А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

- Мне необходимо, опираясь на его память, совершить некоторую прогулку в прошлое, скажем так, на четверть века назад, а точнее, в май семьдесят третьего года. Тогда в селе Листвянка при странных обстоятельствах погиб тракторист Алексей Боков. Тогда это дело было поручено вам. Надеясь на вашу память, мы и объявились на вашей удивительной сибирской земле.
- Помню я тот случай, - вздохнул Кантемир, - и помню неплохо, потому что дело мне не дали довести до конца, хотя тот мужик, его товарищ, уже висел у меня на крючке. Только я не понимаю вашей заинтересованности. Столько-то лет прошло, а вы решили перетряхнуть старые перины.
- Да дело в том, что некий хорошо вам знакомый Сергей Логинов вновь появился на свет, но уже в наших краях в двух вариантах.
- Он опять кого-то убил?
- Да, двадцать лет назад убил и замуровал в фундамент дома свою супругу Ольгу Тихонову, а недавно от несчастного случая погиб сам. Информацию от нас вы получили, а теперь ждем взаимной любезности.
- Я попытаюсь вам помочь, только вперед скажите мне про одну хреновину. Как он появился в ваших местах? Голым сиротой или в шелках и брильянтах?
- Скорее второе, по крайней мере, сумел почти сразу выстроить огромный дом и купить "Волгу". Ждем вашей информации.
- Ну, так-то сразу обо всем не расскажешь. История темная и запутанная. Начнем с начала. Алексей Боков и Сергей Логинов были друзьями. А скорешились они еще в армии, служить им случилось вместе, так-то вместе и приехали к нам в шестьдесят пятом году. Алексей парень был попроще и сразу же сел за тракторные рычаги, а Сергей похитрее оказался, стал о коленки начальниковы тереться, повизгивать и стучать хвостом. Через месяц его заметили и определили на автобазу диспетчером.
Но дружественных связей они не теряли. Вместе сидели на речке, таскали за жабры сомов и тайменя или с одним ружьишком на двоих уходили в тайгу с ночевкой. Трофеями и добычей делились честно, не смотря на то, кто именно подстрелил того или иного зверя. А еще осенью они в любую свободную минуту ставили Сергею дом. Самому-то Бокову он был без надобности, отцовских хором хватало.
Несмотря на страхолюдную внешность, Алешка всегда был у девок в почете, а теперь, после армии, когда дело двигалось к женитьбе, отбою от них просто не было. В чем тут суть, я не знаю, может, Лехино добро им глянулось, а может, в стоге сена Лешка отличился. Не знаю. А вот дружку его, Сергею, в этом вопросе не везло. Не хотели с ним девки делов иметь. Одна, правда, вдова сорокалетняя, сжалилась над ним, пустила на тюфячок. Погрела ему кровушку, а только на следующий день над ним все село потешалось. И первым зубоскалил Алеха, он тогда в аккурат Ольгу Тихонову захороводил, главную на деревне красавицу.
Вот тогда-то и пробежала промеж них черная кошка. Но я не скажу, чтоб надолго. В конце шестьдесят шестого года, когда Ольга родила первую дочку, они вроде бы замирились и начали по новой таскаться в тайгу на пару.
Возле клуба, в гостях или просто на людях Сергей постоянно грозился, что отобьет у Алексея жену. Все, конечно, только посмеивались. Надо быть полной дурочкой, без царя в голове, чтобы бросить богатое и отлаженное хозяйство Бокова и уйти жить в убогую конуру Логинова.
Так прошло три или четыре года, Ольга тогда по второму кругу с брюхом пошла. Ну и, конечно, посмеиваться над мужиком стала. Это, говорит, твоего дружка в пузе у меня ребеночек назревает. Вот брошу тебя и уйду к нему, а то я вижу, уж больно долгие разговоры ты с соседкой ведешь!
Придумывала она все это, чтоб мужика позлить. Не было тогда у него с Татьяной никакого тесного взаимодействия, одни разговоры, однако Алеха на жену очень обиделся! В ту ночь, когда ее увезли в больницу рожать, он сильно напился и заявился к Татьяне Петровне домой... Девка она была одинокая и самостоятельная, Алеху прогонять не стала, а наоборот - напоила и приголубила. Он настрогал ей детеныша, и на том история вроде бы была похерена. Но, как говорится, ничто на земле не проходит бесследно. К сожалению, по моему мнению, история эта тогда только-то и начиналась.
