А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 




Юрий Игнатьевич Мухин
Избавься от долларов!



Юрий Мухин
Избавься от долларов!

ПРОЧТИТЕ ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНО!

В переводе с греческого «экономика» – это ведение хозяйства. Поэтому любой человек, который ведет реальное хозяйство, уже по этой причине является экономистом безо всяких дипломов. Правда, сегодня экономику считают наукой, но я к этому отношусь скептически – эдак скоро мы и отправление естественных надобностей зачислим в разряд искусств. И в этой науке «экономика» сегодня столько всяких «ученых», «профессионалов» и «специалистов», ни разу не только не ведших, но и не видевших ни одного крупного хозяйства, что вопрос уже стоит не о том, наука ли экономика, а о том, стоит ли вообще тратить собственное время на знакомство с трудами этих «экономистов».
В свое время американский действительно экономист Василий Васильевич Леонтьев, получивший Нобелевскую премию за внедрение плановых основ хозяйствования в капиталистических странах и реально настраивавший в свое время хозяйство многих стран, в том числе и такой страны, как Япония, пытался обратить внимание ученых остальных отраслей знания на то, что экономику захлестнула волна «теоретиков», не только ничего не знающих о реальных хозяйствах, но и не пытающихся ничего о них узнавать. Во введении к книге «Экономическое эссе» он пишет, что экономика – это сугубо наука практиков, нельзя быть экономистом вне экономики, нельзя быть хозяином без хозяйства, нельзя создавать теории, не получая данных от конкретных предприятий, сделок, движений денег и товара. Подавляющее большинство светил экономики работают сами на себя – их работы являются чистым умствованием, которое никому не нужно и ничего не дает. Их «гениальные озарения», полученные от длительного созерцания потолка, – пустые забавы, опасные для тех политиков и практиков, кто попробует на них опереться.
Леонтьев провел анализ публикаций американских экономистов за 1972–1981 годы. Только в одной из каждых 100 публикаций ее автор опирается на данные, собранные им самостоятельно, то есть только один из ста экономистов потрудился ознакомиться с тем, что исследует, – с собственно экономикой, с каким-либо хозяйством. Еще около 20 % авторов использовали данные об экономике, заимствованные ими из литературных источников. А три четверти «экономистов» представили результаты своих работ в виде выдуманных проблем и таких же решений. (И это, заметим, в Америке, обычно не склонной платить деньги своим ученым ни за что.)
«Возникает вопрос, – с горечью пишет Леонтьев, – как долго еще исследователи, работающие в таких смежных областях, как демография, социология и политология, с одной стороны, и экология, биология, науки о здоровье, инженерные и различные прикладные дисциплины – с другой стороны, будут воздерживаться от выражения озабоченности по поводу состояния устойчивого, стационарного равновесия и блестящей изоляции, в которой оказались экономисты-теоретики в настоящее время?» [1](Здесь и далее в кв. скобках – ссылка на источник. – shum29.) Перефразируем это высказывание Леонтьева, выразив его суть: до каких пор остальные ученые будут терпеть положение, при котором звание «ученого» дают людям, занимающимся пустопорожним умствованием и паразитирующим на одураченном обществе?
Это предостережение действительно знающего экономиста осталось гласом вопиющего в пустыне, и сегодня страшно уже не то, что даже умственно неполноценные типы, вроде «экономиста» Гайдара, пытаются управлять конкретным хозяйством, а то, что их до этого управления допускают. Что творится? Вы же не сядете в самолет, если узнаете, что его пилот сам еще ни разу не летал, так как же можно таким кретинам вверять хозяйство России, которое, между прочим, принадлежит не только нам, но и будущим поколениям?
Почему же вы так легко относитесь к деньгам, включая и личные деньги?
К примеру, авторы газеты «Дуэль» постоянно объясняли читателям, что такое «финансовая пирамида», механизм которой, кстати, прост до того, что дальше некуда. Вот этот механизм. Печатаете какие-нибудь «ценные бумаги» и уверяете «лохов», что заплатите по ним через месяц 50 %. «Лохи» и верят и не верят, но некоторые на всякий случай осторожненько покупают ваши бумаги, а потом требуют через месяц свои 50 %. А вы их им выдаете – из тех денег, которые вам принесли те «лохи», которым срок выплаты не подошел. «Лохи» в восторге, и в предвкушении быстрого обогащения начинают скупать ваши «ценные бумаги». Вот тут вы через подставное лицо сами приобретаете свои же «ценные бумаги», и когда денег в «пирамиде» накопится много, то все деньги «лохов» себе же и выплачиваете, обогащаясь таким образом «законно». А остальные «лохи» оклеивают себе стены вашими «ценными бумагами».
Как не попасться на «пирамиду»? А вы смотрите, производит ли что-либо эта «пирамида», есть ли у нее хоть какие-то источники выплаты сверхвысоких процентов? Если их нет, а у вас нет уверенности, что вас предупредят, когда нужно продать эти «ценные бумаги», то вы глупый «лох». Вот во второй половине 90-х российский режим напечатал массу «ценных бумаг» – облигаций государственных казначейских обязательств (ГКО) и стал выплачивать по ним «бешеные» проценты. Откуда?! Ведь экономика (хозяйство) России была разрушена, золотой запас, оставшийся от СССР, разворован. Совершенно ясно было, что это «пирамида». И что – помогла эта ясность хоть кому-нибудь? Пресса и профессора экономики нахваливали финансовых гениев российского правительства, способных обещать «лохам» высокую прибыль по ГКО, а мудрые банкиры скупали и скупали на деньги вкладчиков облигации ГКО. А что в результате?
