А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Император впоследствии возвел его в герцогское достоинство. Немецкие гости подарили ему много подарков [до 1372 31 марта]. Он после того остался приверженцем христианства и привел, во время тотчас же предпринятаго похода после Успения, великаго магистра в литовскую землю близ замков Внльнена и Вилькеиберга, где последний все опустошил. Он сжег также и замок Кернов и Мейзегале, оставаясь там 12 дней, и вывел из плена многих христиан, а также и множество других литовцев, а остальных же умертвил.
В том же году магистр Вильгельм был в течении шести дней в Литве и опустошил, все грабежем и огнем.
В 1366 году тот-же магистр в половине поста (после 15 марта) повел войско против русских на Полоцк.
В том же году преосвященный Вромольд, архиепископ рижский, написал великому магистру, что он желал в его присутствии в Данциге вести переговоры, по поводу своего спора с магистром и ливонскими братьями, и желает пригласить туда магистра с орденскими чинами. Сначала же он тайно сумел добыть от лапы Урбана V письма к различным епископам. Тот же папа написал также к великому магистру, чтобы он привел к соглашению ливонскаго магистра с великим магистром. Он написал также и ливонскому магистру, чтобы он помирился с архиепископом; иначе папа будет принужден поступить строже. Когда же магистры с орденскими чинами прибыли на съезд, они нашли уже там письма папы. И архиепископ явился со своим братом, преосвященным Иоанном, епископом дерптским, с епископом любекским, равно и с его суффраганами из Померании, Кульма, Эрмланда и Замданда. Епископ ревельский был тоже там; далее также и пробсты, деканы и каноники упомянутых монастырей, и рыцари, оруженосцы, бюргеры различных городов, духовные и светские и много другаго достойнаго веры народа. В их присутствии архиепископ рижский жаловался настойчиво и резко на магистра и лифляндских орденских чинов за их господство над городом, за непослушание и нарушение вассальной присяги, за неуплату десятины и некоторых других повинностей, на много других вещей, причем он начал с распространения христианства в Ливонии, и ничего не пропустил по своему делу. Вот он тот, что писал о желании дружелюбно вести переговоры! Точно также его брат, преосвященный Иоанн, епископ дерптский, через чур злобно и преувеличенно жаловался на ливонских орденских сановников из за епископских денег (доходов), из за синодских визитаций (он хотел, чтобы синоды в орденских церквах состояли из двух сот и более товарищей), из за монетнаго права, котораго он еще не имел в ту пору, и из за многаго другаго, что злобно написал, клевеща на ливонских братьев. Однако, брат Герман (51) Брат Герман – это сам летописец.

, капеллан магистра, ответил на все упреки и притязания не дерзко, но с кротостию, по примеру Господа. Тем не менее великий магистр, ради сохранения мира и покоя в Ливонии, заключил договор, или полюбовную сделку между обеими сторонами, который утвердили архиепископ своей печатью и печатью рижскаго капитула (52) В подлиннике нужно было бы читать: «cum sigillo suo et capituli Rigensis».

и великий магистр своей печатью и орденской буллою, равно как и ливонский магистр. Но что это соглашеше не было соблюдено, то в том не вина ливонских братьев, но вина архиепископа и рижскаго капитула, которые при рижском дворе исходатайствовали себе позволение не поступать по оному.
В 1367 году, во вторник после Estomihi (т. – е. 2 марта), тот же ливонский магистр повел войско против литовцев в землю Опитен, которую он опустошал огнем и мечем в течении четырех дней. Вследствие этого, литовский король выставил свое войско на войну и послал своего сына с лучшими боярами королевства на разведки. На них наткнулся брать Робин, товарищ (кумпан) магистра, посланный за фуражем для лошадей, с незначительным отрядом. Робин напал на них, убил нескольких, увел с собою в плен восемнадцатерых, хорошо вооруженных, хотя и был со своими без (надлежащаго) вооружения, и возвратился затем в своим.
В том же году, в воскресенье до предшествовавшаго похода (28-го февраля), брать Геннинг, маршал ордена, сражался в северных частях Литвы. Застав литовцев в расплох, он разделил свое войско на три части. Два дня он их всех избивал острием меча; пожаром и убийством он опустошил местности Сетен, Варлове, Свинанен, Калейнен и Сальвиссов вблизи стараго замка Кауена, равно и местность Калевитен до Новаго Кауена, и увел с собой 800 пленных… Он взял с собой в Пруссию также и конский завод короля с 50 кобылицами (53) Перечисленныя местности ныне называются: Шатыле вблизи Вилии, Ворлово, Свиланы на Вилии (Калейнен не существует более), Сальвиссове должно быть лежало недалеко от Ковны между Эйгуле на Вилии к Румшисками на Мемеле; Калевитен находился, вероятно, между Старою и Новою Ковною (на острове Виргаллен).

