– Откуда ты знаешь, что он ужасный? – не согласилась Джордж. – Может быть, наоборот, он очень хороший. Я уверена, что цирковые артисты согласятся, чтобы мы поставили палатки в стороне от них, поближе к саду. И тогда мы сможем наблюдать, что они делают. Смотри, вон профессор вышел покурить в сад. Значит, он сейчас не занят. Давай подойдем к нему и спросим про грамоту. Может, он нам ее покажет?
– Хорошо, – недовольно сказал Дудик. – Вот увидишь, я прав. Пошли.
Но оказалось, что Дудик сильно ошибался! Профессор пошел в дом и принес пожелтевший пергаментный свиток.
– Ха! Вот она, эта грамота. Это ценнейший документ сам по себе, такой он старый. Ему несколько веков, – сказал он, развязав грязноватую ленточку и расправив свиток.
Ни девочки, ни Дудик не могли разобрать старинные буквы.
– Что тут написано? – спросила Энн, сгорая от любопытства.
– Тут говорится, что поляна, известная под именем «Лужайка Кромвеля», находится в вечном владении семьи Хейлингов, – ответил профессор. – Она была подарена нам самим Кромвелем. Наши предки помогли ему и его воинам, когда они остановились отдохнуть здесь после битвы. С тех пор она наша.
– Ну вот, значит, никто не может пользоваться ею без разрешения – ни для выпаса скота, ни для чего… – торжествовал Дудик.
– Это так, – сказал профессор, – но погоди, тут было особое условие о бродячем театре, который останавливался в этих местах аж с 1066 года. Даже Кромвель не смог отменить этой старинной договоренности. Она была занесена в еще более старые документы – задолго до него. Ну-ка посмотрим, кажется, это условие в самом конце.
Девочки и Дудик терпеливо ждали, пока профессор прочтет старые и очень красивые буквы. Но вот он указал на три строки в самом конце:
– Ага. Сейчас я его вам прочту. «Разрешаю бродячей труппе Таппера, которая имела давнее право давать здесь представления, и впредь приезжать сюда каждые десять лет – пока она странствует по стране. При сем прилагаю руку…» и так далее. Не думаю, однако, что бродячий театр Таппера до сих пор существует – уж сколько лет прошло с 1648 года, когда эта грамота была составлена. Смотрите, вот дата! Сможете разобрать старинные цифры?
Девочки внимательно посмотрели на дату, потом на Дудика. Вид у него был поникший и расстроенный.
– Почему же ты мне раньше никогда об этом не говорил, папа? – спросил он.
– Но зачем это тебе? – удивился профессор. – Что тут интересного для вас, детей?
– А то, что сегодня на поляну приехал бродячий цирк Таппера, – сказала Энн. – И хозяина цирка зовут Таппер, и он говорит, что имеет право…
– Папа, он очень грубо со мной обошелся, и я хочу, чтобы ты его немедленно выгнал! – попросил Дудик. – Мы хотим поставить на поляне палатки.
– Но неужели мистер Таппер будет возражать против ваших палаток? – усомнился профессор. – Наверняка ты сам вел себя глупо, Дудик. Надеюсь, ты еще не нагрубил мистеру Тапперу?
Дудик густо покраснел и отвернулся. Чудик, сидевший у него на плече, крепко обнял его за шею. Дудик потер то место на груди, куда его ударил мальчишка из цирка.
– Ну, погоди! – прошептал он. – Я тебе еще покажу!
– Девочки, если вы и остальные ребята хотите поставить на поляне палатки, я поговорю с мистером Таппером, – предложил профессор, которого поведение Дудика немного озадачило.
– Да нет, не беспокойтесь, – торопливо возразила Энн. – Он уже сказал, что не против. А вот и мальчики вернулись! Пойду посмотрю, не сломались ли наши велосипеды по дороге. Большое спасибо за то, что вы показали нам эту прекрасную старинную грамоту, профессор!
С этими словами, встревоженная и растерянная, она пошла навстречу братьям.
ПРИГОТОВЛЕНИЯ К ЖИЗНИ В ПАЛАТКАХ
Дик и Джулиан выслушали историю о бродячем цирке и старинной грамоте с огромным интересом.
– Ты, как всегда, вел себя по-дурацки, – сказал Джулиан, обращаясь к Дудику. – Но в общем-то ничего страшного не произошло. Пойдемте посмотрим, где мы будем ставить палатки. Лично я с удовольствием пожил бы рядом с цирком. Интересно, как они будут давать свое представление. У них, наверно, все необходимое с собой, и они могут в два счета построить и арену, и шатер.
– У них много больших фургонов, – сказала Энн. – Я полчаса назад видела. Они уже почти что всю поляну заняли, кроме одного угла рядом с садовой оградой, – наверняка нам это место оставили.
