А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

У французских и отчасти у швейцарских католиков три последние дня К. носят название jours gras. Нечто подобное К. встречается в Германии, под именем Fаsching, уже в средние века. Интермедии и интерлюдии (Fastnachtsspiele) сопровождают К. с XIII до XVII в. (интермедии Ганса Фольца, Ганса Розенплита, Ганса Сакса). В конце XVIII в. и начале XIX в. празднование К. распространяется во многих французских, а также в немецких прирейнских и южных городах: Кельн, Кобленц, Мюнхен, Нюрнберг. Значение К. в Германии ослабевает, но всё же и до сих пор К. – народный праздник в Майнце и особенно в Кельне. Западноевропейский К., как и наша масляница – остатки тех языческих празднеств, которые знаменовали переход от зимы к весне, от старого года к новому. Отличительные черты древнеримских весенних празднеств – очищение водою, зажигание огня на алтаре Весты, ряженье, процессии, неистовая беготня по улицам, конские скачки, имеют много общего с зап. европейским К. Вс. Миллер («Русская масляница и западноевропейский карнавал», М. 1884) считает его наследием древнего Рима, отразившимся и на продолжительности карнавальных празднеств. Церкви, возмущавшейся остатками вакханалий и сатурналий, удалось, наконец, ограничить народный разгул немногими днями перед началом вел. поста. Иной взгляд на продолжительность и многие характеристические черты карнавальных празднеств высказан автором рецензии на книгу Вс. Миллера («Журн. Мин. Нар. Пр.», 1884, № 12). Он полагает, что зима и начало весны – время после уборки плодов, время употребления добытого за лето и осень, время надежд на предстоящие сборы, почему праздничное веселье и приходится на эту пору года. Он видит также связь между зап. европейским К. и древнегреческими дионисиями, устраивавшимися в честь Вакха, о которых Вс. Миллер не упоминает. См. ещё Fahne, «Der К.» (Кельн, 1853); v. Reinsberg-Duringsfeld, «Das festliche Jahr» (Лпц. 1863).
Ум.

Карнак

Карнак (егип. Ipet) – имя замечательной группы остатков храмов на правом берегу Нила, в сев.-вост. части площади древних Фив, перешедшее на них от соседней деревни. Со времени возвышения Фиванского царства на степень всеегипетского (XI – ХII дин.), местность эта делается центральным святилищем страны, посвящённым фиванскому богу Амону и его триаде – Мут и Хонсу. Все дальнейшие периоды истории оставили здесь следы; каждый фараон – не исключая даже XVI дин., особенно украшавшей свою сев. резиденцию – старался увековечить здесь своё имя. Зерно представляет святилище главного храма, основанное при Узертезене I и перестроенное Тутмесом III, который открыл его на обе стороны и прибавил ещё другое, на В, с большой гипостильной залой, на стенах которой начертал знаменитую царскую таблицу с анналами, перенесенными, отчасти, в Париж. Сооружение прочих частей восточной половины храма принадлежит другим царям XVIII династии. Лучше сохранилась отделённая переулком западная половина храма, состоящая: а) из воздвигнутого при XIX династии большой (5000 кв. м.) гипостильной залы и b) из выстроенного при Бубастидах огромного (8160 кв. м.) перистильного двора. В этот двор были включены малые храмы: Рамзеса III, стена которого пересекала южную ограду двора, и Сети II – в северо-западном углу. Внешние стены этой части храма покрыты интересными надписями и изображениями: на южн. стороне двора находится известный победный памятник Шешонка (Сусакима), после палестинского похода против Ровоама; на сев. стене гипостильной залы – военные подвиги Сети I в Ханаане и Аморее и триумф его, а на южной стене – подвиги Рамзеса II и так назыв. «эпос Пентаура»; договор с хетами начертан на примыкающей ограде, которая начинает собою целый ряд дворов и пилонов, выстроенных разными царями XVIII – XX дин. и направляющихся к Ю, до аллеи сфинксов – дромоса новой серии храмов, также окружённой оградою и воздвигнутой на берегу подковообразного священ, оз. Иешер. Главный из них, выстроенный Аменготепом III, иосвящен матери Амона – Мут. К З от ряда дворов – небольшой изящный храм Хонсу, основанный Рамзесом III и имеющий перед собою сооруженный при Птолемеях пилон и аллею сфинксов, по направлению к Луксору; ещё западнее – маленький храм богини Нила, Алет, служащий теперь музеем. К В от ряда дворов – свящ. озеро, служившее для процессий барки Амона. К С от главного храма, в особенной ограде – третья группа святилищ; главное, в честь Монту, основано Аменготепом III. Отсюда на С идёт также аллея сфинксов. Нектанеб, несмотря на ужасы персидского времени, успел соорудить пилон к В от древнего святилища, которое, таким образом, оказалось в самом центре зданий. Повреждения, нанесённые Артаксерксом III, были исправлены первыми Лагидами, но при последних началось падение храма, окончательно завершившееся землетрясением 27 г. до Р. Хр. См. Mariette, «Karnak» (Лейпциг, 1875), Brugsch, «Reiseberichte» (1855).
Б. Т.
Через большой главный пилон (длиною в 110 м., вышиною в 43 м.), стены которого, вопреки обычаю древних египтян, не имеют никаких скульптурных украшений, входят на передний двор (102 м. дл. и 80 м. глуб.). С юго-зап. стороны к этому двору примыкает интересный по своим скульптурам храм Амона. В южн. углу того же двора находится небольшая, но важная, по иссеченным на её стенах рельефам исторического содержания, так назыв. «зала Бубастидов».
Второй пилон ведёт со двора в колоссальную гипостильную залу. Потолок её некогда подпирали 134 колонны, с капителями, отчасти в виде нераспустившегося цветка лотоса. Стержни этих колонн, равно как и лежащий на них архитрав, сплошь покрыты вырубленными на них плоским рельефом картинами и надписями. В высшей степени любопытны рельефы на юго-вост. и юго-зап. стенах залы, изображающие, с одной стороны, воинские подвиги Сети I, а с другой – Рамзеса II. Позади гипостильной залы находилось несколько помещений, представляющих теперь развалины, несколько обелисков, святилище, пространство, загроможденное ныне остатками стен и грудою каменных глыб, и, наконец, большая зала, потолочные балки которой поддерживаются 20 колоннами, стоящими в два ряда, и 34 столбами. Вокруг этой зады, с трех сторон, расположено несколько больших и малых зал, так назыв. «зала кариатид» и, дальние к ЮВ, пилон, заключенный в стене, сложенной из необожжённых, сделанных из нильского ила кирпичей, которая опоясывала всю совокупность исчисленных сооружений. За тою же стеною, но отдельно от прочих храмов, стоит оставшийся неоконченным храм Хонсу. А. С – в.

