А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Заглянув к торговцу старыми книгами, он нашёл в его лавке зашифрованные рукописи и письмо, написанное по-немецки. Дело было в 1880 году. Преподобный Вудфорд прежде всего прочёл немецкое письмо. В нём говорилось, что тот, кто расшифрует рукопись, может связаться с немецкой тайной организацией «Sapiens Donabitur Astris» (SDA) через госпожу Анну Шпренгель. И если его сочтут достойным, ему сообщат другие сведения.
Преподобный Вудфорд, франкмасон и розенкрейцер, рассказал о своей находке двум друзьям – доктору Вудмену и доктору Уинну Весткотту; оба были не только выдающимися учёными, но и кабалистами; оба занимали высокие посты в масонской ложе. Доктор Уинн Весткотт был коронером – эта юридическая должность хорошо знакома читателям английских детективов. Коронер выполняет обязанности судебно-медицинского эксперта и следователя одновременно. В случае, если обстоятельства смерти человека вызывают подозрения, он созывает присяжных, и они выносят решение, за которым, в случае необходимости, следует вмешательство правосудия и полиции. Один из вердиктов коронера XIX века стал просто знаменитым: присяжные пришли к заключению, что человек, найденный мёртвым в одном из лондонских парков, «был убит неизвестными лицами или предметами». Мы были бы рады сообщить, что именно доктор Весткотт сформулировал это поистине удивительное решение. Но доказательств этого нет, хотя в дальнейшем мы увидим, что доктор Весткотт потерял свою должность коронера тоже при необычных обстоятельствах.
Вудмен и Весткотт слышали о «Sapiens Donabitur Astris», немецком тайном обществе, состоявшем главным образом из алхимиков. Эта организация при помощи алхимических снадобий спасла жизнь Гёте, когда врачи отказались его лечить.
Этот факт не вызывает сомнений. Оксфордский университет даже выпустил книгу под названием «Гёте, алхимик». Похоже, что SDA продолжает существовать и в наши дни; тайное общество было связано с «космическими кругами», созданными Стефаном Джорджем, которые сражались против Гитлера. Граф фон Штауффенберг, организатор покушения на фюрера 20 июля 1944 года, входил в эти «космические круги». Последним известным представителем SDA был недавно скончавшийся барон Александр фон Бернус.
Весткотту и Вудмену довольно легко удалось расшифровать рукопись, о чём они и сообщили госпоже Анне Шпренгель. В ответ они получили инструкции, необходимые для продолжения работы. Тогда они обратились за помощью ещё к одному франкмасону, крайне загадочному человеку по имени Сэмюэл Лидделл Матерс, мужу сестры Анри Бергсона. Это был на редкость образованный человек, но с достаточно туманными идеями. Он составил до сих пор не изданный свод обрядов Матерса, где соединил отрывки из оригинального немецкого документа, других документов, которые были в его распоряжении, и посланий, полученных госпожой Матерс с помощью ясновидения. Свод был представлен в Германии на рассмотрение SDA, и маленькой английской группе позволили основать внешнее, то есть открытое, оккультное общество. Ему дали название «Order of the Golden Dawn in the outer», то есть «Орден золотой зари вовне». 1 марта 1888 года разрешение передали Вудмену, Мак-Грегору-Матерсу и доктору Весткотту. Сэмюэл Лидделл Матерс за это время успел прибавить к своему имени титул графа Мак-Грегора и уверял, что теперь воплощает в себе добрую полудюжину шотландских волшебников и дворян.
В 1889 году о создании этой организации объявили официально. Надо заметить, что в XIX веке, как, впрочем, и в XX, это единственный случай, когда такая влиятельная эзотерическая организация, как SDA, дала разрешение основать внешнее общество. Больше таких разрешений никому не давали, и я не советовал бы создавать организацию подобного рода без разрешения: это означало бы навлечь на себя серьёзнейшие неприятности.
После смерти – похоже, естественной – доктора Вудмена, Орден возглавили Весткотт и Матерс. В 1897 году Весткотт, на свою беду, забыл в такси документы Ордена. Они попали в руки полиции, которая сочла нежелательным, чтобы коронер занимался подобной деятельностью, поскольку у него может возникнуть искушение использовать находящиеся в его распоряжении трупы для некромантических операций. Весткотт, решив, что для него так будет лучше, расстался с Орденом.
