А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z


 


Как далеко сейчас мир от выхода из кризиса? Какие меры могут содействовать его преодолению? Далека ли от них антикризисная политика России?
Мы в самом начале кризиса: пройдена биржевая стадия, начался спад в реальном секторе. Выход из кризиса потребует технологических перемен в индустрии. Можно ожидать революции в энергетике и падения значения углеводородов. Обновление индустрии наряду с появлением новых отраслей, станет основной тенденцией при выходе из кризиса. Неизбежно усилится государственное регулирование. После кризиса в экономике возрастет потребность в квалифицированных кадрах, приоритет дешевого низкоквалифицированного труда уйдет в прошлое.
Единственный способ положительно повлиять на ситуацию - это перейти от прямого вливания денег в компании к стимулированию спроса. Требуется осознание ценности внутреннего рынка и необходимости его защищать. Деньги должны начать обращаться. Нужна поддержка потребителей, увеличение роли государства в экономике, наряду с переходом к жесткой протекционистской политике. Все это можно осуществить только на государственном уровне. Антикризисная политика отечественных властей от подобных решений далека и не стремится к ним приблизиться.
Либеральные экономисты спорят, есть ли рецессия в России. Согласно общепринятой практике рецессией считается снижение роста ВВП до 2%. Однако власти уверяют, что по итогам 2008 года ВВП страны составил 6-7%. Чиновники из Минэкономразвития РФ утверждает, что промышленное производство за 2008 год выросло примерно на 2%. При этом они признают, что рецессия началась. Какова картина в реальности?
Кризис действительно начался для России, даже если принимать в расчет правила о замедлении роста ВВП (рассчитываемого так, как это выгодно). Констатация правительства запоздала. Полгода идет спад промышленного производства. С весны снижаются объемы продаж. Реальный ВВП России является отрицательным уже по итогам 2008 года. В 2009 году ВВП не будет расти, несмотря на все заклинания официальной статистики. Падение продолжится, пока качественно не изменится экономическое регулирование. Т.е. пока спрос не будет стимулироваться. Сегодня «антикризисные меры» его только подрывают.
В мировой экономике ускорятся спад потребления. Прежде всего, это происходит в США и ЕС. Доходы людей падают. Эту тенденцию в настоящее время никто не пытается переломить. Для России она означает потерю значения внешнего рынка.
«Рецессия» - не совсем подходящий термин для глобального кризиса, являющегося не просто кризисом перепроизводства. Налицо кризис всей неолиберальной модели экономики, сформировавшейся после краха кейнсианства в 1970-е годы. Пока качественных изменений в экономической системе мира не произойдет, а новые технологии не позволят радикально удешевить многие товары и создать новые отрасли, кризис будет продолжаться. В 2009-2010 годах он достигнет пика.
Каковы основные причины снижения показателей ВВП для России?
Никакого роста ВВП в условиях сокращения продаж не может происходить. Сбыт снижается как на внешнем, так и на внутреннем рынке. В 2009 году тенденция усилится, поэтому динамика ВВП будет отрицательной. Инфляция, увольнения и снижение зарплат повсеместно на планете убивают спрос. В США заработки трудящихся снижаются, а число потерявших работу - увеличивается. Еще недавно основной потребитель в мире слабеет на глазах. Ситуация в ЕС, Японии и Канаде немногим лучше. Падение американского спроса обваливает производство, а значит и местный спрос во многих странах. Потерявшие работу жители Китая исчисляются десятками миллионов.
Больше нет возможности поддерживать покупательную активность населения за счет кредитования. Доходы людей или должны начать расти (разовые выплаты не помогут) или кризис будет продолжать свою разрушительную работу. Но если крупные государства и группы стран начнут постепенно переходить от стимулирования компаний к стимулированию потребителей, то встанет вопрос: чьи товары люди должны покупать? Разумеется, приоритет получат национальные компании.
