1) решение государственного органа о ее государственной регистрации;
2) нахождение в составе группы организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.
Формирование ФПГ имеет свои преимущества:
• снижение вероятности банкротства и повышение устойчивости предприятий, финансово-кредитных и других учреждений к воздействиям экономического и политического характера за счет объединения капитала;
• возможность создания мощной материально-финансовой и научной базы, достаточной не только для выживания предприятий, организаций и финансовых институтов в условиях кризиса, но и для дальнейшего их развития и совершенствования;
• расширение возможности производства высококачественной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции и ее реализации, кооперации между предприятиями внутри России и в странах СНГ, развития социальной сферы;
• перераспределение управленческих функций государства за счет передачи части полномочий министерств и ведомств руководящим органам ФПГ;
• стабилизация процессов налогообложения и ценообразования, снижение инфляции;
• возможность противодействия неуправляемому проникновению крупных зарубежных монополий в экономику России и в оборонный комплекс путем создания высокоэффективной импортозамещающей продукции;
• концентрация на межотраслевой основе действенной конкуренции между несколькими ФПГ за государственные заказы;
• диверсификация предприятий и организация оборонного комплекса, интеграция их в ФПГ, что частично снимает проблемы социальной напряженности и структурной безработицы. Основная цель ФПГ в России – преодоление кризиса и стагнации производства, создание условий для повышения эффективности функционирования предприятий.
В России создана законодательная база для формирования ФПГ, но в постоянно меняющихся экономических условиях ее необходимо постоянно совершенствовать.
Организационно-правовые формы ФПГ и состав участников могут быть разными в зависимости от этапов полного цикла воспроизводства, финансового и научно-производственного потенциала предприятий, положения на рынке. Предприятия – участники ФПГ объединяются вокруг коммерческого банка, промышленного предприятия. Однако на участие в ФПГ имеются определенные ограничения [27]:
• дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом, а дочерние унитарные предприятия – с унитарным предприятием-учредителем;
• государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками ФПГ в порядке и на условиях, определяемых собственником имущества;
• участие более чем в одной ФПГ не допускается;
• не допускается участие в ФПГ общественных и религиозных организаций (объединений).
ФПГ классифицируются [48]:
• по отраслевой принадлежности – отраслевые, межотраслевые;
• по масштабам деятельности – региональные, национальные, международные;
• по степени диверсификации – моно– и многопрофильные;
• по формам производственной интеграции – горизонтальные, вертикальные, конгломераты.
Вертикальные ФПГ представляют собой объединение под единым контролем предприятий, осуществляющих разные стадии производства того или иного товара, т. е. функционирующих по принципу замкнутой технологической цепочки. Замкнутая технологическая цепочка подразумевает полный цикл – от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя через собственную транспортную и сбытовую сеть.
Горизонтальные ФПГ – это объединение под единым контролем двух и более предприятий, располагающих полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях. Горизонтальные ФПГ возникли в ответ на стремительное развитие новых отраслей производства, как попытка укрепить свои позиции на рынке посредством внедрения в новые сферы деятельности и включения современных видов производств в состав уже сформировавшихся ФПГ.
Под влиянием процессов диверсификации формируются конгло-меративные ФПГ, которые образуются посредством объединения различных предприятий, находящихся на разных стадиях производства, функционирующих в различных отраслях и не связанных между собой. Такие объединения ориентированы на развитие и максимизацию прибылей. При этом происходит объединение целой сети разнородных предприятий, которые не имеют целевого и технологического единства, финансового контроля со стороны управляющей компании. Конгломераты отличаются значительной децентрализацией управления, причем главными средствами управления в них являются экономические и финансовые рычаги, методы косвенного регулирования деятельности подразделений. Благодаря диверсифицированной структуре, уменьшающей риск убытков от циклических, конъюнктурных и структурных колебаний, конгломераты более устойчивы к конкуренции.
Таким образом, главные различия между ФПГ и холдинговой компанией (в рамках российского законодательства) состоят в следующем. Во-первых, ФПГ может не владеть контрольными пакетами акций участников группы. Во-вторых, в холдингах не обязательно наличие кредитно-финансовых организаций.
Классификация ФПГ, как правило, осуществляется по таким характеристикам, как: способ формирования, тип организационного строения, форма собственности, способ внутригруппового управления, границы осуществления деятельности. Классификация ФПГ приведена на рис. 10.3 [38].
Кэйрэцу – объединение фирм в устойчивые промышленнофи-нансовые группы, характерные для Японии [2]. Объединившись в кэйрэцу, несколько десятков разнопрофильных фирм образуют универсальный многоотраслевой концерн. Из 100 крупнейших промышленных фирм Японии 70 являются членами той или иной кэйрэцу.
