А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

Малик Владимир Кириллович

Тайный посол - 4. Шёлковый шнурок


 

Здесь выложена электронная книга Тайный посол - 4. Шёлковый шнурок автора по имени Малик Владимир Кириллович. На этой вкладке сайта web-lit.net вы можете скачать бесплатно или прочитать онлайн электронную книгу Малик Владимир Кириллович - Тайный посол - 4. Шёлковый шнурок.

Размер архива с книгой Тайный посол - 4. Шёлковый шнурок равняется 998.01 KB

Тайный посол - 4. Шёлковый шнурок - Малик Владимир Кириллович => скачать бесплатную электронную книгу






Владимир Кириллович Малик: «Шёлковый шнурок»

Владимир Кириллович Малик
Шёлковый шнурок


Тайный посол – 4



Андрей из Архангельска
«Шёлковый шнурок»: Дет. лит.; Москва; 1985
Аннотация Историко-приключенческий роман известного украинского писателя, завершающий его тетралогию о борьбе украинского народа против иноземных завоевателей во второй половине XVII века. Читатели встретятся с героями предыдущих книг тетралогии: «Посол Урус-Шаитана». «Фирман султана», «Чёрный всадник», дружба которых как бы олицетворяет братские отношения, издавна сложившиеся между народами России, Украины, Болгарии и Польши. В 1983 году за произведения на историко-патриотическую тему для детей автор удостоен литературной премии имени Леси Украинки. Владимир Кириллович МаликШёлковый шнурок

ОТ АВТОРА «Шёлковый шнурок» — заключительная часть тетралогии «Тайный посол», первые две книги которой вышли на русском языке в 1973 году под общим названием «Посол Урус-Шайтана», а третья — «Чёрный всадник» — в 1981 году.В основу первых трех книг положены события русско-турецкой войны 1677—1678 гг., а также последующих лет вплоть до заключения Бахчисарайского мирного договора 1681 года. В этой тяжёлой, изнурительной для обеих сторон войне, известной в истории под названием Чигиринских походов, русский и украинский народы отстояли в совместной борьбе свою свободу и независимость от захватнических посягательств турецких феодалов и крымских ханов.Главный герой тетралогии — молодой казак Арсен Звенигора. Это лицо не совсем вымышленное. У него был реальный прототип — запорожец-разведчик, которого атаман Иван Сирко накануне назревавшей войны послал с важным заданием в Турцию — выведать военные планы будущего неприятеля. Владея в совершенстве турецким языком, этот смелый и находчивый «тайный посол» сумел раздобыть и привезти на Запорожье фирман (указ) султана Магомета IV о предстоящем походе на Украину. Понимая исключительную важность этого документа, Сирко немедленно отправил его в Москву, где он и сохранился до наших дней в архиве бывшего Посольского приказа.Так стали известны стратегические и тактические планы Порты. Русские и украинские войска, заблаговременно подготовленные и стянутые под Чигирин, нанесли сильному противнику значительный урон, вынудили его отступить и отказаться от планов завоевания Украины, которые, будь они реализованы, привели бы к полному уничтожению её народа.Но угроза нового нашествия не была полностью ликвидирована. Арсен Звенигора и его друзья — донской казак Роман Воинов, русский стрелец Кузьма Рожков, поляк Мартын Спыхальский, воевода болгарских повстанцев-гайдуков Младен с сыном Ненко — продолжали героическую борьбу против ненавистного врага. И тут тяжёлое горе вдруг постигло Арсена: в водовороте военного лихолетья исчезла его любимая девушка Златка. Долгие поиски на Украине, в Крыму и Буджакской орде оказались напрасными. Наконец стало известно, что она в самом Стамбуле, в гареме великого визиря Кара-Мустафы…Туда и направились Арсен и Ненко, дав друг другу клятву освободить Златку или погибнуть в неравной борьбе с могущественным врагом… ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОДАЛИСКА 1 Великий визирь Асан Мустафа Кепрюлю, или Кара-Мустафа, как называла его вся Турция, стоял перед большим, в позолоченной раме, зеркалом венецианской работы. В нем он видел сухощавого, среднего роста мужчину в белой, как и положено великому визирю, одежде и такой же белоснежной чалме, украшенной большим самоцветом и серебряным челенком Челенк (тур.) — медаль за храбрость.

