным вратарским искусством, которое продемонстрировал Владислав Третьяк, но и завоевали симпатии зрителей во всех городах, где им довелось выступать.
А на канадских игроков повсюду – от Монреаля до Ванкувера– сыпались безжалостные упреки газет, теле– и радиокомментаторов. «Мне стыдно быть канадцем», – горько заметил Билл Голдсуорси после того, как ванкуверские зрители освистали земляков.
Фил Эспозито, наиболее сильно выступивший в канадской команде, сказал: «Мы старались вовсю и отдали все свои силы. Очень жаль, что люди не хотят этого понять».
…Тренировка бросков по воротам в сборной СССР построена поразительно логично. Мы не увидели никаких щелчков с шестидесяти футов. Никаких щелчков с десяти футов. Вообще никаких щелчков. Они усиленно отрабатывали кистевые броски, направляя шайбу точно в углы ворот. Кен Драйден заметил на этот счет: «Они выполняют броски быстрее, чем форварды НХЛ, и шайба летит у них также сильно».
Если гости и проявили в матчах в Канаде какую-то слабость, то это их склонность делать порой излишние передачи перед воротами соперников.
Во время тренировок и матчей гости строго придерживались выхода на лед пятерками. Иными словами, у них в игре неизменно участвовали одна и та же тройка нападающих и два постоянных защитника.
– Это способствует лучшей коллективной игре, – заметил Синден, – а в НХЛ клубы обычно поочередно используют три звена нападающих, но две пары защитников.
Унижение Канады при всей его глубине отнюдь не означает, что будет обязательно предпринята далеко идущая реформа.
– Мы исповедуем разные принципы, – сказал Фергюссон. – Не думаю, чтобы североамериканцы пожелали вести спартанский образ жизни.
Синден добавил:
– Не думаю, чтобы мне удалось после тренировки отправить своих ребят на трамплин и приказать им прыгать с него пару часов.
Другая причина, объясняющая, почему НХЛ воспротивится переменам, носит сугубо экономический характер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21