А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

находки подтверждают предположение, что доисторические люди верили в возможность загробной жизни… в физической (телесной) форме… Действительно, древние надписи и легенды дали отправные точки для утверждения, что «боги» обещали вернуться со звезд, чтобы разбудить для новой жизни хорошо сохранившиеся тела. Поэтому, вероятно, в гробницах, где находились набальзамированные трупы, было все необходимое для потусторонней жизни. Иначе зачем там находятся деньги, украшения, любимые вещи? Что с ними делать?» И немного дальше Дэникен вопрошает: «Кто вложил в голову идолопоклонникам идею физического возрождения? И откуда возникла первая смелая мысль, что частицы тела, как и весь труп, должны быть сохранены в надежном месте, например труп фараона – в склепе пирамиды, для того чтобы его через века можно было бы пробудить для новой жизни?

Мумия Рамсеса II (1317–1251 годы до н. э.) Египетский музей в Каире .
До сего времени этот таинственный обряд пробуждения рассматривался только в религиозном аспекте. Мог ли фараон, который, безусловно, знал больше, чем его подданные, о характере и обычаях «богов», питать подобную наивную, без каких-то серьезных на то оснований уверенность? «Я должен выстроить себе гробницу, которая простоит нерушимой в течение столетий и которая будет видна далеко за пределами страны. Боги обещали вернуться и пробудить меня… (или медики далекого будущего найдут возможности снова оживить меня)». Что можно сказать на это в эпоху космоса?» Этот вопрос Дэникен задает в книге «Проспект бессмертия», вышедшей в 1965 году. В ней же физик и астроном Роберт С. В. Эттингер пишет о возможности такого глубокого замораживания, при котором клетки нашего организма будут продолжать жить по всем медицинским и биологическим понятиям, хотя их функции снизятся в миллиарды раз. Быть может, это пока звучит утопически, но не надо забывать, что сейчас уже каждая большая клиника располагает определенным запасом костной ткани человека, которая на протяжении лет сохраняется в консервированном виде, чтобы быть использованной при необходимости. Свежая кровь, ее консервация практикуется уже повсеместно, может сохраняться почти неограниченное время при температуре минус 196°, а культуры клеток способны возрождаться к жизни после пребывания при температуре жидкого азота сколь угодно длительное время.
Думал ли фараон, что эта утопическая мысль вскоре станет реальностью?
«Нужно прочесть это дважды, чтобы понять пугающую невероятность следующих результатов научных исследований: биологи Оклахомского университета установили в марте 1963 года, что кожные клетки, сохранившиеся в мумии египетской принцессы Мене, были жизнеспособны! А принцесса Мене умерла много тысяч лет назад! Во многих местах обнаружены мумии, сохранившиеся так хорошо, что кажутся живыми…
Не секрет, что американцы в рамках своей космической программы серьезно занимаются проблемой возможного замораживания астронавтов будущего на время длительных полетов к далеким звездам…»
Дэникен сочиняет много разного, затрагивая таким образом актуальную тему. Но что же здесь все-таки соответствует действительности? Герман Доббельштейн считает, что люди, мало сведующие в медицине, конечно, могли бы поверить, что «практика длительного консервирования человеческой крови или костной ткани может затем обернуться разрешением гораздо более сложной задачи консервирования спермы, а потом и всего организма. В действительности это абсолютно нереально, полнейшая утопия». Только специально подготовленные для этого клетки живой ткани можно было бы охладить до крайне низкой температуры и сохранить. Так как вода при минусовой температуре превращается в ледяные кристаллы, то и замороженная жидкость клеток, содержащая воду, привела бы к необратимым разрушениям в человеческом организме.
«Человек, ткани и органы которого подверглись глубокому охлаждению, безвозвратно мертв».

