А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z


 


Сегодня оживление фондовых рынков происходит на фоне углубляющегося индустриального спада. Биржевой рост связан с позитивными ожиданиями, возникшими в результате вливания в корпорации крупных государственных средств. Картина вполне типичная для искусственно созданной стабилизации. Пир во время чумы многим начинает казаться окончанием эпидемии.
Стабилизация конечна: биржевые показатели еще упадут, поскольку в реальном секторе улучшений нет. Когда начнется посткризисный подъем, темпы роста производства будут превышать рост на фондовых рынках, поскольку реальный сектор окажется более привлекательным для капиталов. Биржевой бум, как это было в 2006-2007 годах, часто является предвестником большого падения.
Денис Емельянов, редактор рубрики "Финансы, фондовый рынок", ИА "Комментарии.ру": Как в типичном случае ведут себя индексы в период кризиса? В чем разница в динамике по эшелонам, секторам? В чем особенности поведения разных рынков в период кризиса? Каковы технические признаки окончания кризиса на фондовом рынке и зарождения нового, устойчивого восходящего тренда (т.е. по каким признакам можно определить, что «дно» пройдено)?
В процессе кризиса возможны взлеты биржевых индексов, за которыми неминуемо следуют падения. Для начала повышательной волны государству достаточно поднять платежеспособность ведущих компаний. На фондовом рынке начинается рост, в то время как производство и продажи продолжают падать. То есть кризис развивается, но подкачанный фондовый рынок может этого продолжительное время не ощущать. Резкий биржевой спад в начале кризиса, как правило, отражает запоздалую реакцию на уже давно накопленные проблемы в реальном секторе.
По фондовому рынку легче можно уловить начало кризиса, чем его окончание. Так первые биржевые падения в январе-феврале 2008 года были сигналом начала кризиса. Когда кризис завершен, биржа долгое время может сохранять низкий темп роста показателей. Виной тому и сжигание кризисом капиталов, и высокая рентабельность производства, особенно в новых отраслях.
Прохождение дна в настоящем кризисе будет обозначено устойчивым ростом потребительского спроса в экономике. Но до этого еще очень далеко.
Колосков Александр Игоревич, независимый эксперт: Видите ли Вы окончание кризиса в России? И если да, то с какой политикой российского правительства он будет связан?
Сейчас антикризисная политика властей сводится к одному слову «ждать». На мировом рынке сохраняется и будет продолжена тенденция к сокращению спроса. За ней кроется падение доходов потребителей в США и ЕС. Внутренний рынок России сокращается еще быстрее, тренд усилила девальвация рубля якобы спасшая экономику от кризиса. Таковы перспективы на 2009-2010 годы. Чтобы переломит тенденцию требуется начать развивать внутренний рынок: поднимать доходы населения, создавать крупные государственные проекты. Развивая внутренний спрос, требуется защищать предприятия на него ориентированные. В этом случае можно остановить спад и начать создавать другие условия для устойчивого роста.
Михаил Дружный, Директор, главный режиссер студии специальных фильмов и анимации «Контакт»: В cентябре 2007 года - задолго до начала активной фазы кризиса ко мне неожиданно начала поступать от друзей из США прогнозная информация о сценариях развития будущего кризиса в мире и в России. В отличие от общих выводов , которые на тот момент предполагала модель, озвученная Хазиным, прогноз касался так же и сроков, динамики, приблизительных цифр падения биржевых индексов. На вопрос об источнике информации, естественно, последовал невразумительный ответ, типа "астрологический прогоз". Прогнозные данные на сегодняшний день совпали с реальной ситуацией на 80 процентов за исключением временных интервалов наступления тех или иных событий (здесь точное совпадение-50 процентов). Наличие двух волн кризиса предполагалось. Горизонт событий в прогнозе - 2012 год . В этот год якобы весьма вероятен крупномасштабный региональный военный конфликт c применением ядерного оружия. Предполагаемый район -Пакистан (точно не утверждалось). Прогноз был учтен исключительно в плане личных финансов, так как в ТАКОЙ масштаб событий поверить до конца было трудно... ВОПРОС: Каким образом можно объяснить наличие У КОГО-ЛИБО достаточно ТОЧНЫХ сценариев предстоящего кризиса на момент сентября 2007 года , (исключая "теорию заговора" и мистические откровения)?
