А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Толстой Лев Николаевич
Третья русская книга для чтения
Л.Н.Толстой
ТРЕТЬЯ РУССКАЯ КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Оглавление:
Царь и сокол
Лисица
Строгое наказание
Дикий и ручной осел
Заяц и гончая собака
Олень
Зайцы
Собака и волк
Царские братья
Слепой и молоко
Русак
Волк и лук
Как мужик гусей делил
Комар и лев
Яблони
Лошадь и хозяева
Клопы
Старик и смерть
Как гуси Рим спасли
Отчего в морозы трещат деревья?
Сырость I
Сырость II
Разная связь частиц
Лев и лисица
Праведный судья
Олень и виноградник
Царский сын и его товарищи
Галчонок
Как я выучился ездить верхом
Топор и пила
Солдаткино житье
Кот и мыши
Лед, вода и пар
Перепелка и перепелята
Булька
Булька и кабан
Фазаны
Мильтон и Булька
Черепаха
Булька и волк
Что случилось с Булькой в Пятигорске
Конец Бульки и Мильтона
Птицы и сети
Чутье
Собаки и повар
Основание Рима
Бог правду видит, да не скоро скажет
Кристаллы
Волк и коза
Поликрат Самосский
Вольга-богатырь
ЦАРЬ И СОКОЛ
(Басня)
Один царь на охоте пустил за зайцем любимого сокола и поскакал.
Сокол поймал зайца. Царь отнял зайца и стал искать воды, где бы напиться. В бугре царь нашел воду. Только она по капле капала. Вот царь достал чашу с седла и подставил под воду. Вода текла по капле, и когда чаша набралась полная, царь поднял ее ко рту и хотел пить. Вдруг сокол встрепенулся на руке у царя, забил крыльями и выплеснул воду. Царь опять подставил чашу. Он долго ждал, пока она наберется вровень с краями, и опять, когда он стал подносить ее ко рту, сокол затрепыхался и разлил воду.
Когда в третий раз царь набрал полную чашу и стал подносить ее к губам, сокол опять разлил ее. Царь рассердился и, со всего размаха ударив сокола об камень, убил его. Тут подъехали царские слуги, и один из них побежал вверх к роднику, чтобы найти побольше воды и скорее набрать полную чашу. Только и слуга не принес воды; он вернулся с пустой чашкой и сказал: "Ту воду нельзя пить: в роднике змея, и она выпустила свой яд в воду. Хорошо, что сокол разлил воду. Если бы ты выпил этой воды, ты бы умер".
Царь сказал: "Дурно же я отплатил соколу: он спас мне жизнь, а я убил его".
ЛИСИЦА
(Басня)
Попалась лиса в капкан, оторвала хвост и ушла. И стала она придумывать, как бы ей свой стыд прикрыть. Созвала она лисиц и стала их уговаривать, чтобы отрубили хвосты. "Хвост, - говорит, - совсем не кстати, только напрасно лишнюю тягость за собой таскаем". Одна лисица и говорит: "Ох, не говорила бы ты этого, кабы не была куцая!"
Куцая лисица смолчала и ушла.
СТРОГОЕ НАКАЗАНИЕ
(Сказка)
Один человек пошел н 1000 а торг и купил говядины. На торгу его обманули: дали дурной говядины, да еще обвесили.
Вот он идет домой с говядиной и бранится. Встречается ему царь и спрашивает: "Кого ты бранишь?" А он говорит: "Я браню того, кто меня обманул. Я заплатил за три фунта, а мне дали только два, и то дурную говядину". Царь и говорит: "Пойдем назад на торг, покажи того, кто тебя обманул". Человек пошел назад и показал купца. Царь свесил при себе мясо: видит, точно, обманули. Царь и говорит: "Ну, как ты хочешь, чтобы я наказал купца?" Тот говорит: "Вели вырезать из его спины столько мяса, на сколько ои обманул меня".
Царь и говорит: "Хорошо, возьми нож и вырежь из купца фунт мяса; только смотри, чтобы у тебя вес был бы верен, а если вырежешь больше или меньше фунта, ты виноват останешься".
Человек смолчал и ушел домой.
ДИКИЙ И РУЧНОЙ ОСЕЛ
(Басня)
Дикий осел увидал ручного осла, подошел к нему и стал хвалить его жизнь: как и телом-то он гладок и какой ему корм сладкий. Потом, как навьючили ручного осла, да как сзади стал погонщик подгонять его дубиной, дикий осел и говорит: "Нет, брат, теперь не завидую, - вижу, что твое житье тебе соком достается".
