У подножья горы расположен пояс северной тайги с разреженным древостоем ели сибирской, березы извилистой и мозолистой, рябины и др. „Деревья растут здесь медленно, — пишет П. Лапин. — Самые высокие ели достигают 15 м только в 400 лет. Узкие кроны с поникшими ветвями, обильно поросшие лишайниками, создают особый колорит всего ландшафта, отражающего предельные возможности существования леса на его крайней северной границе“.
Намного выше северную тайгу сменяет березовое криволесье: извилистая береза кустится, а ее побеги переплетаются между собой. Иногда здесь можно видеть низкие кустики ели, карликовые тундровые ивы.
Дальше вверх, на высоте 420 м, начинается горно-тундровый пояс. Между камнями встречаются кустистые лишайники, черника, голубика, брусника, а также карликовые ивы и березы.
Выше 1000 м уровня моря расположена зона высокогорной каменной пустыни, покрытая лишайниками с вкраплениями смолевки, овсяницы, камнеломки, полярной ивы.
На типичных участках каждой ассоциации устроены демонстрационные площадки, на которые можно подняться по серпантину горной тропы.
На участках, расположенных в нижней части сада, выращивают ин-тродуцированные растения, завезенные со всех концов мира. Для сбора растительного материала были организованы многочисленные экспедиции, налажены связи с другими садами мира.
В коллекциях сада можно видеть стополист гималайский, пролеску Розена с альпийских лугов Кавказа, фиалку алтайскую из Южной Сибири и Китая. Здесь растут также водосбор канадский из Северной Америки, купава китайская, горькуша лопуховидная из Кашмира, лапчатка пурпурная из Северной Индии и другие растения. Они прекрасно себя чувствуют, цветут и плодоносят.
Некоторые из растений очень хорошо адаптировались, обильно и ярко цветут и дают плоды. Это, например, жимолость, спирея, таволга, рябинники, лапчатки, шиповники. Крупноцветные вечнозеленые рододендроны тоже прижились — они хорошо зимуют под снегом. Устойчивыми за Полярным кругом оказались ива Крылова, ольха пушистая, черемуха обыкновенная и Маака и др. Из хвойных — пихта сибирская, лиственница сибирская, сосна сибирская.
Древесные растения, устойчивые в местных условиях, активно размножаются и широко используются для озеленения Мурманской области.
Посетители больше всего любят бывать в оранжерее, в которой представлено множество тропических и субтропических экземпляров. Здесь в зависимости от сроков цветения растения подбирается световой режим.
Флористы, геоботаники, экологи, физиологи, почвоведы, микробиологи, фитопатологи, энтомологи обстоятельно изучили флору Кольского полуострова.
Согласно техническому заданию, утвержденному Академией наук СССР в 1946 году, коллекционные посадки должны были представлять зоны тундры, северных лесов, широколиственных лесов Европы, степей, пустынь, субтропиков, Урала, Алтая и Саян, гор Средней Азии, Кавказа, Крыма, Карпат, Западной Европы, Средиземноморья, Южной Азии, Дальнего Востока, Северной Америки и др.
Эта программа была успешно выполнена. В саду стали выращивать растения широколиственных лесов Европы, степей России, пустынь Средней Азии. Прижились здесь представители субтропиков Северной Америки (бархатцы, цинния, агератум) и Южной Америки, Южной Африки (гладиолус, лобелия) и Австралии (бессмертники, душистый табак). Представлены растения тропической Америки (амарант, вербена, настурция), пустыни Памира, Гималайских гор, субантарктической части Южной Америки. Нашли „прописку“ уроженцы средиземноморских стран — львиный зев, душистый горошек, мак.
В результате наблюдений за растениями выяснилось, что отдельные роды наиболее перспективны для выращивания в условиях Севера. Это — аквилегия, дельфиниум, мак, колокольчик, а также шиповник, спирея и жимолость и др. В Полярном саду прекрасно себя чувствуют ландыши, ветреницы, медуницы, купены, георгины — они цветут!
