А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Только привлечение к коалиции карфагенского войска, по мнению Ганнибала, давало шансы на успех.
В 193 году в Эфес к Антиоху прибыло римское посольство, которое пыталось убедить сирийского царя не вмешиваться в греческие дела. Но договориться не удалось. Осенью 192 году по приглашению Этолийского союза Антиох с армией высадился в Греции. Он занял Фессалию, однако уже в апреле 191 года был разбит у Фермопил войсками Марка Акилия Глабриона и вернулся со своей армией в Эфес. В том же году сирийский флот потерпел поражение от римлян между Ионией и Хиосом. На стороне римлян в этой битве сражались солдаты Ахейского союза, Афин и Македонии, что дало им значительный перевес над войском Антиоха, усиленным лишь контингентами Этолийского союза. В августе 190 года, в бою у устья реки Эвримедонт, командовавший сирийским флотом Ганнибал потерпел поражение от рим-кого флота Луция Эмиллия Региллия, усиленного родосскими кораблями, и более не принимал активного участия в боевых действиях. Другая сирийская эскадра была разгромлена в Малийском заливе близ острова Мионнес.
Завоевав полное господство на море, римляне решили высадиться в Малой Азии. Армия консула Луция Корнелия Сципиона пересекла Геллеспонт. При ней находился и брат Луция Публий Корнелий Сципион Африканский, победитель Ганнибала. Римские историки именно ему приписывают фактическое руководство боевыми действиями. Однако вскоре Сципион Африканский заболел и вернулся в Рим. Его сменил полководец Гней Домиций. Войско римлян было усилено союзной армией пергамского царя Эвмена II, приведшего с собой 10 тысяч всадников. Римские источники утверждают, будто вместе с пергамцами армия Домиция и Луция Сципиона не превышала 40 тысяч человек, тогда как у Антиоха было 75 тысяч солдат. Как кажется, в действительности сирийское войско уступало в численности римлянам. Ведь на этот раз у Рима было гораздо больше союзников, чем у сирийского царя, да и людские ресурсы Римской державы значительно превосходили ресурсы государства Селевкидов. Решающая битва произошла при Магнесии в самом конце 190 или в начале 189 года. Эвмен с пергамской кавалерией опрокинул левое крыло сирийцев. Антиох, возглавивший кавалерию правого фланга, потеснил кавалерию римских союзников, стоявшую на левом фланге. Тут Эвмен атаковал и опрокинул сирийскую пехоту, находившуюся в центре. Антиоха не спасли и боевые слоны. Они только увеличили общее смятение, топча обратившихся в бегство сирийцев. В результате этой победы римляне установили контроль над западными областями Малой Азии.
В 188 году был заключен Апамейский мир, по условиям которого Антиох отказывался от всех своих владений в Греции и в Анатолии к западу от Таврского хребта. Эти острова и земли были отданы римским союзникам — Родосу и Пергаму. Рим оставил под своим контролем только острова Кефалонию и Закинф. С поражением Антиоха у римлян больше не было серьезных соперников в Восточном Средиземноморье. Лишь век спустя понтийский царь Митридат V Евпатор бросил новый вызов римскому господству.
Антиох должен был выдать Ганнибала римлянам, но карфагенский полководец устал бежать и нашел пристанище у царя Вифинии Пруссии, воевавшего в то время с Пергамом. Ганнибал принял участие в этой войне и даже одержал победу в морском сражении, применив новый прием боя. По приказу Ганнибала вифинийцы забросали пергамские корабли кувшинами с ядовитыми змеями, и неприятельские матросы в панике покинули свои суда.
В 183 году Ганнибал умер. Существуют версии, что он принял яд, чтобы не попасть в руки римлян, или был отравлен Пруссией, который тем самым хотел угодить могущественному Риму.
ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМЕ
(I век до н. э.)

Войну между различными политическими партиями, социальными слоями и военными вождями за власть в Римской Республике и изменение ее строя.