Руины храма около Ниппура – ориентировочно 2000 год до н. э. Быть может, внеземные астронавты заложили базу цивилизации и культуры шумеров, а затем вернулись на свои планеты?
Доббельштейн подчеркивает особое значение мозга, сверхчувствительные клетки которого могут выдержать охлаждение, лишь не превышающее определенного предела. Хирурги в принципе могли бы оперировать организм, приведенный в состояние анабиоза, когда все его функции сведены к минимуму. Но этому препятствует неизбежная в таких условиях гибель клеток головного мозга.
А как же обстоит дело с утверждением Дэникена, что исследованные в 1963 году клетки кожи египетской принцессы Мене оставались жизнеспособными, несмотря на то что она умерла много веков назад?
«Возможно, что Дэникен здесь оказался жертвой недоразумения, – предполагает Доббельштейн. – Если ученые из американского университета действительно обнаружили в клетках мумифицированной кожи признаки жизни, то речь могла идти, конечно, только о жизни посторонних существ, например о бактериях, обосновавшихся там».
Летящий в ракете бог из Паленке
«Считаете ли Вы возможным, что мы встретим жизнь на другой планете нашей Солнечной системы?»
«Я допускаю возможным, что на планете Марс мы могли бы обнаружить примитивные формы организмов». «Можно ли полагать, что мы являемся не единственной цивилизацией во Вселенной?»
«Я считаю вполне возможным, что в бесконечных просторах Вселенной существуют не только растительная и животная жизнь, но и мыслящие существа. Открытие этого – в высшей степени увлекательная и интересная задача; но, учитывая огромные расстояния между нашей собственной и другими солнечными системами и еще большие расстояния между нашей галактикой и другими звездными системами, невольно задумываешься над вопросом, удастся ли нам обнаружить эти жизненные формы или вступить с ними в прямой контакт».
«Можно ли допустить, что в нашей галактике существуют или существовали более старые и технически более развитые цивилизации?»
«У нас нет никаких доказательств или свидетельств того, что более старые и технически более оснащенные, нежели мы, цивилизации существуют или когда-либо существовали в нашей галактике. Но, исходя из статистических выкладок и философских представлений, я все же уверен в их существовании. Но я должен отметить, что мы не располагаем солидной научной базой, подкрепляющей нашу уверенность».
«Существует ли вероятность того, что представители более старой цивилизации в очень отдаленные исторические времена могли посетить Землю?»
«Я не хочу оспаривать эту возможность. Но насколько мне известно, археологические изыскания не дают повода для подобного рода априорных заключений». Здесь диалог между Дэникеном и Вернером фон Брауном обрывается. Он состоялся до 1968 года, то есть еще до опубликования первой книги Дэникена, и по его инициативе.

С момента посадки американских автоматических станций «Викинг-1» и «Викинг-2» на Марс стало известно, что ни на одной из соседних с нами планет жизни не существует. Можно ли считать, несмотря на это, что земная цивилизация не одинока во Вселенной?