Прижились в Полярном саду плодовые и ягодные растения — дальневосточный шиповник, малина, крыжовник, смородина и даже стелющиеся яблони.
Сотрудники сада продолжают изучать и осваивать флору Крайнего Севера, расширяют ассортимент растений для зеленого строительства на полярных широтах, исследуют возможность приспособления растений к местным условиям и т. д. Каждое вновь приобретенное растение проходит в ботаническом саду испытание на выносливость.
Выращивают здесь и многолетние овощи, и силосные культуры. Сотрудники сада рекомендовали для внедрения в сельское хозяйство Крайнего Севера многолетние алтайские луки, разные виды ревеня и щавеля, многолетние кормовые травы.
Главный ботанический сад Академии наук
Не так давно в Москве было лишь два ботанических сада — сад Московского университета и сад Тимирязевской академии. В 220-ю годовщину Академии наук СССР было принято решение создать в Москве новый ботанический сад — крупнейший в мире.
Сад был создан по постановлению Совета народных комиссаров СССР от 21 января 1945 года как научное учреждение Академии наук СССР. Его первым директором стал академик Н. В. Цицин, он был назначен на этот пост за 25 дней до победы над гитлеровскими захватчиками и оставался директором сада более 36 лет. Сейчас Главный ботанический сад Российской академии наук носит имя его основателя — Н. В. Цицина.
Для сада была отведена территория общей площадью 388,5 га в Ерденевской роще с густыми зарослями орешника, ольхи, калины, малины. Эта роща примыкала к парку Останкинского дворца и к территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В состав Главного ботанического сада Академии наук входят лесопарковый массив и Останкинский парк, когда-то разбитый в английском стиле Шереметевым. В распоряжение сада попала площадь с разнообразными почвами и гидрологическим режимом. Часть территории была выделена под заповедник, остальная площадь была расчищена от малоценных пород деревьев.
Создаваемое учреждение должно было стать ботаническим садом нового типа, в котором создание традиционных ботанических коллекций должно было происходить одновременно с фундаментальными исследованиями. Главный ботанический сад был отнесен к рангу научно-исследовательских институтов.
Перед ним были поставлены такие задачи, как разработка теоретических основ акклиматизации растений, озеленения городов и населенных пунктов страны, распространение научных знаний о растительном мире.
Сад был организован на базе нескольких лабораторий, отделов. Здесь были созданы лаборатории морфологии и анатомии растений; физиологии и биохимии растений; отделы отечественной флоры; тропической флоры; дендрофлоры; культурных растений; цветоводства. На территории сада была создана метеорологическая станция.
К разработке и обсуждению проекта сада были привлечены ведущие ботаники и ландшафтные архитекторы страны. Ботанические сады щедро делились семенами, растениями, литературой и опытом.
Уже в течение первых лет после создания сада были собраны ботанические коллекции многолетних растений (свыше 10 тысяч видов и сортов), однолетних цветочных, овощных, полевых и технических культур (свыше 3000 сортов). А также коллекция декоративно-цветочных растений — роз (более трех тысяч сортов), сирени (101 сорт), многолетних цветочных (2700 сортов) и т. д.
По коллекциям собранных здесь растений можно проследить бесконечное разнообразие растительности мира. Кроме того, коллекции служат базой для научно-исследовательской работы.
План Главного ботанического сада объединен идеей эволюции органического мира. Растения сада размещены в пяти основных комплексах экспозиции.
Один раздел посвящен эволюции растительного мира — от водорослей до покрытосеменных.
В другом разделе, повествующем о флоре России, встречаются наиболее характерные типы различных зон. Здесь воссоздана растительность Европейской части России, Сибири, Кавказа, Средней Азии и Дальнего Востока. Представлены полезные растения природной флоры: пищевые, кормовые, лекарственные, пряно-ароматические, технические и др. Уже в первые годы создания сада в этой экспозиции было собрано около трех тысяч растений, размещенных по географическому принципу.
В экспозиции культурных растений показаны достижения в селекции плодово-ягодных, овощных и технических растений.
