А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

собак и кошек по цене 50 центов за галлон. А чтобы все поняли, что происходит, вывесили объявление: «Это молоко предназначено для кошей и собак — ваших любимцев. Пенсильванская комиссия по контролю над молочными продуктами разрешает его продавать только для них. По качеству это то же самое свежее молоко, которое вы покупаете в магазинах для собственного потребления. Заботьтесь о своих четвероногих любимцах, как о самих себе!»
Выдумка пришлась по вкусу всем: и продавцам, и покупателям.
— К нам не придерешься, — посмеиваясь, заявил председатель объединения Эрнест Хейс. — Мы заботимся домашних животных…
А одна из покупательниц призналась:
— У меня две кошки, две собаки и шестеро детей. Нетрудно догадаться, кому достанется молоко…
Выходит, чтобы напоить детей дешевым молоком, нужно открыть молочный магазин для кошек и собак…
Конечно, это уродства, порождаемые пресыщенностью буржуазной жизни и извращенностью взглядов.
Но, может быть, в том и проявляется любовь к собакам? Не думаю. Напомню свидетельство очевидца: когда немцы занимали Париж и население бежало от захватчиков, то в фешенебельных кварталах бродили целые стаи брошенных, голодных породистых псов; зато в кварталах, населенных беднотой, не оставалось ни одного животного. Люди, уходя, захватывали с собой и своих друзей. Дети, женщины, дряхлые старцы тащили на руках дворняжек, кошек. Катится ручная тележка со скарбом, а на возу в куче ребятишек восседает косматая маленькая собачонка…
Просто так же, как в мире людей есть люди, живущие за счет чужого труда, и люди, вынужденные добывать каждую копейку тяжелой работой, так и в собачьем мире есть работяги и лодыри, труженики и тунеядцы, бедные и богатые. Но виноваты в этом не собаки.

* * *

Собака — бесценный помощник. Она способна делать многое и многое. А в некоторых видах служб просто не имеет себе равных.
Представьте такую сценку.
Два собаковода паренька шли с дрессировочной площадки. Вдруг бежит человек, за ним — милиционер: «Держи! Держи!»
Пустили собак. А они на длинных поводках. Хотели отцепить, собаки рванули — поводки вылетели из рук. Собаки бегут, поводки волочатся по земле.
Преследуемый стал стрелять. Пареньки видят: вдруг один пес на дыбы и опрокинулся на спину. Убил!!! Оказалось — поводок зацепился. Пес вскочил — снова за врагом…
Тот видит, что не уйти, остановил проходившую автомашину и, грозя револьвером, забрался в нее. В машине были двое мужчин и женщина. Началась борьба. В эту минуту подоспели собаки — бандита схватили, обезоружили. После повезли в милицию. Не доезжая ее, он вырвался, выпрыгнул и пустился было опять наутек, но собака и тут догнала его. Зубами за ягодицу. Он взвыл от боли, напустил со страху в штаны и сдался.
Вот так. В другой раз не будешь грабить и воровать. Собака — прежде всего труженица, и она помогает труженикам бороться с тунеядцами, охотниками до легкой жизни.
Валентина Леонидовна Борковская, старейшая любительница собак и председатель совета клуба служебного собаководства города Хабаровска, около которой постоянно толкутся ребята, рассказывала.
Как-то слышит крик на лестнице, затем — стук в дверь. Час был довольно поздний, не будь собаки, пожалуй и не открыла бы. Вдруг лихой человек. А с двумя овчарками никто не страшен — «ни черт, ни дьявол», как говорит Валентина Леонидовна. Сначала цепочку, распахнула дверь.
Два испуганных лица, двое юношей. Дышат тяжело.
Оказалось, за ними гонится целая ватага. Двое убегают от шестерых.
Она впустила их, сама с собаками вышла на площадку. Только спустилась на несколько ступенек — навстречу один из преследователей. Здоровенный детина с зверской физиономией! Увидел собак — как ветром сдуло! Кинулся вниз, в подвал. Выяснилось, что там укрылся еще один: от собак. Остальные испарились.
Она не побоялась спуститься и в подвал. Толкнула дверь — не поддается: двое держат дверь изнутри, чтоб не вошла к ним.
— Да ведь все равно не убежать, — сказала она.
— Пока собак не уберете, не выйдем! — донеслось из-за двери.
Одна немолодая женщина устрашила целую банду!
