А-П

П-Я

 

Это он сделал позднее. Кортес знал, как велик авторитет Куаутемока среди народа, и считал для себя более выгодным иметь его живым. А еще выгоднее было бы расположить к себе Куаутемока, сделать его своим послушным орудием. Поэтому Кортес ответил:
– У меня в плену ты не подвергнешься ни малейшему оскорблению. Ты защищал столицу, как храбрый воин. Испанцы умеют уважать мужество даже в неприятеле.
Весть о пленении Куаутемока сразу распространилась среди ацтеков. И сразу же прекратилось их сопротивление испанцам. Это случилось 13 августа 1521 года – в день, который принято считать днем окончательного покорения Теночтитлана и всей Мексики.
Столица была покорена, но столицы не существовало. То было место, наполненное гниющими трупами, источник страшной заразы, начавшей уже поражать и победителей. И Кортес распорядился вывести свои войска из Теночтитлана.
По некоторым подсчетам, во время осады в столице погибло четверть миллиона жителей. Уцелело же тридцать тысяч мужчин и сто – сто пятьдесят тысяч женщин и детей. Всем им было предоставлено право покинуть столицу.
Трое суток длился печальный исход. По всем дамбам тянулись вереницы измученных людей, страшно худых, со впалыми щеками и потухшим взором, – живые скелеты, испытавшие на себе все тяготы опустошительной войны и блокады.
После победы
Добыча, которая досталась испанцам в виде золота и драгоценностей, была намного меньше того, чем они располагали до «Ночи печали». Ацтеки выполнили свою угрозу – потопили большую часть своего золота или закопали его в земле, чтобы оно не досталось неприятелю.
Кортес пытал Куаутемока, чтобы выведать, где находится золото. Он забыл свое торжественное обещание – не подвергать правителя ацтеков «ни малейшему оскорблению». Ноги Куаутемока поливали маслом, а затем поджигали…
Испытывая ужасные страдания, Куаутемок не проронил ни слова. Когда же подвергавшийся такой же пытке правитель Тлакопана не выдержал и застонал, Куаутемок сказал ему:
– А я, ты думаешь, нахожусь в моей купальне?… Надо стойко сносить страдания.
Так испанцы ничего и не добились.
Спустя несколько лет Кортес казнил Куаутемока по подозрению в заговоре с индейцами майя. Целью заговора было восстание против испанских захватчиков.
При дележе добычи не обошлось без взаимных упреков и обид. Морякам досталось больше всего «трофеев», и это вызывало жгучую зависть пехотинцев. Когда разгорались страсти, дело чуть не доходило до драки.
Нужда в союзниках миновала, и Кортес предложил им вернуться в свои города и селения. Доставшаяся им жалкая добыча – предметы домашнего обихода, утварь, посуда, одежда – не интересовала испанцев, и они разрешили им всё это унести с собою. Это была плата за кровь, обильно пролитую в братоубийственной войне индейцев е индейцами на радость Кортесу и его компании.

История завоевания Мексики в изображении индейского художника. В квадраты заключены знаки первого дня тростника и второго дня ножа (ацтекские названия 1519 и 1520 годов). Под первым знаком изображен испанец, а под ногами его лошади – дубинка, щит и стрелы – символы войны. Направо – бородатый Кортес сидит в теночтитланском храме, представленном в виде кактуса. Индеец предлагает испанцу дань из золотых бус. Под вторым знаком изображен Альварадо, уничтожающий ацтеков у большого храма. Наверху справа нарисована комета – знак дурного предзнаменования.
Разочарование солдат-ветеранов, завоевателей Мексики, было огромным. Все они рассчитывали стать богачами, а очутились у разбитого корыта. На долю рядовых достались жалкие гроши, даже кавалеристы получили всего по сто песо. За что же они воевали?… А ведь ни для кого не было секретом, что Кортес прикарманил изрядную долю награбленного золота и драгоценностей.
На стенах дома, в котором он поселился, стали ежедневно появляться четверостишия самого обидного содержания:
«Плох обманутый воитель, Не ликует, больше тужит; Побежденный победитель, Кто Кортесу верно служит».
Эта надпись была сразу же стерта. Но анонимный поэт не унимался. На следующий день на стене появились новые стихи:
«Наш Кортес-генерал
Всё вдвойне забирал,
Теперь же дал себе волю,
Забрал королевскую долю».
Только угроза виселицы положила конец этому «творчеству», в котором ярко отразились недовольство и разочарование солдатской массы.
Но напрасно Кортес и его конкистадоры полагали, что завоеванием Теночтитлана завершается покорение всей страны.
Они жестоко ошибались. Прошли годы, заполненные восстаниями, военными походами и карательными экспедициями, пока в Мексике, с помощью меча и креста, наступило некоторое «умиротворение».
Идиллическая заря капитализма
Завоевание большой и богатой страны разбойными бандами Кортеса может показаться чем-то сверхъестественным. Многие буржуазные ученые так и освещают эту эпопею. Одни видят в ней победу «прогрессивной» европейской цивилизации над «отсталой» американской. Другие рисуют ее как торжество принципов христианской религии над языческой.
Подлинная цена всем этим объяснениям нам хорошо известна. Трудно представить себе солдат Кортеса – уголовных преступников, грабителей и насильников, поджигателей и убийц – в качестве культуртрегеров, носителей цивилизации. Что же касается преимуществ христианской религии, которой были облагодетельствованы индейцы, то об этом хорошо сказал Карл Маркс. Он писал:
«Относительно христианской колониальной системы В. Хауит, человек, сделавший христианство своей специальностью,[xxv] говорит: «Варварство и бесстыдные жестокости так называемых христианских рас, совершавшиеся во всех частях света по отношению ко всем народам, которых им удавалось поработить себе, превосходят все ужасы, совершавшиеся в любую историческую эпоху любой расой, не исключая самых диких и невежественных, самых безжалостных и бесстыдных». 1
Поражение Мексики было процессом глубоко закономерным.