В дендрарии, который занимает почти пятую часть сада, размещены различные породы деревьев, кустарников и лиан, преимущественно Северного полушария. Здесь представлены различные виды шиповника, среди них привлекает внимание кокандская роза с желтыми лепестками. Дает плоды алыча, привезенная из Тянь-Шаня. Прижилась яблоня Сиверса. Хуже чувствует себя грецкий орех, а вот его родственники с Дальнего Востока и из Северной Америки — черный и серый орехи — гораздо лучше перенесли переселение в Москву. Кстати, растения северо-востока Азии и Северной Америки обычно лучше приживаются у нас, нежели переселенцы с Кавказа, из Западной и Южной Европы (особенно много хлопот доставляют древесные растения, но успешно растут сербская ель, граб, айва). Много древесных растений после многолетних испытаний было рекомендовано для использования в лесном хозяйстве и зеленом строительстве средней полосы России.
Познакомившись с разделом полезных дикорастущих растений, можно получить всестороннее представление о пищевых, лекарственных, технических растениях флоры мира.
Декоративным растениям и приемам озеленения посвящен другой раздел. Здесь собраны сорта цветочно-декоративных растений со всего мира. На одном участке можно видеть одновременно более двух тысяч сортов роз. Сотни сортов тюльпанов, нарциссов, гиацинтов, лилий, пионов, гладиолусов, ирисов, флоксов. Примулярий с примулами. Более ста сортов сирени. Множество сортов георгинов. Этот участок сада называют еще садом непрерывного цветения: ландыши передают эстафету сирени, и так цветение продолжается до поздней осени.
В разделе культурных растений показаны не только сами растения, но и их дикие предки.
В оранжерее представлены выходцы из тропических стран. Это вересковые и орхидные суккуленты (кактусы шарообразные, цилиндрические или плоские растения, колючие или шерстистые), обширные коллекции азалий, орхидей.
На территории сада сохранился большой массив леса с главной породой — дубом, здесь встречаются экземпляры, которым по 100–200 лет. Недалеко от лабораторного корпуса можно видеть березняк из американских, азиатских и европейских берез. Н. Бородина отмечает разнообразие видов, расположенных на кленовой поляне: „Здесь и деревья, и кустарники; вот кора с зелено-белыми полосами напоминает не то арбуз, не то зебру, а вот обычная, скромная темно-серая. Вот ажурная листва с серебристо-белой „подкладкой“, а вот довольно плотная крона с темно-зелеными листьями. Есть деревья с темно-красной листвой; но тут уже не виды, а садовые формы. Появление садовых форм объясняется тем, что дендрарий создавался не только ботаниками, которые старались как можно полнее представить естественные виды растений, но и архитекторами, которые, разбивая ландшафтный парк, стремились наилучшим образом использовать декоративные свойства растений и показать их возможности при различном размещении и при сочетании растений с контрастными признаками. Так появились в дендрарии плакучие рябины, пестролистные клены и ясени, карликовые и пирамидальные туи“.
Ботаническая улица делит территорию сада на две части. В одной ее части можно видеть экспериментальные участки, производственные оранжереи и питомник.
Не так давно на территории Ботанического сада появились два новых сада — японский сад (он был создан вместе с японскими специалистами) и вересковый сад (совместное творение с учеными Германии).
Главный ботанический сад обменивается семенами с отечественными и зарубежными ботаническими учреждениями. Организует экспедиции в разные районы страны: по Командорским островам, Сахалину, Охотскому побережью, Приморской тайге, памирским высокогорьям и южнорусским степям, лесам Карпат и Кавказа. Проводятся и международные ботанические экспедиции для сбора семян и растений.
Н. Бородина пишет: „И вот на грядках московского питомника зеленеют сеянцы пихты, которая в природе встречается лишь в единственном месте: в долине реки Семячик на Камчатке. Бамбук на участке флоры Дальнего Востока напоминает о его непролазных зарослях на Курилах.
