А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Список арестованных партийных руководителей поразительным образом совпадал с перечнем тех, кто сыграл наиболее активную роль в ходе коллективизации: Я.А. Яковлев, Е.Я. Бауман, И.М. Варейкис, Ф.И. Голошекин, С.В. Косиор, М.М. Хатаевич, Б.П. Шеболдаев, Р.И. Эйхе, Г.Н. Каминский и другие.
Если в марте 1937 года Сталин решительно осуждал огульные исключения из партии и расстрелы, то с лета 1937 года подобные методы подавления противников стали обычными. И это свидетельствовало, что руководство страны во главе со Сталиным в известной степени утрачивало контроль над происходившими событиями. Совершенно очевидно, что события пошли не так, как они должны были происходить по плану Сталина, собиравшегося устроить конкурс среди партийных работников и поднять их уровень общей и политической подготовки на курсах разных ступеней. Анализируя материалы Смоленского архива, вывезенного немцами во время войны, а затем захваченного американцами, историк Г.Т. Риттерспорн пришел к выводу, что Сталин «не всегда был способен управлять ходом событий» и даже утверждал, что в эти годы он потерпел «политическое поражение». К такому же выводу пришел и Юрий Жуков. По сути дела в эти годы происходила междоусобная борьба между различными группировками во властных структурах, а НКВД использовался как инструмент для устранения идеологических противников.
Однако вряд ли стоит считать, что Сталин потерпел полное поражение. В конце 1938 года Н.И. Ежов был снят с поста наркома внутренних дел, а вскоре массовые репрессии были прекращены и сотни тысяч заключенных были освобождены. Правда, далеко не все. Во-первых, сотни тысяч человек, главным образом из партийного и государственного руководства, были расстреляны. Во-вторых, многие остались в заключении. На 1 марта 1940 года из 1 668 200 заключенных 28,7 % составляли осужденные за контрреволюционную деятельность, то есть около 470 тысяч человек.
Впоследствии практически все осужденные по политическим обвинениям в 30-х годах были реабилитированы (в том числе посмертно), а сотни тысяч заключенных были освобождены. События тех лет до сих пор не были достаточно глубоко проанализированы историками, а потому в общественное сознание со времен хрущевского доклада внедрено упрощенное объяснение происшедших событий (прежде всего с целью скрыть огромную ответственность Хрущева за беззакония в ходе репрессий). Хрущев и его последователи уверяли о главной и чуть ли не единоличной ответственности Сталина за эти репрессии. В то же время нет сомнения в том, что уже на протяжении полувека в нашей стране огульные и жестокие репрессии 30-х годов были осуждены.
Нет сомнения в том, что уничтожение многих видных командиров Красной армии, руководителей партийных организаций, хозяйственников, инженеров и других лиц, ложно обвиненных в заговорщической деятельности, нанесло урон нашей стране. В то же время нельзя не учитывать свидетельства о том, что помимо ложно обвиненных людей среди репрессированных было немало и тех, кто активно участвовал в заговорщической деятельности. Сохранение таких людей в военном, а также партийном и хозяйственном руководстве было чревато возможностью их антигосударственного выступления в разгар войны. Контакты же военных заговорщиков с германскими военными могли бы привести к поражению в случае войны с Германией.
Парадоксальным образом, несмотря на жестокость и несправедливость, проявленную по отношению к большинству обвиненных в ходе репрессий 30-х годов и урон, причиненный ими стране, другими их следствиями стали консолидация общества и укрепление органов управления накануне Второй мировой войны. Хотя враг не нашел немало людей, рекрутированных им в «пятую колонну», в их составе не было значительных государственных и политических деятелей вроде Петена, Лаваля, Дарлана, Дорио. Квислинга, Дефеля и других, сотрудничавших с гитлеровскими оккупантами. Кроме того, многие посты в системе управления партии, хозяйства, армии заняли теперь люди, не связанные больше инерцией гражданских войн и не полагавшиеся на методы, сложившиеся в годы «военного коммунизма». Это были люди, как правило, обладавшие высоким уровнем образования, опытом работы в низовых структурах управления и еще не оторвавшиеся от народа. Последующие события показали, что выдвижение этих людей к руководству страны во многом способствовало победе СССР во Второй мировой войне.