Карно

Карно (Николай Леокард Sadi Carnot) – род. в 1796 г., в 1814 г. окончил курс политехнической школы и вступил на госуд. службу, которую оставил в 1319г. с целью совершить поездку в Германию; в 1824 г. напечатал единственный свой труд: «Reflexions sur la puissance motrice du feu», доставивший ему славу основателя механической теории тепла. С 1826 г. по 1828 г. К. был опять на государственной службе, а в 1832 г. скончался от холеры. На долю К. выпало редкое счастье найти плодотворный метод исследования и даже получить некоторые верные заключения, исходя из неверного предположения. Он сравнивал тепловую машину с водяным двигателем и предположил, что работа получается только вследствие перехода тепла из источника высшей температуры в холодильник, как в источник температуры более низшей. О переходе же тепла в работу К. ничего не говорит в своей книге; только в 1872 г. брат его (Н. Carnot) напечатал в «Journal de l'Ec. Polyth» (II Serie t. 1), посмертные его бумаги, в которых ясно, но неуверенно, высказывается понятие о механическом эквиваленте тепла и даже приводится численная величина его, очень близкая к вычисленной Мейером: «на основании некоторых, составленных мною идей о теории тепла, получение одной единицы двигательной способности (1000 кгр., поднятых на 1 м.) делает необходимым уничтожение 2,70 единиц тепла».
В. Лермантов.