Общество начало расти, привлекая к себе людей, в чьём уме и образованности не приходится сомневаться. Среди них поэт и драматург Уильяме Йитс, будущий лауреат Нобелевской премии, Артур Макен, Элджернон Блеквуд, Сакс Ромер, историк А. Е. Уайт, известная актриса Флоренс Фарр и многие другие. Лучшие английские умы того времени, обладавшие наиболее развитым мышлением и воображением, входили в «Golden Dawn». Главная ложа Ордена находилась в Лондоне. Её Императором был У. Б. Йитс.
Существовали ложи и в английской провинции, и в Париже, где Матерс проводил всё больше времени.
В Ордене было два уровня: первый делился в свою очередь на девять ступеней и занимался обучением; члены второй, где не было ни ступеней, ни степеней, посвящали себя исследованиям.
Исследования базировались на енохическом языке Джона Ди, переводом с которого обучали на первой ступени первого уровня. К сожалению, эти переводы уничтожены или спрятаны. Остались тексты на енохическом языке, в частности заклинание, при помощи которого можно стать невидимым: «Ol sonuf vaorsad goho iad balt, lonsh calz vonpho. Sodra Z-ol ror ta nazps». Это не похоже ни на один известный нам язык. Если правильно произнести эти слова, человек окажется внутри эллипсоида невидимости, расположенного примерно в 45 сантиметрах от тела. Не вижу к этому никаких препятствий.
Итак, образование было сосредоточено на изучении енохического языка; кроме того, кандидаты занимались алхимией, а главное – учились владеть собой.
Начиная со второй ступени первого уровня кандидата учили побеждать любые психические заболевания и любые слабости. Известно около пятидесяти таких приёмов, и, кажется, все они применялись с большим успехом.
В течение пяти или шести лет Орден всех устраивал, и все, кто в него входил, говорили, что духовно обогатились. Затем Матерс взялся за старое. 29 октября 1896 года он опубликовал манифест, в котором заявил о существовании третьего уровня Ордена. Этот третий уровень, по его словам, состоит из сверхчеловеческих существ.
«Что касается меня, – пишет он, – то лично я считаю, что это люди и живут они на Земле. Но они обладают чудовищной сверхчеловеческой мощью. Когда я встречаюсь с ними на людях, они ни внешностью, ни одеждой не выделяются. Отличает их лишь исходящее от них ощущение несокрушимого здоровья и физической силы, то есть те самые физические качества, какие, по преданию, присущи тем, кто обладает эликсиром долголетия. Если же, напротив, встреча происходит в потаённом месте, они облачены в символические одежды и носят знаки различия своего ранга».
Конечно, можно думать о содержании манифеста всё что угодно, считать Матерса сумасшедшим, но всё-таки стоит предположить, что он не лжёт. Одно можно сказать с уверенностью – лучше бы ему промолчать. С этого момента он сделался объектом преследований, приведших к его смерти. В то же время манифест привлёк в общество весьма нежелательных людей, таких, например, как печально знаменитый Алистер Кроули.
Этот человек, должно быть, страдавший манией величия или, по меньшей мере, обуреваемый бредовыми идеями, в один прекрасный день 1900 года появился в лондонской Ложе, наряженный в шотландский костюм с чёрной маской на лице. Алистер Кроули сообщил, что его прислал Матерс, с тем чтобы он стал во главе Ложи. Его заявление вызвало бурный протест. Йитс, Император Ложи, сместил с должности Матерса и выгнал Кроули. А. Е. Уайт поставил под сомнение существование третьего уровня и неведомых Высших.
В 1903 году Уайт и некоторые из его друзей вышли из Ордена и создали другой под тем же названием «Golden Dawn». Их Орден продержался до 1915 года. Другие члены прежнего Ордена оставались в нём до 1905 года, затем Йитс, Артур Макен и Уинн Весткотт тоже его покинули.
Орден продолжал кое-как существовать под управлением некоего доктора Фелкина, потом зачах и понемногу угас совсем. Так закончилось то, что Йитс назвал «первым, но не последним бунтом души против интеллекта». По всей вероятности, Матерс изъял из обращения свод обрядов, позволяющих воспроизводить некоторые феномены. Ни одна попытка опубликовать их не была доведена до конца, потому что либо рукописи загорались, либо кто-нибудь заболевал. Матерс, совершенно сломленный, умер в 1917 году.