.Приблизившись к зеркалу почти вплотную, он начал внимательно рассматривать своё лицо.Оно было тёмным, продолговатым, с хрящеватым — не тюркским, а греческим — носом, ибо предки Кепрюлю были греками и, подобно многим, отуречились после завоевания Константинополя османами. Две глубокие морщины пролегали от крыльев носа и резко очерчивали плотно сжатые губы. Эти морщины придавали лицу особую суровость. На груди лежала чёрная, с проблесками седины борода. А из-под крутых бровей смотрели пытливые чёрные глаза, проницательного взгляда которых не выдерживал никто, даже сам султан Магомет.Вспомнив султана, великий визирь криво улыбнулся.Ребёнок! Взрослый ребёнок, волей судьбы поставленный управлять гигантской империей! Ему бы веселиться, развлекаться с одалисками Одалиска (франц.) — рабыня или прислужница в гареме.

, в султанском гареме их более полутысячи. Или — охотиться… Охота — его стихия и самая большая страсть. Ради неё султан, не задумываясь, бросает государственные дела, войско, гарем и мчится в дикие чащи Родопских гор погоняться за вепрями, косулями, зайцами или лисами. Не зря же он и прозвище получил — Авджи, то есть Охотник…Кара-Мустафа вновь улыбнулся. На этот раз печально. Ведь ему, истинному правителю Османской империи, приходится гнуть спину перед этим ничтожеством, этим лёнтяем, корчащим из себя великого завоевателя и мечтающим о лаврах Александра Македонского… А кто вознёс его на такую невероятную высоту? Род Кепрюлю, вот уже тридцать лет бессменно дающий Турции великих визирей! Могущественнейший род не только империи, но, пожалуй, и всего мира. Из этого рода вышел и он, Асан Мустафа Кепрюлю! Это его род привёл к власти Магомета IV, которого давно бы сгноили в Семибашенном замке его братья, куда более достойные претенденты на престол… Ничтожество! Но попробуй лишь пальцем шевельнуть вопреки его воле! Лишишься не только сана великого визиря, но и головы…Ну нет! Рано или поздно наступит время, когда он, Асан Мустафа, не будет склоняться ни перед кем, ибо сам станет правителем, султаном или императором Великой империи! Она будет создана на руинах Австрии, Венеции, Польши и немецких княжеств. Уже готовится громадное войско, перед которым падут, как трава на морозе, объединённые силы врагов Порты. Во главе войска он пройдёт вдоль Дуная, станет грозой и бичом пророка для проклятых гяуров! На их землях он насадит ислам, пол-Европы обратит в мусульманство, а Вену, прекрасную столицу эрцгерцога Австрии и императора Священной Римской империи Священная Римская империя — так называлась тогда Германия вместе с захваченными ею в Европе землями.

Леопольда, сделает своим главным городом!Все складывается как нельзя лучше. С царём московским Фёдором, слава аллаху, подписано перемирие. Значит, на севере руки развязаны. Император Леопольд, подстрекаемый иезуитами, затопил кровью Западную Венгрию в беспощадной борьбе с повстанцами. Использовав это, турки сумели переманить на свою сторону молодого графа Имре Текели, ставшего вождём венгров. Чтобы помочь османам в войне против Австрии, Текели поведёт за собой многие тысячи опытных воинов. Когда же он свершит это дело и станет ненужным, его надо устранить, а Венгрию, этот благодатный край на Дунае, он, Асан Мустафа, сделает пашалыком Пашалык (тур.) — провинция, область, управляемая пашой.