Несмотря на то что буквальный перевод этого слова с японского означает «объединение без руководителя», кэйрэцу – это секретное оружие японской промышленности, означающее объединение большого числа фирм вокруг торговых компаний и/или банков [63]. Кэйрэцу характеризуется замысловатой системой перекрестного владения акциями, когда банк владеет акциями всех коммерческих компаний, а последние владеют акциями друг друга.
Кэйрэцу объединены на основе общей лояльности, взаимодействия и взаимного дополнения. Его члены действуют сообща, помогая друг другу увеличить долю рынка, особенно компаниям, действующим «на передовой», т. е. конкурирующим на мировых рынках. Они помогают друг другу приобретать дешевое сырье, делятся технологией, повышают стандарты качества, обмениваются информацией о рынке и оказывают друг другу финансовую поддержку.
Рис. 10.3. Классификация финансово-промышленных групп
Кэйрэцу представляют собой современные объединения, но в то же время сохранили многие черты дзайбацу[8].
Запрет на холдинги, действующий до настоящего времени в Японии, привел к тому, что каждая из компаний, входящих в группу, владеет небольшим (в несколько процентов) пакетом акций многих из партнеров группы, однако вместе взятые участники группы владеют достаточным пакетом акций какой-либо компании и могут влиять на ее действия. Поэтому проводимые регулярно совещания президентов компаний, образующих кэйрэцу, фактически представляют собой собрания крупнейших акционеров этих компаний. Такое относительно мягкое управление делами позволяет им, с одной стороны, пользоваться преимуществами объединения, а с другой – не лишает самостоятельности.
Для кэйрэцу характерно:
• наличие собственной системы финансовых учреждений;
• взаимное владение акциями;
• объединение фирм внутри группы для реализации крупных или перспективных проектов;
• наличие обязательств о взаимных поставках внутри группы;
• организация общей универсальной торговой фирмы;
• наличие системы регулярных совещаний руководителей фирм, входящих в кэйрэцу;
• взаимный обмен сотрудниками, в том числе руководителями разного уровня [2].
В кэйрэцу холдинг заменен советом президентов компаний-участниц, который и осуществляет контроль и координацию посредством владения частью акций.
10.3. Многонациональные и глобальные корпорации
Процессы интеграции и дифференциации как проявление адаптации организаций к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды побуждают отдельные организации консолидировать свои ресурсы, необходимые для достижения целей развития. Поэтому разрастание корпоративных структур представляет собой одну из важнейших тенденций современного развития экономики, основу которой в большей степени составляют национальные и транснациональные корпорации.
Транснациональная корпорация (ТНК) в мировой практике рассматривается как особый вид корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей свою деятельность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние предприятия.
За последние несколько десятилетий возникло несколько десятков тысяч ТНК, имеющих сотни тысяч филиалов по всей планете, владеющих третью производственных фондов и производящих более трети общепланетарного продукта [2].
Кроме того, ТНК зачастую служат движущей силой международного движения заемного капитала. Материнские корпорации часто предоставляют дочерним предприятиям капитал в расчете на будущие выплаты. Прямые иностранные инвестиции являются альтернативой международному движению ссудного капитала в той мере, в какой ТНК финансируют свои дочерние предприятия. Прямое иностранное капиталовложение – то же, что улица с двусторонним движением. Например, американские фирмы расширяют свои филиалы в Европе, а европейские фирмы – свои дочерние предприятия в США. В то же время, признавая, что ТНК действуют как движущая сила межстранового перемещения капитала, ошибочно рассматривать прямые иностранные инвестиции как альтернативу выходу той или иной страны на рынок ссудного капитала. Главная цель прямого иностранного инвестирования – облегчить создание международных корпоративных структур, способствуя тем самым расширению зоны контроля [48].
Глобализация деятельности ТНК является залогом их выживания и своего рода завершающим шагом в направлении ее транснационализации.
Процесс глобализации сопровождается непрерывной разработкой стратегических проектов и программ. Так, по результатам опроса радиоэлектронных фирм США, реализацией планов глобализации заняты 45 % фирм, 32 % – ведут разработку планов глобализации, 13 % – собираются ею заняться, и только 10 % – не видят в этом смысла.
Ныне действующие ТНК отличаются от многонациональных фирм, появившихся в 1960-х гг., когда в поисках дешевой рабочей силы многонациональные фирмы открывали за пределами своей страны преимущественно сборочные предприятия, осуществляя НИОКР и сбыт готовой продукции в своей стране. В настоящее время ТНК создают на территории других стран не только производственные предприятия, но и научно-исследовательские центры, отделы сбыта и маркетинга, привлекают к руководству представителей разных стран, что обеспечивает продвижение научно-технического прогресса во всем мире. В силу отмеченного, ТНК накопили огромный опыт организации и управления, сочетая международную интеграцию производства и локальную гибкость управления.