А сосед, здоровый мужчина, не открыл, хотя тоже слышал стук и крики. «Я в милицию позвоню…»
Вскоре подъехала машина с милиционерами. Увидали собак — обрадовались:
— Очень хорошо! А где парни?
— А вот вам два здесь, — показала Валентина Леонидовна на подвал. — Два у меня сидят. Берите.
Вот так. А без собак?
Против смелой служебной собаки очень часто оказывается бессилен топор и нож и даже револьвер. Действует она молниеносно, все движения ее неуловимые, разящие. Не случайно все правонарушители как огня боятся собак.
Сколько необыкновенных историй вы услышите в уголовном розыске! преступник опасно ранил прохожего ножом и скрылся. По следу устремился пес по кличке Барон. Он обнюхал на земле кровяные пятна и затем, не отрывая носа от земли, пустился в погоню. Запах привел к большому дому. Первый этаж, второй… Здесь. Приподнявшись на задних лапах, Барок передними принялся царапать дверь. Дверь открыла женщина с перекошенным от испуга лицом. «А хозяин дома?» — «Дома»… «Хозяин» и оказался тем неизвестным, который ранил прохожего. Он даже не сопротивлялся, хотя нож и сейчас был при нем, а только просил: Ради бога, уберите собаку…» Такой случай был в Свердловске.
Иногда бывает, собака пробежит по следу несколько километров и все равно найдет преступника. Иногда она гибнет, иногда ее ранят в схватке. Опасная собачья работа, а верный друг не щадит себя! Помните Мухтара из фильма «Ко мне, Мухтар!».
Не всегда она воюет с разными выродками да отщепенцами. Дети с воспитательницей пошли в лес гулять.
Воспитательница молоденькая, еще неопытная. Когда направились обратно, — забыла пересчитать подопечных. Вернулись обратно в детсад, а двоих нет.
Туда, сюда — нет детей! На ноги поднял милицию, сообщили родителям. В поиски включились охотники: они знают лес, как дом родной. Но помогли все-таки не они. Помогла Инга, ищейка уголовного розыска. Четверо суток заблудившиеся малыши бродили по лесу, а на пятый Инга подвела людей к большой сосне. Под ней, в ямке у корней, спали зареванные, грязные и выбившиеся из сил голодные дети… Это произошло на Урале.
Розыскная служба — большая слова собаки. О собаках-ищейках написано много, я не стану повторяться. Собаки охраняют промышленные предприятия, мосты, склады, различные снабженческие базы, магазины.
На железных дорогах собаки сопровождают товарные поезда с различными грузами. За десять лет, с гордостью рассказывал мне сотрудник министерства путей сообщения, сопровождены сотни тысяч поездов одними собаками (он подчеркнул слово одни, то есть без вооруженной охраны, стрелков), и — ни одного случая хищения. Где есть собака, вору делать нечего.
Представьте этот «собачий труд». Поезд несется на всех парах, а с платформы на платформу медленно перебирается овчарка. Она несет дозор. В течение суток она несколько раз «промарширует» по всему составу. Немного передохнет, приляжет на коврике из овчины — и снова в обход…
Был случай: пес задержал вора. Сдать задержанного некуда. Вожатый приказа ему лечь на платформу лицом вниз и не шевелится, сам пошел охранять состав. И пес на протяжении 170 километров пути не давал вору подняться.
Еще большая слава собаки — пограничная служба. О пограничных собаках, я полагаю, нашим читателям тоже известно немало. На тысячи километров бесконечно изломанной линией тянется государственная граница Советского Союза. Она тянется по вершинам Памира и среди вечных льдов Заполярья, вдоль берегов Северного Ледовитого и Тихого океанов и в нехоженой дальневосточной тайге, и всюду зорко стерегут ее от вторжения непрошеных гостей наши герои-пограничники, люди в зеленых фуражках, а рядом — обязательно собака.
Верный боевой друг не выдаст, не подведет! Он слышит тогда, когда не слышат другие. Даже чуткий нос его — помощник, с которым не сравнится никакое оружие, никакая кибернетическая машина!
Заметим: пограничные собаки существовали еще во времена древнего Рима; но, пожалуй, только в наши дни, у нас, они показали по-настоящему, на что способны. Сейчас они столь же обычны, как, скажем, полевой телефон или сумка-планшетка с картой местности на боку командира погранотряда.