Кортес в парадном одеянии. Слева вверху изображен его герб.
И дело тут не только в огромных преимуществах огнестрельного оружия перед луком, стальных клинков перед деревянными пиками, кавалерии и европейской военной тактики перед действующей нестройной массой пехотой индейцев.
Мексика не была единым централизованным государством. Она состояла из множества независимых городов-государств, враждовавших друг с другом, слабо связанных между собой экономически. Правда, ацтекам удалось подчинить своей власти большую часть этих городов и заставить платить себе дань. Силой оружия они сколотили обширное государство. Но они не сумели создать прочную государственную организацию и спаять разнородные части своей «империи» (так называли государство ацтеков испанцы) в единое целое. Притеснения и поборы со стороны правителей Теночтитлана вызывали ненависть покоренных племен и народов. Этим ловко воспользовался Кортес, ввергший Мексику в братоубийственную войну, чтобы стать самому ее безраздельным хозяином.
Завоевание Мексики дало большой толчок разрушению феодальных порядков в Европе. То был период первоначального накопления капитала, и золото, награбленное испанцами, вызвало к жизни целую серию новых грабительских походов, в свою очередь еще более увеличивших приток капиталов. «Сокровища, добытые за пределами Европы посредством грабежа, порабощения туземцев, убийств, притекали в метрополию и тут превращались в капитал».[xxvi]
Кровь стынет в жилах, когда знакомишься с теми средствами и методами, которыми конкистадоры добывали себе богатства. Пытки, истязания, виселицы, костры с заживо сжигаемыми индейцами – всё узаконялось, когда речь шла об обогащении завоевателей. Для охоты за индейцами испанцы специально дрессировали свирепых собак-людоедов…
Римско-католическая церковь благословляла своих сынов на истребление индейцев. Сопротивление же ей расценивалось папой как «оскорбление всемогущего бога и святых апостолов Петра и Павла».
Самым жестоким образом подавлялась малейшая попытка получить независимость. Карался и правый, и виноватый – всё поголовно население «мятежной» местности.
Характеризуя период первоначального накопления, К. Маркс писал: «в действительной истории крупнейшую роль играют завоевание, порабощение, разбой, – одним словом, насилие».[xxvii]
«В действительности методы первоначального накопления – всё, что угодно, но только не идиллия»,[xxviii] – иронически замечает он далее.
Завоевание Мексики Кортесом – красноречивая иллюстрация к этим высказываниям Маркса.
Еще более полная и развернутая характеристика эпохи дана великим основоположником марксизма в следующих словах:
«Открытие золотых и серебряных приисков в Америке, искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в рудниках, первые шаги к завоеванию и разграблению Ост-Индии, превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих – такова была утренняя заря капиталистической эры производства. Эти идиллические процессы составляют главные моменты первоначального накопления».[xxix]
Падение Теночтитлана свершилось как раз на заре капитализма, когда начали действовать «идиллические процессы» первоначального накопления. Нужен ли более наглядный пример «искоренения, порабощения и погребения заживо» индейцев, чем тот, который продемонстрировал Эрнандо Кортес в Мексике!
Знакомство с «подвигами» испанских конкистадоров в Америке глубоко поучительно для каждого советского школьника и для всех, кто интересуется историей.
Любовь к свободе нельзя убить
Еще целых два года после завоевания Мексики длилась тяжба между губернатором Кубы Веласкесом и Кортесом. Щедрые золотые и серебряные приношения помогли Кортесу решить этот затянувшийся спор в свою пользу.
Когда вся страна была покорена, Кортес без сожаления расстался с Мариной, верой и правдой служившей ему все эти годы. Он отдал ее в жены одному из своих конкистадоров.