Маньчжурский клен и амурский бархат служат здесь, как и на родине, опорой для лиан — кирказона, актинидий, лимонника. Любителей свежей зелени наводят на размышления, съедобны или несъедобны ягоды незнакомых кустарников. Один из видов жимолости съедобен, хотя с некоторых кустов плоды горьковаты. А вот яркие, алые плоды боярышниколистной малины глаз радуют, а на вкус никуда не годятся!“
В ботаническом саду ведется большая научная работа. Разрабатывается методика стимуляции плодоношения растений и проверяется качество собранных семян с помощью рентгенографии. Исследуются биогенные стимуляторы для предпосевной обработки семян (так, благодаря обработке янтарной кислотой хлопчатник и кукуруза увеличивают урожай и быстрее развиваются). Ведется большая работа в области гибридизации, некоторые из полученных растений широко применяются в народном хозяйстве (например, зернокормовые пшеницы с высоким содержанием белка, высокоурожайные и зимостойкие).
УКРАИНА
Никитский ботанический сад
В Крыму на берегу Черного моря, у деревни Никита, основанной много веков назад греческими колонистами, в семи километрах от Ялты в 1812 году был создан Никитский ботанический сад. Он занимает площадь 1000 га, протянулся вдоль берега моря на километр и поднимается вверх по склону на высоту 200 м.
Климат здесь средиземноморский. Среднегодовая температура воздуха 12,4 °C. Лето теплое, вегетационный период длится почти семь месяцев, поэтому многие субтропические растения чувствуют себя здесь великолепно.
По поручению наместника Новороссийского края устройство сада, названного „казенным“, а затем „экономо-ботаническим“, было поручено доктору медицины Христиану Христиановичу Стевену (1781 — 1863), ученику и сотруднику известного ученого-натуралиста М. Биберштейна. До этого он работал в этих местах, хорошо знал растительность Крыма и собрал обширный гербарий.
Правительственный указ об учреждении ботанического сада был подписан 10 июня 1811 года. Саду была „отведена территория в 375 десятин, простиравшаяся на версту вдоль берега моря и около пятисот саженей в ширину, по крутому склону гор, на высоте 700–800 футов“. Однако только четверть площади годилась для выращивания растений, остальную часть составляли скалы, каменистые осыпи, балки и овраги.
Взявшись за строительство сада, Стевенчетко сформулировал главные задачи. Во-первых, полное собрание всех без изъятия растений, могущих расти в здешнем климате. Во-вторых, сбор семян и разведение растений, которые могут произрастать в России. В-третьих, разведение плантаций растений, которые свойственны теплой климатической зоне, и получение от них доходов.
На отведенной территории не было ни построек, ни дорог. На помощь первому директору сада друзья прислали солдат и матросов. В сентябре 1812 года посадили первые растения. Стевен писал: „Посажены на места груши, яблони и другие фруктовые деревья, достигшие нужного для того роста, каждого сорта по одному или по два, а изредка и по три дерева, чем основано помологическое собрание, какового еще в России не было, от которого со временем посредством посылок можно распространить лучшие сорта в те российские губернии, куда по отдаленности дерев возить нельзя“. По плану сад включал плодовый сад, парк, „экономический сад“, цветник и ботанический сад.
Ученый собрал более 4500 видов растений, создал самую большую в мире помологическую коллекцию из 550 сортов груш, 330 сортов яблонь, 80 сортов слив, 110 разновидностей персиков и других плодовых деревьев. Общее число деревьев и кустарников достигало 21 142 экземпляров, в том числе 14 332 видов было высажено в открытый грунт. Была построена оранжерея, в которой насчитывалось около 1500 субтропических и тропических растений. Кроме того, Стевен собрал обширный гербарий и библиотеку.
X. Стевен работал в Никитском ботаническом саду 15 лет. П. Лапин пишет: „Вызывают удивление трудолюбие и трудоспособность Х. Х. Стевена. Он педантично вел научные дневники. В них тщательно и точно отражены данные по интродукции растений и наблюдения за развитием. Ученый поддерживал обширную переписку с русскими и зарубежными ботаниками, выписывал для испытания новые семена и растения, лично составлял научные и финансовые отчеты. У него не было заместителей и секретарей, не было машинисток.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54