.
В том же году, на рождество Богородицы (8 сентября), великий магистр Винрих пошел на замок Велюн. Когда тамошний гарнизон узнал об этом, то сам сжег замок.Затем он пошел вверх к Новому Кауену. Шесть дней сряду он опустошал нижеследующие местности: Эрагелен, Пернарвен, Галлен, Собенов, Тракен, Гезове и Бастове, и многие при этом лишились жизни (54) Велюн – ныне Вилены на Немане, Эйрагода на Дубисе, Пернаров, Гилацына (Собнов более не существует), Трокини, Буда Гайчевска, или Гойцев, Почтов.

.
В то же время гольдингенский командор, брат Зиффрид, опустошал с куронами землю Саре грабежем и огнем, и увел из нея несколько пленных (55) Саре, вероятно, Шораны на северо – запад от нынешних Шавлей.

[1367].
Нужно знать, что русские в третий раз помешали братьям и дерптскому епископу в рыболовстве на озере Пейпус. Когда же однажды рыбаки епископа и братьев встретили русских на этом озере, то рыбаки частью утопили, частью повесили русских, разорив и сжегши в то же время их хижины и сети. Вследствие этаго русские разорили деревню Розитскаго фохта (56) Розитен, иди Режица, в польской Лифляндии.

, не объявив предварительно войны братьям. Тогда, после дня св. Маврикиа (22 сент.), магистр вторгся со своим войском в псковскую землю, в первую ночь он достиг замка Изеборха, во вторую шел по дороге к Пскову, в третью достиг замка Пскова, сжигая по пути города.
В день св. Клефеаса (25 сентября), магистр послал вперед маршала, брата Андрея Штенбергскаго, и зегевольдскаго командора с небольшим отрядом войска, чтобы разведать броды по речкам. Им вышли на встречу русские со знаменами, но были опрокинуты и перебиты при преследовании. Маршал возвратился к своим, завладев знаменами и оружием. Между тем магистр опустошал шесть, дней со значительным грабежем и пожаром землю по обе стороны реки Моде (57) Моде – ныне Великая.

.
В тоже время брат Гельмих Дебенборгский, ревельский командор, по распоряжению магистра, перешел с фохтами гарргенским и вирландским, равно как и иервенским и оверпаленским, Нарову в Ватланд. Он опустошал их страну (58) «их страну» поставлено в том смысле, будто перед тем уже было сказано «ватландские русские». Ватланд – это вотская пятина.

пять дней сряду огнем.
В тоже время динабургский командор Дитрих Фридах с розитским фохтом двинулись против варнацких и велийских русских (59) Варнац и Велин, ныне Воронец и Велия на юго-запад от него. Слово еретики («Irrglaubigen») везде относится к русским.

, которых встретили невооруженными и опустошали их землю два дня. На возвратном пути еретики преследовали их. Произошло сражение, в котором наши победили и убили 29 вооруженных людей, вооружение которых они принесли домой в виде добычи. Остальные русские, покрытые ранами, в страхе отступили к себе домой.
В том же году, накануне праздника св. апостолов Симона и Иуды (27 октября), псковичи сосредоточили свои войска перед новым орденским домом (замком) Фрауенбургом и сожгли деревню перед ним. Но дерптцы собрались и убили 100 человек вооруженных из них. В день после всех святых (2 ноября), те же русские были с другим войском на кораблях перед Нарвой, где они сожгли форштаты и все лежашее вне замка. С третьим войском они были у приходской церкви Иеви (60), которую разрушили. Там им встретился брать Герман Фрилингузенский, везенбергский фохт, и Одоард Лоденский, которых они убили с другими пятью нашими. Но они в то же время потеряли триста человек у устья реки Наровы.
В 1368 г., в воскресенье Iudicа (26 марта), была начата постройка замка Шрундена в Курляндии в местности, называемой Бандове.
В том же году, после праздника св. Варнавы (после 11 Июня), магистр с преосвященным Ванном, епископом дерптским, повел большее войско на русских. Они осаждали замок Изборк в продолжении двух недель машинами и другими военными снарядами, но не имели никакого успеха. После их отступления, новгородцы послали гонцов посредниками для мирных переговоров, однако с вероломным намерением. Ни епископ, ни магистр не знали о посольстве, а между тем эти новгородцы, еще заранее снабженные оружием, тайно поспешили в Псков и намеревались освободить осажденных в этом замке русских.
В том же году, после Петра и Павла (после 29 Июня), великий магистр, брат Винрих, построил замок, по имени Мариенбург, против Велюнской горы.
В том же году, в день св. Бернарда аббата (20-го августа), ландмаршал, брат Андрей Штенбергский, с командорами курляндским, зегевольдским и братьями (….) опустошили следующия местности в Опитене, именно: Малове, Визевильте, Свайникен, Прейвизикен и Невезеникен (61) Малове может быть Малайцы при Поневже; Визевильте теперь Вейшвильцы; Свайникен нынешний Звойники; Прейвезеникен, нынешние Превочки около Новаго Города (Новемяста), Невезеникен, ныне верхний Поневеж.