В то же время репрессии затронули сравнительно ограниченные слои советского общества. Для подавляющей части советского общества вторая половина 30-х годов была связана с теми переменами, которые вытекали из новой Конституции СССР и были направлены на идейно-политическое сплочение советского общества. О том, что эти перемены оказали сильное позитивное воздействие, свидетельствовал патриотизм советского народа, проявившийся в годы Великой Отечественной войны.

Глава 19
Усилия СССР по сохранению всеобщего мира и обеспечению своей безопасности

Заботясь об укреплении своей обороноспособности, Советский Союз в то же время делал все от себя зависящее, чтобы предотвратить новую мировую войну. Еще в 1932 году СССР принял участие в Женевской международной конференции по разоружению. Советская делегация на этой конференции внесла предложение о всеобщем разоружении. В случае отклонения этого предложения СССР выдвинул и альтернативный вариант – проект конвенции о пропорциональном и прогрессивном сокращении вооружений. Однако предложение СССР поддержала лишь делегация Турции.
12 декабря 1933 года ЦК ВКП(б) принял решение развернуть борьбу за коллективную безопасность. В принятом постановлении предусматривалась возможность вступления СССР в Лигу Наций. В том же году советские юристы разработали определение агрессии, которое было внесено на рассмотрение международной конференции по разоружению. Хотя представители ведущих стран Запада отвергли это определение, СССР в июле 1933 года подписал конвенцию об определении агрессии с соседними и близко расположенными странами: Афганистаном, Турцией, Ираном, Латвией, Литвой, Эстонией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией. В 1934 года к конвенции присоединилась Финляндия. В мае 1934 года СССР предложил преобразовать конференцию по разоружению в постоянно действующую конференцию защиты мира, а в сентябре 1934 года по приглашению 34 стран мира СССР вступил в Лигу Наций.
За год до этого, в декабре 1933 года, СССР предложил Франции и ряду других европейских стран подписать договор о взаимной помощи против агрессии. Предполагалось, что в этом договоре могли бы принять участие помимо СССР и Франции Бельгия, Чехословакия, Польша, прибалтийские страны, то есть те государства, которые граничили с Германией и могли бы стать жертвами ее агрессии. Эта инициатива СССР была поддержана министром иностранных дел Франции Барту. Однако убийство Барту 9 октября 1934 года положило конец усилиям Франции по созданию Восточного пакта. Правда, договор о взаимной помощи между Францией и СССР был подписан 2 мая 1935 года. 16 мая 1935 года был подписан договор о взаимной помощи между СССР и Чехословакией.
Одновременно руководство ВКП(б) и Коминтерна предприняло усилия для создания широкого всемирного антифашистского фронта общественных сил. Лозунг 1920-х годов о борьбе международного коммунистического движения против социал-демократии и буржуазного пацифизма был снят с середины 30-х годов. Состоявшийся в Москве VII Всемирный конгресс Коммунистического Интернационала принял решение о создании единого антифашистского фронта.
В соответствии с решениями Коминтерна профсоюзы, возглавлявшиеся коммунистами, объединялись с профсоюзами, которыми руководили социалисты. Во Франции и Испании были созданы Народные фронты, в состав которых вошли коммунисты, социалисты, представители других антифашистских сил. В Испании Народный фронт, состоявший из республиканцев, социалистов и коммунистов, получил большинство в кортесах в феврале 1936 года. На выборах в апреле – мае 1936 года Народный фронт Франции одержал победу и пришел к власти. Создавались условия для сдерживания агрессивных намерений Гитлера.
