А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Причем, у таких грандиозных режиссеров, как Борис Барнет и Михаил Чиаурели. У Барнета в картине "Страницы жизни" Носова сыграла роль медсестры Клавы, а в "Падении Берлина" ей досталась роль Кати. Чиаурели увидел актрису в спектакле "Молодая гвардия" на сцене Театра-студии киноактера, куда он пришел вместе со своим автором Павленко. В постановке была сцена, не вошедшая в кино: перед отправкой в Германию немцы раздевали Валю Филатову до одной сорочки и осматривали ее, как животное. Эпизод производил такое эмоциональное потрясение, что Чиаурели решил продолжить линию этой героини, показать ее судьбу в концлагере. Конечно, в "Падении Берлина" это была совсем другая девушка, с другим именем, но авторы ассоциировали ее именно с Валей Филатовой.
Съемки полгода велись за границей - в Германии и Чехословакии. Фильм принес много испытаний Носовой и отнял немало здоровья у Бибикова. Это был четвертый курс, когда надо было сосредоточить все силы на учебе, готовиться к экзаменам. Тамара уже и сниматься не хотела, думала - хоть бы не взяли! Но ее не только взяли, ее просто обязали участвовать в съемках. И приехала она только поздней осенью.
Борис Владимирович встретил неласково:
- Ну, давай, покажи себя!
- Нет уж, не могу.
- Что значит "не могу"? У нас еще есть комедийные артистки?
- Ой, я столько насмотрелась, столько увидела ужаса в бывших концлагерях. Мне так было страшно! Сколько рыдала - то ботиночек найду, то бантик...
- Да это же специально все подброшено! Забудь. Давай, сосредоточься и работай!
- Ой, Борис Владимирович, вы мне больше не говорите о комедии! Я только драму буду играть.
- Нет уж, милая! Ты хоть напейся, но на следующей неделе приди ко мне другая!
Непреклонность педагога ввела Тамару в тупик. Напиваться она не стала, но крепко задумалась, как же вернуться в нормальную колею, как растормошить в себе комические струны, разбудить уснувшее чувство юмора. Хотя, если честно, никакого желания веселиться не было. Тамару вновь пленила школа переживаний, страданий, хотелось плакать. Но Бибиков не позволил. Медленно, но верно, он втащил строптивую студентку в нужную колею.
* * *
- Да, была же еще одна картина, в которой я начинала сниматься! Хейфиц и Зархи пригласили меня на главную роль в "Драгоценные зерна". Я тогда еще не доснялась в "Молодой гвардии", и Герасимов специально для меня ставил декорации раньше времени - делали снег и снимали нас с Нонной, чтобы отпустить в деревню, где работали Хейфиц и Зархи.
Эта картина принесла такие грандиозные скандалы! Надо было ехать в Ленинград, и Бибиков наотрез отказался меня отпускать. Директор института вызывает его к себе, но все уговоры бесполезны. Борис Владимирович кричит:
"Кто имел право дергать мою ученицу? Она должна получить образование, а потом сниматься. Не пущу, и все!" - хлопает дверью и уходит. Через три дня выходит приказ министра кинематографии: независимо от согласия Бибикова, направить Носову на съемки. Вручили билет, и я поехала.
Приезжаю, и тут же оказываюсь запертой в комнате для актеров! Сколько просидела там - не помню. Вдруг - поворот ключа, и я свободна. Прибегаю в павильон, и понимаю, что со мной никто не здоровается. Оба режиссера как будто с похорон пришли. Никто ничего не снимает, света нет. Думаю, что же могло случиться.
Оказывается, они ждали меня три дня. Павильон все это время оплачивался, а съемок не было. И, наконец, не выдержали - позвали другую актрису. Но со мной-то уже была отснята вся натура! И не с кем-нибудь, а с Петром Алейниковым! Пока я ехала в поезде, этой актрисе выкрасили волосы, но ничего не сказали о возможной замене, что я могу приехать и вновь начать сниматься. Если бы они ей пообещали, что, допустим, будут снимать потом в каждой картине, может, все бы сложилось по-другому. А когда ей сообщили, что приехала Носова, она побежала к директору студии, упала в обморок, а потом начала рыдать, что она профессиональная артистка, что ее перекрасили, а тут приехала какая-то студентка, и все летит к чертям. Меня тут же заперли в комнате - наверное, директор группы, а директор студии сам пришел на съемки и заявил, что актрису обижать нельзя. Как нельзя, когда столько снятого материала коту под хвост?!
Я уехала в тот же вечер, но после этого инцидента ту актрису больше никто никогда не снимал.
