А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Он поручил члену группы вечером накануне засады угнать автомобиль, чтобы приехать самим и подвезти оружие. Он также приказал взять в заложники семью в доме, где они собирались захлопнуть ловушку.
Все это входило в арсенал приемов ИРА при убийствах. Но Догерти и его дружки не знали, что армейская разведка уже держит их в поле зрения. Служащие 14-й разведывательной роты через осведомителя узнали о засаде, запланированной на 2 мая 1980 года. Подразделению специальной службы были даны подробные инструкции по захвату террористов.
В ночь, предшествующую засаде, волонтеры ИРА угнали голубой фургон и передали его группе Догерти, которая загнала его во двор дома N371 по Энтрим-роуд. Автомобиль предназначался для отхода группы.
На следующее утро в доме остались только девятнадцатилетняя Розмари Комерфорд и ее двухлетний сын.
Она вспомнила: «В 10.30 утра в дверь постучали, и я открыла. Передо мной стояли двое мужчин, и один из них сказал, что они из Ирландской республиканской армии. Говоривший направил на меня револьвер и добавил, что они хотят захватить дом и держать меня с сыном в качестве заложников. Затем он отвел нас в спальню, находящуюся в тыльной части дома. Его молчаливый товарищ остался с нами.
Думаю, в кармане у него было оружие. Я слышала, как гот человек ходил по дому. Около 12.30 пополудни позвонила в дверь моя сестра Тереза, и человек, сидевший с нами, приказал мне посмотреть, кто пришел. Он распорядился впустить сестру и сказал, что она тоже останется в спальне. Потом пришел мой муж Герард, и все повторилось».
В два часа дня, когда Догерти и другие террористы заняли в оккупированном доме позицию с отличным обзором, капитан Герберт Уэстмакотт, тридцати четырех лет, и его группа двигалась к месту засады. Ветеран спецслужбы и его люди прошли специальную подготовку ведения, борьбы с террористами в городских условиях. Они были асами своего дела, но на сей раз ошиблись в определении точного входа в дом, что дало боевикам, находившимся внутри, время для спасения. Боевики первыми открыли огонь, и капитан Уэстмакотт упал в лужу крови. Британское правительство позднее обвинит Догерти в убийстве капитана Уэстмакотта.
Лабораторный анализ одежды, сделанный позднее, показал, что из всей банды, состоявшей из четырех человек, только у Догерти были специфические следы, свидетельствовавшие о том, что это он стрелял из пулемета, из которого был убит капитан Уэстмакотт.
Попавшие в западню, Догерти и его люди планировали какое-то время продержаться, а затем, прежде чем бойцы спецслужбы предпримут атаку на их позиции, забросать нападающих гранатами. Но как нарочно, словно англичане хотели разочаровать пропагандисткую машину ИРА, уповавшую на жестокость, они дали шанс убийцам, находившимся внутри. По просьбе Догерти, после того как бойцы спецслужбы продержали их несколько часов в окружении, в дом был приглашен священник для надлюдения за их сдачей.
Британские специалисты, проводившие допрос, намеревались сломить Догерти. Они знали, что он активный боевик ИРА, который, возможно, убивал и раньше. Но тот был хорошо натаскан своими инструкторами для игры в кошки-мышки. На каждый вопрос, на который он не мог ответить, следовал ответ вопросом. Догерти был убежденным республиканцем, он с любовью вспоминал о медалях своего дедушки, завоеванных еще в начале столетия в войне против Англии.
Его ответы во время допросов - это что-то среднее между бравадой и глухим молчанием, между надменностью и сквернословием.
Надлом произошел только тогда, когда упомянули имя его матери. Он заявил, что хотел выйти из движения, но это ему не удалось, что хотел только одного - чтобы жизнь Ирландии стала свободной. Как и другие боевики ИРА, Догерти считал Англию злым роком его родины, веками страдающей под игом «владычицы морей».
Это убеждение постоянно укреплялось ожесточенной антибританской пропагандой и кровавыми конфликтами между католиками и протестантами - представителями основных религиозных конфессий в Северной Ирландии.
19 июня 1981 года Догерти одежал-таки столь необходимую его руководителям победу: поднялась страшная шумиха, вызванная его успешным побегом из тюрьмы вместе с семью боевиками.