…Более четырехсот лет прошло со дня падения Теночтитлана и гибели Куаутемока, казненного Кортесом. Но память об организаторе героической обороны столицы до сих пор живет в мексиканском народе, значительную часть которого составляют потомки ацтеков. Его чтут в стране как национального героя. А имя Кортеса и других конкистадоров навсегда вошло в историю синонимом алчности, вероломства, безудержного разбоя.
На месте Теночтитлана вырос город Мехико. Но это сейчас не город на озере – воды его давно осушены, вместо них простираются поля. А там, где стоял пирамидальный храм Уицилопочтли, сейчас высится большой кафедральный собор.
На центральной площади города установлен величественный памятник организатору обороны Теночтитлана – Куаутемоку. На пьедестале монумента начертаны слова:
«Памяти Куаутемока и тех воинов, которые героически боролись за свободу своей страны».
Ежегодно в день падения Теночтитлана жители Мехико собираются у памятника, чтобы продемонстрировать свою любовь и признательность всем тем, кто отдал свою жизнь за счастье и независимость родины.
Современная мексиканская культура впитала в себя много элементов древней культуры ацтеков. Они дают себя знать в литературе, музыке, скульптуре, в народных художественных ремеслах, в одежде, в характерных особенностях быта и во многом другом.
Мексиканский народ гордится своим славным прошлым. В его истории – немало героических страниц борьбы с иностранными поработителями, покушавшимися на свободу и суверенитет страны.
Когда в середине прошлого века французский император Наполеон III пытался навязать мексиканцам в качестве правителя своего ставленника Максимилиана Австрийского, в стране вспыхнуло всенародное восстание. Трудящиеся массы под предводительством индейца Хуареса разбили войска новоявленного императора Максимилиана, а сам он был захвачен в плен и расстрелян.
Однако у неудачливого претендента на мексиканский престол нашлись влиятельные сторонники. Они построили на месте расстрела часовню. В ней хранится книга для записей. Но записи, которые там сделаны, оказались совершенно неожиданными для высоких покровителей Максимилиана. Вот одна из них:
«Пусть будут прокляты те, которые хотят стать диктаторами свободных народов. Они кровью платят за свою вину и служат лишь славе тех, кто, как Хуарес, борется за свободу Мексики».
Еще ранее – в 1810 году – в маленьком мексиканском городке Долорес вспыхнуло восстание индейцев против испанского владычества. Пастухи, батраки, крестьяне, ремесленники, рабочие рудников, вооруженные дубинками и топорами, ножами и пращами для метания камней, брали город за городом, бесстрашно боролись с артиллерией, обращали в бегство регулярную армию. Под знамена Идальго, возглавившего восстание и провозгласившего лозунги независимости страны, равенства белых и цветных, отмены грабительских налогов, передачи земли, отнятой у индейцев, ее бывшим владельцам, стекались десятки тысяч людей.
Восстание было подавлено со страшной жестокостью. Главари его попали в плен и были обезглавлены, тысячи индейцев расстреляны. Но память об Идальго и его боевых соратниках священна в Мексике, она живет в сердцах миллионов людей. Имена их золотыми буквами вписаны в летопись борьбы за национальное и социальное возрождение.
После казни Идальго новое всенародное восстание на юге Мексики возглавил Морелос, в прошлом батрак. Он боролся за демократическую республику со всеобщим избирательным правом, за отмену привилегий духовенства и офицеров, за раздел крупных имений и изъятие церковных земель в пользу крестьян, за конфискацию имущества богачей. И это восстание окончилось неудачей и гибелью его вождей. Но оно подготовило почву для последующих победоносных народных движений, давших Мексике национальную независимость и крупные социальные реформы.
Традиции свободолюбия вошли в плоть и кровь мексиканского народа. Они – залог его прекрасного будущего.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26