- Бибиков, наверное, был счастлив.
- А еще на один фильм он меня вообще не пустил. Эту битву он выиграл. Хотя там играла его супруга Пыжова, которая, наверное, и рекомендовала меня режиссеру, ничего не сказав мужу. Борис Владимирович страшно гневался: "Мало того, что Ольгу Ивановну туда забрали, так еще и студентку уводят! Чтоб они сгорели там все!" И неожиданно там случился пожар! Именно в том павильоне, где снималась Ольга Ивановна. Весь курс был в шоке!
* * *
Как бы Тамара Носова ни сопротивлялась, ее комедийный талант разглядели и другие режиссеры. Тонкий знаток актерского искусства Юлий Райзман пригласил ее на одну из центральных ролей в картину "Кавалер Золотой Звезды". Там была "вторая героиня" - Анфиса, сестра главного героя фильма Сергея. Поначалу ничего комического в этой роли не было, но, работая с Носовой, режиссер повел ее по пути юмора. В любовном дуэте взбалмошной и озорной, но в то же время доброй и сердечной Анфисы с другом своего брата Семеном Гончеренко было немало лирического и смешного. Комедийно представленные размолвки влюбленных оттеняли драматизм взаимоотношений главных героев. И Носова буквально расцветала там, где нужно было вызвать улыбку.
Критика уже тогда приветствовала появление новой комедийной актрисы. Надо заметить, что в советском кино самые яркие звезды с удовольствием работали в веселом жанре. И Орлова, и Ладынина, и Серова, и Марецкая, и Жеймо прославились как раз в образах смешных и обаятельных героинь, но роли эти всегда были "положительными", радужными. Сатиру же в те годы играли очень немногие - Фаина Раневская да Рина Зеленая, актрисы старшего поколения и с довольно специфической внешностью.
Роль Анфисы в "Кавалере Золотой Звезды" позволяла думать, что молодая привлекательная актриса тоже станет лирической героиней, но Носова неожиданно пошла другим путем. Не жалея себя, пренебрегая великим соблазном нравиться зрителю, она стала играть отрицательные, сатирические роли.
Правда, между Анфисой и следующей работой актрисы - гоголевской Марьей Антоновной произошли некоторые, буквально сенсационные, события, и обойти их вниманием никак нельзя.
Во ВГИКе вручали дипломы. Выпуск 1950 года принимал Иван Пырьев лауреат всевозможных премий, будущий глава "Мосфильма" и создатель Союза кинематографистов СССР. Перед экзаменом Борис Бибиков пригласил его на аудиенцию и "обработал". Сказал, что Носова зазналась и вскоре может погибнуть как актриса, если ее вовремя не "шарахнуть головой о стенку". В заключение своей речи Борис Владимирович заявил: "Ей нужна встряска в виде четверки по актерскому мастерству". Пырьев пожал плечами: ну, раз профессор считает так, председателю комиссии ничего не остается, как согласиться.
Все годы учебы педагоги Тамаре ставили только пятерки и даже пятерки с плюсом, чтобы хоть как-то выделить ее из рядов отличников. Поэтому когда на церемонии вручения дипломов было объявлено о четверке, весь зал вскрикнул. Никто не поверил своим ушам.
* * *
- Я буквально оледенела от такого сюрприза. Пырьев, по-видимому, не знал, что четверка по мастерству была своего рода приговором - в штат Театра-студии киноактера брали только отличников. И то не всех. Я спокойно поднялась со своего места, в абсолютной тишине подошла к столу педагогов, молча взяла диплом и вернулась назад. Но пережить такое потрясение просто так я не могла. Решила обязательно уехать куда угодно, в деревню, в глухомань, лишь бы никого из них не видеть.
И тут судьба преподнесла мне новый сюрприз. В меня влюбился дипломат, молодой и красивый человек, который сразу же сделал мне предложение. Я немного смутилась, выходить замуж я тогда не собиралась. Но обстоятельства, о которых я вам только что рассказала, подтолкнули меня к этому шагу. Тем более что мой муж должен был уезжать за границу, в одну из европейских стран.
- Побег в деревню был заменен на отъезд в Европу?
- Да, так и вышло. Ему предложили на выбор несколько стран: Бельгию, Англию и Австрию, а я сидела и выбирала. Вот ведь судьба! Первые две страны мне не нравились из-за влажного климата, а Вена пришлась по душе: там и погода хорошая, и своя история, и музыкальные традиции.
