А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

По ее мнению, эта депрессивная позиция появляется после принятия ребенком в свой психический мир матери как целостного объекта.
Кляйн также открыла и определила страхи и механизмы особой фазы, которая была ею определена как параноидально-шизоидная позиция; именно в рамках данной фазы, по убеждению Кляйн, и находится тот пункт фиксации, который порождает психоз.
К концу жизни Кляйн особенно выделяла значение оральной зависти и ее влияние на фазы раннего развития ребенка.
Обобщение наблюдений, создание произвольных концепций о раннем психическом развитии — все это очень скоро привело ее к конфликтам с психоаналитиками-ортодоксами. Склонность Кляйн к интерпретациям, которые использовались ею для регулирования уровня тревоги пациентов, привела к вынужденному отказу от некоторых догматов, выдвигаемых аналитиками классического направления. Некоторые психоаналитики, принадлежащие к ветви классического психоанализа, даже стали считать Кляйн и ее взгляды опасными для психоаналитического учения.
В это время эмиграция в Лондон немецких и австрийских психоаналитиков, бежавших от фашистского режима, достигла своего пика. Работа Британского психоаналитического общества сконцентрировалась на эго-психологии и вытекающей из нее техники. Именно в это время многие британские психоаналитики под влиянием своих более консервативных немецких и австрийских коллег отвернулись от идей Кляйн. Даже Эдвард Гловер, вначале полностью разделявший идеи Кляйн и пригласивший ее в Лондон, стал строгим критиком.
Несмотря на расхождение во взглядах, вызванное ее работами, сама Кляйн считала себя последовательной продолжательницей дела Фрейда. Она была глубоко уверена, что все написанные ею работы, теоретические и технические инновации представляют собой лишь дальнейшее развитие и расширение идей основателя психоанализа.
В своих работах Мелани Кляйн особенно подчеркивала важность переноса. Формирование переноса на психоаналитических сеансах, по ее мнению, было технически намного более значимым, чем реконструкция прошлого. При изучении возникновения переноса Мелани Кляйн особенно выделяла процессы проекции и интроекции.
Классическому подходу к проведению психоанализа свойственно идти от поверхности в глубину, от генитальной сферы к доге-нитальной. М. Кляйн же изначально концентрируется на уровне, на котором особенно сильно проявляется страх пациента и на котором, собственно, и строится система взаимодействия врач — пациент. В процессе переноса происходит проекция внутреннего мира пациента на аналитика, в результате чего активизируются не только настоящие, но и прошлые переживания.
«Всплывающие» на сеансах психоанализа негативные и позитивные переживания рассматриваются в их соотношении с событиями, происшедшими в жизни пациента. Феномен зависти, будучи рассмотренным в качестве одного из наиболее разрушительных факторов аналитического процесса, предоставил огромные возможности для эффективной работы с негативными терапевтическими реакциями и другими формами сопротивления, оказываемого пациентом. Современные технические достижения позволили оказывать эффективную и своевременную помощь психотикам.
В Британском психоаналитическом обществе сформировалась оппозиционная представителям классического психоанализа группа «кляйнианцев». Однако бурные споры так и не стали поводом для окончательного раскола общества. А после Второй мировой войны эти две группировки проявляли по отношению друг к другу терпимость, которая со временем переросла в сотрудничество.
После окончания Второй мировой войны Мелани Кляйн работала в качестве обучающего аналитика и супервизора, не принимая активного участия в работе Британского психоаналитического общества. В 1951 г. ею была выпущена работа «Зависть и благодарность», а в 1961 г., уже после ее смерти, появилась книга «Описание анализа ребенка».
Вплоть до самой смерти Мелани Кляйн продолжала психоаналитические исследования (работа о трилогии Эсхила «Орестея»). В 1960 г. Кляйн перенесла операцию и умерла в этом же году от эмболии легочной артерии.