Используя оружие, тайно доставленное в камеру сторонниками ИРА, они одолели охрану и переоделись в их форму, сумели беспрепятственно пройти контрольные пункты на пути к служебному выходу из тюрьмы. На улице произшла перестрелка между силами безопасности и группой ИРА, посланной подобрать беглецов, Догерти благополучно прибыл в свои пенаты. Но ни дома, ни у друзей ему жить было нельзя, ведь именно здесь британские службы искали бы его в первую очередь.
Он прятался в домах сторонников ИРА, официально не значившихся в списках ни одной террористической организации. Через несколько дней его переправили через границу с Ирландской Республикой, в самый отдаленный район. Проведя несколько месяцев в ожидании, он услышал новость из Белфаста, что судья кассационного суда Хаттон признал его виновным в убийстве и заочно приговорил к пожизненому заключению, проинформировав министра внутренних дел, что Догерти должен отсидеть в тюрьме как минимум тридцать лет.
Это решение ударило по его славе «великого беглеца», как теперь его называли сторонники республиканцев. Хозяева в Белфасте знали, что поисковые службы перевернут все вверх дном, чтобы найти убийцу, поэтому решили дать ему новое имя и переправить в Америку, где многолюдная ирландская община, которая ежегодно жертвовала милллио-ны долларов на ведение войны, бралась обеспечить его безопасность. Догерти оставил Ирландию под именем Генри Дж.О'Рейли в феврале 1982 года, готовый «похоронить» себя до тех пор, пока боссы не призовут его на службу, когда улягутся страсти.
В Нью-Йорке Догерти сначала получил работу в строительной компании и снял квартиру в семье ирландца, симпатизировавшего республиканцам Ольстера. Позже ему пришлось поработать и чистильщиком обуви, и коридорным в отеле. По поддельному документу он даже умудрился устроиться барменом в бар Клэнои на Манхэттене. Здесь вместе с чаевыми он зарабатывал до 120 долларов в день и считал, что его дела идут хорошо. Он заимел подружку, удобную квартиру в Нью-Джерси и с легкостью приспособился к жизни без строгой дисциплины ИРА. И думала-то ему все удалось.
Власти так и не нашли достаточно убедительных мотивов для депортации Догерти.
Во время слушания в сентябре 1990 года, после дюжины судебных решений в его пользу, террорист Догерти дал классическое «двойное объяснение» убийства Уэстмакотта. Он сказал: «Это убийство должно было оказать давление на британское правительство и вынудить его пойти на переговоры. А также показать британскому правительству, что его присутствие на севере Ирландии не оправдано ни с политической, ни с военной точки зрения. Оно не должно подавлять ИРА, потому что ИРА выживег и нанесет ответный удар».
И это было сказано человеком, заявившим американскому суду, что он вышел из организации еще в 1982 году!
До 1992 года ни один политический узник не содержался так долго в тюрьме по единственному обвинению - за нелегальный въезд в Америку. На Белый дом, теперь занятый администрацией Буша, по-прежнему оказывалось давление из здания на Даунинг-стрит, ключи от которого перешли в руки Джона Мэйджора.
В феврале 1992 года дело Джо Догерти было передано в Верховный суд США. Догерти настаивал на иммиграционном слушании в отдельном суде, надеясь получить вожделенное политическое убежище. Но через девять лет после первого ареста и заключения преступника правосудие, наконец, восторжествовало.
Верховный суд отклонил все дальнейшие слушания.
19 февраля к Догерти пришли, чтобы, по его же собственным словам, «привести в исполнение приговор в преисподней британской тюрьмы».
Из тюрьмы в штате Кентукки преступник был отправлен в Северную Ирландию, где были люди ИРА, отбывающие сроки в Белфастской тюрьме на Крумлин-роуд, откуда он совершил свой знаменитый побег, они встретили его тортом и чаем.
(Авт.-сост. Холл А. Преступления века. Популярная энциклопедия. Мн.: «Интер Дайджест», 1995).
ИЛЬИЧ, КОТОРОГО МЫ НЕ ЗНАЛИ
Его подлинное имя - Ильич Рамирес Санчес. Более известен как Карлос или Шакал Карлос.
Кто-то говорил, что он родился в Сантьяго-де-Чили.
Кто-то утверждал, что в столице Колумбии Боготе. Разведывательные службы некоторых стран считали его родиной Израиль. Другие специалисты с этим не соглашались и оспаривали место рождения - от США до СССР.
