Здесь выложена электронная книга Соседи хазар автора по имени Гумилев Лев Николаевич. На этой вкладке сайта web-lit.net вы можете скачать бесплатно или прочитать онлайн электронную книгу Гумилев Лев Николаевич - Соседи хазар.
Размер архива с книгой Соседи хазар равняется 14.79 KB
Соседи хазар - Гумилев Лев Николаевич => скачать бесплатную электронную книгу
Лев Николаевич Гумилев
Соседи хазар
Карта 1. Волжская Хазария в VI–XIII вв.
(Карта выполнена А. Родионовым в 1999 г., источник http://gumilevica.kulichki.net/maps/args01.html)
В 1960 г. во время рекогносцировочного маршрута в дельту Волги наше внимание привлек бугор Степана Разина в Зеденгинском районе. На вершине бугра была найдена керамика и погребение хазарского времени. Организованная в 1961 г. экспедиция произвела детальную разведку могильника с зачисткой отдельных участков. Это оказалось не только своевременным, но даже несколько запоздалым шагом, так как местное население все время то ищет клады, по преданию, закопанные здесь Разиным, то берет глину вместе с костями для кирпичного завода, то выкапывает кости и сдает их в утиль. Таким образом большая часть могильника уничтожена. Однако даже остатки его, обнаруженные нами, превзошли все ожидания.
Бугор Степана Разина – один из многочисленных бэровских бугров дельты Волги. Абсолютная высота его вершины минус 4,6 м, а подножия – минус 20 м. Современный урез воды в речке Подразинской минус 24 м. Следовательно, в эпоху трансгрессии Каспия, в XIII–XIV веках, волны моря едва омывали бугор, но все же делали его островом, так как глубины вокруг него равнялись 4–5 м.[1] Зато в период низкого стояния Каспия, т. е. в I тысячелетии н. э., равнина восточной дельты была покрыта роскошной луговой растительностью и кочевникам ничто не мешало использовать ее для зимовок.[2] На основании этих посылок мы вправе были сделать вывод. что могилы на бугре датируются не позднее чем XII веком, что и подтвердилось в ходе работ.
Время и люди сильно деформировали абрис бугра. Восточная часть его срезана во время добычи глины для кирпичного завода. Прочие стороны оползли, и только вершина бугра сохранила первоначальные очертания миниатюрного плато, поросшего редкими колючими кустиками – типичный ландшафт полупустыни. Гумусный слой отсутствует. Его заменяет супесчаная пыль, под которой идет слой сухой, очень плотной супеси мощностью до 20 см, иногда прерывающейся или утончающейся. Ниже – материк, мягкая супесь.
Все находки связаны с твердым серым слоем; и даже когда они лежат в материке, их верхняя граница касается горизонта твердого слоя. Ряд зачисток показал, что полы бугра состоят из материковой супеси и лишены остатков костей или керамики. Все находки были сделаны на верхней части южной половины бугра.
Работами 1961–1962 гг. на поверхности бугра вскрыто 20 погребений: четыре трупосожжения, которые мы считаем тюркютскими;[3] четыре расчлененных костяка, похороненных сидя, в двух случаях сопровождавшиеся погребением женщины со смещенными шейными позвонками. Эти погребения мы относим к телесцам;[4] пять погребений, которые мы считаем хазарскими;[5] три погребения казахов XIX века: одно погребение в подбое и одно – с конем.
Остановимся на двух погребениях, раскопанных Хазарской экспедицией в 1961 г., аналогии к которым находим далеко за пределами дельты Волги.
Особое внимание обращает на себя скелет в восточной части могильника. Он ориентирован на ONO (азимут 75), лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ступни ног отсутствуют, но следов обрубленных костей тоже нет. Костяк был засыпан рыхлой влажной землей. Такая консистенция земли возможна только при медленном заполнении подбоя. Действительно, контуры могильной ямы прослежены в северо-западной части раскопа, против правой ноги скелета. Подбой был сделан с юго-запада. В изголовье скелета лежит, как обычно, крестец барана; справа, от головы до бедра – узда железная, очень плохой сохранности; седло-подушка, кожаное, обшитое костяными пластинками; сабля с ручкой под углом к лезвию, в деревянных ножнах желтого цвета; стремя круглое, железное. На поясе железный нож с деревянной ручкой.