Каролинги

Каролинги (Karolinger, Carlovingiens, Саrolingiens) – члены династии Карла Великого. Старшие их поколения (до Карла Великого) иногда называются, по имени Пипина Геристальского, Пипинидами, или же, по имени родоначальника К., епископа мецского, св. Арнульфа – Арнульфингами. Арнульф (умер в 631) происходил из знатного рода – вероятно, франкского. Вместе с австразийским майордомом Пипином Старшим или Ланзенским (умер в 639), он принимал видное участие в политической жизни меровингского королевства. Его сын Анзегиз или Анзегизиль женился на дочери Пипина, Бегге. Анзегизиль занимал выдающееся положение при австразийском дворе (по некоторым известиям – сам был майордомом), но вскоре после смерти отца был убит. Сын Анзегизиля, майордом Пипин Геристальский (умер в 714), объединил под своей властью Австразию и Нейстрию, хотя и не устранил меровингских королей. Это объединение укрепил сын Пипина, Карл Мартелл, После его смерти (741) власть разделили, с титулом майордомов, его сыновья Карломан и Пипин Короткий, возведшие на меровингский престол Хильдерика III. По смерти Карломана и по заключении в монастырь Хильдерика Пипин сделался королём (752 – 768). После его смерти были провозглашены королями его два сына – Карл Великий (766 – 814, с 800 г. император) и Карломан (умер в 771). Из сыновей Карла Великого (Карл, Пипин, Людовик) пережил его только император Людовик Благочестивый (814 – 840). Раздоры, возникшие между его сыновьями Лотарем, Пипином (умер в 838), Людовиком Немецким и Карлом Лысым закончились в 843 г. верденским договором. Династия К. разделилась на несколько ветвей. Вот главнейшие их представители: 1) ветвь Лотаря, старшего сына Людовика Благочестивого, получившего титул императора, Италию, часть Бургундии, Прованс, Эльзас и нынешнюю Лотарингию (умер в 855). Его сыновья: а) Людовик II, имп. (умер в 875), получил Италию, умер не оставив сыновей; сын его дочери Эрменгарды – Людовик III Слепой, король Италии (умер в 905); b) Лотарь II получил Лотарингию (от него и принявшую это имя; умер в 869); после его смерти Лотарингия была захвачена Людовиком Немецким и Карлом Лысым; с) Карл получил королевство Прованс. 2) Ветвь Людовика Немецкого, получившего Германию – сыновья: а) Карломан, король баварский и (с 877 г.) итальянский (умер в 880); у него незаконный сын Арнульф, король германский (887 – 899); у Арнульфа сын Людовик III Дитя, король германский (900 – 911; последний К. в Германии); дочь Арнульфа, Глисмута, была замужем за Конрадом, герцогом франкским; от этого брака сын Конрад I, король германский (911 – 918); b) Людовик II Молодой, получил Франконию и Саксонию, умер в 882, без потомства; с) Карл III Толстый, король Аллемании с 876 г., Италии с 880 г., всей Германии – по смерти братьев, с 881 г. – император, с 884 г. и король Франции, снова объединивший, таким образом, монархию Карла Великого; лишён власти 887, умер в 888 г. 3) Ветвь Карла Лысого, получившего Францию. Его сын – Людовик II, Louis de Begue, f 879; у него сыновья от 1-го брака: а) Людовик III (умер в 882) и b) Карломан (умер в 884), правившие совместно, и от 2-го брака с) Карл Простой (умер в 929), сначала обойдённый французскими баронами в пользу Карла Толстого (см. выше), возведенный во французские короли лишь в 893 г., лишённый затем власти в пользу Рудольфа Бургундского. У Карла Простого сын Людовик lV Заморский, кор. с 936, умер в I954 г.; у него сыновья: а) Лотарь 1 франц. (умер в 986); b) Карл, герц. Нижней Лотарингии (умер в 991). У Лотаря I сын Людовик V Ленивый (умер в 987) последний из К., царствовавших во Франции. По женской линии К. были в родстве с многими германскими герцогскими домами, с итальянскими королями и с Капетингским домом. – См. Warnkoenig et Gerard, «Histoire des Carolingiens» (1862); Bonvel, «Die Anfдnge des Karolingischen Hauses» (1866); Fustel de Coulanges, «Des transformations de la royaute pendant I epoque Carolingienne» (1892); M. Стасюлевич, «История средних веков в её писателях и исследованиях новейших учёных» (т. II, 2 изд. 1886).
Ф. С.

