А-П

П-Я

 


Последние переводы Библии намного точнее: «Число лет нашей жизни обмерено и составляет 70, а при особом долголетии – 80. И вся наша жизнь протекает в трудах и заботах, и даже радость жизни – не что иное, как печальный обман».
И все же не хочется совсем исправлять эту ошибку великого реформатора – без некоторых иллюзий жизнь казалась бы еще горше.

РАБОЧИЙ ДОГОВОР

Часть суммы по договору о работе платит работодатель.
Ничего подобного – работодатель не платит ни копейки. Работающий выплачивает все расходы по договору, так же, как он платит все налоги, аренду, проценты и так далее. Несмотря на то, что, согласно законам ФРГ о социальном обеспечении, работодатель несет половину стоимости всех этих выплат, на самом деле это – трюк карманного воришки.
С чисто экономической точки зрения все расходы работодателя на одного человека, занятого на его предприятии, относятся к брутто-зарплате, независимо от того, идет ли речь об отпуске, о премии к Рождеству, служебной машине, квартире, нанятой за счет фирмы, доплате на питание в заводской столовой или взносах со стороны предприятия в страховой фонд. Абсолютно все расходы, понесенные со стороны предприятия, входят в заработную плату занятого. Тут все ясно. Скажем, в Федеративной Республике Германии в 1993 году эти расходы на одного работающего составили в среднем 4900 марок в месяц (в 1970 году – 1350 марок). Лишь 54% от этой суммы действительно причиталось работающему, остальное уходило на отчисления в пользу государства (15%) и на социальное страхование (31%). В этом и популярность мифа о рабочем договоре – люди не замечают, как их обманывают, им кажется, что кто-то другой оплачивает их расходы на социальную помощь.
Это – чистой воды иллюзия. Работодателю на самом деле безразлично, как будут потрачены эти 4900 марок, и все равно, в каком соотношении деньги будут распределены между рабочим, министерством финансов и службами страхования. Владельца предприятия интересует только пропорция между расходами на производство и брутто-зарплатой, определяющей его чистую прибыль.

РАБСТВО (1)

Причиной гражданской войны в Соединенных Штатах было освобождение рабов.
Причиной гражданской войны, которая велась между южными и северными штатами Америки в 1861–1865 годах, не была проблема освобождения рабов (по крайней мере, она не была непосредственной причиной). Война была вызвана решимостью севера во что бы то ни стало предотвратить раскол страны и отделение южных штатов.
К началу войны у президента Линкольна была только одна забота – единство нации. Об освобождении рабов в южных штатах, стремившихся стать независимыми, он вовсе не думал или считал это второстепенным. В наши дни нелегко понять фанатизм, с которым Линкольн пытался удержать страну единой, особенно когда мы стали свидетелями того, как прежний Советский Союз почти бескровно распался на отдельные государства. Для Линкольна же главным было единство страны, и ради этого он примирился бы и с рабством. В своей знаменитой речи «Разделенный дом», которую он произнес в 1858 году, Линкольн сказал следующее: «Дом, который распался на куски, не может стоять. Я полагаю, что наша система управления, в которой половина стоит за рабов, а половина – за отмену рабства, не может быть стойкой. Я не хочу ждать, пока Соединенные Штаты распадутся, я не хочу дожидаться, пока наш дом упадет. Попытки разделить его должны быть прекращены. Так или иначе, он должен быть единым».
Сам Линкольн отнюдь не относился к аболиционистам, как называли борцов за освобождение рабов. Он неоднократно обещал южным штатам, стремившимся к независимости, не вмешиваться в их дела, в том числе и в вопросы рабства. Чтобы сохранить единство нации, он обещал южанам, что закон о выдаче беглых рабов будет действовать и на севере, где рабства не было. «Лишь в ваших, а не в моих руках, о мои злосчастные соплеменники, находится столь сложный вопрос, как гражданская война, – говорилось в президентской речи Линкольна. – Правительство не собирается на вас нападать. Если вы сами не нападете, войны не будет. Вы не приносили небесам клятву, которая обязывала бы вас уничтожить правительство, я же принес торжественную клятву сохранить и защитить его».
Как раз в этом – в защите центрального правительства от центробежных региональных интересов – видел Линкольн свою главную задачу. Ему самому рабство было противно, но ради его отмены он никогда не начал бы войны. Еще в августе 1862 года, т.е. через год после начала войны, он пишет: «Если бы я смог сохранить союз, не освободив ни одного раба, я бы это сделал. И если бы я смог сохранить союз, освободив некоторых рабов и не освободив других, я бы так и поступил. Все, что я делаю в отношении рабства и цветной расы, я предпринимаю, потому что верю, что это может помочь спасти Соединенные Штаты».
Соответственно, освобождение рабов лишь тогда стало целью войны, когда Линкольн увидел в этом потенциальное преимущество – а именно к концу 1862 года, когда стало ясно, что южан уговорить не удастся. Чтобы привлечь на свою сторону основные европейские державы, которые почти всегда симпатизировали южанам, Линкольн издал указ, согласно которому с 1 января 1863 года все рабы в мятежных штатах объявлялись свободными людьми. Этот указ касался только мятежных штатов, а не тех лояльных южных штатов, которые не собирались отделяться, но Линкольн переломил общественное мнение Европы в свою пользу – теперь уже никто не вступал в пакт с южанами и война тем самым была выиграна.