Сдерживающее влияние оказать на падение ВВП могло бы системное стимулирование потребления при жесткой протекционистской политике. Ни одно правительство, еще вчера воспевавшее добродетели рынка, не готово добровольно к ней перейти.
Возвращение к устойчивому экономическому росту невозможно без перестроения общественной системы в целом. Требуется восстановление и наращивание нерыночного сегмента: науки, образования, медицины, жилищного и инфраструктурного строительства. Требуется политика занятости, создание новых производств. Необходимо качественное изменение отношения к пенсиям, стипендиям и социальным пособиям. Они обязаны стать ощутимыми. Должен приобрести ценность внутренний рынок. Его требуется оберегать, поддерживать и расширять.
Как вы оцениваете результат уже реализованных правительством антикризисных мер? Можно ли говорить об эффективности их по итогам 2008 года?
Принятые правительством антикризисные решения ничего принципиально не изменили. Развитие кризиса не удалось сдержать даже ненадолго. Накачка сверху деньгами ведущих компаний никак не улучшила их положения: проблемы продолжают накапливаться, потребность в платежных средствах возрастает. Резервы России сокращаются, а кризис беспрепятственно развивается. Падение отечественных биржевых показателей на 76% - мировой рекорд говорящий сам за себя. Он демонстрирует через отказ в доверии российским бумагам, насколько дурно оценивается состояние и перспективы национальной экономики.
Накануне нового года Минэкономразвития обнародовал свой прогноз на 2009 год. Предполагаемый рост ВВП должен составить 2,4%. Заложенная цена нефти - 50 долларов за баррель. Ожидается, что промышленное производство в стране снизится на 3%. Планируется рост реальных доходов населения в размере 2,5%. Инфляция должна по планам чиновников оказаться в районе 10-12%. Как вы оцениваете подобное экономическое видение года?
Прогноз Министерства финансов на 2009 год не реален. Ситуация в экономике уже много хуже того, что предполагается чиновниками в будущем. Реальные доходы населения падают в темпе, намного опережающем официальную инфляцию. Программирование их роста, наряду со снижением производства всего на 3% - мистика. Самое малое вероятное падение заработков в 2009 году, при сохранении нынешней антикризисной политики, должно составлять 30-40%. Спад производства еще только начался и увольнения в самом начале. Успокаивать тут никого не нужно, а нужно принимать меры изменяющие ситуацию. Готовы ли на это власти? У них свой антикризисный план. Он интересы населения затрагивает в основном в виде подобных прогнозов и деклараций.
Цены на нефть в будущем году продолжат снижаться. Нет ни одного фактора, который мог бы повлиять на изменение тенденции. Сокращение добычи, происходящее в странах-экспортерах, отстает от падения спроса. Стоимость барреля российской нефти еще до лета способна опуститься ниже $20, несмотря на все попытки сдержать процесс за счет политической нестабильности в мире. При этом объемы продаж также уменьшатся. Угрозы снижения поставок потребителей больше не пугают. Нефти в условиях кризиса оказывается больше чем надо. То же относится и к иным видам сырья.
При уже известных масштабах промышленного спада, обещать в 2009 году рост ВВП немыслимо для серьезного экономиста. Сейчас объем промышленного производства в стране снизился уже на 13-15% по сравнению с 2007 годом. Это означает, что все иные сферы, учитываемые при расчете ВВП, сжались практически в 2 раза больше. Существенно сократился спрос на услуги. Если рассчитывать ВВП без подкручивания и учета натуральной сферы под видом услуг (включая домашние хозяйства), то уже этот факт даст нам неприятный результат.
Потери валового продукта по итогам года составят: по классической схеме (учитывающей только товары нашедшие конечного покупателя - ВНП) 10-15%, по современной схеме подсчета расходов (учитывающей сферу услуг, торговлю, государственные расходы и инвестиции) отрицательный ВВП может быть равен 20%, а может оказаться и большим. В 2009 году никакого роста ВВП ожидать не приходится. Сокращение продолжится. От мер властей будет зависеть, превысит ли оно масштаб 2008 года или нет. Снижение промышленного производства (исходя из проводимой политики борьбы с кризисом) можно ожидать порядка 20%. Прогнозировать инфляцию ниже результатов 2008 года неверно, она окажется значительно выше.