В четырнадцать лет Карлос возглавлял молодежное коммунистическое движение в Каракасе, Венесуэла. Он был завербован КГБ раньше, чем ему исполнилось пятнадцать лет.
30 мая. 1972 года. Двадцать семь человек были убиты и шестьдесят девять ранены, когда трое членов «Красной Армии Японии» открыли огонь из автоматов в аэропорту «Лод», Тель-Авив. Нападение организовал Карлос. Двое из нападавших убиты в перестрелке с израильскими силами безопасности. Третий захвачен в тюрьму. Карлос скрылся.
5 сентября 1972 года во время Олимпиады в Мюнхене Карлос возглавляет арабскую группу «Черный сентябрь» в нападении на израильскую команду. Через 24 часа израильские спортсмены были убиты. Несмотря на то, что некоторые из нападавших погибли, часть - ранены и захвачены, Карлос скрылся невредимым.
28 сентября 1973 года. Двое арабских террористов садятся в поезд Москва - Вена под названием «Экспресс Шопена» в Братиславе (Чехословакия). Когда поезд прибывает в Маршегг на австрийской стороне границы, они достают автоматы и ручные гранаты и захватывают четверых заложников. Они требуют, чтобы Австрия закрыла крепость Шенау, транзитный лагерь для евреев, покидающих Россию.
Австрия выполняет их требования, и оба араба вылетают в Ливию. Решение австрийского канцлера Бруно Крайски принять предложение террористов вызывает шум во всем мире. Человеком, который спланировал и огранизовал акцию, был Карлос.
По мере того, как увеличивалось число нанимателей, все труднее становилось определить, на какую же конкретно спецслужбу он работал. Если массовое убийство в «Лоде» и Мюнхене лежит на совести палестинцев, то кто же тогда застрелил югославского вице-консула и Лионе в марте 1974 года десятью пулями из автомата? На кого работал Карлос в Париже 19 декабря 1974 года, когда военный атташе Уругвая полковник Рамон Тробаль упал мертвым на подземной стоянке, пораженный шестью пулями?
К середине 1975 года специалисты по борьбе с терроризмом с нарастающей обеспокоенностью спрашивали в средствах массовой информации: не является ли Шакал Карлос советским террористом, вышедшим из-под контроля?
В декабре 1975 года он прошел через стеклянные двери штаб-квартиры ОПЕК в Вене по заданию ливийского лидера Каддафи. Специалисты не понимали, зачем Карлосу понадобилось захватывать заложниками министров нефтяной промышленности стран ОПЕК. Страх и растерянность, испытанные министрами, - именно то, чего хотел Каддафи. Он заплатил за это Карлосу двадцать миллионов долларов.
Карлос - человек, имеющий явки, оружие и женщин в дюжине городов мира, нуждается в любом убежище по мере того, как охота на него разгорается. Сообщение о том, что его точно видели в Южном Чили, оспаривалось другими, по которым в то же самое время он был в Боготе, Лондоне, на Кубе, в Ливии, Бейруте, Израиле.
Количество сообщений о том, что его видели, равнялось только количеству сообщений о его смерти. Ни один человек не читал так часто свои некрологи. Мало кто своими действиями, подлинными или вымышленными, вызывал такой ужас.
Карлос начал 1976 год исчезновением из самолета австрийской авиакомпании в Алжире, набитого захваченными министрами нефтяной промышленности, а закончил его исчезновением в зимнем тумане в другом аэропорту, во Франкфурте. Между этими двумя событиями он не терял времени даром.
23 марта 1976 года. Египетские источники сообщают, что в настоящее время Карлос работает на Ливию, где признанным лидером является полковник Каддафи. Молодой агент КГБ Карлос занимается не экспортом нефти, а диверсиями, похищениями и убийствами.
8 мая 1976 года. Королевская Конная полиция Канады распространяет тысячи листовок с портретом Карлоса. Под тремя фотографиями содержится предельно «краткая характеристика» - «чрезвычайно опасен». Это - год Олимпийских игр в Канаде, и ощущается страх перед тем, что совершенное Карлосом в Мюнхене в 1972 году может повториться в Монреале.