Уже в 2006 году кризис был предсказуем довольно точно, но по срокам и цифрам могли быть отклонения. Другое дело, что в него все равно мало кто верил. Все, кто имел сведения об уровне рентабельности американских банков и состоянии доходов рядовых американцев, могли догадаться, к чему это приведет. Проблема состояла в критичности мышления и общеэкономических знаниях. Но даже те, кто не имел картины о внутренней ситуации в американской экономике, могли предполагать скорый кризис по биржевому буму. Волны кризиса вопрос спорный. Их явно было уже больше двух.
Первая волна кризиса - биржевые падения зимы-весны 2008 года, рост проблем в банковском секторе. Затем до мая-июня стабилизация и рост крайне глупых надежд в России. Летом и осенью 2008 года идет биржевой спад одновременно с промышленным падением - уже это вторая волна. 2009 год приносит финансовую стабилизацию при падающем реальном секторе. Это новая фаза. Впереди, видимо, третья волна, а за ней может наступить очередная стабилизация. Так кризис и углубляется. Ничего пророческого в «двух волнах» нет, их еще может быть много.
Наши прогнозы были оформлены в Докладе «Кризис глобальной экономики и Россия» (http://kommentarii.ru/fam.php?f=5&t=21778). Согласно ему кризис продлится долго, до 2013 годов. И завершится он перестроением всей мировой экономической системы при смене политики, то есть через отказ от неолиберализма.
ИА Комментарии.ру
28.06.09

Кризис во время затишья. Что нас ожидает затем?
За минувшие месяцы чиновники и деловые аналитики не единожды объявляли, что, наконец, нащупали кризисное «дно». Самые смелые утверждали: главные трудности позади. Немногие критики оптимизма объявлялись воскреснувшими либеральными гуру, чуть ли не шулерами экономического анализа. Как все обстоит на самом деле? Что скрыто за официальными данными и прогнозами? Как долго еще до «дна» и что ожидает нас впереди? С этими вопросами обратился обозреватель Rabkor.ru Алексей Козлов к Василию Колташову, руководителю Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО).
В июле Министр экономики РФ Эльвира Набиуллина сообщила, что предварительным оценкам ее ведомства ВВП страны в первой половине 2009 года сократился на 10,1%. Имел место 0,8% прирост промышленного производства, если очистить картину от «сезонных факторов», утверждает она. Как вы смотрите на такие данные? Ситуация в экономике изменилась?
Оценки Министерства экономического развития никак нельзя назвать объективными. Но и хорошей миной при плохой игре они не являются. Скорее, мина выходит неубедительная. Темпы падения производства колеблются от месяца к месяцу. Однако кризис как углублялся, так и углубляется.
Известно, что Набиуллина считает, что имеются основания «с некоторой осторожностью» говорить о замедлении темпов спада в экономике. Минэкономразвития полагает: российская экономика может переломить кризисные тенденции благодаря мерам правительства и переходу мирового кризиса на спад. Исходя из таких ожиданий, сокращение российского ВВП прогнозируется на уровне от 8 до 8,5%. Все подобные прогнозы сопровождаются еще ободряющими фразами о надвигающемся окончании кризиса. Мотивы властей понятны, они в очередной раз пытаются успокоить кризис, раз не выходит его побороть удобными для сырьевых монополий средствами.
Первая половина 2009 года характеризовалась финансовой стабилизацией. Государственная помощь крупнейшим компаниям способствовала взлету биржевых и нефтяных спекуляций. Это и выдается чиновниками за признаки скорого завершения кризиса. Снижающиеся потребительский спрос и промышленное производство просто игнорируются, хотя именно это - важнейшие показатели. И говорят они о предстоящем продолжении спада. И, конечно, смешно получается, что при более чем 10% официальном падении ВВП власти пытаются приписать экономике некий «очищенный» и символический промышленный рост.