За два месяца до пресловутого дефолта и обесценивания рубля, в августе 1998 года газета «Дуэль» (№ 17,1998) кричала:
«Заявления председателя Центробанка г-на Дубинина о том, что „государство не МММ“ и „печатный станок в крайнем случае всегда под рукой“, можно в расчет не принимать. Такого количества денег, которое будет необходимо для погашения всех долгов по ГКО уже через 2–3 шага, не сможет быстро напечатать чисто физически даже десяток „Гознаков“. Частичная девальвация рубля также сможет лишь оттянуть обвал на 1–2 шага, увеличив при этом на порядок общую сумму долга, ведь полученный в результате любой из этих акций временный выигрыш тут же мгновенно исчезнет в пирамидальной долговой экспоненте.
…Почему крах ГКО затронет всех россиян, независимо от того, играют они в ГКО или никогда про них не слышали?
Это следует из самого устройства рынка ГКО в России. Т. к. эта пирамида строилась в государственном масштабе, ее устроители не стали мелочиться и тратить время и силы на то, чтобы путем рекламы, объяснений и убеждений привлекать участников поодиночке, как это делало, например, МММ.
Они просто заставили неявно участвовать в ГКО всех россиян, независимо от их желания. Как? Да очень просто – через насильственное вовлечение в пирамиду всех коммерческих банков. На уровне государства сделать это очень легко. Центрабанк искусственно создает для банков такие условия, при которых выполнить все повышающиеся требования ЦБ можно только одним способом – играя в ГКО. Очень быстро все банки это поняли, а кто не понял – тот разорился.
Ну и что, спросите вы, банки банками, а мы-то тут при чем? А давайте вспомним, что ведь у банка нет своих средств, кроме средств учредителей. Все остальное – это на 99 % деньги вкладчиков банка, т. е. ваши деньги. Либо напрямую положенные вами на счет, либо та самая ваша будущая пенсия или пособие на ребенка, подготовленные к отправке вам, либо деньги вашего предприятия, вашей коммерческой организации, в которые входит ведь и ваша личная будущая зарплата. И если учесть, что одновременно с вовлечением практически всех коммерческих банков в пирамиду ГКО государство через налоговые службы позаботилось и о том, чтобы предприятия не могли хранить свои деньги в собственной кассе, а в обязательном порядке сдавали их в банк, то становится понятным, что на самом деле это не банки сейчас играют в ГКО, это ваши деньги сейчас играют в ГКО, а вы даже не подозреваете об этом… И крах ГКО означает не просто одновременный крах банков, а потерю вами ваших денег,
… Обычным людям, не связанным напрямую с ГКО и не имеющим своей фирмы, я советую по крайней мере до сентября забрать все свои деньги из банка, насколько бы надежным он ни казался, В первую очередь из Сбербанка, являющегося крупнейшим держателем ГКО, После чего обменять их на наличные доллары и положить до осени в «кубышку». Даже если произойдет чудо и до осени ничего не случится, в данной ситуации лучше перестраховаться, слишком велик риск потерять все, К тому же потеря банковских процентов за эти три месяца – не слишком большая плата за душевное спокойствие. При этом следует иметь в виду, что с ухудшением ситуации банки начнут повышать процент по вкладам, чтобы привлечь клиентов и поправить свои дела, а газеты и ТВ (владельцами большинства которых являются все те же банки) начнут вас активно убеждать, что «сейчас самое время нести деньги в банки, т. к. процентные ставки очень высокие», В этом случае все равно стоит подождать до сентября, а не покупаться на эту уловку».
Ну и кто это услышал? Только читатели «Дуэли», которые, кстати, не поленились написать в газету письма с благодарностью за предупреждение. А остальных граждан России правительство нагло «кинуло». Но согласитесь: здесь есть вина и самих граждан – не хочешь задумываться даже над простыми вопросами, не жалуйся, что тебя «кидают».
Все познается в сравнении – гласит истина, на которую напрасно перестали обращать внимание те, кто уверен, что все познается из телевизора. Познание в сравнении до сих пор является самым простым, самым доходчивым и самым интересным способом познания. Вот, к примеру, два хозяина. Один получил для работы 100 га целины без единой хозяйственной постройки, и через 10 лет его ферма очищена от долгов и дает 100 000 прибыли в год. Второй получил прекрасную ферму с таким же количеством земли, уже дающую 100 000 в год, а через 10 лет у него на миллион долгов и 100 000 ежегодного убытка. Но второй кричит: «Я выдающийся экономист, поскольку я доктор экономических наук и член Российской Академии наук!» И действительно – телевизор нам его непрерывно рекомендует как «выдающегося экономиста». Что делать? Верить телевизору или нет?
Нужно поверить в свой собственный ум, сравнить достижения первого хозяина со вторым, а потом сказать второму: «Ты – придурок, и если академия избрала тебя своим членом, то нам надо не позориться перед другими странами и разогнать такую академию».
Поэтому я предлагаю читателю до того, как начну говорить о долларе, познать истину сегодняшнего состояния экономики России, суть и роль денег в ней в сравнении с СССР, а для этого я возьму нам в провожатые действительно специалиста.