КРЕЧМЕР ЭРНСТ.
Эрнст Кречмер родился 8 октября 1888 г. в Вюстенроте близ Хайльбронна (Германия). В 1906 г. он начал изучать философию, всемирную историю и историю искусств в университете города Тюбинген, но вскоре меняет специализацию и учится медицине в Мюнхене, посещая в том числе занятия по психиатрии, которые вел Э. Крепелин. Кречмер также стажируется в госпитале «Eppendorf» в Гамбурге и в Тюбингене у Р. Гауппа, под патронажем последнего он защищает в 1914 г. докторскую диссертацию на тему «Развитие бреда и маниакально-депрессивный симптомокомплекс».
С началом Первой мировой войны Кречмер — на военной службе при неврологическом отделении военного госпиталя. В 1918 г. он становится приват-доцентом в университете Тюбингена; публикует работу «Сенсетивный бред отношения», которую высоко оценил Карл Ясперс. В 1926 г. его приглашают профессором психиатрии и неврологии в Марбургском университете. В 1946—1959 гг. он занимает должность директора Неврологической клиники в университете Тюбингена.
Умер Эрнст Кречмер 9 февраля 1964 г. в Тюбингене, до послед-них дней жизни руководя созданной им лабораторией конституциональной и трудовой психологии.
Основная направленность работ Кречмера может быть определена, как всестороннее изучение физической морфологии, т.е. особенностей строения тела человека. Предшественниками данного автора, начавшими изучение физической морфологии с рассмотрения отдельных участков человеческого тела в их связи с особенностями психики, были Траваглино, Фершуер, Фридеман, Керпер, Ледерер и др.
В частности, сам Кречмер упоминает в своей главной работе «Строение тела и характер» о том, что по отдельности была рассмотрена связь психический явлений и состояний с расовыми особенностями людей, со строением рук, а также с возрастными отличиями.
Мысль, которая заставила Кречмера взяться за столь глобальное рассмотрение связи телесности и психики, была следующая: существует ли возможность «различать при исследовании форм строения тела только... толстых и худых», выделяя в качестве промежуточного класса между ними людей со средним, т.е. атлетическим телосложением. При подобном делении после проведения многочисленных исследований и сравнений оказывается, что все три группы индивидов, подходящих под основные категории «толстоты» или «худобы», существенным образом различаются между собой по биологическим показателям, например, по особенностям нервно-психических реакций, эндокринной системы, состоянию скелета и даже форме головы. Например, люди, склонные к ожирению, всегда имеют проблемы с обменом веществ, имеющие среднее телосложение обладают более грубыми костями скелета, а астеничные индивиды чаще всего наделены яйцеобразной формой лица.
Рассмотрев множество сравнительных таблиц, Кречмер пришел к выводу, что всю массу исследованных индивидов можно разделить на два типа: шизотимный и циклотимный. При этом обе группы выступают своего рода отклонениями от нормы, каковой является так называемый пикник, т.е. человек со средним телосложением. С наличием у человека склонности к той или иной группе психолог связывает также и своего рода причинно обусловленную физиологией психическую картину, однозначно связывая циклотимный тип телосложения с предрасположенностью к циклическим психическим заболеваниям, а шизотимный тип — с шизоиднывми формами проявления патологии психики.
Наличие предрасположенности к тому или иному телосложению (и соответственно — к тому или иному психическому заболеванию) Кречмер усматривает уже в наследственности, т.е. в физическом и психическом состоянии старших поколений семьи. Здесь необходимо сказать несколько слов о том, почему именно возможность психических заболеваний и наличие их симптомов настолько сильно и живо интересовали психологов и психиатров XIX в.