Гитлеровская Германия и ее внешнеполитические союзники видели в СССР и коммунистическом движении главное препятствие для реализации своих агрессивных планов. 25 ноября 1936 года в Берлине был подписан «Антикоминтерновский пакт» между Германией и Японией. Пакт обязывал стороны принимать суровые меры против тех, «кто внутри или вне страны прямо или косвенно действуют в пользу Коммунистического Интернационала». Секретное соглашение к пакту открывало возможность для совместной борьбы против СССР. Еще за два месяца до этого, 25 сентября 1936 года, в Берлине было заключено германо-итальянское соглашение, названное Муссолини «осью», а 6 ноября 1937 года Италия присоединилась к Антикоминтерновскому пакту. (В 1939-1941 годах к Антикоминтерновскому пакту присоединились: Венгрия, Маньчжоу-го, Испания, Финляндия, Хорватия, Дания, Румыния, Словакия и Болгария. Членов этого антикоммунистического блока часто называли «странами оси».)
По мере того как Германия, Япония и Италия демонстрировали свои воинственные намерения в отношении СССР и мирового коммунистического движения, западные державы не только не препятствовали наращиванию агрессивного потенциала участников Антикоминтерновской коалиции, но способствовали росту их вооружений. При активной помощи компаний западных стран, при явном попустительстве, а то и при прямом поощрении западных государств Германия в течение короткого времени обрела мощные вооруженные силы, способные осуществить агрессию против близлежащих стран, включая СССР.
7 марта 1936 года Германия в нарушение Версальского договора о демилитаризации Рейнской области ввела свои войска в Рейнскую область. Правда, премьер-министры Великобритании и Франции Болдуин и Сарро осудили действия Германии, но никаких действий против Германии не было предпринято. Дело в том, что руководители Франции и Великобритании не расценивали вступление германских войск в Рейнскую область как угрозу для них, полагаясь на неуязвимость оборонительной линии Мажино, созданной на франко-германской границе. В то же время вступление вермахта в Рейнскую область существенно ограничивало способность Франции оказать помощь своим восточноевропейским союзникам (Польше и Чехословакии) в случае нападения на них Германии. Но, как справедливо отмечал английский историк А. Тейлор, Франция «давно отказалась от мысли» о такой помощи. Не желала Франция и внести свой вклад в реализацию советско-французского договора о взаимной помощи.
Не было принято действенных мер и против Италии, вторгшейся в Эфиопию 3 октября 1935 года. Решения о санкциях против Италии, принятые Лигой наций, не мешали ей осуществлять агрессию. Соглашения же министра иностранных дел Франции Лаваля с Муссолини и министром иностранных дел Великобритании Хором фактически свели к нулю даже эти частичные санкции.
7 июля 1937 года Япония развязала войну против Китая. В марте 1938 года Германия захватила Австрию, осуществив так называемый аншлюс. Никаких мер против агрессоров страны Запада не предпринимали. Лишь Советский Союз выразил решительный протест против аншлюса и стал оказывать действенную помощь Китаю вооружениями и военными летчиками. Готовность СССР поддержать демократические страны в Европе особенно ярко выразилась после начала гражданской войны в Испании (1936 г.), в ходе которой Италия и Германия открыто предоставили мятежникам помощь оружием и кадровыми военными, В то время, когда Испанскую республику защищали все наиболее последовательные антифашисты, включая писателя Э. Хемингуэя, Советский Союз направил в Испанию оружие и военных, сражавшихся на стороне республиканцев. Запад же саботировал помощь Испанской республике, прикрываясь политикой «невмешательства», которая в конечном счете привела к захвату фашистами Испании в 1939 году.
29-30 сентября 1938 года были подписаны Мюнхенские соглашения, в соответствии с которыми Судетская область была отторгнута от Чехословакии и передана Германии. Главы правительств Великобритании и Франции Н. Чемберлен и Э. Даладье подписали это соглашение, открывшее Гитлеру путь к расчленению и захвату Чехословакии. Заявление СССР о готовности оказать помощь Чехословакии не было принято во внимание правительством этой страны в условиях, когда Франция отказалась от такой помощи. Руководители Франции приняли участие в Мюнхенской сделке несмотря на наличие договоров о взаимной помощи с СССР и Чехословакией. К осени 1938 года Народный фронт фактически распался, а новое правительство Э. Даладье стало саботировать пакт о взаимной помощи с СССР. Было очевидно, что правящие круги ведущих стран Запада рассчитывали с помощью Мюнхенской сделки направить агрессию Гитлера против СССР.
