А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

В 1491 г. регентша выдала её за Карла и таким образом присоединила Бретань к Франции. Однако эта женитьба вызвала большое неудовольствие императора Максимилиана I, с дочерью которого, Маргарет, Карл был обручен ещё в детстве. Чтобы удовлетворить императора, французский король с почетом отослал Маргарет к отцу и вернул её приданное: графства Артуа и Франш-Конте.
Примирившись с Максимилианом, Карл объявил, что, как наследник Анжуйского дома, он имеет права на Неаполитанское королевство, и стал готовиться к итальянскому походу. Все благоразумные люди порицали это намерение, но король не хотел слушать никаких советов. В августе 1494 г. он назначил мужа своей сестры Пьера, герцога Бурбонского, правителем государства и двинулся через Мон-Женевр в Италию. Войско его состояло из 50 тысяч человек, было хорошо снаряжено и имело сильную артиллерию. Действия сухопутной армии поддерживал французский и генуэзский флот. Эта грозная сила произвела на итальянцев такое впечатление, что Карл нигде не встречал сопротивления. Наступавший впереди отряд шотландского принца Обиньи легко выбил из Романьи войска, посланные королём неаполитанским Альфонсом II. Флорентийцы дали Карлу свободный проход через свою территорию. Папа Александр VI сначала хотел организовать отпор французам, но ни в ком не нашел поддержки. 31 декабря он принужден был впустить Карла в Рим.
В начале 1495 г. французы перешли неаполитанскую границу. Никто даже не пытался их остановить. Вельможи сдавали свои замки, города присылали ключи от ворот. Альфонс II отрекся от престола в пользу сына Фердинанда II и бежал в Сицилию. 22 февраля Карл въехал в Неаполь. Вся Италия до самой южной оконечности покорилась французскому королю. Карл отпраздновал победу блестящими пирами и турнирами. В мае он получил неаполитанскую корону и двинулся в обратный пуль. В Ломбардии, неподалеку от Фурнуово, миланцы и венецианцы попытались преградить ему дорогу. В ожесточённом и беспорядочном бою они были отражены. Сам Карл участвовал в сражении и бился с большим мужеством. Осенью он возвратился в своё королевство.
Европа была изумлена неслыханным и быстрым завоеванием Италии. Но ещё при жизни Карла почти все захваченное было вновь утеряно. В 1496 г. король Фердинанд отвоевал обратно Неаполитанское королевство. В других частях полуострова также не осталось и следа французского влияния. Карл хотел повторить поход, но к этому времени его казна опустела. К тому же постоянные пиры и любовные приключение не оставляли ему времени для серьёзных занятий. Многие излишества расстроили его и без того слабое здоровье, и в возрасте 29 лет он внезапно умер от апоплексического удара.



Карл IX

Король Франции из рода Валуа, правивший в 1560-1574 гг. Сын Генриха II и Екатерины Медичи.
Ж.: с 26 ноября 1570 г. Елизавета, дочь императора Максимилиана II.
Род. 27 июня 1550 г. ум. 30 мая 1574 г.
Карлу было десять лет, когда, после смерти старшего брата, он сделался королём. Правление на многие годы перешло в руки его матери Екатерины Медичи, женщины очень умной, изворотливой и вероломной. Братья Гизы, направлявшие все поступки Франциска II, были оттеснены от власти, хотя и сохранили большое влияние на дела. Они были очень популярны в среде радикальных католиков (а таких было большинство в Париже), и поэтому королеве приходилось считаться с ними. Сама Екатерина была более гибкой в своей политике. Некоторое время казалось даже, что она готова примириться с гугенотами. В начале 1562 г. появился Сен-Жерменский эдикт, разрешавший приверженцам нового учения свободу богослужения вне стен городов и право собраний в частных домах. Но объявление послаблений ни в коей мере не привело к прекращению конфронтации. В марте в Васси герцог де Гиз со своими солдатами попытался разогнать сходку гугенотов и перебил более шестидесяти человек. После этого ничего уже не могло остановить кровопролитие: во Франции началась гражданская война. В апреле гугеноты захватили Орлеан и другие важные города в долине Луары. Королевские войска под командованием перешедшего в католичество короля Наваррского Антуана, герцога Гиза и коннетабля Монморанси выступили против них. Католикам противостояла небольшая, но очень боеспособная армия гугенотов, руководимая принцем Конде и адмиралом де Колиньи. Обе стороны сражались с большим ожесточением. В ноябре при осаде Руана погиб король Наваррский. Герцог Гиз взял Руан, одержал блестящую победу при Дре, подступил к Орлеану, но в феврале 1563 г. был коварно убит перебежчиком-гугенотом, подосланным адмиралом де Колиньи. Лишившись своего лучшего полководца, католики стали терпеть поражения. В марте утомленные войной партии заключили в Амбуазе мир. По его условиям права протестантов оказались значительно урезаны.