вновь созданной империи, её житницей.Лазутчики доносят, что Леопольд засылает тайных послов к королю Франции Людовику XIV, надеясь после многих лет неприязни, вражды и войн склонить его к дружбе или хотя бы к нейтралитету. Напрасные усилия! Великий визирь получил заверения Людовика в том, что Франция никогда не пойдёт на сговор с Австрией, своей давнишней соперницей на континенте. Более того, через королеву Ляхистана Ляхистан (тур.) — Польша.

Марию-Казимиру, дочь обнищавшего французского маркиза капитана д'Аркена, Людовик потребовал от Яна Собеского сохранения мира с Турцией и поддержки венгров против Австрии… Ян Собеский, давний враг Порты, пока что колеблется… Пусть колеблется! Для этого у него есть основания: он не имеет ни войска, ни денег…Великий визирь погрузился в раздумья. В них чудовищно переплетались действительность с домыслами, трезвые рассуждения опытного государственного мужа и воина с иллюзорными юношескими мечтами.Глядя в зеркало, он уже не замечал морщин на своём лице и мешков под глазами, появившихся в последнее время, а видел себя молодым и могучим императором безграничной империи, что будет простираться от берегов Дуная у Железных Ворот до прозрачного Рейна, а может, и далее. То, чего не удалось сделать на севере, он осуществит на западе.Пожалуй, это к лучшему?Вместо полупустынных украинских степей, раскинувшихся по берегам многоводной реки Озу, которую гяуры называют Днепром, к его ногам лягут густонаселённые, богатые провинции страны Золотого Яблока Стран а Золотого Яблока — Западная Европа.

. Его конь высечёт своими подковами искры на каменистых берегах Сумеречного океана, о котором мечтали и Аттила, и Чингисхан, и узкоглазый, женоподобный толстяк Батухан… Его рука пронесёт зеленое знамя пророка до самого края земли!Да, все это будет! Все это он свершит. Но позднее. В будущем. А сейчас…Кара-Мустафа усмехнулся и подмигнул, как мальчишка, отражению в зеркале. Потёр пальцами морщину между бровями и подмигнул ещё раз.А сейчас он отправится в левое крыло своего огромного дворца, пройдёт тайным ходом в башню и заглянет в комнату, где по его приказу вот уже который месяц держат «цветок рая», девушку-пленницу, чья необычайная красота нарушила покой первого сановника империи.Он оставил кабинет, миновал зал приёмов, полутёмной прохладной галереей дошёл до сторожевой башни, примыкающей ко дворцу и сообщающейся с ним незаметной для постороннего глаза дверью.Охраны здесь не было.Кара-Мустафа отодвинул лёгкий декоративный шкаф, без усилий отворил массивную дубовую дверь — её петли были всегда хорошо смазаны. Переступив порог, остановился в просторной нише.Густой сумрак был вокруг. Но он не обращал на это внимания — уверенно протянув руку вперёд, нащупал на стене картину в раме, снял её.В нише стало чуть светлее: за картиной было скрыто небольшое оконце, пропускавшее немного тусклого света.Осторожно поставив картину на пол, Кара-Мустафа приблизил лицо к стеклу.Его взору открылась большая круглая комната, обставленная с исключительной даже для дворца визиря роскошью. Стены задрапированы пёстрым шёлком и коврами. Слева от двери — высокое зеркало, справа — шкаф с бронзовыми ручками. Посредине, в ажурной мраморной чаше, плясали прозрачные струи маленького фонтанчика, а над ним раскинула ветви нежно-зелёная пальма. По другую сторону фонтана стояла широкая, застеленная тяжелым персидским ковром тахта. На ней лежала девушка. Возле тахты, на полу, сидела пожилая женщина.Только решётка в проёме окна резко диссонировала со сказочным убранством комнаты.Полюбовавшись красотой девушки, Кара-Мустафа тихонько вздохнул, повесил картину на место.В последние дни у него появилась привычка, даже потребность — хотя бы несколько минут понаблюдать за пленницей. И как он ни был занят государственными делами, он каждый день находил время побывать здесь, у этого оконца.Вот и сегодня — джумеат, святая пятница. Еэр халифа, торжественный султанский намаз Намаз (араб.) — мусульманская молитва, которую читают пять раз в день.

