А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Но политические партии все еще остаются слабыми, не имеющими постоянной поддержки населения. В то же время они не несут практически никакой ответственности перед народом за свою работу.
Беда нашего гражданского общества в том, что политические партии пытаются либо прислониться к власти и получить от нее разного рода льготы, либо встают в радикальную оппозицию, не желая иметь с властью ничего общего, и требуют только пришествия во власть своих ставленников. Эффективного диалога между правительством и оппозиционными партиями, между властью и общественными организациями не получается.
Во многом это связано с низким уровнем политического руководства, которое порой рассматривает общественные организации как объект для манипулирования.
Политическая система страны должна быть избавлена от административного прессинга и защищена от оптовой скупки политиков и бюрократов олигархическими группировками. Задача политических партий не в пустых парламентских дебатах, не в том, чтобы скулить по поводу разграбления страны. Нам нужны партии, которые в соответствии со своей идеологией могли бы предложить обществу программу управления страной. Нам нужны партии, программа которых будет последовательно выполняться; партии, способные стать источником кадров для правительственных структур; партии, готовые нести всю полноту ответственности за реализацию своих обещаний.
Два слова в защиту коллегии выборщиков
Для преодоления кризисных явлений в российском обществе требуется новое понимание статуса гражданина. Пока этот статус предусматривает правовую уравниловку, в стране формируется не демос, а охлос. Охлос, соответственно, охотно подчиняется такой власти, которая обещает «хлеба и зрелищ», умеет «красиво обмануть», а управляет под прикрытием формально демократических норм с помощью олигархических кланов. Любопытно, что в глазах охлоса нельзя даже скомпрометировать чиновника обнародованием его грехов.
Пьяница?
Ну и мы пьем!
Вор?
Ну и мы приворовываем!
От семьи гуляет?
Наш мужик!
Охлос хочет видеть во власти самого себя, демос — своих лучших представителей. В этом разница.
Сегодня политическими правами в равной мере наделяются люди, лишенные чувства ответственности, либо ничего не видевшие в жизни и не знающие ее, а то и просто склонные к совершению преступлений. Удивительно, что такое состояние правовой системы считается нормальным, а выделение преимуществ для тех, на кого опираются общество и государство, — чем-то экстравагантным. А ведь эти преимущества могли бы затрагивать всего лишь сферу политического выбора — права избирать и быть избранным. Пока это право не дифференцировано, оно является источником разрушительных процессов.
Простейшим принципом дифференциации является добропорядочность гражданина — отсутствие судимости, наличие семьи и детей, опыт службы в армии, определенный образовательный уровень и прочее. Такому выборщику действительно не заморочишь голову, он знает свои интересы и связывает свою судьбу с судьбой страны. Если политическая система будет опираться именно на такого гражданина, многие негативные явления сегодняшней политики будут изжиты.
Сначала будет слово
Вина за нынешнее нестабильное состояние гражданского общества во многом предопределена состоянием российских СМИ. Пока в стране нет необходимых правовых и экономических условий для цивилизованного информационного бизнеса. Без этого свобода слова вырождается в свободу сквернословия, войну компроматов и массовую дезинформацию.
Новый парламент должен уделить особое внимание этому вопросу, приняв систему гарантий профессиональной деятельности журналистов и утвердив подлинную независимость СМИ, ограждающих общество от недобросовестности магнатов и безответственности отдельных публицистов. Это отдельная и большая тема.
Главная задача — обеспечить экономическую эффективность средств массовой информации, возможность реальной конкуренции на рынке информационных услуг и действенной защиты граждан от клеветы, оскорблений, обмана, посягательств на их честь и достоинство.
Воспитание гражданина происходит не на избирательном участке. Именно поэтому нужны резкие изменения в повседневной информационной среде, в которой создается будущий гражданин. Свобода средств массовой информации должна сочетаться с их ответственностью. Непристойности и культ насилия, порнография и сквернословие должны быть безжалостно вычищены из эфира и с газетных полос вместе с их переносчиками. Общество получит защиту от бульварной журналистики и назойливо-бесстыдной рекламы.
Патриотизм как обыкновенная повседневность
Гегель писал, что под патриотизмом «часто понимают лишь готовность к чрезвычайным жертвам и поступкам. Но по существу он представляет собой умонастроение, которое в обычном состоянии и обычных жизненных условиях привыкло понимать государство как субстанциальную основу и цель. Это сознание, сохраняющееся и при любых обстоятельствах, и является основой для готовности к чрезвычайному напряжению».
Патриотизм состоит в том, чтобы любить Россию, знать историю ее славных побед и поражений, экономических расцветов и депрессий — вне зависимости от политической конъюнктуры, во всем ее более чем тысячелетнем величии. Это — наша страна и наша история.
Патриотизм — это активная гражданская позиция, действие, выражение осознанной народной воли. Суть патриотизма — в преодолении мелких разногласий ради защиты общего интереса.
