А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Войско англосаксов было слабее войска норманнов. Англосаксы не имели конницы. Кроме того, значительная часть саксов была вооружена каменными топорами и не имела хорошего защитного вооружения. Воины Гарольда были сильны в строю, но слабы в одиночном бою. Гарольду советовали опустошить страну и отступить к Лондону, но король не послушал этого совета. Он надеялся застать своих противников врасплох. Однако передовые разъезды Вильгельма вовремя известили его о приближении англосаксов.
14 октября 15-тысячное англосаксонское войско по старинному обычаю укрепилось на холмах, недалеко от Гастингса. Это место до сих пор называется «побоище». Они заняли позицию на высоте, за которой находился лес. Англосаксы по всей долине холмистого гребня насыпали земляной вал, укрепили его палисадом и обнесли плетнем Войско, построившись фалангой, ощетинилось копьями и секирами. В тылу фаланги осталась высота, имевшая крутые спуски, а в центре была лощина, выводившая в лес. Англосаксы готовились дать оборонительный бой. В ночь накануне слышались воинственные песни, прерываемые веселыми криками и звоном мечей.
Войско норманнов построилось в три линии, что позволяло наращивать силу удара. Вся армия Вильгельма была разделена на три части: в первой находились рыцари и наемники; во второй — союзные войска (например, бретонцы); в третьей — одни нормандцы, предводимые самим герцогом. Многочисленная легкая пехота, вооруженная луками и большими, в рост человека, самострелами, расположилась впереди и по бокам всех трех линий. За легкой пехотой стояла более тяжелая пехота, защищенная железными шлемами, кольчугами и щитами, закрывавшими почти все тело. За пехотой во всех трех линиях располагалась конница, самое надежное войско, оплот армии. Перед битвой герцог выехал на белом коне в полном вооружении и призвал свое войско: «Сражайтесь храбро; бейте всех! Если победим, вы будете богаты. Если я покорю государство, то — для вас. Я хочу отомстить англичанам за их вероломство, измену и причиненные мне обиды; за все хочу разом отомстить и с Божьей помощью надеюсь, что они не избегнут наказания». Затем вся армия двинулась на лагерь англосаксов. Один нормандский рыцарь выехал вперед и запел воинственную песню. Войско хором поддержало его, прибавляя: «Бог нам помощь! Бог нам помощь!»
На первом этапе в бой вступили лучники. Нормандские лучники превосходили англосаксонских как численностью, так и дальнобойностью луков и искусством стрельбы. Подойдя на полет стрелы, арбалетчики Вильгельма открыли бой, но их стрелы попадали в палисады, не причиняя противнику никакого вреда. Англосаксы имели лучшую позицию, и это помогло им отразить атаку нормандцев.
Через некоторое время герцог собрал рассеянных стрелков и приказал им повторить наступление, стреляя в этот раз навесно, чтобы стрелы могли нанести урон англосаксам, падая сверху. От этой уловки англичане потеряли много раненых; Гарольд лишился глаза, но не ушел с поля боя и продолжал командовать войском. Нормандская пехота вместе с конницей бросилась в атаку с криком: «Матерь Божья, помоги нам! Помоги!» И эта атака была отбита. Сила удара пехоты ослаблялась тем, что ей приходилось наступать снизу вверх. Множество воинов столпилось над крутым оврагом. В войсках Вильгельма началось смятение, и прошел слух, что сам Вильгельм убит. Тогда герцог, обнажив голову, поскакал навстречу беглецам. Он кричал: «Я здесь! Я здоров и цел! С Божьей помощью, мы победим!»
Еще раз рыцари предприняли штурм и вернулись разбитые. Тогда Вильгельм приказал рыцарям атаковать противника, а затем притворно обратиться в бегство, чтобы увлечь за собой англосаксов в открытое поле. Этим нормандский герцог хотел расстроить боевой порядок противника и заставить его спуститься вниз, где свободно могла действовать нормандская конница. Маневр Вильгельма удался. Англосаксы погнались за отступающими нормандцами и рассыпались по полю, где их встретили мечи и копья обернувшихся врагов. Когда почти все англосаксы спустились с высоты, они внезапно были контратакованы нормандской конницей. Англосаксы повернули назад — но здесь их подстерегала засада Вильгельма. В тесноте саксам негде было размахнуться своими секирами; с великими усилиями они пробились в свой лагерь, но тот уже был занят нормандцами. С наступлением ночи все уцелевшие англосаксы рассеялись по полям и были истреблены на другой день поодиночке. Король Гарольд в этом бою был убит. Британия оказалась во власти норманнов. После победы Вильгельм дал обещание построить на этом месте монастырь во имя Святой Троицы и святого Мартина, покровителя галльских войск.