В конце II века до н. э. полководец Гай Марий осуществил реформу римской армии. Разорение крестьянства не позволяло осуществлять набор войска, как прежде, на основании имущественного ценза. Теперь в армию устремились неимущие, и все солдаты стали служить только за жалованье, не имея иных источников дохода. Римская армия стала профессиональной. Марий ввел 20-летний срок службы в пехоте и 10-летний — в кавалерии. Он также упразднил легкую пехоту. Отныне лук и дротик использовали тяжеловооруженные воины. Было ликвидировано также потерявшее смысл деление на гастатов, принципов и триариев. Ведь в профессиональном войске все воины должны были быть одинаково хорошо обучены. Кавалерия перестала быть отдельным родом войск и вошла в состав легиона. Каждые три манипулы были соединены в одну когорту. Когорты способны были действовать как в составе легиона, так и самостоятельно. Большее значение, чем прежде, приобретала инициатива и умение командиров, а легионеры теперь испытывали чувство личной преданности своему полководцу, от которого зависела и своевременная выплата жалованья, и захват военной добычи, ставшей еще более важной, чем прежде, статьей солдатского дохода.
Римская армия стала сильнее в тот момент, когда серьезным врагом Рима стали племена кимвров и тевтонов, вторгшиеся с востока в римскую Галлию. В 105 году они разгромили две римские армии у Араузиона в нижнем течении Роны и вторглись в Испанию. Когда в 102 году кимвры и тевтоны двинулись в Италию, Марий встретил их с реорганизованной армией. Он укрепился в лагере на притоке Роны Изере. Здесь на римлян напала армия тевтонов, но взять лагерь не смогла и направилась к Роне, оставляя в тылу войско Мария. Римский полководец настиг их и внезапно атаковал. Тевтоны были разбиты. В следующем году Марий разбил при Верцеллах в Северной Италии и армию кимвров, пришедшую из северной Галлии. Римские историки утверждают, что Марий захватил 150 тысяч пленных, включая женщин и детей (кочевники передвигались вместе с семьями).
После победы над кимврами и тевтонами Рим в течение нескольких десятилетий не имел серьезных внешних врагов. Зато в республике обострились внутренние противоречия, и она пережила несколько гражданских войн, закончившихся установлением монархии, хотя и с сохранением ряда республиканских институтов. Первая из этих войн началась на исходе 90-х годов и была названа Союзнической. Против власти Рима восстали его италийские союзники. Чтобы их умиротворить, пришлось предоставить союзникам права римского гражданства. Не успела окончиться Союзническая война, как началась вооруженная борьба аристократической партии во главе с полководцем Луцием Корнелием Суллой и партией демократов во главе с Гаем Марием. После смерти Мария Сулле удалось в 82 году занять Рим и установить свою диктатуру.
В 74 (или 73) году в гладиаторской школе в Капуе возник заговор. Из 200 заговорщиков бежать удалось только 78 во главе с фракийцем Спартаком. Гладиаторы, в сущности, были профессионалами военного дела. Они дрались насмерть на аренах римских цирков на потеху публики. Однако опытных гладиаторов, пользовавшихся популярностью у зрителей, хозяева школ ценили и старались не допустить их гибели. Ведь такие гладиаторы были ценным капиталом. Многие из них получали свободу и оставались в школе в качестве учителей-рудиариев. В цирке же они теперь выступали только добровольно. Присущую публике жажду крови удовлетворяли за счет новичков из числа проданных в рабство пленников, с которыми гладиаторы-профессионалы расправлялись без труда. Многие гладиаторы составляли охрану знатных лиц и участвовали в борьбе партий и группировок в Риме и других городах Италии. Спартак же и его товарищи, среди которых выделялись галлы Крикс и Эномай, задумали создать мощную армию, способную на равных бороться с римскими легионами Источники не дают четкого ответа на вопрос, собирался ли Спартак вывести восставших за пределы Италии, где его армия могла бы наняться на службу одному из враждебных Риму государств, или надеялся с помощью освобожденных им рабов и италийского крестьянства захватить власть в Риме, осуществив те цели, которые италики не смогли достигнуть в ходе Союзнической войны.