ЗАЯЦ И ГОНЧАЯ СОБАКА
(Басня)
Заяц сказал раз гончей собаке: "Для чего ты лаешь, когда гонишься за нами? Ты бы скорее поймала нас, если бы бежала молча. А с лаем ты только нагоняешь нас на охотника: ему слышно, где мы бежим, и он забегает с ружьем нам навстречу, убивает нас и ничего не дает тебе".
Собака сказала: "Я не для этого лаю, а лаю только потому, что когда слышу твой запах, то и сержусь, и радуюсь, что я вот сейчас поймаю тебя; и сама не знаю зачем, но не могу удержаться от лая".
ОЛЕНЬ
(Басня)
Олень подошел к речке напиться, увидал себя в воде и стал радоваться на свои рога, что они велики и развилисты, а на ноги посмотрел и говорит: "Только ноги мои плохи и жидки". Вдруг выскочи лев и бросься на оленя. Олень пустился скакать по чистому полю. Он уходил, а как пришел в лес, запутался рогами за сучья, и лев схватил его. Как пришло погибать оленю, он и говорит: "То-то глупый я! Про кого думал, что плохи и жидки, то спасали, а на кого радовался, от тех пропал".
ЗАЙЦЫ
(Описание)
Зайцы по ночам кормятся. Зимой зайцы лесные кормятся корою деревьев, зайцы полевые - озимями и травой, гуменники - хлебными зернами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники - и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но бог дал зайцу трусость, и трусость спасает его.
Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу, и начинает от страха метаться из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь и побежит назад по своему следу. Еще услышит что-нибудь - и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь - опять заяц повернется назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.
Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.
СОБАКА И ВОЛК
(Басня)
Собака заснула за двором. Голодный волк набежал и хотел съесть ее. Собака и говорит: "Волк! подожди меня есть, - теперь я костлява, худа. А вот, дай срок, хозяева будут свадьбу играть, тогда мне еды будет вволю, я разжирею, лучше тогда меня съесть". Волк поверил и ушел. Во 1000 т приходит он в другой раз и видит - собака лежит на крыше. Волк и говорит: "Что ж, была свадьба?" А собака и говорит: "Вот что, волк: коли другой раз застанешь меня сонную перед двором, не дожидайся больше свадьбы".
ЦАРСКИЕ БРАТЬЯ
(Сказка)
Один царь шел по улице. Нищий подошел к нему и стал просить милостыню.
Царь не дал ничего. Нищий сказал: "Царь, ты, видно, забыл, что бог всем один отец; мы все братья, и нам всем делиться надо". Тогда царь остановился и сказал: "Ты правду говоришь, мы братья и нам делиться надо", - и дал нищему золотую деньгу. Нищий взял золотую деньгу и сказал: "Ты мало дал; разве так делятся с братьями? Надо делить поровну. У тебя миллион денег, а ты мне дал одну". Тогда царь сказал: "То правда, что у меня миллион денег, а я тебе дал одну; но у меня и братьев столько же, сколько денег".
СЛЕПОЙ И МОЛОКО
(Басня)
Один слепой отроду спросил зрячего: "Какого цвета молоко?"
Зрячий сказал: "Цвет молока такой, как бумага белая".
Слепой спросил: "А что, этот цвет так же шуршит под руками, как бумага?"
Зрячий сказал: "Нет, он белый, как мука белая".
Слепой спросил: "А что, он такой же мягкий и сыпучий, как мука?"
Зрячий сказал: "Нет, он просто белый, как заяц-беляк".
Слепой спросил: "Что же, он пушистый и мягкий, как заяц?"
Зрячий сказал: "Нет, белый цвет такой точно, как снег".
Слепой спросил: "Что же, он холодный, как снег?"
И сколько примеров зрячий ни говорил, слепой не мог понять, какой бывает белый цвет молока.
РУСАК
(Описание)
Заяц-русак жил зимою подле деревни. Когда пришла ночь, он поднял одно ухо, послушал; потом поднял другое, поводил усами, понюхал и сел на задние лапы. Потом он прыгнул раз-другой по глубокому снегу и опять сел на задние лапы и стал оглядываться. Со всех сторон ничего не было видно, кроме снега. Снег лежал волнами и блестел, как сахар. Над головой зайца стоял морозный пар, и сквозь этот пар виднелись большие яркие звезды.