– А мы, когда сюда на велосипедах ехали, видели по дороге цирковые афиши, – сказал Дик. – «Шимпанзе, играющая в крикет», «Человек без костей», «Мадлон и ее прекрасные лошади», «Клоуны Монти и Уинкс», «Танцующий ослик» и «Мистер Ву, маг и волшебник». Да, похоже, это настоящий классный цирк. Хорошо, что мы будем жить так близко от них – можно понаблюдать, что происходит «за кулисами».
– Ты не назвал еще «Шимпанзе Чарли» и «Оркестр Бонзр», – напомнил Дику Джулиан. – Вот смеху-то будет, если шимпанзе удерет и заглянет к нам на кухню!
– Ничего смешного! – пожала плечами Энн. – Дженни станет плохо от страха, да и Чудику тоже!
– Давайте займемся палатками после вечернего чая, – предложил Дик. – Джим сказал, что как раз к этому времени их привезут. Как же сегодня жарко! Я сейчас вообще ничего не могу делать. Только бездельничать.
– Гав! – согласился с ним Тимми. Он лежал, положив голову на лапы, и тяжело дышал.
– Что, не можешь лапой двинуть, старик? – спросил Джулиан, легонько поддев его ногой. – Совсем уморился после пробежки в Киррин!
– Дорога была такая пыльная! – сказал Дик. – Как только мимо проезжала машина, Тимми начинал чихать. Ему пыль в нос набивалась. Бедняга! Вон, совсем выбился из сил.
– Гав! – сказал Тимми и вдруг вскочил и несколько раз дотронулся лапой до Джордж. Ребята рассмеялись.
– Ничего он не устал. Готов хоть сейчас бежать гулять, – усмехнулся Дик.
– Ну, он, может, и не устал, а я вот очень! – сказал Джулиан. – Сколько мы в Киррине провозились, собирая вещи, да еще весь обратный путь проехали на велосипедах. Нет, Тимми, и не проси, никуда мы не пойдем.
Тимми заскулил, и добрый Чудик, тут же соскочив с плеча Дудика, стал утешать огромную собаку, бормоча ей в ухо что-то утешительное. Он даже за шею обнял Тимми своими маленькими ручками!
– Вот еще телячьи нежности! – недовольно сказал Дудик, но Чудик его не послушал. Ведь его большой друг чем-то опечален, иначе он не стал бы скулить! Тимми высунул длинный красный язык и осторожно лизнул обезьянку в нос. Затем неожиданно навострил уши и сел прямо. Он услышал какие-то новые звуки. Остальные тоже их услышали.
– Музыка… – сказала Энн. – Ой, кажется, я знаю, кто это играет.
– Кто? – спросили ребята.
– Это, наверно, оркестр бродячего цирка Таппера репетирует.
– У них открытие завтра, – зевнув, согласилась Джордж. – Да, пожалуй, это их оркестр. Может быть, после чая, когда будем ставить палатки, увидим музыкантов. Хотела бы я посмотреть на «Человека без костей», а ты?
– Вот уж нет! – содрогнулась Энн. – Он, наверно, мягкий и извивающийся. Фу, гадость – как червяк или медуза! Мне хотелось бы увидеть лошадей или танцующего ослика. Как ты думаешь, он под музыку танцует?
– Скоро узнаешь, – сказал Дик. – Завтра представление. Если мистер Таппер не очень на Дудика рассердился, он разрешит нам посмотреть на цирк поближе.
– Что-то мне не хочется идти с вами, – сказал Дудик. – Мистер Таппер – грубиян, а тот мальчишка – драчун!
– Если бы ты нагрубил моему деду, я бы так же поступил, – лениво сказал Джулиан. – Ладно, решено, после чая отнесем палатки на поляну и выберем себе там удобное место.
– Хорошо, – согласились ребята. Дик пощекотал Чудику нос травинкой. Чудик чихнул, потом еще раз. Затем потер носик лапкой и неодобрительно посмотрел на Дика. Потом еще раз чихнул.
– Возьми у него платок, Чудик, – сказал Джулиан, и, ко всеобщей потехе, Чудик подкрался к Дику и аккуратно вытащил у него из кармана платок. Затем сделал вид, что сморкается.
Все грохнули от смеха. Чудик остался страшно доволен.
– Смотри, будешь себя так вести, тебя циркачи заберут, – сказал ему Дик, отбирая платок. – Будет у тебя номер – «Обезьяна-воришка»!
– В цирке он был бы очень хорош, – сказал Джулиан.
– Никогда не отдам его ни в какой цирк! – взволнованно сказал Дудик. – У него там была бы ужасная жизнь!