Мы уехали. Я никому ничего не сказала и даже маме велела молчать. Прошло немного времени, и вдруг в советском посольстве на приеме в честь очередной годовщины революции я увидела писателей Фадеева и Тихонова. Фадеев тоже узнал меня, отвел в сторону и сообщил: "Тамара, тебя представили к Сталинской премии за фильм "Кавалер Золотой Звезды". Мы тебя искали по всей Москве, никто не знает, где ты. Мама молчит, не выдает. А по городу уже поползли слухи, что ты вышла замуж за какого-то короля. После таких разговоров, сама знаешь, награды не дают, и даже я как председатель комиссии по премиям ничего сделать не смогу. Тебе срочно надо ехать в Москву". Я отвечаю: "Мой король ходит здесь. Вон он, с патриархом Алексием беседует! А мне поручил двух старых генералов. Так что можете с ним познакомиться". Фадеев не унимался: "Да все я теперь вижу, нет никаких вопросов. Дело в другом - тебе самой надо срочно возвращаться в Москву".
Я рассказала все мужу. Он отреагировал на это просто: "Ну, если ты такая талантливая, зачем беспокоиться? Не получишь премию сейчас, получишь за другую роль. И не надо никуда ехать". А я и не настаивала.
- И Сталинская премия "уплыла"...
- По-видимому, Фадееву действительно не удалось ничего доказать. Как меня потом ругали и Райзман, и оператор Урусевский, и Герасимов с Макаровой, которые после "Молодой гвардии" считали меня одной из своих учениц!
"Твой муж не понимает, на ком женился? - возмущалась Тамара Федоровна. - Он должен осознавать, что ты актриса, что ты не принадлежишь ни себе, ни ему! Что для тебя в равной степени важны и творчество, и все, что вокруг него! И такая награда в самом начале пути - это настоящий подарок судьбы и ступень в карьере!"
В итоге, мне пришлось развестись. Иначе я так и осталась бы "приложением", развлекающим посольских гостей.
- Ну, вот... Ни мужа, ни премии. Когда вы вернулись в Москву, как вас встретили?
- Как будто я никуда и не уезжала, вновь окунулась в работу. И вот ведь судьба как распорядилась - я и второй раз "пролетела" с премией. На лауреатство выдвинули и мой следующий фильм - "Ревизор". Там снимался бесподобный актерский ансамбль: Юрий Толубеев, Анастасия Георгиевская, Эраст Гарин, Игорь Горбачев, Анастасия Зуева, Михаил Яншин, Павел Павленко, Сергей Блинников, Алексей Грибов, Елена Понсова! Почти всех выдвинули на Сталинскую премию, и меня тоже. Но это был 1953 год, умер вождь, и все вручения приостановили на несколько лет.
* * *
В пятидесятые годы, пожалуй, никто из советских актрис не снимался так часто, как Тамара Носова. Причем все роли были большими, значимыми и очень разными. Даже в комедийных образах актриса старалась не повторяться.
Ее Марья Антоновна - классический персонаж, пустая и глупая провинциальная барышня, типичная представительница убогой среды. Ее вульгарная, ничтожная сущность подчеркнута нарочитой невыразительностью мимики, внешней неуклюжестью. Носова сыграла Марью Антоновну, сознательно выявляя ее легкомысленную и недалекую натуру, избалованную начальственным положением отца и думающую только о том, как перещеголять туалетами дочерей судьи Ляпкина-Тяпкина.
Но если глупость Марьи Антоновны имеет разные проявления и оттенки, то глупость кухарки Агнии из чеховского "Беззакония" монументальна, монолитна. Ни единая мысль не омрачает ее лицо. Носова - пожалуй, первая актриса, создавшая на экране образ дуры. Этот характерный взгляд огромных голубых ничего не выражающих глаз, слегка приоткрытый рот, с немного отвисшей нижней губой, тяжелый подбородок, вздернутый нос, красное лицо, пышущее здоровьем, - таковы были внешние приметы актрисы сразу в нескольких фильмах. Маска Носовой была удивительно скульптурна и живописна. Но еще больший эффект она приобретала в сочетании с голосом. Как бы ни разговаривала актриса на экране - медленно или торопливо, - это было всегда смешно.
Торжествующая тупость стала основной темой образа и солдатки Акулины в "Шведской спичке". Носовская Акулька красива животной, отталкивающей красотой. Людишки вокруг нее суетятся, лебезят, делают гадости, а она эпически спокойна. Акулька уверена, что в городе нет ни одного важного лица, которое устояло бы перед ее прелестями. В этом фильме Носова произносит только несколько слов: "Жила я только с вами и больше ни с кем", но эта роль на долгие годы стала эталоном, настоящим пособием для начинающих комедийных актрис. Этой работе посвящали свои статьи критики и режиссеры, а самой актрисе после премьеры даже прибавили зарплату (как бы смешно это сейчас ни звучало, ставки тогда имели огромное значение для актеров).