Глава 1
ЗОЛОТОЙ РУБЛЬ БЕЗ ЗОЛОТА

НА СТАРТЕ

После Великой Отечественной войны возникла необходимость упорядочить рынок Советского Союза и его денежную систему. В связи с этим министр финансов СССР А.Г. Зверев подготовил председателю Совмина СССР И.В. Сталину к 8 октября 1946 года доклад под грифом «Совершенно секретно», в котором подробнейшим образом дал историю денег в СССР к тому времени. Эта история уникальна уже тем, что написана компетентнейшим специалистом своему еще более компетентному руководителю, т. е. абсолютно точна и не содержит никакого пропагандистского приукрашивания. Правда, из-за этого остается за кадром целый ряд моментов, которые были понятны Сталину и Звереву, но могут быть не знакомы обычному нынешнему читателю. Поэтому я своими комментариями постараюсь восполнить эти пробелы. Зверев начал доклад так:
Зверев: Денежная система, существовавшая в России до Первой мировой войны 1914–1917 гг., была создана в 1897 году в результате так называемой реформы Витте. Эта реформа была продиктована нуждами быстро растущего капиталистического хозяйства России. В создании твердой золотой валюты были заинтересованы также иностранные банки и монополии, экспортировавшие в Россию свои капиталы (Англия, Франция, Германия, Бельгия и др.).
Реформе предшествовали в течение ряда лет меры по укреплению бюджета и накоплению большого по тому времени золотого запаса, составившего к моменту реформы свыше одного миллиарда рублей.
Накопление такого золотого запаса было достигнуто путем форсирования экспорта хлеба за счет снижения внутреннего потребления населения, при крайнем усилении налогового пресса, подрывавшего крестьянское хозяйство.
Реформой была проведена девальвация, т. е. снижение на одну треть золотого содержания рубля (10 прежних рублей были приравнены к 15 новым рублям). Реформой был установлен размен кредитных билетов на золотую монету по новому курсу.
В результате денежной реформы Витте в России утвердилась классическая форма золотой валюты с обращением золотых монет, которые правительство стремилось внедрять в обращение. В качестве денежной единицы был принят рубль, содержащий 17,424 доли Доля – старая русская единица массы, равна 1/96 золотника, или 44,4349 мг.