- Вы сказали - по вашему мнению? Кто же не разделял вашу точку зрения? важно спросил Мамай. - И почему?
- Прокурор заявил, что мои обоснованные обвинения - это полный бред сивой кобылы и ночные кошмары старого алкоголика. А вот почему он так заявил, про это вы можете догадаться, коли услышите всю историю до конца.
Весь этот сельский скандальчик стал понемногу утихать и забываться. Ольга, благополучно родив вторую девочку, постепенно простила Алешке его спонтанный кураж и измену. В общем, все как будто пришло в норму, и село улеглось.
Господа офицеры, вам не кажется, что в горле рассказчика все пересохло и ему трудно ворочать языком?
На чем мы с вами остановились? - оглушительно выхрюкивая сырое куриное яйцо, осведомился он. - Ну да, понемногу история стала забываться. Татьяна растила незаконнорожденного сына, в то время как его папаша лелеял и холил его родных сестренок, изредка подкидывая незаконнорожденному на молочишко. С Сергеем они по-прежнему оставались в чуть натянутых отношениях, но постепенно, к середине осени семьдесят второго года, нормализовались и они. Опять начались их совместные таежные прогулки за лесным зверьем и орехами.
Надо сказать, что и сейчас в нашем районе немало золотодобывающих артелей, но тогда их было особенно много. Продовольствие туда, как правило, завозится на вездеходах, а вот транспортировка добытого металла осуществлялась воздушным путем, на вертолетах. Как правило, это были легкие "Ка-18" с тремя человеками на борту. Сейчас я не могу вам сказать, как часто совершались эти инкассаторские перевозки. Но думаю, достаточно часто. В нашем случае интересующий нас борт, приняв добытую партию золота с рудника "Звонкий", поднялся в воздух во время X, но уже через десять минут связь с ним была потеряна. А еще через пятнадцать нас мобилизовали на его поиски. Не могу похвастать - искали мы его долго.
- А что там можно было найти в вашей непроходимой тайге - одни ослиные уши от его сгоревших винтов? Он ведь наверняка при падении загорелся.
- Мы тоже так думали, но вертолетчики, с которыми мы вылетели на поиски пропавших, были другого мнения. Оказывается, вертолет с отказавшим двигателем может совершать планируемую и управляемую посадку, используя самовращение винта.
Так оно и оказалось. Нашли мы его километрах в сорока на восток отсюда и совсем недалеко от села Листвянка. Летчики оказались правы, используя принцип авторотации, потерпевшие катастрофу приземлились сравнительно благополучно. Именно по этой причине машина не взорвалась от удара о землю, а только здорово помяла бока и носовую часть. Летчик сумел дотянуть ее до большой чистой поляны, и казалось, что "стрекоза" просто присела на минутку и вот-вот должна взлететь.
Когда мы, приземлившись неподалеку, кинулись к потерпевшим, то были почти уверены, что все они остались живы и лишь в крайнем случае получили незначительные ранения. Каково же было наше разочарование, когда мы увидели три трупа. Двоих пилотов и одного инкассатора. Первым делом медики занялись телами погибших, а гортехнадзор и мы начали искать контейнер с металлом. Но поблизости, в радиусе двадцати метров, его не оказалось. На большее расстояние он отлететь не мог. Оставалось только предположить, что рухнувший вертолет после аварии подвергся нападению мародеров. И нашу догадку скоро подтвердили медики. В результате аварии погиб только первый пилот. Второй пилот-механик и инкассатор были убиты уже позже. Мне сразу же нарисовалась такая картинка: двое или даже трое охотников стали невольными свидетелями авиакрушения. Они не раздумывая сразу же кинулись к ним на помощь, но, увидев, что за птица к ним прилетела и что принесла в клювике, отказались от первоначального плана спасения и предприняли действия совершенно противоположные. Они цинично добили беззащитных раненых и, присвоив принадлежавший государству металл, скрылись. Вот такую версию я изложил своим коллегам прямо на месте, и ее тут же подтвердили медики, показав на трупах колото-резаные раны.
- Вы отличный сыщик, - похвалил я следователя, - но только объясните нам, старым дуракам, при чем здесь трактор?
- Сейчас мы с вами и до трактора доберемся. Не все сразу. Может быть, нам сначала нужно выпить? Голова от этого здорово проясняется.
- Вот и у меня такое же предложение, - поддержал я его идею. - Только не превысить бы нам дозу. А не могло быть так, что никакой аварии не было, а они попросту его подстрелили?