Когда в эпоху капитализма промышленное производство достигло достаточно высокого уровня развития, перед наукой встала проблема изучения физического и психического состояния не только рабочих, но и тех, кого сейчас принято именовать средним классом. Психика зажиточных буржуа, предоставленных самим себе по причине обеспеченного досуга и отсутствия необходимости работать, чтобы прокормить себя и семью, оказалась более чем плодотворной почвой для развития в ее недрах многочисленных неврозов и психозов Явление это настолько широко распространилось, что вызвало необходимость развития психиатрии и все большего увеличения числа врачей, могущих оказать посильную помощь страдающим нервными недугами.
Однако вернемся к учению Кречмера. В своей главной книге психолог пришел к выводу, что вполне возможно предполагать наличие ряда заболеваний у индивидов с определенным строением тела. Так, для шизотимных субъектов он считал наиболее вероятными шизофрению, периодическую паранойю и парафрению. Для циклотимного же типа телосложения более характерны классический вариант слабоумия и маниакально-депрессивный психоз, а также склонность к депрессиям.
Очень интересным наблюдением является идея о том, что представители пролетариата и крестьянства, т.е. люди, весь день которых занят физическим трудом, в подавляющем своем большинстве астеники, т.е. худы, имеют вытянутые лица, ярко выраженную агрессивность и быстрый ум. В то же время ожиревшие субъекты чаще добродушны, их реакции замедленны, лицо круглой формы, они чаще лысеют Действительно, уже в древние времена наблюдательные люди заметили связь между характером и физиологией человека. Вот какие примеры приводит сам Кречмер: человек, склонный к интриге, часто сутулится и покашливает, старуха с дурным глазом имеет лицо, похожее на птичье, пошляк и пропойца чаще всего толст и краснонос, женщина из простого народа низкоросла, кругла, с широкими бедрами, а аристократка высока, худа и узкокостна. Таким образом, если даже многовековые наблюдения людей друг за другом показывают существование подобной связи между телом и характером, то научные данные не могут этого не подтвердить. Ведь вполне вероятно, что образы, которые отложились в памяти народа, могут стать объективными свидетельствами действительных явлений и закономерностей.
Для того чтобы подкрепить свои выводы результатами исследований психиатров, Кречмер заимствовал у Крепелина деление всех психических заболеваний на две основные группы циркулярные, или маниакально-депрессивные, и шизоидные. На их основу Кречмер наложил свое собственное деление физиологических особенностей на циклотимные и шизотимные, в результате чего получилась довольно стройная система, подтверждавшаяся данными исследований реальных психически больных. Психолог считал, что типы строения тела не только соответствуют обоим психиатрическим типам, но и имеют более тесную связь с психологическими типами, которые принято считать нормальными, также связанными с наследственностью.
Кречмер выстроил в своей книге «Строение тела и характер» поистине грандиозную схему телесной конституции человека по следующим параметрам:
1. Лицо и череп.
2. Строение тела.
3. Поверхность тела.
4. Железы и внутренности.
5. Размеры.
6. Время наступления душевного расстройства.
7. Резюме физического статуса.
8. Тип личности.
9. Наследственность.
Ученый предположил, что использование созданной классификации позволит оперативно получать более точные данные относительно подтверждаемых соответствия физиологических и психологических особенностей, а также намного упростить и облегчить составление каталогов по каждой из представленных болезней.
На основе собранных в ходе клинических исследований с применением помещенной выше таблицы Кречмер собрал огромный архив данных, на основе которых им были сделаны следующие выводы: за последние несколько лет (современная ему эпоха) в Германии чаще всего выделялись представители четырех типов, определения которых были заимствованы у французских коллег-психиатров (церебральный, респираторный, мускульный и дигестивный типы). Два последних типа в значительной степени приближаются к тому, что было определено ученым как атлетический и пикнический типы конституции. Однако многие положения французских ученых относительно первых двух типов подвергались критике, в частности, за отражение в них идеи о расовом превосходстве (так, например, по отношению ко второму типу бытовало мнение, что народности и отдельные индивиды с сильно развитой нижней челюстью более близки к нашим доисторическим предкам — гориллам, что говорит о слабом умственном развитии, склонности к аморализму и преступному поведению). Точно так же трактовался третий тип, считавшийся однозначно показателем просвещенности и цивилизованности, высокой духовности в связи с особо крупными размерами головы.