Например, японские фирмы стали открывать за пределами своей страны как производственные подразделения, так и научно-исследовательские центры. При этом, правда, главные решения принимаются все же в головном офисе, который расположен в Японии, причем иностранцы в них, как правило, не работают.
При рассмотрении направлений стратегического развития корпораций размещение производства зачастую упирается в наличие ресурсов. Например, добыча алюминия должна размещаться там, где имеются месторождения бокситов, в то время как процесс выплавки алюминия будет тяготеть к источникам дешевой электроэнергии. Производители персональных компьютеров проводят свои наукоемкие конструкторские разработки в Массачусетсе или Северной Калифорнии, а трудоемкие сборочные предприятия размещают в Сингапуре или Ирландии. Однако транспортные расходы или другие трудности торговли могут влиять на размещение.
Управление предприятиями, расположенными в разных странах, может эффективно осуществляться из одной страны с использованием современных информационных технологий и глобальных сетей. Эти связи формируют основу корпоративной структуры, да и сама фирма существует главным образом для того, чтобы облегчить установление таких связей. Многонациональные корпорации существуют благодаря тому, что такие связи более выгодно устанавливать внутри одной фирмы, а не между разными фирмами. Поэтому движущую силу создания многонациональных фирм называют интернализацией.
На практике многонациональные корпорации играют большую роль в мировой торговле и инвестициях. Например, половина американского импорта приходится на торговлю между «родственными» предприятиями. Под этим выражением мы подразумеваем, что предприятие-продавец, как и покупатель, в большой степени принадлежит одному и тому же владельцу и контролируется им. Поэтому можно считать, что половина американского импорта приходится на сделки между отделениями многонациональных фирм. В то же время 24 % американских активов за рубежом принадлежат зарубежным филиалам американских фирм. Таким образом, хотя торговля и инвестиции США не полностью контролируются многонациональными корпорациями, но в значительной мере осуществляются ими.
Главными формами объединения (интеграции) корпораций являются:
• горизонтальная интеграция, имеющая целью получение экономии на масштабе и усиление рыночной власти;
• вертикальная интеграция, направленная на обеспечение большей безопасности снабжения сырьем и необходимыми компонентами рынков сбыта;
• диверсификация деятельности корпораций с целью более эффективного распределения рисков, приводящая к формированию конгломератов.
В последнее десятилетие XX в. процесс слияния и поглощения корпораций в Европе охватил все ведущие отрасли промышленности: химическую, электронную, электромашиностроение, автомобилестроение, пищевую и аэрокосмическую. За последние 25 лет число ТНК ведущих промышленно развитых стран возросло с 7 до 24 тыс. В настоящее время в мире действуют 37 тыс. ТНК, которые контролируют около трети активов в частном секторе, их обороты составляют около 5,5 трлн долл. К концу 1990 г. накопления международных прямых инвестиций в мире достигли 1,7 трлн долл. против 517 млрд долл. в 1980 г., 211 млрд долл. – в 1973 г. и 112 млрд долл. – в 1967 г. После 1983 г. вывоз прямых инвестиций возрастал (в текущих ценах) в среднем на 29 % в год, что в три раза быстрее прироста экспорта (9,4 % в год) и в 4 раза – мирового производства (7,8 % в год).
Рост международных прямых инвестиций отражает тот факт, что ТНК приобретают все более важную роль в мировой экономике. К началу 1990-х гг. они превратились в главный двигатель мирового экономического роста. В последние годы ТНК обеспечивали 80 % частных расходов по всему миру на исследования и разработки. При этом они контролировали такую же долю международной торговли. Стоимость продукции, производимой зарубежными отделениями ТНК, превысила объем международной торговли [48].
Главной причиной активизации зарубежной деятельности компаний мирового класса является необходимость ускорения поставки продукции или услуг заказчику. По мнению экспертов, ТНК имеют следующие преимущества [2], т. е. возможности:
• преодоления торговых барьеров;
• снижения конфликтных ситуаций на международном рынке;
• преодоления различных государственных ограничений на деятельность фирм (например, в области лицензирования);
• оптимизации расходов и доходов (если спрос падает в одном регионе, можно увеличить продажи за счет другой продукции или другого региона);
• быстрого распространения новых технологий в различные страны.
Перерастание национальных корпораций в ТНК хорошо видно на примере американской фирмы «Дженерал электрик»: созданы на территории 22 стран (не считая США) научно-исследовательские, производственные и сбытовые отделения с общей численностью занятых 49 тыс. человек (почти 17 % от общей численности фирмы). Доля зарубежных продаж фирмы составляет около 25 %. Управление всеми зарубежными отделениями осуществляется через сеть Интернет. Некоторые данные, характеризующие деятельность ТНК, приведены в табл. 10.3.
Основные подразделения ТНК [41] показаны на рис. 10.4: главная штаб-квартира; региональные офисы; центры НИОКР и собственно производственные подразделения, а также перечислены основные условия их размещения.
Рис.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33