Всякий серьезный прогноз делается исходя из имеющейся экономической политики с учетом ее возможной смены. Настоящая картина в экономике такова, что хозяйственная политика властей кризису не препятствует. Даже шаги в верном направлении носят запоздалый, половинчатый и бессистемный характер. Это не случайность, не следствие недопонимания (хотя оно имеет место в огромной степени), а выражение классовой экономической политики. Спасают бизнес, не понимая, что без спасения потребителей помочь предприятиям не в силах никакие субсидии. Помогать населению считается неверным в принципе.
Частично реализовать прогноз МЭР возможно лишь благодаря смене хозяйственной стратегии государства. Доходы населения должны стимулироваться одновременно с поддержкой национального производства. Государство должно взять на себя жесткую регулирующую роль. Оно должно не только ограничивать банковские проценты, но и определять, кто, сколько и в какие сроки должен производить, где, когда и как продавать.
Вы полагаете, что борьба с кризисом требует увеличения внутреннего спроса в России? За счет чего эта задача может быть решена?
Повышение внутреннего спроса (как и вообще забота о внутреннем рынке) просто необходимо. Чтобы хоть как-то сдержать развитие кризиса нужно поднимать потребительский спрос, создавать крупные государственные проекты. Одной из важнейших забот правительства должно быть повышение доходов населения. Внешнего рынка для сбыта сырья больше нет. Старая схема экономики не работает, и не будет работать в прежнем виде никогда. Глупо пережидать кризис.
Нефть не вернется к прежнему ценовому уровню. Она стала слишком дорогой, чтобы поддерживать хозяйственный рост на планете при существующем технологическом базисе. Мир ждет новая научно-техническая революция. Но ее приход требуется еще обеспечить, сменив экономическую политику. Время свободного рынка прошло. Необходимы: протекционизм, стимулирование и регулирование.
Откажутся ли российские власти от выжидательной стратегии «борьбы» с кризисом? Как скоро и вследствие чего это может произойти?
Пока правительство намеренно поддержать ведущие компании, обеспечив им финансовую поддержку и государственные заказы. Также власти уже пытаются выкупать многие застрявшие на рынке товары, например недвижимость. Государство не стимулирует повышение потребления у населения, а само пытается заместить недостающий спрос. Политика эта считается временной. Она сочетается с постепенным обесцениванием рубля, направленным на снижение затрат компаний на рабочую силу. По мнению чиновников это должно облегчать экспорт, но во всем мире не принимались точно такие же меры. Мировой рынок сжимается. Однако положение с внутренним сбытом также становится хуже. Потребительский спрос на внутреннем рынке подрывается, что в 2009 году вынудит власти усиливать свою роль как покупателя.
Стратегия выжидания будет окончательно исчерпана, как только иссякнут золотовалютные резервы, а инфляция сделает эмиссию рубля бессмысленной. Однако, еще до этого «арифметического» момента избранная практика борьбы с кризисом может начать корректироваться в пользу населения под давлением снизу. Чем позже массы вмешаются в дела, касающиеся их непосредственно, тем дольше власти будут придерживаться избранного курса, попусту расходуя ресурсы. Правительство сознает угрозу снизу. ОМОН уже единожды был использован против массовых выступлений на Дальнем Востоке. На серьезные уступки власти идти не собираются.
Падение продаж вынуждает компании реального сектора искать средства для осуществления текущих платежей. Государство под высокий процент субсидирует крупнейшие структуры. Тенденция такова, что предприятия будут все более нуждаться в финансовой поддержке пока не выйдут на нормальную работу со сбытом и выручкой. Без вмешательства государства произойти этого сейчас не может. Но вмешательство это должно поднимать платежеспособный спрос в стране, то есть увеличивать зарплаты, пенсии, пособия и стипендии. Возможно, даже для минимальных преобразований в этом направлении России предстоит пережить немалые политические потрясения.