Могилы с подбоем, кроме древнемонгольских[6] и сарматских,[7] отмечены К.Ф.Смирновым в предгорном Дагестане и датируются хазарским временем.[8]
Обнаруженное нами погребение по ориентировке, обряду и сохранившемуся инвентарю можно отнести к этой группе памятников, широко представленной на Северном Кавказе. Форма стремени и отогнутость ручки сабли заставляют считать наше погребение ранним в пределах допускаемых датировкой всей культуры, т. е. отнести его к VII–VIII векам.[9]
Железное стремя появляется в Азии в V веке. Круглая форма с расширением соответствует мягкой обуви, которую носили тюрки VI–VIII веков.[10] Такие стремена в VII веке были распространены от Центральной Азии до Венгрии.[11] Они резко отличаются от салтовских стремян с прямой подставкой, удобных для обуви с твердой подметкой.[12] Равным образом слабо изогнутая сабля с отогнутой ручкой является переходной формой от меча к сабле и датируется эпохой, когда на востоке господствовали тюрки, а на западе хазары.[13]
Седло без деревянного каркаса и для VII века было весьма несовершенно. Кочевники в VII веке умели делать седла, формы которых удержались до XX века. Это обстоятельство заставляет предположить, что тут мы имеем дело с всадником, но не с кочевником, и на этом основании согласиться с М.И.Артамоновым, приписывающим всю эту группу сходных памятников барсилам, современникам и близким родственникам хазар.[14] Барсилы впервые упомянуты Феофилактом Симокаттой как одно из северокавказских племен, подвергшихся нападению аваров,[15] и в «Армянской географии», которая локализует их «на острове» в дельте Волги, где они укрывались от хазар.[16] По ранним сведениям, барсилы и хазары – два разных народа, а по мнению авторов Х века – близко родственные племена.[17] Наши находки показывают, что обряды погребения у барсилов и хазар различный и это обстоятельство позволяет высказаться в пользу ранних источников.[18]
В этой связи уместно привлечь сведения из восточных географических сочинений VIII века, которые до сих пор оставались вне поля зрения историков Юго-Восточной Европы.
Мы имеем два документа: китайский, переведенный Лю Маоцзаем,[19] и тибетский, изданный и переведенный Ж.Бако[20] и комментированный Дж. Клосоном.[21] В первом дается перечисление племен, которые китайский географ VIII века считал потомками хуннов. Из них на берегах реки А-де (Итиль) он помещает Хо-дие (?!), Хо-цзе (хазары), Бо-ху (барсилы), Пи-цзень (печенеги)… Суба (сабиры), Иевей (?!), Го-ти (готы) и др. Интересующие нас Бо-ху не болгары, потому что последние перечислены ниже отдельно, в группе народов, живущих «восточнее Фулинь» (Византии), и названы «Бэй-джу» (болгары) и «Эн-гу» (оногуры). Тождество последних устанавливается путем их локализации в одной группе с А-лань (аланами) и Хунь (финнами). В тибетском документе[22] мы имеем описание тюркской страны Буг-чор,[23] в составе которой находятся двенадцать племен,[24] подчиняющихся тюркскому хану.
Анализ племенных названий и географического расположения перечисленных племен позволяет не только определить эпоху, отраженную в описании, но и получить данные по нашей теме. Привожу список полностью. 1. Племя царя Zama Monan' (Азма Туганя) – род Ашина;[25] 2. Hali – фули, китайское искажение названия телохранителей тюркских ханов – бури (волки);[26] 3. A-ga-ste – Аши-дэ, второй по знатности рода тюркютов;[27] 4. Car-du-li – состоит из этнонима «сир»[28] и заключительного видового определения, относящегося ко всем перечисленным группам населения – толис, название восточного крыла тюркютского эля (державы);[29] поскольку нам известно, что сиры (сеяньто) жили в начале VII века в Джунгарии, то, следовательно, составляя восточное крыло, они относились к Западному каганату и тем самым все перечисленные собственно тюркские названия должны относиться к западным тюркютам. Дальше перечень племен идет с запада на восток; 5. Lo-lad – аланы, с суффиксом монгольского множественного числа, что естественно, ибо доклад писал уроженец Тогона, т. е. сяньбиец; 6. Par-sil – барсилы; 7. Rni-ke – название тюркского племени, жившего западнее Тарбагатая, отраженное в титуле «Нигю»;[30] 8. So-ni – суни, тюркское племя в Западной Джунгарии;[31] 9. Jol-to – такого названия нет, но можно предположить, что это заключающее список видовое определение «Тардуш», название западного крыла тюркского эля; 10. lan-ti – яньто (?), телесское племя, в неизвестное время объединившееся с сирами и составившее племя сеяньто;[32] затем идут два среднеазиатских племени; 11. He-bdel – эфталиты,[33] включенные в каганат около 626 г., и 12. Gar-rga-pur, название, о котором надо говорить в специальной работе.
Порядок и подбор племен показывают, что автор доклада описал Западнотюркютский каганат в конце 20-х гг. VII века. Раньше и позднее сочетания племен были иными.