Победа при Гастингсе решила судьбу Англии. Вильгельм окружил Лондон и пригрозил заморить голодом его жителей. Избранный королем вместо Гарольда его племянник первым заговорил о сдаче столицы. Он сам явился в лагерь нормандцев и принял присягу на верность Вильгельму. Знатнейшие граждане у ворот столицы поднесли Вильгельму городские ключи и поклялись в верности. В день Рождества Христова Вильгельм короновался короной Англии.
Вильгельм разделил всю Англию, кроме своего удела, на 700 больших и 60 малых участков, которые отдал нормандским баронам и простым воинам, обязав их нести за это военную службу и вносить денежную подать. Эта раздача земель положила начало богатой и гордой английской знати. Еще долгое время небольшие отряды англосаксов нападали на замки норманнов, пытались отомстить чужеземцам. Но власть норманнов уже утвердилась навсегда.
Список рекомендуемой литературы и источников
1. Богданович М. И. История военного искусства и замечательнейших походов. Военная история средних веков. — СПб., 1854.
2. Военная энциклопедия: В 8-и т. / Гл. ред. комис. П. С. Грачев (пред.). — М, 1994. — Т.2. — С.359.
3. Военный энциклопедический лексикон, издаваемый обществом военных и литераторов. — Изд. 2-е. — В 14-и т. — СПб., 1853. — Т.4. — С 109–110.
4. Герои и битвы. Общедоступная военно-историческая хрестоматия. — М, 1995. С. 75–78.
5. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. — Т. З. Средневековье. — СПб., 1996. С. 97–104.
6. Пузыревский А. К. История военного искусства в средние века (V–XVI стол.). — СПб., 1884. — 4.1. — С. 144–156.
7. Разин Е. А. История военного искусства. — СПб., 1994. — Т.2. — С. 179–180.
8. Энциклопедия военных и морских наук: В 8-и т. / Под общ. ред. Г А. Леера. — СПб., 1885. — Т.2. — С. 397–398.

Битва при Дорилее (1097 год)
Эпоха крестовых походов представляет собой военно-колонизаторское движение феодального Запада на Восток. Феодалы стремились захватить новые земли и приобрести крепостных крестьян. Обедневшие рыцари, вступая в поход, избавлялись от своих кредиторов и надеялись на богатую военную добычу. Для купцов крестовые походы являлись выгодными торговыми экспедициями на богатый Восток. Крестьянская беднота уходила от феодального гнета в надежде получить свободу и новые земли. Для церкви крестовые походы были способом обогащения и укрепления своего авторитета.
Инициатива первого крестового похода принадлежала католической церкви, которая являлась самым крупным феодалом. В 1095 году на Клермонском церковном соборе во Франции папа Урбан III выступил с призывом отправляться в крестовый поход для «освобождения Гроба Господня» (святыни христиан).
Первый крестовый поход (1095–1099 годы) представляет значительный интерес с точки зрения военного искусства. Политическая обстановка на Востоке создавала крестоносцам благоприятные условия для проведения похода. В середине XI века большая часть Малой Азии оказалась в руках турок-сельджуков, государство которых распалось на ряд отдельных, враждовавших княжеств.
В первом крестовом походе участвовало множество феодалов из Южной Франции: граф Раймонд Тулузский, епископ Адемар, граф Роберт Фландрский, сын Вильгельма Завоевателя — Роберт, герцог Нормандский. Дворянство средней и северной Франции собиралось под знаменами графа Гуго, брата короля. Из прирейнских земель выступил граф Готфрид Бульонский, герцог Нижней Лотарингии, потомок Карла Великого, и его родные братья: Болдуин, будущий король Иерусалимский, и рыцарь Евстафий. Из Южной Италии прибыл граф Боэмунд Тарентский.