- Нет, но поначалу я тоже так думал. Позже выяснилось, что это не так. На обшивке вертолета не было обнаружено ни одного пулевого отверстия. Вертолет падал сам, без чьего бы то ни было вмешательства. Отказал двигатель. Позже это детально подтвердила техническая экспертиза.
Но дело не в этом. Тогда нам во что бы то ни стало нужно было найти преступников. Служебно-розыскная собака была с нами, и она, четко и уверенно взяв след, потащила нас по тайге, но, к сожалению, этот маршрут оказался коротким. У первой же паршивой речушки она виновато заскулила и попросила прощения. Понятно, подонки уходили, заметая следы.
Меня тогда к вертолетным останкам не допускали. Ждали важных ментов из области, и я им нужен был постольку поскольку. Со мной они ограничились чисто поверхностным разговором, например, кто из живущих в селе мог пойти на такое? А откуда мне было знать. Чтобы ответить на их дурацкий вопрос, нужно было работать.
Для начала я ограничил свои поиски прилегающим к месту катастрофы районом и самим селом, прекрасно понимая, что мародеры могут быть и залетными.
Три дня я ходил по деревне полным дураком и выспрашивал у старух и детей, не знают ли они, кто из сельчан в тот злополучный день собирался в тайгу.
В результате опросов у меня собрался список в полтораста человек. Оно и немудрено, орех в тот год уродился отличный, да и грибы еще кое-какие оставались. Я помню, и сам на разведку хаживал.
Баб-то я из того списка сразу аннулировал и детей-малолеток ликвидировал. Получилось все равно больше пятидесяти рыл. Ну куда я с таким количеством буду деваться? Целый воз да маленькая тележка. Однако делать нечего, начал я с ними беседы проводить. А только кто же сам на себя или на своего соседа наговаривать будет? Сибирский мужик - он дядя рассудительный, понимает, что если ты его сегодня заложишь, то назавтра уж он тебя со всеми потрохами сдаст. Да и форму милицейскую они не очень-то жалуют. В общем, понял я, что ловить мне тут нечего и пора на это дело махнуть рукой. Пусть областные легавые его раскручивают. Тем более, мое начальство было того же мнения.
А тут выходит мне случай - через недельку после убийства, на выходной, с удочкой опять в те места забрести. Я тогда и думать не думал, что так оно получится. Кто ж его мог знать?
Сидим мы с товарищем на бережку реки и вроде бы рыбу рыбачим, а какая там рыба? Просто для отвода глаз червяка в воде полощем, а сами глотки заливаем. Смотрим, из чащи девчонка-малолетка выходит, и в руках у нее два посторонних предмета. Прутом она козу гонит, а другим, крепким еще ботинком, просто так размахивает. Подозвал я ее и строго спрашиваю: у кого, мол, ты, цапля голенастая, обувку стибрила? Такие модельные штиблеты на дороге не валяются.
Она, ясное дело, сразу же в рев. Коза блеет, девчонка соплями исходит. Насилу я ее тремя пескарями успокоил и только после этого узнал, что обувная лавка, в которой она только что прикупила обновку, находится недалеко, в смородиновом кустарнике, и, если я презентую ей еще столько же рыб, она мне ее покажет.
Уже через пять минут, отстранив настырные смородиновые прутья, я убедился, что девчонка ни на грамм мне не соврала. Более того, следы недавнего пребывания ботинка четко отпечатались на сырой земле.
Мой трофей был припрятан в кустах и находился по линии следования от места трагедии до моста, ведущего в деревню. Это могло говорить о том, что после совершения преступления они, опасаясь возможной идентификации, решили по пути избавиться от возможных нежелательных последствий, которые могла принести им обувка. Значит, там, у вертолета, они вели себя неосторожно. В этот же день, взяв у товарища фотоаппарат, я отправился в тайгу. Но там меня ожидало полное разочарование. Когда грузили покалеченную машину, они буквально перевернули все вокруг.
Мне не оставалось ничего иного, как действовать методом тыка. Правда, теперь я мог сузить круг поисков. Во-первых, я почти наверняка знал, что преступники - жители села Листвянка, а во-вторых, мне требовались только те мужики, что носили обувь строго сорок третьего размера. Конечно же я понимал, что это самый ходовой размер, который предпочитает носить полсела.