Исследовательская станция НАСА на Марсе. Несмотря на огромное расстояние до «Красной планеты», радиосвязь со станциями «Викинг-1» и «Викинг-2» поддерживалась несколько лет.
Дэникен был явно польщен предоставившейся ему возможностью побеседовать с признанным специалистом в области ракетной техники, что, впрочем, проскальзывает и в некоторых других его интервью с серьезными учеными. Но каждый раз в подобных беседах ему удавалось «вырвать» из них всего лишь азбучную истину, состоящую в том, что существуют нерешенные проблемы.
Утверждение, что неизвестные разумные существа когда-то посещали Землю, одинаково трудно и доказать и опровергнуть. Действительно, отсутствие или недостаточность доказательств еще не есть опровержение. Так же и наоборот: то, что не опровергнуто категорически, не может считаться доказанным. Дэникен не может доказать свой тезис о том, что в древности разумные существа с других планет посещали Землю. Однако никто не может привести и доказательств обратного, то есть того, что они не посещали нашу планету. Поэтому, когда речь идет о вещах, реальность которых допустима, наука прибегает к осторожным формулировкам.
При огромном разнообразии астрономических объектов в необъятных просторах Вселенной действительно весьма велика вероятность того, что не только наша планета располагает благоприятными условиями для развития разумной жизни. Именно поэтому Вернер фон Браун не отрицал возможности посещений нашей планеты в древние времена внеземными существами, подчеркивая, однако, что археология не дает необходимых доказательств. Более того, по современным научным данным такое утверждение Дэникена, его предшественников и соратников весьма сомнительно, а предъявляемые ими доказательства несостоятельны.
К такому сорту доказательств относится надгробная плита в Паленке, фотография которой помещена на суперобложке его первой книги «Воспоминания о будущем». Примерно в течение 70 лет ведутся раскопки культовых центров народностей майя в Паленке, древнем городе, затерявшемся в джунглях мексиканского штата Чьяпас, и каждый раз там натыкаются на довольно богато убранные захоронения в стенах храмов и в полу дворцов.
Но все эти находки бледнеют перед открытием, сделанным мексиканским археологом Альберто Руцем в июне 1952 года. «Храм надписей» покоится на ступенчатой пирамиде высотой примерно в 20 метров, взобраться на которую можно по великолепной фронтальной лестнице. На стенах передних помещений и центрального зала обнаружены три плиты с 620 иероглифами. Среди них много дат, относящихся самое позднее к 692 году до нашей эры. Пол храма покрыт большими каменными плитами. Руца особенно заинтересовала одна плита, имевшая двойной ряд отверстий с каменными пробками. Отодвинув ее, он попал на потайную лестницу, которая вела во внутреннюю часть пирамиды, но была намеренно завалена камнями.
Четырежды он принимался разбирать завал; наконец ему удалось расчистить путь. Спускаясь по лестнице, он на той же высоте, что и основание пирамиды, достиг зала. Потолок осыпался, но все же на полу удалось обнаружить скелеты пяти или шести молодых людей; их жизни, вероятно, были принесены в жертву богам. В конце зала располагалась огромная треугольная плита, доходящая до самого свода. Отодвинув ее, Руц увидел большую усыпальницу, примерно 10 метров длины и 7 метров высоты, пол которой находился непосредственно под фронтальной лестницей, примерно на 27 метров ниже пола храма. Стенная роспись по штукатурке изображала шагающих людей в архаичном одеянии. Однако основное внимание приковывала большая прямоугольная каменная плита более четырех метров длиной с рельефными изображениями. Она покоилась на монолитном саркафаге, в котором был захоронен человек среднего возраста необычно крупного телосложения. Вокруг тела лежали нефритовые украшения; лицо покрывала украшенная нефритовой мозаикой маска в натуральную величину. Кольца из нефрита и перламутра служили серьгами, множество ниток ноздреватого жемчуга из Японии украшали грудь, а на пальцах сверкали нефритовые перстни. В каждой руке мертвец держал по куску нефрита, еще один находился у него во рту обычай, характерный для позднего периода истории народностей майя. Возле него покоились две фигуры из нефрита, одна из которых изображала бога Солнца. На полу усыпальницы стояли глиняные сосуды и две красиво вылепленные головы.