В конце 1096 — начале 1097 года в Константинополе сосредоточились отряды крестоносцев. Источники называют сотни тысяч крестоносцев (например, папа Урбан писал греческому императору, что 300 тысяч крестоносцев выступают в поход), но в действительности их количество можно исчислять несколькими десятками тысяч, причем многие из них имели плохое вооружение. Проблема была еще и в том, что крестоносцы не имели общего начальника; никто из предводителей, собравших свою армию, не хотел подчиняться другому. Верховным вождем считался папа, но он оставался в Европе, а епископ Адемар, заменявший его, первое время почти не принимал участия в управлении. Войско крестоносцев было усилено отрядом византийской армии. Уже в начале похода возникли разногласия между крестоносцами и византийским императором, рассчитывавшим использовать участников похода в своих целях. Все это, бесспорно, ослабляло крестоносное движение.
Первым переправился в Азию герцог Готфрид, а за ним остальные рыцари. Крестоносцы осадили сильно укрепленную Никею и в начале июня 1097 года взяли ее. Затем они двинулись через Фригию и Киликию. Два дня войско крестоносцев шло одной колонной, затем разделилось на две части: рыцари во главе с Готфридом составили правую колонну и пошли долиной Дорилеи (Дориолен); Боэмунд Тарентский во главе левой колонны направился в глубь страны по долине Гаргона (Горгони). Никейский султан Солиман, собрав свои силы из Антиохии, Тарса, Алеппо и других городов, решил воспользоваться разделением сил крестоносцев и разбить их по частям.
29 июня 1097 года колонна Боэмунда (Танкреда и Роберта, герцога Нормандского) расположилась на отдых в долине Гаргона, недалеко от Дорилеи. Только они, отдохнув, собрались выступать, как лазутчики дали знать о приближении турок. Расположение крестоносцев было прикрыто р. Бафус, переправа охранялась конницей. Был построен вагенбург — временное укрепление, составленное из повозок и защищенное кольями от шатров. Этот вагенбург, в котором собрались все женщины, дети и больные воины, должна была защищать пехота. Боэмунд разделил конницу на три части, две части ввел в боевую линию под начальством Танкреда и герцога Нормандского, а третью часть оставил в резерве, который находился на соседней высоте. Вместе с этими распоряжениями Боэмунд послал довольно значительный отряд известить Готфрида об опасности приближения турок.
На первом этапе боя турки атаковали колонны Боэмунда. Они открыли бой градом камней, стрел и «дьявольским» криком. Затем была применена хитрость: султан отдал приказ отступить, чтобы еще больше завлечь рыцарей. Но внезапно вся неприятельская армия, силой около 150 тысяч всадников, бросилась вперед, смяла рыцарей и опрокинула конницу. Затем они штурмовали вагенбург, оборонявшийся пехотой, и, ворвавшись в него, устроили резню. Боэмунд повернул назад уцелевшие фланги и успел прогнать нападавших, но прибывали новые толпы, и победа начала склоняться на сторону мусульман. Боэмунд послал сообщение в правую колонну с просьбой о помощи. «И уже не было у нас никакой надежды на спасение… — пишет Фульхерий, — тогда рыцари наши… как могли оказывали им сопротивление и часто старались наступать на них, хотя и сами испытывали сильный натиск со стороны турок». (Дельбрюк, «История военного искусства». Т. III., 1938. С. 291.)
На втором этапе боя прибыла 50-тысячная колонна Готфрида, и крестоносцы атаковали турок. Колонна Готфрида находилась всего в нескольких километрах и сумела подойти вовремя, что заставило турок отступить в исходное положение. Христианское войско перестроилось: на левом крыле встали нормандцы Боэмунда, на правом — лотарингцы, в центре — французы под начальством Раймонда; пехота и часть рыцарей составили резерв под начальством Адемара. С криком «Да будет Божья воля!» — вся христианская армия перешла в наступление; епископ Адемар направился в тыл. После ожесточенной схватки турки рассыпались, а рыцари пустились за ними в погоню. Стан неверных — первая добыча христиан — был захвачен целиком. Временное преодоление феодальной розни перед лицом общей опасности, взаимодействие пехоты и конницы колонны Боэмунда и взаимодействие колонн Боэмунда и Готфрида — все это обеспечило крестоносцам победу над турками.