IT отрасль отечественной экономики называется некоторыми экспертами в качестве наименее пострадавшей от кризиса. Каковые ее перспективы?
В Западных странах многие предприятия производящие программное обеспечение для бизнеса уже закрылись или активно сокращают персонал. В России наблюдается относительное спокойствие, не видно ни банкротств, ни массовых сокращений. Хотя зарплаты во многих IT-фирмах сокращаются. Считается, что часть заказов от европейских и американских компаний перешла в СНГ. Перспектива при этом не меняется. Увольнения будут происходить. Заказы будут сокращаться, хотя сейчас отмечается перераспределение их в пользу стран периферии. Однако IT держится на реальном секторе, как и все области нематериального производства, снижение его потребностей отразится на отрасли. Промышленный спад влечет за собой сокращение заказов на IT-продукцию со стороны коммерческих учреждений. Пока волна кризиса еще не дошла до российской области IT, но ее можно ожидать в ближайшие месяцы.
Отличается ли сегодня реальный уровень безработицы от официального?
Официальная статистика вообще не отражает реальной картины. Она ей даже не обладает, что мешает чиновникам самим оценить ситуацию. Власти еще только разворачивают борьбу за полноценное видение происходящего на рынке труда. Что число потерявших заработок людей стремительно возрастает - они понимают. Реального плана изменения ситуации у них нет. Сознание угрозы нарастания стихийного протеста толкает правительство на формирование элитарного полицейского и офицерского корпуса. Обычная милиция показала свою ненадежность, у ее сотрудников те же проблемы, что и у остальных людей.
Большинство безработных на учет не встает. Люди не верят, что государство стремится им помочь. Пособие по безработице в 4900 рублей никого не успокаивает. Некоторые понимают, что не по месту прописки их, скорее всего, на учет и не примут. В таком положении очень многие. Не имеющие собственного жилья работники рискуют оказаться на улице, как только закончатся накопления. Не лучше положение и тех, кто приобрел квартиры в кредит. Такая ситуация в России впервые.
Работники вполне сознают свою беззащитность. Там где есть независимые профсоюзы положение несколько лучше: есть опыт сопротивления, можно попытаться чего-то добиться. Там где их нет, но уже разворачиваются массовые увольнения, они могут вскоре возникнуть. Общественное сознание меняется. Люди ощущают, что нужно бороться. Они будут самоорганизовываться и сопротивляться перекладыванию на них издержек кризиса.
В 2009 году обстановка будет ускоренно накаляться. Увольнения грозят продолжиться с новой силой. Общество станет радикальней. Массовые протесты - будут. Они уже есть. Их станет только больше. Вполне возможно число безработных перешагнет барьер в 15% от численности работоспособного населения. Страну ждет кризис старых партий, политизация студенчества и многочисленные стихийные выступления. Власти могут стать очень непопулярными в короткий срок. Доверие, которым они пользовались у населения, объяснялось улучшением жизни. Вызывал его экономический рост.
В 2007 году государство увеличило рублевую массу на 50%, в 2008 - на 35%. При этом декларированная инфляция не превышает 15%. Какова реальная инфляции в стране? Ожидает ли Россию в 2009 году стагфляция?
Предположим, что часть вброшенных в экономику новых рублей покрыл экономический рост, но даже в этом случае инфляция должна быть минимум в два раза выше официальной. Оценка потребительской инфляции за год в 40% мне кажется наиболее реалистичной. Она могла бы оказаться больше, но сокращение спроса затормозило рост стоимости некоторых товаров, например сыров, колбас, ряда молочных продуктов.
В 2009 году власти наметили повышение эмиссии с целью обесценивания рубля (официально - девальвировать), а также эффект эмиссии 2008 года еще не успел до конца сказаться. В результате инфляция будет усиливаться. Свой вклад внесет падение спроса, падение обеспеченности денег вследствие ослабления фондового рынка и другие факторы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73