, при этом был взят в плен и привезен в рижский замок Гердейко, сын благороднаго боярина Стирпейки, вместе с женой Мессы, всем его домом и многими другими, причем сам Мессе, брат названнаго Гердейки, сын упомянутаго боярина, едва спасся.
В том же году, в день Рождества Богородицы (8 сентября), магистр брать Вильгельм, предпринял второй поход против еретиков в землю Астрове, пробыл там пять дней и возвратился назад с добычей и пленными.
В том ее году, в тот же день (8-го сентября), фохт епископа дерптскаго со своими людьми был перед замком Изборком. Он увел с собой много скота и пленных.
В том же году и в то же время маршал опустошил по ту сторону Навезы в Литве сдедующие местности, именно: Бастове и Ромагин (62) Астрове ныне Остров на Великой.Навезе, ныне – Невяжа, Ромагин, вероятно, Романы на север от Вильки.

, а когда он подошел к замку Кауве, который незаметным образом был вторично отстроен, то покорил и завоевал его на другой день, и переколол 600 вооруженных, которых он нашел там, за исключением немногих из высшаго дворянства, которых он увел в плен с собой. Из наших трое были убиты, сброшенные со стен; на жизнь раненых была надежда.
В том же году преосвященный Конрад, епископ эзельский, прибыл в Ригу заместителем преосвященнаго Вромолда, архепископа рижскаго, и праздновал свое посвящение в четверть-годном (Quatember) посту (20 сент.). В следующее воскресенье (24 сентября) он дал на архиепископском дворе большой обед, на который пригласил магистра, ландмаршала, равно как и командоров динаминдскаго, зегевольдскаго и митавскаго. В следующий вторник (26-го сентября), магистр пригласил его к себе.
В том-же году, после дня св. Дионисия (после 9 окт.), ландмаршал предпринял третий поход с зегевольдцами, розитцами, ашераденцами и динабуржцами против велиенских еретиков, которых он хотя и встретил предупрежденными, но оставался там две ночи, умерщвляя и опустошая все. Он увел с собой скот и около ста пленных, между тем как из наших погибло шестеро при фуражировке.
В 1369 г., в суботу Reminiscere (24 февр.), магистр предпринял с ландмаршалом и жителями Сакке (63) Сакке иначе Саккала – местность, на которой находится Феллин.

и Каркса поход против русских, именно против Варнаца, где четыре ночи происходило большее кровопролитие, и уведено было в плен пятьдесят человек.
В то же время, ревельский командор, брат Гельмих с обитателями Гаррюва, Вирланда и Оберпалена, равно как с вассалами и бюргерами дерптскаго монастыря, опустошал такие в течении четырех ночей страну тех же русских, причем не считая убитых, было взято в плен 301 человек.
Во время этих событий Альгерде (Ольгерд), король литовский, пока магистр и ландмаршал были в отсутствии, опустошил земли Ашерадена и Цизегаля, равно как и владния монахинь в Пефольте (64) Цизегале ныне Сиселгал; Пефольт, вероятно, Пебальг. Монахини были женскаго Цистерциаскаго монастыря св. Марии в Риге.