27 июня 1976 года. Рейс «Эр Франс» номер 139 Тель-Авив - Париж с более чем двумястами пятьюдесятью пассажирами на борту и экипажем захвачен вскоре после вылета из Афин. Угонщики, возглавляемые немцем по имени Вильфрид Безе, представляются как «Группа имени Че Гевары „коммандос“ вооруженных сил освобождения Палестины». Вся операция была подготовлена и спланирована Карлосом.
С помощью военной акции, наэлектризовавшей мир, израильское правительство осуществляло спасательную операцию, достигшую удивительного успеха. Израильские десантники высадились в угандском аэропорту Энтеббе, где удерживались захваченный лайнер и пассажиры. Они штурмовали здание аэропорта и освободили группу заложников, в основном евреев. Только один израильский военнослужащий был убит, командир десантников лейтенант Джонатан Нетаньяху.
Все террористы полегли на взлетной полосе аэропорта Энтеббе. Кроме одного - Шакал Карлос снова ускользнул.
В сентябре - сенсационная новость: Карлос получил в свое распоряжение миниатюрную атомную бомбу. В ноябре официальные представители США выражают опасение, что Карлос имеет определенное количество газа «табун» - нервно-паралитического действия.
Четыре всадника Апокалипсиса приобрели пятого коллегу.
В 1979 году его имя было связано с ныне покойным шахом Ирана. Аятолла Садех Хакли объявил из Кума, что фундаменталисты вели переговоры с Карлосом об убийстве шаха. ЦРУ прямо намекнуло Карлосу, что убийство шаха в его мексиканском убежище вызовет для него неприятности. Шаху позволили умереть естественной смертью.
Бывшему никарагуанскому диктатору Анастазио Сомосе повезло меньше. Карлос встретился с ним в центре Асунсьона, Парагвай, 9 сентября 1980 года и убил его. Благодаря тому странному положению вещей, когда мораль средств массовой информации перекрывается политическими нуждами, многие приветствовали это убийство.
Они не гак радостно приветствовали следующую цель Карло-са - недавно избранного президента США Рональда Рейгана.
Перед избранием Рейгана Карлос практически почти в одиночку обеспечивал непереизбрание президента Картера на второй срок. Он спланировал захват американского посольства в Тегеране и пленение заложников, доведя самую могучую державу в мире до полной импотенции. Кризис с заложниками и неспособность президента Картера разрешить его оказались решающими для избрания Рейгана.
Теперь, оказав фактическую помощь избранию Рейгана, Карлос, действуя в интересах ливийского правителя Каддафи, планировал в декабре 1981 года проникнуть в США из Мексики с небольшой группой профессиональных убийц, чтобы убить преемника Картера. МОССАД и ЦРУ дали «утечку сведений» о заговоре в американские средства массовой информации, и последовавший шум в печати вынудил Кар-лоса отказаться от покушения.
Через несколько месяцев после отказа от попытки покушения на президента США Карлос совершил выдающийся даже для своего послужного списка «подвиг». В апреле 1982 года он оказался в Лондоне, где руководил покушением на посла Израиля Шломо Арогова. Посол, несмотря на серьезное ранение, выжил.
Израиль в ответ на покушение вторгся в Ливан. Вначале утверждали, что цель вторжения - установить стабильные и безопасные границы, но скоро всему миру стало ясно, что истинной целью было полное уничтожение Организации освобождения Палестины, штаб-квартира которой находилась в то время в Бейруте.
Ясир Арафат и его сторонники были вынуждены покинуть страну в середине сентября. Вслед за этим ливанская армия обнаружила доказательства того, что в лагере беженцев Бурж-Иль-Баражнех среди последних палестинских бойцов, покинувших его, был Карлос, скрывшийся морем в Тунис.
К концу 80-х годов слава легендарного Карлоса продолжала расти. 14 августа 1990 года, по сведениям ряда национальных разведслужб, стало известно, что иракский диктатор Саддам Хусейн, вторгшийся в Кувейт, готовил террористические акты с помощью Карлоса. Объектами были иракские диссиденты, обосновавшиеся в Лондоне и других европейских странах. Широкий ассортимент оружия, имевшийся в распоряжении Шакала, включал химические средства. Как было установлено, Карлос имел заключительные встречи с Саддамом Хусейном в Багдаде.
Длинная цепочка связей с членами левоэкстремистских организаций в Италии, Франции, Алжире привела журналиста Дэвида Яллопа в Бейрут.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57