Зима 1938/39 года прошла под знаком подготовки польско-германского нападения на СССР с целью захвата Украины. При этом плацдармом для нападения была избрана Карпатская Русь (или Закарпатская Украина), отделенная от Чехословакии. Французский посол в Берлине Кулондр писал в декабре 1938 года: «Что касается Украины, то на протяжении последних десяти дней о ней говорят все национал-социалисты… Похоже, что пути и средства еще не определены, но цель, по-видимому, точно установлена – создать Великую Украину, которая станет житницей Германии. Для достижения этой цели надо будет подчинить Румынию, убедить Польшу, отторгнуть земли у СССР. Германский динамизм не останавливается ни перед одной из этих трудностей, и в военных кругах уже поговаривают о походе на Кавказ и Баку».
Отказ Германии от германо-польского похода на Украину весной 1939 года, разочаровавший Запад, был вызван возникшими в это время разногласиями между Германией и Польшей. Германия все настойчивее требовала от Польши согласия на передачу Третьему рейху Данцига и создания экстерриториальной дороги через земли, соединявшие Польшу с Балтийским морем (так называемый Данцигский коридор). Захват Гитлером Чехии 15 марта 1939 года, а затем и аннексия Клайпеды (Мемеля) у Литвы 23 марта продемонстрировали всему миру, что Германия не ограничилась присоединением Австрии и Судет, населенных немцами, а готова расширять свои владения и за счет земель, не населенных немцами. Эти события вызвали озабоченность в Варшаве, и 22 марта министр иностранных дел Польши Бек предложил Англии подписать секретное англо-польское соглашение о сотрудничестве. В ответ 31 марта премьер-министр Англии Н. Чемберлен заявил, что Англия и Франция «окажут польскому правительству любую поддержку, какая имеется в их распоряжении», если на Польшу будет совершено нападение.
В этой обстановке Советское правительство 18 марта обратилось к правительству Великобритании с призывом созвать конференцию представителей шести стран (СССР, Франция, Англия, Польша, Румыния, Турция) для того, чтобы обсудить вопросы коллективной безопасности в Европе. Однако ни Польша, ни Великобритания, ни другие западные страны не желали участия СССР в мерах по обузданию германской агрессии.
А. Тейлор отметил сходство в позициях Польши и Великобритании: «Обе страны выиграли от удивительного совпадения обстоятельств, при которых завершилась Первая мировая война, когда и Германия, и Россия потерпели поражения. Этим обстоятельством Польша была обязана своей иллюзорной независимостью; благодаря им Англия приобрела величие и авторитет, которые можно было поддержать без особых усилий. Обе страны хотели, чтобы мир оставался таким же, каким он стал в 1919 году».
Давно стремясь развязать войну между Германией и СССР, Великобритания хотела воспользоваться международным кризисом вокруг Польши для того, чтобы втянуть СССР в неминуемый конфликт. В то же время она не желала такого участия СССР в будущей войне, которое бы привело нашу страну к победе. А. Тейлор отмечал, что правители Великобритании «хотели, чтобы русскую помощь можно было включать и выключать поворотом крана, а они, и, может быть, поляки, имели бы возможность поворачивать его».
Несмотря на явные признаки нежелания Запада пойти на создание действенной системы обуздания германской агрессии, СССР продолжал вести переговоры с Англией и Францией. Необходимость создания надежной системы безопасности на западных рубежах СССР особенно остро сознавалась советскими руководителями в связи с тем, что на Дальнем Востоке разразился советско-японский конфликт.
Действуя в соответствии со своими планами экспансии в Азии, японские милитаристы 11 мая 1939 года вторглись в пределы Монгольской Народной Республики, имевшей договор о взаимной помощи с СССР.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62