Бежавшие из Капуи гладиаторы укрылись на труднодоступном вулкане Везувий. Сюда стали собираться и другие гладиаторы и рабы. Отряд Спартака стал свершать набеги на окрестные латифундии. Ему посчастливилось захватить обоз с оружием, направлявшийся в одну из гладиаторских школ. Власти сначала не придали значения побегу 78 гладиаторов. Когда же Спартак возглавил отряд в несколько тысяч человек, для его ликвидации было послано 3-тысячное войско во главе с претором Клодием. Римляне блокировали спуск с Везувия и рассчитывали, что голод вынудит повстанцев сдаться. Однако Спартак приказал своим воинам сплести из виноградных лоз лестницы. Ночью они внезапно спустились по крутому склону и атаковали римский лагерь. Часть легионеров погибла или попала в плен, часть бежала. Все оружие и запасы продовольствия достались спартаковцам. Часть пленных присоединилась к ним.
Войско Спартака увеличилось до 10 тысяч человек. К нему присоединялись как рабы, так и крестьяне. Повстанцы смогли захватить всю Кампанию. Против Спартака выступил претор Публий Вариний, но был разбит. Войско восставших было организовано по образцу римского и сражалось ничуть не хуже. С обеих сторон воевали, в сущности, одни и те же люди. Разорившиеся италийские крестьяне и иноплеменные вольноотпущенники шли в римские легионы. Те же крестьяне, гладиаторы и рабы из военнопленных шли к Спартаку. Ему удалось поставить под свой контроль весь юг Италии. Войско гладиаторов возросло до 70 тысяч, а потом и до 120 тысяч человек. Рим вынужден был направить против Спартака армии обоих консулов, фактически признав его врагом не менее опасным, чем когда-то Ганнибал. Опасались, что гладиаторы могут осадить «вечный город».
Консулу Луцию Геллию удалось разбить один из отрядов повстанцев. Его командир Крикс пал в сражении у горы Гаргон в Апулии. Спартак нанес поражения армиям консулов, но на Рим не пошел, а двинулся на север. Историки спорят, какова была цель этого похода. Собирался ли Спартак вывести свою армию из Италии (хотя трудности перехода через Альпы были хорошо известны) или надеялся поднять на борьбу жителей Северной Италии и Цизальпинской Галлии? Во всяком случае, через Альпы Спартак не пошел. Разбив при Мутине армию проконсула Гая Кассия, он повернул на юг.
Сенат вынужден был мобилизовать на борьбу с гладиаторами все силы. Новую армию из шести легионов осенью 72 года возглавил один из самых богатых людей Рима Марк Лициний Красе. В первом же столкновении с восставшими несколько когорт бежали. Красе суровыми мерами восстановил дисциплину. Он применил децимацию — казнил каждого десятого из беглецов.
Спартак же намеревался переправиться в Сицилию, чтобы захватить житницу Рима и овладеть кораблями в сицилийских портах. Киликийские пираты обещали ему суда, но были подкуплены Крассом и обманули Спартака. Гладиаторы пытались переправиться на плотах через Мессинский пролив, но буря разметала плоты, и от вторжения в Сицилию пришлось отказаться. Красе тем временем перегородил Бруттийский полуостров рвом, и армия гладиаторов оказалась блокирована. Но однажды ночью они забросали ров деревьями, хворостями, телами пленных римлян и павших от бескормицы лошадей и прорвались на север, отбросив охранявшие ров отряды Красса. После этого римский сенат мобилизовал для борьбы со Спартаком все силы. В помощь Крассу были направлены армии Гнея Помпея из Испании и Лукулла из Греции. Против Спартака римляне мобилизовали гораздо больше войск, чем в свое время против Ганнибала.
Гладиаторы направились к порту Брундизиум, где рассчитывали захватить корабли и отплыть в Грецию. Там они рассчитывали найти поддержку среди противников Рима. Крассу удалось разгромить 12-тысячный отряд из армии Спартака, которым командовали Ганник и Каст. Спартаку, в свою очередь, удалось нанести поражение части армии Красса и освободить дорогу на Брундизиум. Но в порту уже высадились отозванные из Греции легионы Лукулла. С севера же войску Спартака угрожали прибывшие из Испании легионы Помпея. Вождь гладиаторов решил попытаться разбить римские армии по частям, не допустив их соединения. Первым Спартак атаковал Красса. В этой последней битве погибли будто бы все 60 тысяч гладиаторов. Труп Спартака так и не был найден. 6 тысяч пленных римляне распяли на крестах вдоль Аппиевой дороги, ведущей из Капуи в Рим.