. Один орденский брат со своим мальчиком был также убит ими на дороге. Затем король возвратился домой с добычей и пленными.
В том же году, в день св. Пасхи (31-го марта) русские завоевали Киримпе, грабя и разоряя этот городок, и увели с собой добычу и пленных.
В том же году, в воскресенье Misercordia (после 15 апр.), великий магистр, брат Винрих, начал строить в литовской земле замок по имени Годесвердер на одном острове, на котором король Кейнстут перед тем три раза строил замок Кауве, разрушенный однако тем же магистром. Он окончил постройку замка после праздника св. Троицы (после 20 мая).
В том же году, после дня св. Иакова (после 25 июня) [1369], ливонский магистр повел войско на псковичей; в псковской земле оно пробыло 9 дней и причинило псковичам много убытку.
В том же году на другой день после св. Протия и Гиацинта (12 сентября) литовские короли взяли недавно отстроенный замок Годесвердер. Для его покорения они соорудили, кроме прочих боевых орудий, 18 метательных машин и осаждали замок в течении пяти недель. Они однако не разрушили его, но построили рядом на том же острове еще другой замок. Братьев и других, бывших там, они увели в плен.
В том же году ландмаршал с обитателями Зегевольда и Вендена, после Матвеева дня (21 сентября), были перед русским замком, называемом Велия и в течении двух ночей причиняли там убытки.
В то же время гробинский фохт с несколькими курляндцами, которых он собрал, был в Литве, где он выжег несколько деревень и поля и перебил много людей. Литовцы, однако, преследовали его и умертвили сто человек из его отряда.
В то же время нарвский фохт, переходя через Нарову, потерял пятьдесят человек из своих, убитых русскими.
В том же году, в ночь на св. Матвея (с 20 на 21 сентября), русские сожгли три деревни нарвскаго фохта и убили около ста душ обоего пола.
В том-же году, после Всех Святых (1 ноября), старший маршал ордена, брат Геннинг Шиннскоп вел переговоры с литовскими ворогами о выкупе пленных, взятых при покорении замка Годесвердера. Когда после оконченнаго договора маршал на возвратном пути дошел до Рагнита, ему встретилось посланное великим магистром многочисленное войско. Вследствие этого, он повернул назад о войском и, вместе с освобожденными пленными, в день св. Мартина (11 Ноября), благополучно прибыль снова на упомянутый остров, на котором нашел построенными два новых замка. Когда литовцы заметили их, то покинули те два новые замка, зажгли их и перешли в старый замок, чтобы отстоять его. Однако, старый замок был всетаки покорен, причем в плен было взято 309 воинов и убито 54, остальные вместе с начальниками погибли в пламени. Там нашли также шесть метательных машин и другия четыре большия военныя снаряды, которые все без исключения были сожжены. На все эти убытки литовские короли смотрели с противоположнаго берега, будто пораженные громом.
В 1370 г., в день св. Фабиана и Севастиана (20 января), ландмаршал, брать Андрей Штенбергский, с курляндцами, литовцами и кокенгузенцами был в литовской земле. Сначала он вторгнулся в землю Свайникен, затем перешел с войском в Превайзиникен, где пробыл две ночи. Он побывал также и в других местах, а именно в Малове, Вензен, Минанене до Ремгаллена, Радена и Эгинтена (65) Бензен может быть Вайвазы на северо-восток от верхняго Поневежа, между Несвяжой и Лавенной, Раден, вероятно, Руды, Эгинтен может быть Ягинтовице, против нижняго Поневежа или Оганце на запад от Нового Города (Новемисто)

, причем было убито 600 и взято в плен 300 человек обоего пола; из наших же пали трое.
В то же время брат Арнольд Альтенский, нарвский фохт, перешел со своими людьми Нарову для битвы со псковичами, причинившими ему убытки прошлою осенью. Он нашел их в новгородских деревнях, убил несколько из них и привел с собой 200 пленных.
В том же году ливонский магистр повел войско против велинских еретиков, замок которых он, в Сретение (2-го февраля), окружил со всех сторон, и так держал в осаде до пятаго дня, причем он потерял двоих из своих людей. Торейдцы же и кремунцы (66) Торейден и Кремун – Трейден и Кремон, два замка архиепископа рижскаго.

потеряли при фуражировке 24 человека. Земля была сильно опустошена.
Когда в ту же зиму распространился слух о союзе литовцев и русских с другими союзными народами, великий магистр послал главнаго маршала на разведки.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12