Карп

Карп, карпия, короп, сазан (Cyprinus carpio) – составляет единственный вид рода Cyprinus (в тесном смысле) из семейства карповых. Родовые признаки: чешуйки крупные, в очень длинном спинном и коротком заднепроходном плавнике 3 луч сильно развит, утолщён и зазубрен на заднем крае, с каждой стороны по маленькому усику, на верхней челюсти и по более крупному у угла рта; морда округлённая, тупая, рот на конце головы довольно узкий, глоточные зубы в 3 ряда (во внутреннем ряду 3, в обоих наружных по 1 зубу). Тело К. мало сжато с боков, губы толстые, хвостовой плавник с глубокою вырезкой. Спина и спинной плавник черновато-серые или черновато-бурые, бока по большей части желто-бурые, брюхо и губы желтоватые, плавники, кроме спинного, красноватые или желтовато-фиолетовые. Брачный наряд самца отличается белыми или бурыми бородавками на голове, боках и грудных плавниках. Обыкновенно длина от 30 – 50 стм. до 1 м. и вес до 15 – 20 кгр., редко длина до 1,5 м. и вес до 35 кгр., хотя есть указания, что в русских реках попадались ещё более крупные К.: в 3 пд. 17 фн. и 4 пд. 10 фн. К. почти исключительно пресноводная рыба, но водится также в Каспийском, Чёрном (устья рек и взморье) и Азовском морях. К. водится по всей Европе, умеренной части Азии и разведён в недавнее время в Сев. Америке; у нас он в большом количестве водится в реках, впадающих в Каспийское, Черное, Азовское и Аральское моря, особенно в низовьях Волги (в притоках и среднем течении Волги К. мало, но они водятся постоянно также в верховьях Оки, Суры, и Свияги), в бассейне Балтийского моря К. почти исключительно прудовые, разведённые человеком. К. представляет много разновидностей, которые прежде были принимаемы за особые виды (до 20). Наиболее замечательны: зеркальные или королевские К. (Karpfenkonig или SpiegelKarpfen – Cyprinus rex cyprinorum) с очень немногочисленными рядами чрезвычайно крупных чешуй и голым остальным телом; кожистый К. (Leder-Karpfen – С. nodus) с совершенно голой кожей; С. hungaricus, встречающийся у нас в устьях Днестра и Днепра, отличается очень вытянутым телом. К. питается как растительной, так и животной пищей. Они легко выживают в прудах. К. очень долговечны и достигают 100 – 200 летнего возраста, может быть и большего. К. вообще вялы и медленны и становятся живее лишь в период размножения (май и Июнь); икра откладывается в мелких местах. К. не только приучаются выплывать по звонку за пищей, но и вообще обнаруживают значительную сообразительность и находчивость; от невода они часто спасаются или зарываясь годовой в ил, так что нижний подбор невода проскальзывает по их спине, или перескакивая через верхний край его. Утверждают, что К., попавшись на удочку или в мережу, часто перепиливают лесу или петли сети своим зазубренным шипом на плавнике. У нас К. ловится в довольно большом количестве, по мнению Сабанеева до 1 милл. пуд. в год, но из этого лишь сравнительно незначительное количество поступает в торговлю в солёном или мороженом виде, а остальное потребляется на месте. К. были известны уже древним грекам и римлянам; во Франции разведение их началось при Франциске I, в Англии в конце XV или начале XVI (по другим XVII вв.). К. даёт помеси с карасем, различают С. Kollarii (карпики, ставной короп), помесь прудового К. с карасем, и С. Nordmanni (шаран, саран, саранец) – помесь речного К. с карасем.
Н. Кн.

Карпинский

Карпинский (Александр Петрович) – известный русский геолог. Род. в 1846 г. Высшее образование получил в горном институте, в котором состоял с 1869 г. адъюнктом, с 1877 г. по настоящее время – профессор геологии. В 1885 г. назначен директором геологического комитета и членом горного учёного комитета. В 1586 г. избран членом Императорской академии наук. В 1893 г. за свои ученые заслуги удостоен Имп. Русск. Геогр. Общ. константиновской медали. Многочисленные учёные труды К., помещённые в изданиях минералогического общества, академии наук, спб. общ. естествоиспыт. и в «Горном Журнале», посвящены исследованию геологического строения, горных пород, палеонтологических остатков и полезных ископаемых России и, главным образом, восточного склона среднего и южного Урала. Из них важнейшие: «Об авгитовых породах д. Мулдакаевой и горы Качканар на Урале» (диссерт., СПб. 1869); «Анамезит в Европ. России» («Юбил. Сб. Горн. инст.»); «Геологическ. исследов. в Оренбургском крае» («Зап. Имп. Минер. Общ.»); «О нахождении в минеральных веществах жидкого угольного ангидрида» («Горн. Журн.» 1889 г.); «Замечания об осадочн. образов. Европ. России» (т. же); «Геологические исследов. и разведки на восточн. склоне Урала» (т. же); «Замечание о характере дислокации пород в южной половине Европ. России» (там же, 1883 г.); «Третичные осадки вост. Склона Урала» («Зап. Урал. Общ. Люб. Естеств.», 1883 г., VII); «Геологич. карта восточн. склона Урала» (СПб. 1884); «Die fossilen Pteropoden am Ostabhange des Ural. Mem. Acad.» (СПб. XXXII, 1884); «Материалы для изучения способов петрографических исследований» (СПб. 1885); «Орографический очерк 139 листа общ. геолог. карты России» (совм. с Чернышевым, в «Трудах Геолог. Комит.», III, 2); «О кембро-силурийских и некоторых других отложениях Псковской губ.» («Горн. Журнал», 1887 г.); «Очерк физико-географических условий Европ. России в минувшие геологические периоды» (прил. к LV т. «Зап. Акад. Наук», 1887); «О правильности в очертании, строении и распределении континентов» («Горн.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127