С октября 1097 года и в течение семи месяцев продолжалась осада крестоносцами Антиохии. Боэмунд основал здесь княжество Антиохию. Затем под давлением крестьянских масс рыцари были вынуждены продолжить прерванный поход, двинулись к Иерусалиму и взяли его 15 августа 1099 года.
Крестовые походы имели важные политические и экономические последствия. Они положили конец господства арабов и византийцев на Средиземном море. Средиземноморская торговля оказалась теперь в руках Венеции и Генуи, что ускорило развитие городов Северной Италии. Походы способствовали ознакомлению феодальной Европы с культурой и техникой Востока, развитию военного искусства. У Востока были заимствованы арбалет, труба и барабан. Был организован род легкой кавалерии: часть лучников была посажена на лошадей. Крестовые походы способствовали развитию флота. На Востоке был заимствован компас, начался переход от гребного к парусному флоту.
Список рекомендуемой литературы и источников
1. Богданович М. И. История военного искусства и замечательнейших походов. Военная история средних веков. — СПб., 1854.
2. Военная энциклопедия. — СПб., Изд. И. Д. Сытина, 1912. — Т.8. — С. 398–399.
3. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. — Т. З. Средневековье. — СПб., 1996. — С. 249–250.
4. Куглер Б. История крестовых походов. Пер. с нем. — Ростов на-Д., 1996.
5. Мишо Г. История крестовых походов. — Киев, 1995.

Битва при Бувине (1214 год)
В начале XIII века Англия и Франция вели кровавую тяжбу за обладание Северной Францией. Главным вдохновителем антифранцузской коалиции был английский король Иоанн Безземельный, сын Генриха II из династии Плантагенетов, претендовавший на семейные владения во Франции. В 1202–1204 годах он провел неудачную войну с Францией, в результате которой потерял Нормандию, Мен, Анжу, Турень и часть Пуату.
Позиции Иоанна ослаблялись тем, что с 1207 года он находился в открытом конфликте с папой Иннокентием III, который в 1208 году наложил на Англию интердикт, а затем низложил Иоанна (1209), передав его права на трон французскому королю Филиппу II Августу. Лишь в 1213 году Иоанн полностью покорился папе и признал себя его вассалом, обязавшись ежегодно уплачивать Риму тысячу марок серебром.
Вторым участником антифранцузской коалиции являлся император «Священной Римской империи» Отгон IV Брауншвейгский, племянник английского короля Ричарда Львиное Сердце. Подобно Иоанну, Оттон находился в плохих отношениях с Римом. После неудачной попытки захватить Сицилийское королевство (1210), которое находилось под верховной властью папы, он был отлучен от церкви. Вместо него папа выдвинул на германский престол Фридриха II Штауфена, сына Генриха VI (1212). В случае победы Оттон надеялся укрепить свое положение в Германии и обеспечить преобладание Вельфов, к которым принадлежал, над Штауфенами. Он также был не прочь присоединить какие-нибудь французские земли к своим владениям. Отто слыл храбрым, но грубым и вспыльчивым военачальником.
Военные силы коалиции включали германские войска, отдельные французские подразделения во главе с графом Рено Булонским и графом Фераном Фландрским, а также отряд английских лучников. Но члены коалиции стремились лишить династию Капетингов королевского достоинства и владений, разделить между союзниками Франций и ввести в ней выборы королей, а также положить руку на церковное имущества и разделить их между феодальными владетелями и рыцарями, находившимися под знаменем коалиции.
Противником коалиции выступал Филипп, происходивший из династии Капетингов. В отличие от Иоанна он слыл властным и удачливым монархом. Опираясь на средних и мелких феодалов, церковь, горожан (городам вне территории королевского домена широко раздавались вольности и привилегии), он успешно проводил политику собирания французских земель в единое государство. Филиппу в значительной мере удалось обуздать феодальную аристократию, лишив ее прежней независимости. Этому способствовало почти четырехкратное расширение королевского домена, что сделало французского короля крупнейшим феодальным собственником во Франции. «Видное участие в коалиции немцев с императором во главе, равно как и англичан придало этой войне (для французов) национальный характер, вследствие чего вассалы короля, вошедшие в состав коалиции, считались как бы изменниками, в то же время опасность, угрожавшая духовенству и городским общинам в случае торжества чисто феодальной коалиции придавала этой же войне клерикальный и сословный характер».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47