Зайцу нужно было перейти через большую дорогу, чтобы прийти на знакомое гумно. На большой дороге слышно было, как визжали полозья, фыркали лошади, скрипели кресла в санях.
Заяц опять остановился подле дороги. Мужики шли подле саней с поднятыми воротниками кафтанов. Лица их были чуть видны. Бороды, усы, ресницы их были белые. Изо ртов и носов их шел пар. Лошади их были потные, и к поту пристал иней. Лошади толкались в хомутах, пыряли, выныривали в ухабах. Мужики догоняли, обгоняли, били кнутами лошадей. Два старика шли рядом, и один рассказывал другому, как у него украли лошадь.
Когда обоз проехал, заяц перескочил дорогу и полегоньку пошел к гумну. Собачонка от обоза увидала зайца. Она залаяла и бросилась за ним. Заяц поскакал к гумну по субоям; зайца держали субои, а собака на десятом прыжке завязла в снегу и остановилась. Тогда заяц тоже остановился, посидел на задних лапах и потихоньку пошел к гумну. По дороге он, на зеленях, встретил двух зайцев. Они кормились и играли. Заяц поиграл с товарищами, покопал с ними морозный снег, поел озими и пошел дальше. На деревне было все тихо, огни были потушены. Только слышался плач ребенка в избе через стены да треск мороза в бревнах изб. Заяц прошел на гумно и там нашел товарищей. Он поиграл с ними на расчищенном току, поел овса из начатой кладушки, взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин и через плетень пошел назад к своему оврагу. На востоке светилась заря, звезд стало меньше, и еще гуще морозный пар подымался над землею. В ближней деревне проснулись бабы и шли за водой; мужики несли корм с гумен, дети кричали и плакали. По дороге еще больше шло обозов, и мужики громче разговаривали.
Заяц переск 1000 очил через дорогу, подошел к своей старой норе, выбрал местечко повыше, раскопал снег, лег задом в новую нору, уложил на спине уши и заснул с открытыми глазами.
ВОЛК И ЛУК
(Басня)
Охотник с луком и стрелами пошел на охоту, убил козу, взвалил на плечи и понес ее. По дороге увидал он кабана. Охотник сбросил козу, выстрелил в кабана и ранил его. Кабан бросился на охотника, спорол его до смерти, да и сам тут же издох. Волк почуял кровь и пришел к тому месту, где лежали коза, кабан, человек и его лук. Волк обрадовался и подумал: "Теперь я буду долго сыт; только я не стану есть всего вдруг, а буду есть понемногу, чтобы ничего не пропало: сперва съем что пожестче, а потом закушу тем, что помягче и послаще".
Волк понюхал козу, кабана и человека и сказал: "Это кушанье мягкое, я съем это после, а прежде дай съем эти жилы на луке". И он стал грызть жилы на луке. Когда он перекусил тетиву, лук расскочился и ударил волка по брюху. Волк тут же издох, а другие волки съели и человека, и козу, и кабана, и волка.
КАК МУЖИК ГУСЕЙ ДЕЛИЛ
(Сказка)
У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику: "Спасибо, мужик, тебе за гуся, только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?" Мужик говорит: "Я разделю". Взял ножик, отрезал голову и говорит барину: "Ты всему дому голова, тебе голову". Потом отрезал задок, подает барыне: "Тебе, говорит, дома сидеть, за домом смотреть, тебе задок". Потом отрезал лапки и подает сыновьям:
"Вам, говорит, ножки - топтать отцовские дорожки". А дочерям дал крылья: "Вы, говорит, скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!" - И взял себе всего гуся.
Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.
Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.
Барин говорит: "Спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочери, всех шестеро, - как бы нам поровну разделить твоих гусей?"
Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.
Послал барин за бедным мужиком и велел делить. Бедный мужик взял одного гуся - дал барину с барыней и говорит: "Вот вас трое с гусем"; одного дал сыновьям: "И вас, говорит, трое"; одного дал дочерям: "И вас трое"; а себе взял двух гусей: "Вот, говорит, и нас трое с гусями, - все поровну".
Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого прогнал.
КОМАР И ЛЕВ
(Басня)
Комар прилетел ко льву и говорит: "Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызешь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!" И комар затрубил и стал кусать льва в голые щеки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь все лицо и из сил выбился.
Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его сосать. Комар и говорит: "Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю".
ЯБЛОНИ
(Рассказ)
Я посадил двести молодых яблонь и три года весною и осенью окапывал их, и на зиму завертывал соломой от зайцев. На четвертый год, когда сошел снег, я пошел смотреть свои яблони. Они потолстели в зиму; кора ва них была глянцевитая и налитая; сучки все были целы, и на всех кончиках и на развилинках сидели круглые, как горошинки, цветовые почки. Кое-где уже лопнули распуколки и виднелись алые края цветовых листьев. Я знал, что все распуколки будут цветами и плодами, и радовался, 1000 глядя на свои яблони. Но когда я развернул первую яблоню, я увидал, что внизу, над самой землею, кора яблони обгрызена кругом по самую древесину, как белое кольцо. Это сделали мыши. Я развернул другую яблоню - и на другой было то же самое. Из двухсот яблонь ни одной не осталось целой. Я замазал обгрызенные места смолою и воском; но когда яблони распустились, цветы их сейчас же спали. Вышли маленькие листики - и те завяли и засохли. Кора сморщилась и почернела. Из двухсот яблонь осталось только девять. На этих девяти яблонях кора была не кругом объедена, а в белом кольце оставалась полоска коры. На этих полосках, в том месте, где расходилась кора, сделались наросты, и яблони хотя и поболели, но пошли. Остальные все пропали, только ниже обгрызенных мест пошли отростки, и то все дикие.
Кора у деревьев - те же жилы у человека: чрез жилы кровь ходит по человеку - и чрез кору сок ходит по дереву и поднимается в сучья, листья и цвет. Можно из дерева выдолбить все нутро, как это бывает у старых лозин, но только бы кора была жива - и дерево будет жить; но если кора пропадет, дерево пропало. Если человеку подрезать жилы, он умрет, во-первых, потому, что кровь вытечет, а во-вторых, потому, что крови не будет уже ходу по телу.
Так и береза засыхает, когда ребята продолбят лунку, чтобы пить сок, и весь сок вытечет.
Так и яблони пропали оттого, что мыши объели всю кору кругом, и соку уже не было хода из кореньев в сучья, листья и цвет.
ЛОШАДЬ И ХОЗЯЕВА
(Басня)
У садовника была лошадь. Работы ей было много, а корму мало. И стала она молить бога, чтобы ей перейти к другому хозяину. Так и сделалось. Садовник продал лошадь горшечнику. Лошадь была рада, но у горшечника еще больше прежнего стало работы. И опять стала лошадь на судьбу свою жаловаться и молиться, чтобы перейти ей к лучшему хозяину. И то исполнилось. Горшечник продал лошадь кожевнику. Вот как увидала лошадь на кожевенном дворе кониные шкуры, она и завыла: "Ох, горе мне, бедной! Лучше б у прежних хозяев оставаться: теперь уж, видно, не на работу продали меня, а на шкуру".
КЛОПЫ
(рассказ)
Я остановился ночевать на постоялом дворе. Прежде чем ложиться спать, я взял свечу и посмотрел углы кровати и стен, и когда увидал, что во всех углах были клопы, стал придумывать, как бы устроиться на ночь так, чтобы клопы не добрались до меня.
Со мною была складная кровать, но я знал, что, поставь я ее и посредине комнаты, клопы сползут со стен на пол и с полу, по ножкам кровати, доберутся и до меня; а потому я попросил у хозяина четыре деревянные чашки, налил в чашки воды и каждую ножку кровати поставил в чашку с водой. Я лег, поставил свечу на пол и стал смотреть, что будут делать клопы. Клопов было много, и они уже чуяли меня; я видел, как они поползли по полу, влезали на край чашки, и одни падали в воду, другие ворочались назад. "Перехитрил я вас, - подумал я, теперь не доберетесь", и хотел уже тушить свечу, как вдруг почувствовал, что меня кусает что-то. Осматриваюсь: клоп. Как он попал ко мне? Не прошло минуты, я нашел другого. Я стал оглядываться и допытываться, как до меня они добрались.
Долго я не мог понять, но, наконец, взглянул на потолок и увидал - клоп лез по потолку; как только он дополз вровень с кроватью, он отцепился от потолка и упал на меня. "Нет, - подумал я, - вас не перехитришь", надел шубу и вышел на двор.
1 2 3 4 5 6 7