Необычайно острой темой остается состояние бюджета страны на 2010 год. Помощник президента Аркадий Дворкович предполагает дефицит бюджета более чем в 5-6% ВВП. По оценкам министерства финансов дефицит будет на уровне 6,5-7,5% ВВП. Как Вы оцениваете ситуацию здесь?
В 2009 году бюджетный дефицит по оценкам чиновников окажется приблизительно на уровне 8%. Если принять во внимание предстоящее завершение периода финансовой стабилизации, то размер дефицита наверняка будет большим. Возможно, он составит 12-13% ВВП. Резервный фонд уменьшается, хотя правительству и удается сдерживать этот процесс. Правящие верхи надеются «привлекать средства международных финансовых организаций, привлекать синдицированные кредиты или выпускать евробонды». Сомнительно, что это даст крупные средства. Скорее всего, власти будут все больше полагаться на печатный станок. Возможны, правда и крупные спекуляции государственными бумагами, выпуск которых не трудно наладить. Но все это не приблизит национальное хозяйство к победе над спадом.
Для поддержания финансового капитала вероятна такая схема: власти дешево кредитуют коммерческие институты, а затем занимают у них деньги под больший процент. На рынке появляется много бумаг. Будет забавно, если даже в такой схеме аналитики отыщут признаки скорого завершения кризиса.
Рост бюджетного дефицита надолго останется устойчивой тенденцией. Власти будут в течение 2009 года пересматривать свои прогнозы, пока они не сравняются по итогам с более суровыми реальными показателями. В 2010 году логично ожидать аналогичной ситуации, при условии, что сокращение ВВП станет более значительным. В 2008-2009 годах чиновники показали, что цены на нефть они прогнозировать не умеют и вообще мало понимают в том, что происходит в мировом хозяйстве. Государственные аналитики считают: нефть в 2009-2012 годы будет стоить 55 долларов за баррель. Из этого рассчитывается и дефицит бюджета. По прогнозам ИГСО «черное золото» до конца года может подешеветь до 30 долларов. Думаю, кризис разобьет все розовые планы властей даже и без этого. Назревает тяжелый банковский кризис. Буксует торговля. Ситуация в будущем окажется много сложнее, чем ожидает правительство РФ.
Как только новое большое падение цен на углеводороды произойдет, бюджет России вновь будет переоценен, дефицит возрастет. Мировая экономика в тяжелейшем кризисе. Нефть обязана дешеветь, этот процесс можно сдерживать при нынешнем антикризисном курсе на планете за счет раздачи денег банкам, но нельзя остановить. Падает индустриальное и бытовое потребление. Даже самые пессимистичные прогнозы властей окажутся безосновательным оптимизмом. Нынешние оценки чиновниками бюджетных перспектив через год будут выглядеть новым доказанным дилетантизмом.
Предполагается для покрытия бюджетного дефицита в 2010-2012 годы занять за границей 60 млрд. долларов. Что вы об этом думаете?
Министерство финансов подготовило проект бюджета на 2010-2012 годы. В нем заложены рост ВВП на 1% в 2010 году, относительно низкая инфляция (10%) и цена барреля нефти в 55 долларов. Уточненный размер ожидаемого дефицита бюджета 7,5% ВВП. Чиновники полагают, что при таком дефиците средства Резервного фонда могут быть израсходованы еще в 2010 году. Займы планируется осуществлять как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Запланирован выпуск еврооблигаций для ежегодного привлечения примерно 20 млрд. долларов. Такова общая картина замыслов и расчетов экономической бюрократии. Как можно к этому относиться? Деньги в таком и даже большем объеме государство на мировом рынке найдет. Однако, как отмечалось выше, это финансы правительства не спасет.
Перспективы отечественной экономики оцениваются чиновниками идеалистически, в духе установившейся успокоительной традиции. Можно смело ожидать роста бюджетного дефицита в России. Для этого имеются объективные условия: потребительский рынок сужается, производство еще долго будет падать, а финансовая сфера держится на государственных деньгах. Кошельки регионов пусты, от чего центр не сможет отмахнуться. Почему? Угрозу социального взрыва никто не отменял. Планы сохранения маленького дефицита бюджета выполнить власти не сумеют. Не окажется даже условного роста ВВП в 1%. Долги страны и дефицит ее бюджета вырастут в ближайшие годы и окажутся неконтролируемыми в условиях непрекращающегося спада. Займы, взятые под высокий процент, помогут финансовым игрокам, но не самой России.