РАБСТВО (2)

Европейские колониальные державы были самыми крупными работорговцами и рабовладельцами.
На деле же самыми крупными работорговцами и рабовладельцами были арабы. Задолго до европейцев арабы обращали в рабство африканских негров, и это продолжалось куда дольше, чем работорговля европейцев. Арабы начали торговать рабами еще в VII веке и прекратили это позорное занятие лишь в прошлом веке. По оценке историков, жертвами арабской работорговли стало от 14 до 15 миллионов человек.
Первое европейское судно с рабами на борту ушло от берегов Африки в начале XVI века. Европейцы обратили в рабство в общей сложности около 10 миллионов человек. Если теперь и говорят о европейцах как о работорговцах больше, чем об арабах, причина кроется, как это ни парадоксально звучит, в том, что европейцы лучше обращались с рабами, поэтому гораздо больше жителей Африканского континента пережило транспортировку на европейских судах. Работорговцы старались по собственным эгоистическим соображениям лучше обращаться с похищенными неграми, арабские же купцы обращались с невольниками очень жестоко. Многие умерли в раннем возрасте, не оставив детей (мужчин нередко кастрировали). Именно поэтому в арабских странах вряд ли встретишь потомков украденных негров.

РАДИОАКТИВНОСТЬ

Облучение, которому подвергается современный человек, – результат современного прогресса.
На самом деле лучевое воздействие, которое сопровождает человека от колыбели до могилы, отнюдь не возникло в наше время – оно существовало всегда.
Без сомнения, самым крупным источником излучения на земле является радиоактивный газ радон. Он встречается почти повсеместно в толще горных пород и излучает примерно 50 миллирем в год из расчета на одного жителя Земли. По 30 миллирем на человека дает космическое излучение (в горах и при полетах на самолете – даже больше). С пищей, в которую входит, в частности, радиоактивный калий, мы получаем еще 30 миллирем. По сравнению с этими величинами, дозы облучения, получаемые во время рентгеноскопии, от телевизоров и тем более от работающих атомных электростанций, минимальны. Достаточно сказать, что люди, обитающие недалеко от атомных электростанций, получают от них около 1 миллирем в год.

РАК (1)

С каждым годом опасность раковых заболеваний увеличивается.
Нет сомнений, что в последние годы и десятилетия опасность заболеть раком возросла. Это отнюдь не означает, что рак стал опаснее. Об этом свидетельствует таблица, в которой приведены данные, сколько человек умерло от рака в 1960 и 1990 гг.




Обе таблицы убедительно показывают, что и мужчины, и женщины стали умирать теперь от рака реже, чем 30 лет назад. Однако, если свалить все цифры в кучу, покажется, что все-таки вероятность смерти от рака возросла. Это из-за того, что в 1960 году в Германии проживало всего 220 тысяч человек старше 85 лет, а теперь их 890 тысяч, и смертность этой возрастной группы ухудшает общую статистику раковой смертности.
А всякие ядерные электростанции и химикаты тут ни при чем.