В июле того же года Карл был объявлен совершеннолетним. Но на самом деле Екатерина осталась полновластной правительницей, потому что король по своему уму был ещё совершенным ребёнком, а по характеру – преждевременно испорченным юношей. Он думал только о забавах, разъезжал из рощи в рощу, охотясь за оленями, не понимал дел, не заботился о них и соглашался на все, что считала нужным предпринять мать. Как и его старший брат Франциск, Карл был слаб здоровьем. Однако в поступках его видно больше энергии и воли. Он умел отлично трубить в охотничий рог, подковывать лошадей и необыкновенно метко стрелять. Позже он с удовольствием работал в кузнице, которую соорудил себе в Лувре. Карл проявлял некоторый интерес к искусству и пробовал себя в стихах в стиле Ронсара. Не склонный, вообще говоря, к жестокости, он был подвержен частым приступам ярости, во время которых был способен на разные злодейства.
В 1565 г. Карл вместе с матерью, братьями и Генрихом Наваррским (сыном Антуана) ездил по разным областям Франции. Гугеноты по предложению Колиньи хотели захватить в плен королевскую семью. Но та благополучно прибыла в Париж под надежной охраной швейцарцев. Этот инцидент послужил поводом к возобновлению военных действий. На этот раз гугеноты терпели одно поражение за другим. В ноябре 1567 г. коннетабль Монморанси разбил их при Сен-Дени; затем, после перемирия в Лонжюмо, они опять были побеждены при Жарнаке (в марте 1569 г.). Принц Конде попал в плен в этом сражении и был убит гвардейцем герцога Анжуйского. В октябре Колиньи, сделавшийся теперь вождем протестанской партии, был ещё раз разбит при Монконтуре. Но воодушевление королевской армии угасло при осаде укрепленных районов вокруг Ла-Рошели. В августе 1570 г. в Сен-Жермене между гугенотами и католиками был заключен третий мир. На этот раз гугенотам были предоставлены все те права, которых они домогались: свобода совести и богослужения. В течение следующих двух лет военных действий не было, но взаимная настороженность сохранялась.
В начале 1571 г. Екатерина Медичи стала настойчиво приглашать в Париж адмирала и наваррскую королеву Жанну. Видя, что они всеми способами уклоняются от поездки в столицу, она стала хлопотать об устройстве брака между молодым Генрихом Наваррским (сыном Жанны) и своей дочерью Маргаритой. Брак этот, по мнению Екатерины, был единственным средством для окончательного примирения партий. Энергичное сватовство, льстившее самолюбию Жанны, позволило растопить лед недоверия, Колиньи отправился в Блуа, где был встречен изъявлениями самого искреннего дружелюбия. Карл, обнимая адмирала, заверил его, что это счастливейший день в его жизни. Он ввел старика в государственный совет, пожаловал имения, деньги и с этого времени называл его не иначе, как своим отцом. Дворяне-гугеноты один за другим стали следовать примеру своего вождя и приезжать в Париж, где встречали неизменно ласковый приём. Один праздник сменялся другим, то и дело устраивались балы. После одного из них в начале июня 1572 г. наваррская королева заболела воспалением легких и скончалась через пять дней. Считалось, что она умерла от простуды, но ходил упорный слух, что причиной смерти послужили отравленные перчатки, подаренные ей Екатериной Медичи. 18 августа совершилось бракосочетание Генриха Наваррского с Маргаритой Валуа, а через четыре дня адмирал Колиньи, возвращаясь от короля, был ранен выстрелом из мушкета и по чистой случайности остался жив. Когда о покушении сообщили Карлу, он казался чрезвычайно огорченным. Король приказал закрыть все парижские заставы за исключением двух, а всем гугенотам велел переселиться в квартал, где находился дом адмирала, под усиленную охрану королевской стражи. Он сам навестил раненого и обещал непременно разыскать убийцу. На гугенотов это покушение произвело тягостное впечатление. Некоторые из них предлагали спешно покинуть столицу, но Колиньи, словно ослепленный, не обратил внимания на их предостережения. Утром 23 августа особые комиссары ходили по домам и составляли перепись живших в них гугенотов, уверяя, что все это делается по королевскому повелению для их же собственной пользы.