Утверждают, что главным его гонителем был Кроули, но на самом деле Кроули, наверное, был просто мегаломаном, ни для кого не представлявшим интереса.
Если свод обрядов Матерса и пропал, то некоторые их описания и записи лекций в «Golden Dawn» всё же были опубликованы, в частности в четырёхтомнике, изданном в Соединённых Штатах доктором Израилем Регарди и в книге «Золотая заря и их доктрина» Р. Г. Торренса (Лондон, 1971).
Последняя книга обладает двумя достоинствами: она написана разумно, и в конце каждой из сорока восьми глав даётся краткая и точная библиография.
Кроме того, мы располагаем множеством свидетельств о «Golden Dawn».
Следовательно, вполне можно и подвести некоторые итоги. Прежде всего поражает высокий уровень интеллекта и образованности большей части членов Ордена. В «Golden Dawn» состояли не только крупные писатели, но и физики, математики, военные эксперты, врачи. Несомненно, что все, кто состоял в «Golden Dawn», уходили оттуда обогащёнными. Все утверждали, что жизнь их стала лучше, обрела полноту, красоту и смысл и что всё это дал им «Golden Dawn».
Густав Мейринк написал: «Мы знаем, что возможно пробуждение бессмертного „я“. „Golden Dawn“, несомненно, умел вызывать такое пробуждение; в Ордене осуществилась извечная мечта алхимиков, гностиков, кабалистов и розенкрейцеров. Назовём лишь один из главных аспектов исследований – изменение самого человека. С каким бы скептицизмом ни относиться к магии – а я отношусь к ней с большим скептицизмом, – тем не менее нельзя не признать, что Ордену „Golden Dawn“ более, чем кому-либо другому за всю известную нам историю человечества, удался магический опыт, и, что ещё важнее, Орден оказался способен этот опыт распространять.
Человек тысячелетиями мечтал о состоянии духа более «пробуждённом», чем при простом пробуждении. «Golden Dawn», несомненно, этого добился. Вполне вероятно, что члены Ордена сумели расшифровать енохический алфавит Джона Ди, а следовательно, руководители Ордена прочли труды Джона Ди, Тритемия и, может быть, манускрипт Войнича, если только располагали его копией, что не исключено, поскольку Джон Ди сделал с него множество копий.
И тут возникает естественный вопрос: почему такая концентрация знаний и могущества не привела к созданию источника энергии, светоносной цитадели, которая стала бы доминантой XX века?
Достоверно известно, что у «Golden Dawn» были недоброжелатели, но столь же достоверно известно, что Орден, скорее, распался изнутри, чем был разрушен извне.
Вину за это разрушение хотели свалить на Алистера Кроули. То, что этот, так называемый маг, был буйным сумасшедшим, сомнений не вызывает. В придачу к своему помешательству, заключавшемуся в классической сексуальной мании, Кроули обладал удивительной способностью впутываться в невероятные истории. Во время первой мировой войны он объявил себя сторонником Германии и яростно выступал против Англии.
Утверждают, что именно он передал некие сведения немецкой разведке и тем самым обеспечил торпедную атаку подводной лодки на американское трансатлантическое судно «Лузитания», которое пошло ко дну, после чего Соединённые Штаты вступили в войну. У Кроули в Соединённых Штатах начались неприятности, и он перебрался на Сицилию, где основал в Чефалу проклятое аббатство (сейчас на этом месте располагается посёлок Средиземноморского клуба).
В аббатстве Кроули произошёл прискорбный случай. Оксфордский поэт Рауль Лавдей выпил во время чёрной мессы кошачью кровь и тут же умер. И поделом ему! Но вдова поэта подняла шум, и Кроули под давлением прессы в 1923 году был выслан с Сицилии.
Поселившись в Англии, он попытался возбудить против прессы дело о диффамации. Однако судьи решили, что Кроули – самый омерзительный тип, какого им когда-либо доводилось встречать, и не присудили ему в качестве возмещения морального и материального убытка ни гроша.
После этого до конца дней он влачил жалкое существование, всё глубже увязая в нищете, и в 1947 году умер в семейном пансионе в Гастингсе. Судя по его жизнеописанию и его творениям, он производит впечатление, скорее, несчастного человека, которого вполне можно было бы вылечить, чем опасного преступника. Впрочем, Кроули был не единственным проходимцем, на удочку которых поймался Матерс.