РАК (2)

Не будь рака, мы все жили бы дольше.
Многие почему-то полагают, что, не будь рака, люди жили бы намного дольше. На самом деле, если спросить, на сколько увеличилась бы продолжительность жизни, если бы не рак, ответ будет – не больше, чем на три года.
Вспомним, что человека подстерегает множество напастей: рак, инфаркты, несчастные случаи на дорогах, убийства, СПИД, болезнь Альцгеймера и т.п. Это, пожалуй, можно сравнить с шансами игрока, играющего на нашу жизнь. Он бросает кубик со ста гранями (100 – примерный предел возраста долгожителя, отбросим пока исключения). Рак соответствует грани, на которой стоит 49 (лет), убийство – 25, несчастный случай – 80, смерть от болезни сердца – 75, СПИД – 58. Другими словами, если нам выпадет 25, мы умрем от того, что нечаянно попали в перестрелку бандитов. Если не убили, то в 49 умрем от рака. Если отпадет эта причина, то нам грозит СПИД в 58, либо инфаркт в 75, либо мы попадем в аварию в 80 лет. Таким образом, в этой страшной игре число на стороне выброшенного кубика – это возраст, до которого мы доживем. Если принять такой подход, поставим первый вопрос несколько иначе, а именно: насколько увеличивается средний показатель минимума в этой игре, если исключить риск рака?
На этот вопрос отвечает теория так называемых «конкурирующих рисков», причем именно так, как мы уже сказали: на три года. Попробуем устранить другие заболевания – выяснится, что средняя продолжительность жизни возрастает не так уж сильно: на 7 месяцев, если отбросить все поражения органов дыхания, на те же 7 месяцев, если в порядке будет вся система пищеварения, на 5, если исключить все несчастные случаи. Самый большой эффект – на 7 лет – дает устранение сердечно-сосудистых заболеваний. Но умереть все равно когда-нибудь придется.

РАК (3)

Высокая смертность от рака – свидетельство плохой системы здравоохранения.
Высокую смертность от рака не следует воспринимать как позор для страны или для ее системы здравоохранения, скорее наоборот – чем больше людей в какой-либо части земли умирает от рака, тем лучше обстоит там дело с охраной окружающей среды и с медицинским обслуживанием.
Рассмотрим таблицу.



Люди умирают от рака чаще, потому что они становятся старее.
Наиболее точным показателем качества окружающей среды и медицинского обслуживания является продолжительность жизни. Но чем дольше мы живем, тем чаще умираем от рака. Не удивительно, что самый высокий показатель смертности от рака – 25% – у японских мужчин, которые и живут дольше всех (74 года). А в самых бедных странах мира смертность от рака составляет всего каких-нибудь 5–10%.
Эта же зависимость прослеживается по всем городам Федеративной Республики: максимальная смертность от рака наблюдается в Бремене (23,5%) и в земле Шлезвиг-Гольштейн (23,4%), и там же самая большая продолжительность жизни.

РАК (4)

Рак молочной железы передается по наследству.
Согласно исследованию, выполненному медиками Гарвардского университета, наследственность в заболеваниях раком молочной железы играет значительно меньшую роль, чем принято думать. В гораздо большей степени причиной рака молочной железы являются алкоголь и недостаток витаминов.
До сих пор все исходили из того, что женщины, матери и сестры которых заболевали раком молочной железы, подвержены риску заболеть в 14 раз большему, чем те, в семье которых не было раковых больных. Гарвардские медики начали свое исследование с 1976 года и наблюдали в течение 15 лет 121 000 больных. Оказалось, что наследственность играла роль только в 2,5% всех клинических случаев.
Зато гораздо более опасными факторами оказались нехватка витамина А и злоупотребление алкогольными напитками. Заметили, например, что у медсестер, в рационе которых не хватало витамина А, вероятность заболевания раком молочной железы повышалась на 20% по сравнению с теми, в пище которых витамина А было достаточно. Риск увеличивался вдвое для женщин, которые регулярно выпивали по стакану вина в день.
Конечно же, совпадение статистических данных нельзя рассматривать как причину заболевания. Люди, которые не прочь выпить стаканчик вина, по всему своему поведению отличаются от борцов с алкоголем, так что подлинная причина может скрываться совсем в другом. Но что бы ни вызывало рак молочной железы, гены, по-видимому, здесь ни при чем.