. И ему, великому визирю, вместе с другими высшими сановниками империи нужно через час сопровождать падишаха к мечетям Сулеймание и Ая София. А он не мог не заглянуть сюда, не мог не увидеть прекрасное лицо, чудесные косы и нежные округлые плечи молодой красавицы. 2 Тем же путём Кара-Мустафа вернулся в свой кабинет, подойдя к зеркалу, ещё раз внимательно осмотрел белоснежную чалму с сияющим челенком, такой же ослепительной белизны доломан Доломан (тур.) — длинная верхняя одежда.

с горностаевой опушкой, пышную чёрную бороду, припорошенную кое-где, словно изморозью, сединой, и, оставшись вполне довольным собою, направился к выходу.Во дворе уже ждала свита. Старший конюший держал за уздечку серого в яблоках коня. Ехать было недалеко — до пристани.Великий визирь чуть задержался на крыльце, быстрым взглядом окинул двор. Полной грудью вдохнул свежий утренний воздух.О аллах, как здесь красиво! Нет, что ни говори, его усадьба Эйюб, расположенная за стенами столицы, на берегу залива Золотой Рог, — райское место!Большой двухэтажный дворец, с примыкающими к нему гаремом, кухней и другими службами, утопает в зелени тенистого сада. Повсюду — море цветов. Напротив входа во дворец — пристань, где всегда стоит наготове галера. С Золотого Рога веет прохладой и запахами моря. Истинный рай, да и только! Не удивительно, что сам султан, посетив Эйюб, это небольшое пригородное селеньице, сказал: «Если б не было на свете султанского сераля Сераль (тюрк ) — дворец, его внутренние покои.

, то я хотел бы жить в Эйюбе».Кара-Мустафа спустился по ступеням, легко вскочил в седло и направил коня к пристани. Свита тронулась за ним.На мачте галеры развевалось знамя великого визиря. По парадному трапу он поднялся на палубу. Корабельный ага отсалютовал ему саблей.Без малейшего промедления галера отчалила от берега, проплыла по Золотому Рогу и, обогнув почти весь город и выйдя в Мраморное море, взяла курс на султанский мобейн Мобейн, или селямлик (тур.) — мужская часть султанского дворца.


Кара-Мустафу встречали все члены дивана Диван (тур.) — правительство султана.

— визири, а также бесчисленные придворные, о должностях и роли которых даже он, великий визирь, имел весьма туманное представление. Испокон веку существовали они, и без них, казалось, не мог обойтись ни один султан.Вся эта толпа последовала за великим визирем к дворцу падишаха. По пути она постепенно уменьшалась — придворным полагалось ожидать выхода султана в трех дворах и в многочисленных помещениях сераля.В большой тронный зал Кара-Мустафа вошёл один. Постоял немного, а затем не торопясь направился к высоким позолоченным дверям, по обе стороны которых стояли на страже два чернолицых великана-нубийца.В это время через открытые окна со двора послышался протяжный напев рожков, удары тулумбаса — большого сигнального барабана.Позолоченные двери распахнулись, и в зал вошёл султан Магомет. Его сопровождал всего один придворный — главный евнух.Кара-Мустафа молча поклонился и, быстро выпрямившись, пошёл впереди султана, как бы возглавляя эту небольшую процессию.Перед ними бесшумно открывались двери. Стража брала на караул. Пока проходили анфиладами комнат, к ним присоединялись шейх-уль-ислам Шейх-уль-ислам (тур.) — великий муфтий, глава мусульманской церкви.