чистого золота.
Несмотря на большой золотой запас, валютное и финансовое положение царской России было весьма непрочным. Об этом свидетельствовали огромная внешняя задолженность и слабость государственного бюджета, на что неоднократно указывал Ленин. (Здесь и далее цитируется по: «Источник». № 5, 2001. С. 21–55).
Автор: Я об этом уже неоднократно писал, но есть вещи, которые не грех повторять и повторять. Надо понимать, зачем С. Витте потребовался золотой рубль. На Западе наиболее авторитетным специалистом по экономике России и СССР является профессор Хьюстонского университета Пол Грегори. Опираясь на его исследования, А. Пригарин суммирует: «Часто можно слышать такой довод: после крестьянской реформы 1861 года Россия начала развиваться ускоренными темпами, и, мол, безо всякого социализма она вошла бы в число развитых стран. Но вот что показало совместное исследование, проведенное Хьюстонским университетом США и НИЭИ при Госплане СССР. На старте в 1861 году душевой национальный доход России составлял примерно 40 % по сравнению с Германией и 16 % по сравнению с США. Прошло более 50 лет – и что же? В 1913 году – уже только 32 % от уровня Германии и 11,5 % от американского уровня. Значит, разрыв увеличился. Поэтому слова о вековой отсталости России не были только образным выражением»2. То есть средний русский был не только беднее американца и немца, но с каждым годом становился все беднее и беднее.
А между тем у более подготовленного читателя цифры Хьюстонского университета могут вызвать недоумение. Дело в том, что часто можно встретить несколько иной подход к оценке ситуации, хотя и без ее объяснения. Скажем, Н.Н. Яковлев в книге «1 августа 1914 г.», изданной еще в 1974 году, когда царскую Россию не принято было хвалить, писал:
«По общим экономическим показателям Россия отстала от передовых промышленных стран. Но в то же время российская буржуазия доказала свою оборотистость, умение налаживать производство, когда непосредственно затрагивались ее интересы. Примерно на протяжении тридцати лет до начала Первой мировой войны (с 1885 года) Россия занимала первое место в мире по темпам экономического роста. Если в период 1885–1913 гг. промышленное производство в Англии увеличивалось в год на 2,11 %, в Германии – на 4,5, в США – на 5,2, то в России – на 5,72 %»[3] .
Становится непонятно: как так? Тридцать лет подряд Россия увеличивала свое производство быстрее всех, т. е. как будто бы догоняла самые передовые страны, а разница в среднедушевом доходе русского и американца с немцем все время возрастала. Как так может быть?
Да просто тогда было ненамного лучше, чем сегодня. Тогдашнему последнему царю-придурку навесили лапшу на уши, что России «нужны западные инвестиции», что она должна снять защитные барьеры и «войти в мировой рынок», что «рубль должен быть конвертируемый» и т. д. Николай II согласился со своими уродами-советниками, и в Россию хлынул иностранный капитал. Он действительно строил предприятия по добыче и переработке российского сырья, и объемы производства в России росли быстрее, чем в других странах. Но большая часть этого прироста тут же вывозилась за рубеж в виде процентов за кредиты и дивидендов с западных капиталов, для чего и требовался конвертируемый золотой рубль.
С 1888 по 1908 год Россия имела положительный торговый баланс с остальными странами в сумме 6,6 миллиарда золотых рублей, т. е. ежегодно на 330 миллионов золотых рублей вывозилось больше, чем ввозилось. По тем временам сумма в 6,6 миллиарда рублей в 1,6 раза превышала стоимость всех российских промышленных предприятий и оборотных средств на них в 1913 году.
1 2 3 4