РАССЕЛ

Бертран Рассел всегда был убежденным пацифистом.
Знаменитый философ и математик Бертран Рассел известен всем как великий пацифист и принципиальный противник насилия. Однако он не всегда был таким. Вскоре после Второй мировой войны Рассел неоднократно устно и письменно призывал американцев положить конец заразе коммунизма, даже если для этого потребуется применить атомную бомбу. Сталин был для него хуже Гитлера, а атомная бомба – последней надеждой человечества. Лишь позднее Рассел возглавил протесты против войны во Вьетнаме и стал убежденным пацифистом. Он полностью отрицал, что когда-то высказывал иные взгляды, но статья в журнале «Кавалькада», написанная Расселом в октябре 1945 года, сохранила для потомства правду о его прежних убеждениях.

РАСХОДЫ НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Основная доля расходов здравоохранения приходится на обслуживание пожилых людей и старение населения – первопричина постоянно растущего бюджета здравоохранения.
В развитых странах Запада население в среднем все больше стареет. Отсюда и вывод, что старики – непосильная обуза для бюджета. Такой вывод неверен.
Верно то, что на пожилых людей расходуется много денег. В Германии, например, на гражданина страны в возрасте старше 65 лет – в 5 раз больше, чем на человека моложе 25 лет.
Однако такое соотношение существовало почти всегда. Данные по амбулаторному обслуживанию или по выдаче лекарств за 1960 год выглядят почти так же, как за 1995. Причина (и мы неоднократно указывали на это) в развитии теоретической и прикладной медицины, которая позволяет выполнять очень сложные процедуры, а к ним больной старый человек, естественно, прибегает чаще, чем молодой и здоровый.

РЕЙН (1)

Рейн впадает в Балтийское море.
Строго говоря, это не так. Через 30 километров после границы Германии Рейн разветвляется на Вааль и Паннерденский канал.

РЕЙН (2)

Воды Рейна становятся все грязнее и грязнее.
Один из авторов этой книги в 1960 году учился на Рейне плавать. С тех пор река стала намного чище. Благодаря большому числу очистных сооружений и законодательству, запрещающему сброс сточных вод с высоким содержанием тяжелых металлов, качество воды в Рейне неуклонно улучшается. В настоящее время в Рейне можно встретить 40 видов рыбы – от угря и окуня до лосося и судака. Примерно так же дела обстояли 100 лет назад.

«РЕЛИГИЯ – ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА»

Это чеканное определение принадлежит не Марксу и не Ленину, как думают все, а немецкому писателю Новалису. «Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силу», – написал Новалис в 1798 году.
Кстати, большинство других «марксистских» изречений также принадлежит не марксистам: «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей» (Жан-Поль Марат), «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (Карл Шаппер), «Диктатура пролетариата» (Бланки), «От каждого по способностям, каждому – по потребностям» (Луи Бланк), и так далее.

РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ

Ремни безопасности спасают человеческие жизни.
Прежде всего важная оговорка: если кто-то решил столкнуть свою машину с каменной стеной, он без ремня безопасности неминуемо отдал бы концы. А с ремнем безопасности такой человек имеет шанс выжить.
Только тут уместно спросить: с какой стати его понесло на стену? И выясняется, что если в машине есть ремни безопасности, то вероятность столкновения для нее резко увеличивается. У психологов даже есть так называемая теория «гомеостаза риска», которую примерно можно выразить следующими словами: сознательно или неосознанно, мы меняем наше поведение соответственно меняющемуся риску таким образом, что суммарный риск остается почти таким же. Если увеличивается опасность, возрастает и наша осторожность, а когда опасность уменьшается, мы становимся менее осторожными.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29