Чувство патриотизма, привитое гражданину в семье, школе, общественных организациях и прессе, снимает вопрос о противостоянии гражданского общества государству. Оно делает гражданское общество и государство продолжением нации, двумя неразрывными ее частями.
Цели гиганта должны быть амбициозными
Несоразмерность стоящих перед Россией задач и уровня развития ее экономики сегодня очевидна каждому. Десятилетие кризисов не прошло бесследно. Отставание от ведущих экономических держав продолжается, российская экономика остается незаметной на фоне крупнейших субъектов мирового хозяйства.
Наметившееся экономическое оживление не продолжилось видимым ростом. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура не использована. Сохраняется сырьевая направленность экономики. Несовершенство налоговой сферы по-прежнему вынуждает предпринимателей уходить в теневой сектор. Тяжкое бремя сомнительных по происхождению внешних долгов продолжает определять крайне неблагоприятное финансовое положение России.
Попытки правительства решить проблему своевременной выплаты зарплаты, пенсий и пособий не стабилизировали ситуацию. Почти треть населения живет в нищенских условиях, не имея возможности удовлетворить самые элементарные жизненные потребности. В то же время правительство не проявляет инициативы для кардинального изменения обстановки и упорядочения правил игры в экономике. Трудолюбие, энергия и предприимчивость населения остаются нереализованными.
Наиболее образно описывает ситуацию, сложившуюся в стране, писатель и философ А. П. Потемкин:
«Чтобы ее, бедность, ниспровергнуть, чтобы окончательно победить, а потом и вовсе изгладить из памяти, необходимы рыночные законы и желание разжечь в себе страсть к деятельности. Казалось бы, просто и ясно, и все равно никак не удается раскрутить маховик перемен. Никак не наступает пора реформ! Кто виноват? Кто отвечает за жестокое разделение общества на антагонистические классы? Чего здесь больше, порочного инфантилизма, самоуверенного непонимания сути, или осмысленного саботажа? В крови ли российского этноса — использование силы для обновления общества, для изменения условий жизни? Является ли испытание жестокостью характерной чертой россиян? Отличает ли нас от всех остальных бесшабашная вседозволенность, не она ли причина всех бед отечества? Пока глас народа не зазвучит, как гимн Отечества, пока он не станет вызывать умиления, пока будем продолжать с сухими глазами, без сострадания в сердце наблюдать за нищетой общества — мы не изменим самих себя и свою Россию».
За Уралом — наша земля
Россия обладает уникальным ресурсом природных богатств. Для нас это шанс компенсировать все прошлые просчеты в экономической политике. Но пока эти богатства становятся добычей иностранных компаний и доморощенных олигархов, которые не обеспечивают адекватного вклада в общий подъем российской экономики. Хищническая добыча полезных ископаемых на годы вперед подрывает перспективу системной разработки недр с использованием высоких технологий.
Перед нашими глазами есть позитивный пример стран Персидского залива, которые использовали подарок судьбы — свои нефтяные запасы они разработали так, чтобы поднять благосостояние нации в целом. Наша же «большая нефть» пошла на компенсацию застойных явлений и грубых ошибок в системе власти. Теперь недра и вовсе работают исключительно на частный интерес и содержание вялого госаппарата.
Происходит это еще и потому, что наши ископаемые находятся за тысячи километров от экспортных границ и перерабатывающих центров, залегают на большой глубине или их разработка связана с применением самых совершенных и дорогостоящих технологий. Все это требует большого напряжения сил для создания новых средств переработки и транспортировки полезных ископаемых.
Частному инвестору такая программа не по душе — пока государство спит, он любит только «короткие деньги». Само же государство вообще готово уйти из сферы экономики, сохранив за собой только контроль над сбором налогов и расходами бюджета.
Такая безынициативность правительства приведет к тому, что в мире сложится обстановка, когда другие державы сами создадут необходимые технологии и выкупят у нас по дешевке недоступные нам сокровища наших недр. Тогда Россия окажется в постыдной роли вскрытой консервной банки, а наше национальное достояние — призом для новых завоевателей российских пространств.
Чтобы не допустить преступного разбазаривания богатств Урала, Сибири и Дальнего Востока, государство должно вернуться к масштабным проектам их освоения национальными компаниями. Частный и государственный интересы должны быть сбалансированы таким образом, чтобы государство в полной мере получало доходы от принадлежащих нации ресурсов, а частный сектор — прибыль в меру добавления к ним новой стоимости.
Когда-нибудь (чем быстрее, тем лучше) мы должны будем решить нехитрую задачку дифференциации доходов, полученных приложением труда и интеллекта, от примитивного «навара», полученного спекулятивной перепродажей товара. А для наших восточных территорий надо создать такие условия, которые в прежние века сформировали здесь разветвленное и налаженное хозяйство, воспитали честный и трудолюбивый народ. Этот потенциал нам тоже предстоит восстанавливать ускоренными темпами.
Оставьте государству то, что не могут сделать частные предприниматели, и заставьте его работать.