Тамара Макаровна не щадила себя и в современных сатирических образах. В короткометражке "Секрет красоты" ее Кукушкина - незадачливая ученица парикмахера, поклонница иностранных мод, пыталась изысканно подстричь своего приятеля - еще более модного и пошлого, чем она.
К этой роли близка и Тося, секретарша бюрократа Огурцова в "Карнавальной ночи". Но образ юной бюрократки сложнее и опаснее, нежели все предыдущие работы Носовой. Тося достаточно хитра - она подхалимничает перед Огурцовым и важничает перед своими сверстниками. И играя вместе с великим Игорем Ильинским, она составляет с ним великолепный комический дуэт. Как и в ансамблях с Сергеем Мартинсоном ("Черноморочка"), Сергеем Филипповым ("Особый подход"), Михаилом Пуговкиным ("Свадьба в Малиновке").
* * *
- Тамара Макаровна, а как ваш непростой характер выдерживают режиссеры? Ругаетесь?
- Конечно. С Александром Роу много ругались, хотя я снималась у него в трех сказках. Он был необычайно интересным человеком, но, несмотря на это, у нас постоянно возникали конфликты. Он даже жаловался на меня своей жене ведь именно она рекомендовала ему обратить внимание на актрису Носову писал со съемок ей письма, и однажды сказал мне: "Ленка пишет: Саша, терпи от нее все. Она сыграет тебе то, что нужно". Я удивилась: "А вы, Александр Артурович, значит, нажаловались ей?" - "А как же! Ты это заслужила!"
И даже с Юдиным ругалась. После того, как он снял меня в "Беззаконии" и пригласил на "Шведскую спичку", я категорически отказалась сниматься. Героиня ведь та же! Что Агния, что Акулька - один и тот же характер. Надоело! Пришла на переговоры, открыла дверь и заявила: "Хватит с меня этого разврата!" А Юдин захохотал. Говорит: "Поди-ка лучше костюм примерь". А рядом с ним сидела художница по костюмам, которую я хорошо знала по ВГИКу, она знаками умоляет меня не спорить. Вышли мы с ней в примерочную, потом вернулись, Юдину я сказала, что костюм великолепен, но сниматься все равно не буду.
Месяца через три в Театре киноактера мне говорят: "Завтра ты снимаешься". - "Где?" - "У Юдина". - "Как? Меня никто не приглашал!" "Приглашал, не приглашал... Но завтра съемки! Чтоб была!"
Прихожу на студию злая. Надеваю костюм, прохожу мимо Юдина и начинаю кокетничать со своим партнером Грибовым. Алексей Николаевич травит анекдоты, я демонстративно хохочу, не обращая ни на режиссера, ни на оператора внимания. Слышу: "Тамара, пройдись - повиляй задом хорошенько!" Вот еще! "Сами виляйте!" - огрызаюсь.
Мне хотелось все делать наоборот. Я была жутко обижена. Не знаю, как у режиссера хватило терпения доработать со мной этот эпизод, но нервы ему я помотала.
Прошло немного времени, и встретила я как-то на "Мосфильме" Михаила Ильича Ромма. "Тамара! - воскликнул он. - Ты весь наш худсовет покорила своей ролью! Мы единогласно решили прибавить тебе зарплату сразу на две категории".
- Это была солидная сумма?
- Ну что вы! У всех была ставка - 80 рублей, у меня же было за плечами уже большое количество фильмов, и я получала 100 рублей. А следующие ставки подразумевали 110 и 120 рублей. Вот мне 120 и дали. Меньше, чем у инженера. Зато очень быстро присвоили высшую актерскую категорию, чем я очень гордилась.
- Насколько я знаю, вы стали чуть ли не первой выпускницей ВГИКа, купившей автомобиль...
- Да, мы с Аллой Ларионовой сели за руль почти одновременно. Дело в том, что для съемок в фильме "Гость с Кубани" я научилась водить грузовик, в комедии "Она вас любит" уже водила "Победу". У меня был хороший инструктор, и я освоила это дело довольно неплохо. И когда все вокруг стали агитировать меня купить машину, я сдалась. Приобрела "Волгу" и провела за рулем тринадцать лет.
- Лихачили?
- Нет.
1 2 3