Фактически русское правительство готовится дорого занимать деньги эмитируемые США и ЕС и раздаваемые банкам под низкий процент. Тем самым оно рассчитывает не столько спасти бюджет, сколько поддержать стабилизацию в мировой экономике, до того момента как американские «гении» регулирования не погасят кризис. Таким образом, РФ вновь подставляет Западу свое дружеское плечо, чтобы взять на него новую нагрузку. Расплачиваться за такую политику будет вся страна.
Вы считаете, что при существующих методах «борьбы» со спадом надеяться не на что?
В 2010 году кризис перейдет в более тяжелую фазу. Дефицит бюджета возрастет - это нам практически гарантировано. Положение реального сектора будет ухудшаться, положение потребителей - тоже ухудшаться, но паразитизм останется. Никакой пользы национальному хозяйству он принести не может в принципе. Государственные прогнозы еще не раз будут переписаны в старом духе подтягивания цифр до текущей ситуации. Будет не так плохо, если, дефицит бюджета в 2010 году окажется менее 15% от ВВП, притом, что ВВП еще сильно упадет - это нужно помнить.
Некоторые государства уже говорят о том, что они раньше других справятся с кризисом. Многих удивило обещание властей Латвии, что страна выйдет из экономических неприятностей первой в Европе. Какие страны сейчас чувствуют себе относительно лучше?
ЕС пока сравнительно слабо затронут кризисом. Например, в Греции говорят: «Кризис к нам еще не пришел». Это, конечно, неверно: просто спад в ряде западноевропейских стран пока менее масштабен, чем в «новых экономиках». Явление это временное. На Западе явно лидируют США и Великобритания. Центробанк ЕС только недавно перешел к масштабной накачке деньгами банков, а в США этот процесс идет уже давно. Долговой кризис кредитные институты ЕС еще только начали ощущать, ему предстоит развиться. Не исключено, что «американские симптомы» кризиса в Европе способствуют завершению стабилизации.
Все текущие заявления правительств о скорой или уже одержанной победе над мировым кризисом, как похваляется Сингапур, не заслуживают доверия. Стабилизацию некоторых показателей и оживление в сфере биржевой торговли трактуют как большие успехи антикризисной политики.
«РИА Новости» недавно провели пресс-конференцию с участием Джозефа Стиглица, лауреата Нобелевской премии по экономике, председателя антикризисного бюро ООН. Насколько актуальные мысли озвучил на ней американский экономист?
Стиглиц считается неокейнсианцем, хотя не совсем понятно, что его принципиально отличает от неолибералов. Возможно, поэтому его оценки ничем особым не выделялись. В ходе виртуальной встречи с прессой он утверждал: рынок не справился и поэтому необходимы новые механизмы контроля и управления глобальной экономикой. Причем Стиглиц называет проводимую правительствами антикризисную политику правильной. Это указывает на то, насколько ограниченно современные неокейнсианцы понимают преобразования необходимые для преодоления кризиса. В вопросе регулирования они не далеко отстоят от ортодоксальных монетаристов. Стиглиц не сторонник протекционизма и одобряет деятельность ВТО по этому вопросу. Регулирование рынков, необходимое по Стиглицу, требование весьма умеренное.
Стиглиц считает, что в 2010 году расходы правительств будут замещены ростом совокупного спроса. Опасения его состоят в том, что в 2011 году спрос снова может ослабнуть, а денег на дополнительное стимулирование экономики не будет.
Справедливы ли такие опасения?
Прогноз его об исчерпании валютных ресурсов верен, но он не откровение - это известно всем. При нынешней «правильно направленной» борьбе с кризисом резервы иссякнут, а проблемы в экономике останутся. Обещание повышения совокупного спроса в 2010 годы выглядит неубедительным. Оснований для подобных перемен не видно. По нашим прогнозам, на 2009-2010 годы придется основной промышленный спад в мире.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73