Начал я с сельского универмага, но первые же слова продавщицы повергли меня в тоску и уныние.
"Нет, - твердо сказала она, - такими башмаками в этом сезоне мы не торгуем. Но зато прошлой весной я брала с базы пять пар и продала их за неделю".
"Не можете ли вы вспомнить, кто именно их покупал?"
"Попробую", - наморщив лобик, согласилась она и назвала мне только четыре фамилии, среди которых фигурировал и Боков. Пятую пару забрал незнакомый мужик, про которого она ровно ничего сказать не может.
Подобно ловцу птиц, я начал не спеша проверять свои силки, заранее радуясь результату. Боков в моем списке стоял последним, и потому я добрался до него только через десять дней. Подловил я Алексея морозным ноябрьским утречком, когда он, еще ничего не подозревая, беспечно трусил на работу.
"С тебя пол-литра, - без обиняков начал я, протягивая ему ботинок. Кучеряво живешь, если такой добротной обувью раскидываешься. Его еще носить да носить!" - следя за реакцией, пожурил я его.
"А где вы его нашли?" - открыв рот, захлопал он глазенками, а я понял, что попал в десятку и теперь нужно действовать точно и без ошибок; стоит мне один раз промахнуться, второго такого случая уже не представится.
"Где нашел, где нашел, - сердито передразнил я его. - Где ты его по пьянке скинул, там и нашел. Возле универмага, под ступеньками лежал".
"А почему вы думаете, что это мой ботинок?" - В глазах Бокова промелькнул страх, смешанный с подозрением.
"А я и не думаю, - поспешил успокоить я его, - мне об этом сама продавщица сказала. Она-то точно помнит, как ты их покупал весной".
"Точно, покупал я весной у нее эти лапти, да только еще летом я их продал. Не тянулись мне они".
"Чудак человек, да как же такие вездеходы могут не понравиться? Шик-блеск, а-ля-труля-ля! И кому же ты их продал?"
"Я уж и не помню, кажется, какому-то незнакомому мужику. Точно, я его впервые тогда видел. Деньги мне позарез понадобились, вот я и вынес их на барахольный ряд. Ну а тут этот дядя, без базара взял и еще спасибо сказал"
"Жалко! - искренне огорчился я тогда. - Ну а туфлю все равно возьми, может, тот мужик тебе ненароком повстречается. Вот и сдерешь с него сполна".
"Да не нужен он мне, на кой ляд мне один ботинок сдался?"
"А что, ты и второй посеял? - удивился я. - Ну и дела, Ольга-то, наверное, тебе всю плешь проела? - заговорщицки подмигнул я ему. - А тут на тебе нашелся, может, и второй отыщется, - совершил я первую оплошность. - Только уговор, бутылка с тебя"
"Ладно, - согласился он - Ботинок свой засуньте себе в зад, а вечером заходите, выпьем, все, как положено".
Нехорошо улыбнувшись, Боков отбросил мою руку с башмаком и, резко повернувшись, пошел прочь. Стараясь его уколоть, я допустил вторую ошибку, едва не стоившую мне жизни: "Это ты, Боков, врешь. Твой башмак я пока засовывать никуда не буду. Сначала пусть его хорошенько понюхают эксперты. Понюхают и скажут, кто, кроме тебя, его носил. Может, он воняет только твоим потом. Сдается мне, земляк, что следы от этого ботинка выведут меня на короткую дорожку от тебя и до упавшего вертолета".
На следующий день ранним морозным утром дернул меня черт отправиться на то роковое для меня место, где десять дней назад шелудивая коза отыскала мне кучу неприятностей. Я хотел поискать там недостающую пару, а нашел заряд картечи. Причем стрелявший не имел намерения меня пугнуть, в таком случае заряжают соль или мелкую дробь. Нет, перед ним стояла определенная и четкая задача - меня убить. То, что он не достиг желаемой цели, была не его заслуга. Просто его спугнул проезжавший ненароком дедок на санях. Всего истекающего кровью, с развороченным бедром, он-то и доставил меня в больницу. Одной ногой я уже прочно стоял на краю могилы. Почти трое суток я находился без сознания, а когда очнулся, то твердо решил законопатить Бокова лет эдак на десять, благо все статьи УК тому благоприятствовали. Но только доказать его вину и причастность к обоим преступлениям я собирался лично и без чьей-либо помощи и вмешательства. Поэтому на все вопросы своих коллег отвечал уклончиво и нечленораздельно.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16