И совсем не редкость встретить теперь в тайге с собакой… нет, не пограничника и не охотника — промысловика, добывавшего с помощью пушистой лайки «мягкое золото» — пушнину, а представителя совсем иной, сугубо мирной, каждодневной профессии, которой не требуется ни ружья, ни пороха, ни меткого глаза, но которая, тем не менее, тоже может быть по праву названа следопыдством. Речь о геологах, разведчиках ископаемых богатств. Да, собака с некоторых пор тоже ищет руду! Лида не ошиблась.
Я не знаю, будут ли искать руду собаки на Луне (кто скажет: не исключено и это!), но что они уже успешно помогают на м и в этом деле на Земле — факт.
Первой в истории геологии собакой-поисковщиком явилась немецкая овчарка Лари, принадлежавшая финскому гражданину Пенти Матссону. Лари даже выиграла премию в размере тысячи финских марок, а хозяин ее был удостоен награды в семь тысяч марок за то, что, состязаясь с людьми, которые для этого специально кончали высшее учебное заведение, пес нашел впятеро больше руды, чем они. Искали серый колчедан. После этого научно-исследовательский геологический институт в Хельсинки дал указание начать подготовку собак-геологов.
Финны не захотели делиться с нами секретами дрессировки. И не надо! Добились сами. Рядом с Финляндией, в Карелии, были вскоре испытаны первые советские собаки-геологи. Вот клички первых четвероногих рудоискателей — Мурат, Индус, Зевс…
И здесь чутье собаки оказалось неоценимым кладом в людских делах. Четвероногие находили руду на глубине в пять, семь, девять метров от поверхности земли. Они показывали более точно, чем даже иные сложнейшие электрометрические приборы разведчиков-геофизиков!
Способностью улавливать тончайшие запахи поражают нас даже петухи, а собаки тем более!
Ну, и насчет Ашхабада. Верно и про Ашхабад, Лида. Тебе сказали правду. Хотя здесь совсем другой случай. Здесь — не чутье, а нечто совсем иное, предчувствие или инстинкт, которым так богато одарены животные.
Замечено давно, что животные беспокоятся перед несчастьем, очевидно улавливая климатические, метеорологические и иные изменения: змеи выползают из расселин, покидают норы барсуки, лисы, улетают птицы.
Собаки воют перед бедой… Собаки выли и в Ашхабаде в ночь перед землетрясением.
В одной семье жил маленький пинчер. Среди ночи, буквально за минуту или две до начала землетрясения, он вдруг проснулся (а, может, и не спал; как было доподлинно, мы не знаем), подбежал к хозяйскому ребенку, разбудил его и стал тянуть за рубашку к двери. Он действовал так настойчиво, что в конце концов это заставило и родителей ребенка последовать молчаливому приказу животного. И тут же земля дрогнула, заколебалась под ногами, дом обрушился; но люди были спасены. А они-то думали, что пес взбесился, чуть не застрелили его!…
Я не берусь объять необъятное. И все описанное здесь — лишь малая часть того, что делает собака, на что она способна; но все же это дает некоторое представление о разнообразии ее использования, об огромной полезности собаки.
Однако рассказанное еще не дает ответа, почему мы любим ее. Видеть в собаке лишь одну практическую, утилитарную сторону — слишком мало. Чтоб понять это, надо завести собаку.


В ДНИ ИСПЫТАНИЙ И ПОБЕД

«В салазки Жучку посадив»… А если Жучка не едет в салазках, а сама превращена в коня и тащит тяжело нагруженные сани с боеприпасами или вывозит раненного из-под огня?
Я еще не рассказал, как собаки служили нам в дни войны. Перелистываем записи, газетные заметки, приказы военного командования. Они перенесут нас в то суровое и героическое время.
«Мы часто употребляем слова условно, не задумываясь, подходят ли они к случаю. Так, гитлеровцы иногда называют «собаками». А вот передо мной Жучка, мохнатая лайка с добрыми карими глазами. Она спасла немало раненных бойцов. Нет в ней ничего общего с жестокими и низкими существами, которые приползли на нашу землю, и обладай Жучка даром речи, она, наверное, сказала бы своему вожатому: «Не зови ты немцев собаками».