В противовес подобным однобоким выводам Кречмер выступил с идеей, которая изменила всю сущность подхода к физической морфологии: тип, представленный в классификации, охватывает всего человека в целом, его тело и психику, даже его социальные связи, поэтому однозначные утверждения возможны лишь тогда, когда вскрыты все закономерные взаимоотношения между типом телосложения и сложными психическими явлениями и особенностями данного конкретного организма. При этом предложенные типы не являются идеальными и имеют возможность постоянно совершенствоваться, оставаясь базовой программой для исследователя.
ЛАКАН ЖАК.
Жак Лакан родился в 1901 г. Он получил философское образование в Париже, где в то время были очень популярны теории Зигмунда Фрейда. Именно такое образование позволило Лакану взглянуть позже на творчество Фрейда по-новому, опираясь на философию, психиатрию, а также сюрреализм в искусстве.
Находясь под влиянием взглядов основателя психоанализа, Лакан защитил в 1932 г. докторскую диссертацию, посвященную проблемам паранойи. При написании этой работы он использовал технику психоанализа собственной личности и особо концентрировался на возникающем при этом механизме сопротивления. Между тем Зигмунд Фрейд не проявил к его диссертации никакого интереса и мягко дал понять, что его труды не представляют никакого теоретического интереса.
В это время Жак Лакан посещал семинары Кожева, где у него возникла идея о постановке проблемы генезиса «Я» путем философских размышлений. Он начал разрабатывать свою первую теорию воображения и осознания, которая сопоставляла доктрины Гегеля и Фрейда.
Очень большое значение для дальнейшего развития взглядов Лакана имело его знакомство с трудами Анри Валлона. Валлон придерживался идеи Дарвина, согласно которой превращение индивида в субъект происходит по законам природной диалектики. В плане этой трансформации, в том случае, когда перед ребенком встает проблема решения собственных конфликтов, опыт зеркала предстает как один из обрядов пути, который протекает примерно между шестым и восьмым месяцами жизни. Он позволяет ребенку осознать себя самого и научиться идентифицировать себя в пространстве. Этот опыт состоит в первую очередь в освоении и осмыслении перехода от зрительного восприятия к воображаемому, а затем — от воображаемого к символическому.
Заимствование идеи «стадии зеркала» из работ Анри Валлона оказалось для Лакана решающим. Он очень подробно рассмотрел эту теорию, так что имя Анри Валлона оказалось практически вычеркнутым из истории науки, а создателем теории «стадии зеркала» и открывателем самого термина считается именно Лакан.
Надо сказать, что лакановское истолкование теории «стадии зеркала» это нечто большее, нежели просто развитие взглядов Анри Валлона. У Лакана стадия зеркала уже не имеет ничего общего ни с реальными стадиями, как и с реальным зеркалом, ни даже с каким-либо конкретным опытом. Она представляет собой скорее своего рода психологический процесс, а точнее — онтологический, в котором проявляется субъект в его самоидентификации посредством установления системы подобий. Эти подобия он начинает осознавать подобно тому, как ребенок начинает узнавать самого себя, глядя в зеркало.
Несколько позже он более подробно определил этот процесс. По его мнению, это особенное восприятие объясняет возникновение идеи единства человеческого тела. Это единство обязательно должно быть установлено и утверждено в сознании, поскольку человеку, по мнению Лакана, свойственно постоянно испытывать страх перед угрозой возможного распада на фрагменты. Эта гнетущая мысль возникает в сознании примерно к концу шестого месяца жизни ребенка.
В то время как Лакан создавал свои первые теории, процесс распространения психоаналитических концепций в Европе усложнялся.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52