Хазары здесь не упомянуты не случайно. Другой фрагмент того же документа, описывающий ситуацию в степи после 747 г., помещает на западе от уйгуров два племени, «происходящие от собак: гара-гусу и гезир-гусу», что удачно расшифровано Дж. Клосоном как кара-гуз и кызыл-гуз, т. е. как черные и красные гузы. «Однако, – отмечает Клоссон, – если эпитет «кара» является общим для тюркских племенных названий, то о «красных» племенах никогда не было слышно».[34] Так, но тогда «кызыл-гусу» – хазары, о которых уйгурский осведомитель тибетского географа VIII века знал только понаслышке».[35] Аберрация дальности помешала ему ввести в этот вопрос ясность, но нам это сделать значительно легче.
При сопоставлении западных и восточных источников и археологических данных становится несомненным, что барсилы и хазары – два разных народа, живших с V века на одной территории, сначала враждуя, а потом в мире, и, наконец, к Х веку слившихся в единый народ, что дало повод средневековым авторам, склонным к модернизации, отождествить их предков. Этот вывод подтверждает весь ход истории народов Северного Прикаспия.
Около 100 лет, с середины IV века по 463 г., эта область принадлежала гуннам,[36] которые интенсивно смешивались с местным сарматским населением. В 463 г. гунны, уже ослабленные после поражения при Недао, стали жертвой сарагур, урогов (угров) и оногур, захвативших гегемонию на Северном Кавказе и удержавших ее до 558 г., т. е. до вторжения авар. К числу древнеболгарских племен М.И.Артамонов относит и барсилов,[37] являвшихся, следовательно, врагами смешанного гунно-сарматского населения – хазар. Однако хазары не прекратили борьбу[38]
Когда же в конце VI века на Северный Кавказ пришли тюркюты, то они обрели в лице хазар верных сподвижников, а хазары с помощью тюркютов восторжествовали над барсилами, которые с этого времени перестают фигурировать в истории как самостоятельный народ.
Наша реконструкция хода событий резко отличается от старой точки зрения, причисляющей названия болгарских племен с суффиксом «гур» в их названиях к уйгурам, а не к уграм.[39] Эта концепция нашла свое воплощение в статье Дж. Гамильтона, который воспринял у Рашид ад-Дина даже его этимологию слова «уйгур» – союзник.[40] Вывод Дж. Гамильтона сформулирован им самим так: «Позднее 400 г. конфедерация племен теле или тэгрэг, под именем он-уйгур, означающим, вероятно, «десять союзников», стала известна. В V веке из-за потрясений в Средней Азии часть он-уйгуров перекочевала в степи севернее Аральского моря и на Северный Кавказ. Среди прикочевавших племен можно различить акказиров, или хазар (акациры), сариг-уйгуров (сарагуры), булгар, утургуров с ку-тургурами, (он) – огундуров, абаров и ишгилей/изгилей (?!). В VII–VIII веках западные племена уйгуров двинулись в Европу и при этом со временем потеряли сходство с азиатскими уйгурами и свой облик восточных тюрок. В следующую эпоху, после разгрома Уйгурии в IX веке, часть токуз-огузов (уйгуров), вытесненная за западную границу, осела вокруг Аральского моря. Отрезанная от родины и перешедшая в ислам, эта группа превратилась в «огузов, гузов и узов» и оттуда распространилась в Европу и Малую Азию».[41]
Карта 2. Миграции народов Евразии во II–V вв. н. э.
(Карта выполнена А. Родионовым в 1999 г., источник http://gumilevica.kulichki.net/maps/art02.html)
Карта 3. Миграции народов Евразии в IX–XI вв. н. э.
(Карта выполнена А. Родионовым в 1999 г., источник http://gumilevica.kulichki.net/maps/art03.html)
Эта стройная концепция имеет один недостаток: она идет вразрез со всем точно установленными фактами, а также со всеми новыми археологическими находками.