Государство не может не быть крупнейшим экономическим игроком и собственником. Но функции государства вовсе не аналогичны предпринимательским. Государство оптимизирует не прибыль капитала, а социальную прибыль. Поэтому финансовый расчет государства должен сочетаться с социальным прогнозом и национальным проектом — перспективами существования России не только как хозяйственного, но и как духовно-культурного организма.
Государство — неэффективный собственник, если объем государственной собственности и ее структурное разнообразие достигают того предела, за которым начинается системное подавление индивидуальной творческой инициативы. Поэтому ему следует ограничить прямое участие в собственности предприятий и регулировать экономику с помощью политических, правовых и административных механизмов. Главное — создание благотворного для предпринимательства делового климата, избавление от чиновничьего и уголовного рэкета, беспощадное подавление коррупции.
Ключевыми задачами государства в области развития предпринимательства являются: создание законов прямого действия, замещающих и запрещающих ведомственные инструкции, ликвидация двусмысленностей в правовой системе и противоречий в законодательных актах, снятие любых препятствий инвестициям, упрощение выхода предпринимателя на рынок. Государство должно защищать частную инициативу в области производства и инвестиций, и особенно — в сфере малого и среднего бизнеса.
Государство обязано выступать гарантом честных отношений собственности, которая должна ограждаться от недобросовестного управления, манипуляций акциями предприятий в ущерб их владельцам.
Нужны также государственные гарантии имущественных прав граждан на жилье, земельные участки, банковские вклады, на иное движимое и недвижимое имущество. Речь идет, прежде всего, о большинстве граждан, чья собственность обеспечивает нормальную жизнь, а вовсе не служит способом размещения капиталов и извлечения прибыли.
Роль государства в сфере экономики должна быть существенной лишь в стратегически важных отраслях (энергетика, оборонка, коммуникации, научно-техническая политика, система продовольственной безопасности), включая те из них, где прибыль формируется уже самой стоимостью природных ресурсов.
Невозможно терпеть ситуацию, когда повышение мировых цен на нефть приводит к обогащению нефтяных корпораций и росту цен на товары и услуги для основной массы населения. Это означает, что природная рента присваивается отдельными частными лицами, в то время как она по конституции является достоянием всей нации.
Болезненной темой является реформирование государственных естественных монополий. С одной стороны, такая монополия становится государством в государстве. Здесь постоянно растут непроизводственные расходы и возникают тупиковые инвестиционные проекты, дорого обходящиеся стране.
С другой стороны, разрушение технологически связанного производственного механизма грозит непродуктивной конкуренцией там, где ее быть не должно. В связи с этим подход к реформе монополий должен быть крайне аккуратным, преследующим главную цель — интересы государства и его граждан.
Особая проблема — утечка капитала, которая уводит из страны колоссальные средства, способные оживить экономику и обеспечить инвестиции в ключевых отраслях хозяйства. Возникает соблазн административного решения этой проблемы. Но декларативно запретить вывоз капитала невозможно. Капитал найдет тысячу щелей в законодательстве, чтобы обеспечить себе лучшие условия для воспроизводства.
Поэтому более эффективным способом управления финансовыми потоками должно стать установление ясных законных правил передвижения капитала. Любопытно слышать досужие разговоры об «амнистии капиталов». На самом деле капитал неподсуден. Если кого и можно амнистировать, то не капиталы, а их владельцев. Россия на сегодняшний день располагает как на западе, так и на востоке как минимум двумя перспективными проектами возвращения незаконно вывезенных из нее средств. Совершенствование режима Особых экономических зон на анклавных территориях Калининградской области и Южных Курил, окруженных, — в первом случае, Европейским союзом, во втором, — морем, позволит создать вполне привлекательные условия для инвестирования в их развитие любых капиталов, в том числе и российского происхождения.
Главное средство государственного регулирования экономики — налоговая политика. В последние годы правительством предпринимались попытки разбюрократить систему налогообложения и понизить уровень налогов. К сожалению, безуспешно. Единый социальный налог не уменьшил у предпринимателей бухгалтерских расходов, которые особенно чувствительны и сложны для малого бизнеса.
Поэтому главными задачами по-прежнему остаются упрощение налогового законодательства, разбюрокрачивание налоговой системы, снижение налогового бремени. Требуется рационализировать налогообложение — прежде всего в области использования природных ресурсов. Необходимо последовательно снижать налогообложение нерентных доходов.
Все эти действия — на совести государства. В нашем мире ничего хорошего «само собой» не происходит — всюду нужно прикладывать труд и мозги.
В здоровом духе — здоровое тело
В российской традиции вопросы государственного и национального строительства всегда связывались с духовным единством. Идеолог кадетской партии П. Б. Струве таким образом формулировал эту мысль:
«Нация — это духовное единство, создаваемое и поддерживаемое общностью духа, культуры, духовного содержания, завещанного прошлым, живого в настоящем и в нем творимого будущего.
1 2 3 4 5 6 7