В 60 году Гней Помпеи, Гай Юлий Цезарь и Марк Лициний Красе заключили соглашение о борьбе против Сената, которое впоследствии стали называть первым триумвиратом (союзом трех). Триумвиры добились поочередного избрания консулами и проводили согласованную политику. Цезарь, получив после своего консульства в наместничество провинцию Галлия, предпринял в 58 году поход для завоевания этой страны, занимавшей территорию современной Франции, Бельгии, Швейцарии и запада Германии.
В 56 году триумвиры разделили между собой территорию империи. Красе получил в управление Сирию, Помпеи — Испанию, а Цезарь — Галлию. Помпеи, располагавший наиболее мощной армией, являлся сильнейшим членом триумвирата, против которого блокировались Красе и Цезарь. Красе предпринял большой поход против враждовавшей с Римом Парфии, и Цезарь дал ему в помощь часть своей кавалерии. После гибели Красса в битве в 54 году Помпеи стал фактическим диктатором в Риме. В 52 году он был избран единоличным правителем (консулом без коллеги), оставшись при этом наместником Испании.
В 49 году под давлением Помпея Сенат отказался продлевать полномочия Цезаря в Галлии и потребовал от него распустить легионы. Цезарь отказался подчиниться сенатскому постановлению и двинул войска на Рим. 10 января 49 года передовой легион Цезаря перешел через пограничную реку Рубикон, отделявшую Галлию от Италии. В связи с этим полководец произнес историческую фразу: «Жребий брошен».
Цезарь начал гражданскую войну. Основная армия Помпея находилась в Испании, и он не рискнул сразиться с Цезарем в Италии, а предпочел отправиться в Грецию. При Цезаре в тот момент был только один легион, тогда как остальные восемь оставались в Галлии. У сената и Помпея в Италии было до 10 легионов, но все они были в неполном составе. Поэтому один легион Цезаря по боеспособности равнялся трем легионам его противников. К тому же италийские легионы не воевали раньше под командой Помпея и не отличались личной преданностью полководцу. Их солдаты отнюдь не горели вступить в междоусобную борьбу против войска Цезаря и вполне могли перейти на его сторону. Поэтому Помпеи собрал свои старые легионы из Африки и Греции и навербованных на Балканах новобранцев. Войска сената в Италии, действительно, в большинстве приветствовали Цезаря и присоединились к его победоносной армии.
Тем временем Цезарь высадился в Испании, легко подавив сопротивление сторонников сената. Местные римские власти присягнули ему на верность. После долгой шестимесячной осады пала твердыня помпеянцев крепость Массилия (современный Марсель). Однако в Иллирии и Африке цеза-рианцы первоначально потерпели ряд чувствительных неудач. Легат Цезаря Курион разбил легата Помпея Аттия Вара, но потом на помощь Вару пришел нумидийский царь Юба, и вместе они уничтожили два легиона Куриона в сражении у реки Баград, а сам Курион погиб. Другой сторонник Цезаря Гай Долабелла в морском сражении у иллирийского побережья потерял всю свою эскадру из 40 кораблей. Пришедший ему на помощь Гай Антоний был блокирован помпеянцами на острове Курикте и вынужден был капитулировать со своими 15 когортами. В ноябре 49 года Цезарь с войском вернулся в Рим, накануне казнью 12 зачинщиков усмирив один из взбунтовавшихся легионов, требовавших выплаты вознаграждения за испанский поход. Получивший полномочия диктатора, Цезарь добился избрания консулами своих сторонников, а затем отплыл на Балканский полуостров. Здесь в 48 году развернулись решающие события.
Помпеи, в распоряжении которого оказался почти весь римский флот, имел 500 боевых и множество вспомогательных судов. В Македонии находились девять преданных ему легионов. Союзники из восточных провинций прислали 7-тысячный контингент кавалерии и отряды легкой пехоты. На помощь Помпею с двумя легионами спешил наместник Сирии Квинт Метелл. С этими силами весной 48 года Помпеи собирался вторгнуться в Италию и разбить Цезаря.
Цезарь обладал некоторым численным перевесом, располагая 12 легионами. Но у него не было достаточного количества судов для быстрой переправы на Балканы. 5 января 49 года Цезарь высадился в Эпире только с 20 тысячами солдат. Здесь он в последний раз предложил Помпею помириться, распустить войска и предоставить подготовку условий соглашения сенату и народу Рима.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14