Проверим соображения Дж. Гамильтона по порядку. Этноним «теле» никак нельзя читать «тэгрэг», потому что название «теле» с суффиксом монгольского множественного числа – телеут – сохранилось до наших дней на Алтае. Прилагать к предкам уйгуров название он-уйгур, или «десять союзников», неправильно, так как их было двенадцать родов.[42] Слово «уйгур» отнюдь не значит «союзник», и этимология Рашид ад-Дина, мягко говоря, устарела.[43] Перекочевка болгарских племен в V веке не имела никакого отношения к предкам уйгуров, так как болгары под давлением сабиров пришли в Европу в 564 г., а телесские племена из Монголии перебрались на западные склоны Тарбагатая в 492 году.[44] Кроме того, барсильский обряд погребения в могилах с подбоем и телесский – в незасыпанных ямах[45] не имеют ничего общего. Сопоставляя хазар с акацирами, Дж. Гамильтон противоречит сам себе, потому что акациры стали жертвой напавших с востока болгар и, следовательно, помещать хазар в число пришельцев нельзя, даже с его позиции. Затем хазары населяли речные долины, негодные для кочевания,[46] и их обряд погребения – трупоположение на буграх – также резко отличается от телесского обряда.[47] Непонятно, зачем Дж. Гамильтон поместил в число болгарских племен аваров или пусть даже псевдоаваров, пришедших в Причерноморье в 558 г., т. е. 100 лет спустя. Потеря «восточнотюркского облика», если таковая имела место, должна была быть радикальной, вплоть до изменений черепного показателя и всех антропологических черт, свойственных монголоидам.[48]
Переход части уйгуров на запад к Аральскому морю во второй половине IX века представляется просто невозможным, потому что проходы через Тарбагатай и Саур в это время находились в руках карлуков, а никаких сведений о поражении этих последних нет ни в китайских, ни в иранских источниках. Гузы в степях западного Казахстана отмечены еще в тибетском документе VIII века. Кроме того, они не тождественны уйгурам ни по антропологическому типу, ни по языку.[49] Наконец, эти степи были в VIII–IX веках заняты печенегами, которые вообще остались вне поля зрения Дж. Гамильтона. А ведь проблема печенегов до их перехода в Поднепровье является краеугольным камнем для истории восточного Прикаспия и восточной границы Хазарии. Для уйгуров и в эту эпоху в Прикаспии не остается места.
Разбору взглядов Дж. Гамильтона уделено столь большое внимание для того, чтобы показать, что, игнорируя новые советские работы на русском языке, теперь невозможно сказать не только нечто новое, но даже просто что-либо верное. Установив это, вернемся к археологическому материалу.
Второе погребение – старик монголоид с конем – обнаружено в южной части могильника. Сохранность погребения очень плохая: развалились пронизанные корнями кости, перержавело железо, истлели кожа, дерево и ткань. Однако почти все удалось зафиксировать in situ, хотя извлечены только фрагменты.
От коня сохранилась голова с железной уздой без перегиба и четыре ноги в беспорядке. Прочее, надо думать, было съедено на поминках, несмотря на то что конь был стар (15 лет). Седло – деревянное, с высокой передней лукой, обтянутое черной кожей. Под ним войлочный потник и чепрак. То и другое почти истлели, но сохранились, окрасив слои супеси, разделенные микроскопической полоской кожи. Стремена железные, круглые, на широких ремнях. На крупе ременный подхвостник с бляхами (сохранились только следы и окраска).[50]
Скелет лежал на спине, ориентирован на запад. Руки и ноги вытянуты. Нижняя челюсть оказалась отделенной от черепа и помещалась над тазом на глубине 31 см, тогда как весь скелет лежал на глубине 53 см. Зубы очень испорчены: в нижней челюсти их только четыре передних, в верхней отсутствуют именно их аналоги. Правая нога покойника носит следы сросшегося перелома. Из вещей обнаружены бараньи кости в изголовье и фрагменты одежды – желто-зеленая ткань,[51] уцелевшая под скелетом. Это типичный печенег,[52] подобный кочевникам, похороненным возле Саркела.[53]
Весьма важно для датировки могильника, что в нем нет погребений гузов. Гузы – единственный кочевой народ Великой степи, уберегший свою независимость от ханов династии Ашина.[54] В IX веке гузы являются союзниками хазар против печенегов, живших между Волгой и Уралом, но все кочевнические погребения на бугре Степана Разина относятся к эпохе каганата, а тогда гузы были врагами и самих тюркютов и их союзников – хазар.
Позднее, в 965 г., гузы совместно с русскими захватили Хазарию, и на многих буграх центральной части дельты встречаются фрагменты грубой, лепной керамики из черной глины с бурыми от слабого обжига поверхностями, сходные с курыканскими (Прибайкалье), туркменскими и кочевническими из Саркела.
Соседи хазар - Гумилев Лев Николаевич => читать онлайн электронную книгу дальше
Было бы хорошо, чтобы книга Соседи хазар автора Гумилев Лев Николаевич дала бы вам то, что вы хотите!
Отзывы и коментарии к книге Соседи хазар у нас на сайте не предусмотрены. Если так и окажется, тогда вы можете порекомендовать эту книгу Соседи хазар своим друзьям, проставив гиперссылку на данную страницу с книгой: Гумилев Лев Николаевич - Соседи хазар.
Если после завершения чтения книги Соседи хазар вы захотите почитать и другие книги Гумилев Лев Николаевич, тогда зайдите на страницу писателя Гумилев Лев Николаевич - возможно там есть книги, которые вас заинтересуют. Если вы хотите узнать больше о книге Соседи хазар, то воспользуйтесь поисковой системой или же зайдите в Википедию.
Биографии автора Гумилев Лев Николаевич, написавшего книгу Соседи хазар, к сожалению, на данном сайте нет. Ключевые слова страницы: Соседи хазар; Гумилев Лев Николаевич, скачать, бесплатно, читать, книга, электронная, онлайн