– Почему это? – не согласился Джулиан. – Циркачи любят своих зверей и гордятся ими. Если бы они к ним плохо относились, звери не могли бы выступать. В цирке к животным относятся как к детям, поэтому они такие здоровые и веселые.
– Что? И даже шимпанзе любят? – с ужасом спросила Энн.
– Но ведь шимпанзе очень хорошие и очень, очень умные. Чудик, не вытаскивай больше платок, пожалуйста. В первый раз это было смешно, а сейчас – глупо. Ну вот, теперь за ошейник Тимми взялся.
– Иди сюда и сядь спокойно, Чудик, – приказал Дудик. Зверек послушно подбежал к нему и уселся у него на колене, тихонько попискивая.
– Ты бессовестный, – ласково сказал Дудик. – Смотри, вот отдам тебя в цирк – на слона променяю!
Ребята засмеялись, представив себе Дудика рядом со слоном. Ну что он будет с ним делать?
Из дома донесся голос Дженни:
– Дудик! Джим палатки привез! Он сложил их в холле. Профессор обязательно споткнется о них! Иди скорее и забери их!
– Подожди, Дженни! – ответил Дудик. – Мы заняты!
– Что ты обманываешь, Дудик? – спросил Дик. – Ничего мы не заняты! Мог бы пойти посмотреть, все ли там на месте. Там целая куча всякого скарба.
– Пойдем минут через двадцать, – сказала, позевывая, Энн. – Спорим, профессор крепко спит в такой жаркий день. Не будет он выходить из своего кабинета.
Но она ошиблась. Профессор Хейлинг и не думал спать. Он только закончил работать, и ему захотелось выпить холодной воды. Выйдя из двери своего кабинета, он направился на кухню и по дороге наткнулся на груду вещей для палаточного лагеря, которая со страшным грохотом рассыпалась.
Крича от испуга, Дженни выскочила из кухни, а профессор, проклиная все на свете, снимал с головы брезентовый настил, а со спины – большой палаточный шест.
– Это еще что такое? Кто загромоздил холл? Дженни! Дженни! Разведи сейчас же костер и сожги всю эту дребедень!
– Да это же наши палатки! – в ужасе сказала Джордж, прислушиваясь к шуму в холле. – Скорее побежали! Нужно немедленно спасти их! Хоть бы профессор не сильно ушибся! Сколько же с ним хлопот!
Пока Джулиан и Дик осторожно собирали вещи, которые свалились на бедного профессора, и относили их в сад, Энн и Джордж старались успокоить его и так ему угождали, что он решил сменить гнев на милость: сел на стул и вытер пот со лба.
– Что, все вещи перенесли в дальний конец сада? – спросил он через некоторое время.
– Да, – ответил Дудик, и это было сущей правдой. – Они… у того места, где мы обычно разжигаем костер…
– Я сам сожгу их завтра, – сказал профессор. Дудик с облегчением вздохнул: до завтрашнего дня отец обо всем позабудет, а сегодня после чая палатки будут перенесены на поляну!
– Хотите чашечку горячего чая? – спросила Дженни профессора, появившись с подносом в руках. – Сядьте и выпейте чаю. Свежего. Сразу в себя придете.
Тут она обернулась к Дудику и сердито прошептала:
– Разве я не предупреждала тебя, что бедняжка профессор непременно споткнется о ваши палатки? Идите пейте свой чай, а я отведу его в столовую и угощу горячей булочкой и еще одной чашкой чая!
– Я сама разолью нам чай, – сказала Энн. – А потом мы, наконец, поставим палатки и заживем на поляне в свое удовольствие. Только смотри, Дудик, с цирковыми артистами больше не ссорься.
– Пусть только попробует снова повздорить с ними! – сказала Джордж. – Пошли, Дудик, на поляну, пока Энн чай готовит. И возьмем с собой по булочке!
В это время Джулиан и Дик перетаскивали через сад палатки, коврики, одеяла, колышки и все остальное. Тимми бегал за ними в радостном волнении, пока еще не совсем понимая, отчего такая веселая суматоха. Чудик неизменно забирался на самую верхушку всего, что ни несли, и страшно довольный таким катанием, без умолку трещал.
Правда, ему чуть было не попало, когда он попытался убежать с колышком от палатки. Тимми пришлось ловить его и заставлять бросить колышек на землю. А потом торжественно относить колышек Джулиану.
– Молодец, – похвалил его Джулиан. – Не спускай с Чудика глаз! Он тут много чего может утащить!
Тимми так и ходил за Чудиком по пятам и носом отгонял его от всего «ценного». В конце концов, Чудику порядком поднадоел нос Тимми, и он решил вскочить собаке на спину. Ухватившись за ошейник. Чудик стал разъезжать на Тимми, как на лошади.
– Каков наездник! – со смехом показала на него Джордж.