Около 1900 года он стал жертвой мошенничества супружеской четы Хорос, выдававшей себя за представителей неведомых Высших; годом позже Хоросов осудили как заурядных жуликов. О «Golden Dawn» тогда немало писали в газетах, и, должно быть, это обстоятельство побудило многих покинуть Орден.
Прессе снова пришлось заняться «Golden Dawn» в 1910 году, когда Матерс попытался помешать Кроули выпускать газету «Еquinox» («Равноденствие»), в которой тот, не имея на то разрешения, рассказывал о ритуалах «Golden Dawn». Английский суд, выносивший решения по срочным вопросам, снял запрет, и номер газеты вышел.
Это, разумеется, не улучшило репутацию Матерса. Многие говорили, что если бы он и впрямь обладал таким могуществом, как уверял, то мог бы уничтожить Кроули, или, если бы такая сила была дана Кроули, тот уничтожил бы Матерса. Впрочем, нам известно множество современных примеров безрезультатных поединков между колдунами. Конечно, простодушие Матерса принесло немалый вред Ордену, но не это было главной причиной угасания «Golden Dawn».
Сведения, которые я добыл из личных свидетельств, позволяют утверждать, что для членов Ордена определённые занятия, в том числе ясновидение, стали настоящим наркотиком, и с 1905 года всякие исследования полностью прекратились. Мне кажется, именно здесь следует искать причину того, что явление, которое могло оказаться ещё более удивительным, закончилось так неудачно.
Разные вторичные общества, основанные без разрешения отколовшимися от Ордена членами, – такие, как «Stella Matutina» доктора Фелкина, «Argenteum Astrum» Алистера Кроули и «Общество Внутреннего Света» писателя Диона Фортуна (псевдоним мадам Виолетты Файрт), – не слишком преуспели. Последнее из них до сих пор существует, а сама мадам Файрт – автор интересных новелл и романов.
Для полноты картины следует добавить, что в «Golden Dawn» входили и христиане, принадлежавшие к англиканской католической церкви, в частности известный писатель Чарльз Уильямc, автор «Войны Грааля», и мистик Ивлин Андерхилл.
Отдельные документы Ордена близки к христианской эзотерике, и специалисты в этой области считают их достаточно серьёзными.
Можно упомянуть ещё мистические сочинения и переводы Матерса: «Кабала» (1889), «Царь Соломон» (1889), «Священная магия Абрамелена» (1898). Последняя из этих книг – перевод рукописи, найденной Матерсом в Библиотеке Арсенала, неисчерпаемом кладезе странных документов. Достаточно полное её издание появилось в 1962 году, в Париже.
Итак, в нашем распоряжении есть много весьма любопытных фрагментов, но всё же полного свода обрядов Матерса нет. А он должен бы стать вершиной всех проклятых книг, вобрав в себя большую часть того, что в них содержится, и открыть совершенно удивительные пути. То, что Матерс мог осуществить переход к высшей форме сознания, которую он трактовал как контакт с неведомыми Высшими, вовсе не кажется абсурдным. И в том, что за это он подвергся преследованиям, тоже нет ничего удивительного.
Однако вся эта история происходила уже в наше время, и к услугам Матерса была фотография. Значит, вполне возможно, что он сделал достаточное количество снимков и что не все эти снимки уничтожены. В 1967 году блеснула надежда найти полный текст свода обрядов Матерса. Один из холмов на берегу Ла-Манша, подточенный водой, разрушился, и из него посыпались зарытые в землю предметы, принадлежавшие «Golden Dawn». К сожалению, при изучении находки выяснилось, что там были лишь рабочие инструменты, тексты лекций и записи, сделанные на этих лекциях слушателями. Ни один из документов не принадлежал Матерсу.
Много спорили о том, под какими влияниями составлялись курсы лекций в «Golden Dawn». Мы уже упоминали о христианских влияниях. Чувствуются идеи Блейка; видимо, их проводил Йитс. Разумеется, много ссылок на кабалу, явно идущих от Матерса и его исследований.
Но среди вещей не обнаружили ни переводов с енохического языка, ни способов его применения при опытах. Само название «енохический» кажется странным. Разные «Книги Еноха» – это относительно недавние подделки, рассказывающие о чудесных путешествиях пророка Еноха на другие планеты и даже в другие миры.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12