, визири, советники, паши, чауши Чауш (тур.) — чиновник для особых поручений, посланец.

. И вскоре уже сотни придворных шествовали за «наместником бога на земле».В третьем дворе сераля султану подвели белоснежного красавца коня. Несколько ближайших янычаров мгновенно бросились вперёд и, согнув спины, составили живые ступени. Султан взошёл по ним и сел в седло.Раздалась дробь барабанов. Распахнулись ворота второго и первого дворов — и процессия двинулась. Вновь запели зурны, флейты, рожки. Загромыхали тулумбасы. Из тысяч глоток вырвался восторженный крик: «Уй я уй!» Уй я уй (тур.) — земной бог.

Первым из ворот Топ-капу вышли четыреста янычаров при всем оружии, в красивой парадной одежде.Тысячные толпы, запрудившие улицы и площади города, расступались перед ними, освобождая широкий проход. Рослые, дюжие янычары грубо отталкивали тех, кто замешкался, своевременно не убрался с дороги, а некоторых таким тумаком награждали, что зазевавшиеся летели вверх тормашками. Но потерпевшие как ни в чем не бывало вскакивали и продолжали таращить глаза на пышное, пёстрое и торжественное зрелище.Янычары из охраны султана выделялись цветастыми шёлковыми поясами, разнообразным дорогим оружием, отличались друг от друга головными уборами. У одних они были из белого сукна, у других — жёлтые, у третьих — синие. А янычарские аги украшали свои уборы яркими перьями, серебром или самоцветами, так и сверкавшими на солнце всеми цветами радуги. Впереди важно шагали старейшие и заслуженные военачальники с золотыми «обручами» и пучками перьев на долбандах Долбанд (тур.) — высокий головной убор знатных особ.

.За янычарами следовал отряд стражей-силачей. Потом выехали айабаши — конные стражи в серебряных шлемах с золототкаными плюмажами. Они сжимали в руках луки со стрелами.Вслед за айабаши выехали пышно разодетые чауши султана во главе с чаушбаши. Их резвые кони были покрыты парчовыми попонами, уздечки сияли позолотой, а седла — серебром.Не успели стамбульские жители насмотреться на чаушей, как появились свирепые на вид скороходы-пайеки, до пояса обнажённые, мускулистые, с саблями и ятаганами наголо, готовые наброситься на врагов падишаха, как голодные псы. На их головах отливали серебром и позолотой круглые, как короны, шлемы.

Тайный посол - 4. Шёлковый шнурок - Малик Владимир Кириллович => читать онлайн электронную книгу дальше


Было бы хорошо, чтобы книга Тайный посол - 4. Шёлковый шнурок автора Малик Владимир Кириллович дала бы вам то, что вы хотите!
Отзывы и коментарии к книге Тайный посол - 4. Шёлковый шнурок у нас на сайте не предусмотрены. Если так и окажется, тогда вы можете порекомендовать эту книгу Тайный посол - 4. Шёлковый шнурок своим друзьям, проставив гиперссылку на данную страницу с книгой: Малик Владимир Кириллович - Тайный посол - 4. Шёлковый шнурок.
Если после завершения чтения книги Тайный посол - 4. Шёлковый шнурок вы захотите почитать и другие книги Малик Владимир Кириллович, тогда зайдите на страницу писателя Малик Владимир Кириллович - возможно там есть книги, которые вас заинтересуют. Если вы хотите узнать больше о книге Тайный посол - 4. Шёлковый шнурок, то воспользуйтесь поисковой системой или же зайдите в Википедию.
Биографии автора Малик Владимир Кириллович, написавшего книгу Тайный посол - 4. Шёлковый шнурок, к сожалению, на данном сайте нет. Ключевые слова страницы: Тайный посол - 4. Шёлковый шнурок; Малик Владимир Кириллович, скачать, бесплатно, читать, книга, электронная, онлайн