В одиннадцатом часу вечера Генрих Гиз оцепил Лувр швейцарцами. В то же время многие парижане собрались в городской ратуше, где купеческий старшина Иоанн Шарон, клеврет Гизов, страстной речью призвал католиков отомстить гугенотам за прошлые мятежи. После полуночи удары набата в церкви святого Германа Оксеррского возвестили о наступлении ночи святого Варфоломея. Это был условленный сигнал к началу резни. Движимый чувством мщения за убийство своего отца, Генрих Гиз с вооруженным отрядом устремился к дому адмирала Колиньи. Его приспешники ворвались внутрь, зарезали старика и выкинули труп на улицу к ногам герцога. После этого толпы фанатиков бросились умерщвлять других гугенотов. Одушевляемые криками, что король велел убивать заговорщиков, они ходили по всему городу, оставляя за собой груды тел в домах, на улицах и на мостах. Все храбрые сподвижники адмирала, все приверженцы принцев крови, приехавшие в Париж на свадьбу Генриха Бурбона, – Ларошфуко, Телиньи, Брикмон, Лафорс, а также многие другие вельможи и дворяне, поплатились жизнью за доверие к королю. В самом Лувре были зарезаны дворяне из свиты Генриха Наваррского. Бесстыжие дамы и девушки придворного штата приходили любоваться на красоту обнаженных убитых. На узких улицах Парижа раздавался непрерывный треск ружейных выстрелов, сверкали шпаги и кинжалы, ревели убийцы и хрипели умирающие. Толпы черни под предводительством вельмож врывались в дома, кололи и резали безоружных, гнались за убегающими. Сам король стрелял из окна Лувра в бегущих гугенотов и ободрительными криками возбуждал католиков к убийству. Всего в Варфоломеевскую ночь и в три следующих дня в Париже было убито более 2 тысяч человек. Трупы в течение нескольких дней свозили возами на берега Сены и сваливали в воду. Уцелели лишь немногие гугенотские вожди. Карл после долгих совещаний с матерью и братом, герцогом Анжуйским, решил пощадить короля Наваррского и принца Конде. В манифестах, рассылаемых по государству, говорилось, что гугеноты наказаны смертью за преступный заговор. При этом правительство объявляло, что эдикт о веротерпимости сохраняет свою силу, но общественное богослужение кальвинистов запрещается. Впрочем, злодейство не достигло своей цели – гугеноты остались так же сильны, как и до Варфоломеевской ночи. Война возобновилась, но не привела к победе ни одной из партий. В 1573 г. король подписал эдикт, предоставлявший гугенотам свободу богослужения в городах Ла-Рошель, Ним и Нонтобан, а также во владениях вельмож. Всем остальным гугенотам предоставлялись свобода совести и право молиться в своих домах.
В следующем году двадцатичетырехлетний Карл умер, вероятно, от грудной болезни, которой он страдал около года. В последние недели жизни он постоянно дрожал, не мог ни стоять, ни лежать, ни сидеть. По некоторым известиям, перед смертью в нём пробудилось что-то похожее на угрызения совести: он метался по постели и постоянно проклинал тех, кто подстрекнул его на убийства.



Карл X

Король Франции из династии Бурбонов, правивший в 1824 -1830 гг. Сын дофина Людовика и Марии Йозефы Саксонской.
Ж.: С 16 ноября 1773 г. Мария Терезия, дочь короля Сардинии Виктора Амадея II. Род. 9 окт. 1757 г. ум. 6 ноября 1836 г.
Принц Карл, получивший при рождении титул графа д'Артуа, был человеком не слишком усердным в науках, легкомысленным и упрямым. Во многих отношениях он оказался полной противоположностью своему более благоразумному и основательному старшему брату, графу Прованскому (позже Людовику XVI11). Первые десятилетия своей жизни он провел в роскоши и безделье и имел в это время множество любовных приключений.