– Прекрасная парочка для цирка! – сказал Дик. – Чудик мог бы держать вожжи, которые надели бы на Тимми.
– Ну, знаешь! – возмутилась Джордж. – Ты скажи еще, что для Тимми и кнут понадобился бы! Ого! Сколько же у нас вещей? Надеюсь, это все?
К счастью, это было все. В эту минуту из дома раздался звон колокольчика. Ребята весело переглянулись.
– Наконец-то чай готов! – воскликнул Дик. – Я сейчас мог бы целый чайник выпить. Пошли, мы уже все перетащили. Остальное после доделаем. Я сейчас и пальцем пошевелить не могу. Правда, Тимми?
– Гав! – добродушно согласился Тимми и со всех ног бросился по дорожке к дому. Чудик припустил за ним.
– Ну вот, какой вам еще цирк нужен! – воскликнул Дик. – У нас собственный цирк перед глазами. Сейчас, Энн, мы идем! Идем!
ЦИРК НА ПОЛЯНЕ
За чаем долго рассиживаться не стали. Всем хотелось скорее пойти на поляну и начать устраивать свой маленький лагерь.
– У нас будет отличная возможность наблюдать цирковых артистов, – сказал Дик. – Мы ведь будем жить так близко от них. Но было бы лучше, если бы Чудик не очень подружился с ними. А то они еще заберут его с собой, когда будут уезжать.
– Ничего у них не выйдет! – негодующе воскликнул Дудик. – Ну что ты говоришь! Да и сам Чудик ни за что не пойдет с ними. Мне вообще кажется, что они ему не понравятся.
– Поживем – увидим! – насмешливо сказал Дик. – Ладно, давайте закругляться с чаем – очень хочется пойти посмотреть, что на поляне делается.
Вскоре все были готовы. Подойдя к ограде, ребята в изумлении посмотрели перед собой. На поляне уже расположились фургоны, на которых огромными яркими буквами было написано имя мистера Таппера. Были там и повозки, поменьше фургонов, и в каждой – окошки с прелестными чистенькими занавесочками. Сразу видно, что в этих повозках живут цирковые артисты! Джордж поймала себя на мысли, что и она бы не прочь пожить в такой повозке – разве мог с ней сравниться дом, который никогда и никуда не мог поехать!
– Посмотрите на лошадей! – восхищенно воскликнул Дик. На поляне появился целый маленький табун этих грациозных животных, потряхивающих пышными гривами и хвостами. Мальчишка, который подрался с Дудиком, шел рядом с ними и насвистывал. Лошади вышли из большого, предназначенного специально для них фургона, и были счастливы оказаться на свежей зеленой траве.
– Ты хорошо закрыл ворота? – раздался густой бас. Мальчишка крикнул в ответ:
– Да, дедушка, хорошо! Лошади не смогут уйти. Посмотри, как им нравится трава!
Тут он увидел Джулиана и остальных ребят, смотревших на него поверх ограды, и помахал им:
– Видите, какие у нас лошади? Правда, красивые?
И, чтобы немного похвастать, он вскочил на спину ближайшей лошади и поскакал на другой конец поляны. Джордж смотрела на него с завистью. Вот если бы и у нее была такая лошадь.
– Давайте перетащим палатки на поляну, – сказал Дудик. – Чем ближе к цирку, тем лучше. Тут так интересно.
Он перелез через ограду, за ним Дик.
– Я буду передавать сверху, – предложил Джулиан. – Джордж мне поможет. Она сильная.
Джордж благодарно улыбнулась. Ей были очень приятны его слова.
Оказалось, что ребятам пришлось изрядно потрудиться, перетаскивая вещи через забор. Палатки, завернутые в чехлы, были тяжелыми и держать их было очень неудобно. Но вот наконец все они благополучно приземлились с той стороны забора на траву.
Тогда Джулиан, Энн и Джордж тоже перелезли через ограду и вместе с остальными ребятами стали выбирать место, где бы разместить палатки.
– А что, если там, у тех кустов? – спросил Джулиан. – Под большим деревом, которое защитит нас от ветра. Там мы все-таки не помешаем артистам, им ведь тоже может не понравиться, если мы сядем им на головы. И в то же время мы будем близко и сможем наблюдать за ними.
– Как интересно! – воскликнула Энн. В глазах ее сверкало любопытство.
– Нужно найти старого мистера Таппера, – сказал Джулиан. – Сообщить ему, что мы здесь, чтобы он не думал, что мы посторонние.
– Что же нам, спрашивать у него разрешения побыть на моей поляне? – возмутился Дудик.
– Да не петушись ты, – ответил ему Джулиан. – Мы же воспитанные люди – о тебе, правда, этого не скажешь! Откуда ты знаешь, может быть, артистам будет неприятно, если мы слишком близко разместимся?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12