Крышка саркофага из Паленке. «Бог, летящий в ракете», из «Храма надписей» считается «коронным доказательством» палеоконтактов. Будет ли когда-нибудь полностью расшифровано истинное значение этого изображения?
Этот человек, очевидно правитель Паленке конца седьмого или начала восьмого века, вероятно, сам приказал построить для себя погребальный склеп. Возможно, что и пирамида была воздвигнута при его жизни.
«Даже не принимая во внимание художественную и археологическую ценность, которую представляет собой потайная гробница «храма надписей», – говорит Альберту Руц о своей находке века, – открытие это чрезвычайно важно еще и потому, что свидетельствует о двойном назначении пирамиды: она служила храмом и в то же время в ней совершали тайные религиозные обряды, возможно связанные с человеческими жертвоприношениями».
Так вот в рельефах на надгробной плите из Паленке Дэникен увидел изображение астронавта, бога, управляющего ракетой. В своей книге «Воспоминания о будущем» он пишет: «Если совершенно непредвзято и исключив фантастические домыслы рассмотреть это изображение на камне, то даже самому закоренелому скептику станет ясно, что перед нами человеческое существо с наклоненным вперед туловищем в позе гонщика. В предмете, внутри которого он находится, каждый ребенок сегодня узнает ракету. У него заостренная передняя часть; она переходит в странные желобообразные углубления, похожие на сопла, становится шире и заканчивается в хвостовой части клубящимся пламенем. Руки сильно наклонившегося вперед существа управляют целым рядом непонятного назначения контрольных приборов, а пятка левой ноги упирается в нечто, напоминающее педаль. На нем соответствующая одежда: короткие клетчатые штаны с широким поясом, куртка с модным японским вырезом на груди и плотно облегающие браслеты на руках и ногах… Головной убор… с дугообразными углублениями и трубками, напоминающий шлем с антенным устройством.
О том, что описанный нами так подробно космонавт находится за работой, свидетельствует не только его поза: перед самым его лицом располагается прибор, в который он внимательно всматривается. Переднее сидение астронавта отделено от задней части аппарата, в которой равномерно расположены ящики, круги и спирали.

Загадочный «воин Теотихуакана». Его шлем оснащен отверстиями для глаз; облегающий костюм и необычная обувь странным образом напоминают снаряжение космонавта.
О чем говорит этот рисунок? Ни о чем? Является ли все, что связывают с космическими полетами, лишь глупой фантазией? Если даже рисунок на камне в Паленке будет отвергнут, как и другие косвенные доказательства, то тогда следует подвергать сомнению все выдающиеся находки. Ведь нельзя же все время бояться призраков, когда анализируешь предъявляемый материал».
Однако Дэникен и в самом деле видит одни лишь призраки, ибо соотносить рисунок на камне с космическими полетами – это не что иное, как фантазия!
Существуют ли во вселенной братья по разуму, способные к космическим полетам?
«Только абсолютный глупец может считать, что в бесконечном пространстве, на неисчислимых огромных мирах, большинство из которых, конечно, одарено более счастливой судьбой, чем наш мир, нет ничего, кроме света, достигающего и Земли. Нелепо полагать, что не существует других живых существ, другого вида мышления, другого разума, кроме известных нам». Это столь современно звучащее высказывание сделал более четырехсот лет назад итальянский философ Джордано Бруно (1548–1600). Его точка зрения абсолютно не укладывалась в тогдашнюю картину мира с Землей в центре Вселенной. Поскольку защищаемые им взгляды противоречили церковному учению, он был объявлен врагом церкви и сожжен в Риме как еретик.
Только на нашей планете сосредоточено множество живых существ, объединенных в примерно полтора миллиона видов, не считая вымерших.
Насколько же велика возможность возникновения и развития цивилизации в каком-либо другом месте Вселенной, причем такой цивилизации, которая проявила бы интерес к людям? Если такая или такие цивилизации существуют, то надеются ли они так же, как и мы, найти разумные существа во Вселенной? Удивил бы их наш выход в космос, вызвал бы он у них страх или ненависть? Не может ли случиться так, что в один прекрасный день некие пришельцы окажут ту помощь, которая нам понадобится, или уничтожат нас, как живописуют это многочисленные кино– и телефильмы?
Серьезные исследователи уже довольно давно задаются вопросом, действительно ли жизнь, проявившая себя на Земле, – единственный в своем роде феномен, невероятная причуда природы? Недаром нобелевский лауреат биохимик профессор Джошуа Ледерберг создал термин «экзобиология» для отрасли науки, занимающейся поиском внеземной жизни.
Сегодня нам известно, что Луна мертва. На Марсе, самой сходной с Землей из известных планет, пока тоже не удалось найти жизни.

Фотография поверхности Луны с горами, морями и кратерами, опубликованная БАСА.
Правда, до сего времени человек мог произвести разведку только в самом близком своем окружении. По мнению профессора Карла Сагана, друга Ледерберга, самозарождение жизни – по сути закономерный процесс, что доказывается присутствием органических молекул в космической пыли и в метеоритах.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31