С началом революции, летом 1789 г., граф д'Артуа в спорах с Людовиком XVI настаивал на самых решительных мерах против своевольных депутатов третьего сословия. При этом он настолько скомпрометировал себя, что немедленно после падения Бастилии был вынужден удалиться за границу. Здесь его двор сделался настоящим центром контрреволюционной эмиграции. Карл был непременным организатором и участником всех основных её военных акций против революционной Франции: кампании 1792 г., высадки десанта на полуострове Киберон и экспедиции в Вандею в 1795 г. Поражение монархической контрреволюции заставило его умерить пыл. Он поселился в Англии, где и жил до 1814 г. Многие годы он находился в связи с графиней де Поластрон. Умирая в 1805 г., она взяла с Карла слово, что он прекратит разгульную жизнь, которую до сих пор вел, и обратится к Богу. С этого времени граф д'Артуа стал ревнителем нравственности, благочестия и попал под сильное влияние духовника своей бывшей любовницы аббата Латиля.
В 1814 г. Карл активно участвовал в реставрации монархии. В марте он вел переговоры с союзниками, а 12 апреля въехал в Париж и в течение нескольких дней до прибытия Людовика XVIII управлял Францией в качестве наместника. В марте 1815 г., во время «Ста дней», он был отправлен братом в Лион, чтобы стать во главе армии, но все его войска, не принимая сражения, перешли на сторону Наполеона. Карлу пришлось бежать.
После второй реставрации Карл неизменно находился в оппозиции к старшему брату. По свидетельству современников, граф д'Артуа, в отличие от вечно больного Людовика XVIII, всегда был полон величия и энергии, имел изящные манеры и считался воплощением придворной элегантности. Он обладал рыцарским благородством, кротким нравом и сердечной добротой, однако имел ограниченный ум и узкий кругозор, был связан множеством аристократических предрассудков, очень тверд и упорен в своих немногих целях. Он всегда считал чрезмерными те политические уступки, на которые пошел его брат, и не скрывал своих ультра-роялистских взглядов. Его двор в Марсанском павильоне сделался центром фанатичных эмигрантов, пытавшихся играть роль «контрправительства».
Когда в 1824 г. Карл взошел на королевский престол, ему исполнилось уже 66 лет, но он был полон решимости воплотить в жизнь все свои политические проекты и восстановить во Франции тот режим, который существовал до 1789 г. Из армии были уволены 250 наполеоновских генералов. Принятый вскоре закон о святотатстве карал смертной казнью за осквернение святых даров. Другой закон, «о миллиарде», предполагал выплату значительных компенсаций всем эмигрантам, потерпевшим убытки во время революции. Была сделана попытка вновь возродить некоторые отмененные феодальные институты (например, право первородства при разделе наследства) и ограничить свободу печати. Но все это были лишь незначительные шаги, подготовлявшие отмену конституции 1814 г. В августе 1829 г. король поставил во главе правительства герцога Полиньяка, которому и поручил провести более радикальные ограничительные законы. 25 июля 1830 г. появились ордонансы об отмене свободы печати, роспуске палаты депутатов, повышении избирательного ценза и назначении новых выборов в палату. При обнародовании этих важных законов, кардинально менявших политическую систему Франции, не было принято никаких мер на случай массовых беспорядков. Между тем уже 26 июля начались манифестации в Пале-Рояле. Толпа кричала: «Да здравствует Хартия! Долой министров!» Полиньяк, проезжавший в карете по бульварам, едва избег расправы. 27 июля большинство типографий, вследствие отмены свободы печати, оказалось закрыто. Типографские рабочие, рассеявшись по улицам, увлекли за собой рабочих других специальностей. Возбужденные парижане начали строить баррикады. Вечером произошли первые столкновения на улице Сент-Оноре, где войска взяли несколько баррикад. В ночь на 28 июля восстание организовалось под руководством бывших военных, карбонариев и маленькой кучки энергичных республиканцев, состоявшей из студентов и рабочих. Утром 28-го улицы были пересечены сотнями баррикад. Около 11 часов утра войска сделали попытку перейти в наступление, но уже к 3-м часам дня были отброшены к Лувру и стали готовиться к обороне.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108