Издавна собаку окрестили четвероногим другом. Она помогала и пастуху, и охотнику, и пограничнику. В дни войны собака не подвела. Недавно на Калининском фронте произошло следующее, почти невероятное происшествие. Немецкие танки приблизились к нашим блиндажам, но, услышав собачий лай, повернули назад. Это случилось вскоре после того, как бойцы майора Лебедева отбили танковую атаку. Немцы тогда пустили шесть танков, которые, несмотря на артиллерийский огонь, подошли вплотную к нашим позициям. Здесь-то на танки бросились собаки. Головной танк был взорван овчаркой по кличке Том. Другие танки поспешно развернулись, преследуемые собаками.
В мае на Изюмском направлении бойцы под командой старшего лейтенанта Конькова остановили танковую атаку. В отряде Конькова были служебные собаки, и собаки взорвали девять танков, а также две бронемашины.
В трудную минуту человек идет на поединок с танком. Иногда вместе с человеком идет его четвероногий друг. У бойца Чуркина была собака Малыш — большая дворняжка с огромными ушами сеттера, с силой дога и с умом пуделя. Малыш был хорошо обучен, не задумываясь, он бросился под танк. Его остановил разрыв противотанкового снаряда. Тогда Чуркин сам пополз к танку. Но Малыш его опередил. С тоской рассказывает Чуркин о конце Малыше: «Это была собака…»
Ум собаки и терпение ее воспитателя делают чудеса. Есть у нас собаки, взорвавшие танки, но уцелевшие. Все знают, как собаки-водолазы спасают тонущих или как сенбернары выручают путников, замерзающих в горах. Теперь на человека идет железное чудовище — танк, и собака еще раз помогает человеку выйти из беды.
Кто зимой не видел на фронте нартовых собак? Это русские лайки, пушистые, ласковые, выносливые. Они спасли тысячи и тысячи жизней. В лесу по глубокому снегу четыре лайки быстро, но осторожно везли лодочку с ранеными. Машины не могли проехать, лошади не проходили, а собаки совершали по несколько рейсов в день.
Помню одну упряжку. Лайки замечательно работали, тогда иногда Шарик ворчал на Красавчика — они были в ссоре, но знали, что теперь не до драки, и ворчали вполголоса. В лодочке лежал раненый лейтенант, любимец роты: осколок мины разбил колено. Один из бойцов подошел к псам, погладил их и серьезно сказал: «Молодцы, что довезли…»
На одном участке Западного фронта отряд нартовых собак перевез за месяц 1239 раненых и доставил на передний край 327 тонн боеприпасов. Передо мной записка, нацарапанная наспех карандашом: «Наша честь, наступая, несет потери. В церкви скопилось много раненых. Вывезти не на чем. Если можно, сейчас же пришлите нартовых собак. Положение серьезное. Командир медсанбата». Собаки поспели вовремя и вывезли раненых. Собаки выручали в заносы, в распутицу. Теперь собаки тащат упряжки на колесах. Они пробираются по лесу между кустами. Их не пугают ни мины, ни пули. Я знаю лайку Мушку. Осколок мины оторвал у нее ухо, но она продолжала работать. Это обстрелянная собака. При сильном огне она не ждет, но ползет. Другие собаки явно уважают Мушку и следуют ее примеру. Недавно один боец отдал ей свой кусок мяса и задумчиво сказал: «Как будто она… а может, и не она — похожая… Вот такая меня спасла возле Ржева…»
Есть собаки по природе приветливые, общительные, они незаменимые помощники санитара. Было это возле Мухиничей. Шотландская овчарка Боб в белом халатике ползла по поляне. Короткая пауза между атакой и контратакой. Раненый заползли в ямы или в воронки от снарядов. Боб отыскал шестнадцать раненых. Найдя человека среди снега, Боб ложится рядом и громко, взволнованно дышит: «я здесь». Боб ждет, не возьмет ли раненый перевязку: на спине у собаки походная аптечка. И Бобу не терпится: скорей бы взять в рот бринзель (кусок кожи, подвешенный к ошейники, — знак того, что собака нашла раненного) и поползла за санитаром, начался обстрел из минометов. Осколок оторвал у Боба сустав передней лапы. Он все же дополз до хозяина, не выпуская изо рта бринзель, торопил: «скорей за мной!…»
Есть и другие собаки, с характером угрюмым, недоверчивым. Эти превосходно охотятся за «кукушками» («кукушками» во время войны наши бойцы называли вражеских стрелков-снайперов, засевших на деревьях и высматривавших одиночные жертвы).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26