А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Одна группа преодолела свое одиночество к концу учебного года, а в качестве его причины называла широкий круг и личностных, и ситуативных факторов. Вторая группа, которая, по всей видимости, оставалась одинокой в течение всего учебного года, всю вину за собственное одиночество возлагали на свои постоянные черты характера. Мы выяснили, что студенты, оставшиеся одинокими, начинали год с таким настроением, которое вполне могло помешать им активно искать контакты с обществом. Эти студенты, возможно, слишком рано утвердились в мнении, что ни завязать дружеских отношений, ни поддерживать их они неспособны. Чтобы помочь студентам, оставшимся одинокими после первого года обучения в университете, необходимо изучить их представления о причинах их одиночества. Им нужно научиться реалистически оценивать свое положение, ибо такая оценка и даст им возможность справиться с одиночеством, и поддержит в них стремление продолжать попытки окончательно его преодолеть.
Социальные взаимоотношения и одиночество
Отношения с семьей, друзьями и любимыми
На каждом этапе жизни для людей важны разные типы отношений. Для маленького ребенка главными являются отношения с родителями. По мере того, как дети растут, для них все более важным становится общение со своими ровесниками. У взрослых в центре внимания находятся их супружеские или любовные связи. Большинство людей поступают в университет в поздней юности - в переходный период от юности к зрелости. Поэтому социальные связи университетских студентов могут иметь особенности обоих этих этапов. Как влияют разные типы взаимоотношений на одиночество студентов во время обучения в колледже? В одинаковой ли степени связи с семьей, друзьями и возлюбленными препятствуют одиночеству или разрыв одного вида отношений оказывает большее воздействие на возникновение одиночества, чем другие?
При тестировании новичков университета мы сравнивали степень удовлетворенности студентов своими связями с семьей, друзьями и возлюбленными, чтобы выяснить, какие связи чаще всего предсказывали одиночество. Степень удовлетворенности существующими на данный момент дружеским отношениями оказалась более показательной для баллов по шкале одиночества, чем удовлетворенность отношениями с возлюбленными или семьей. То есть недовольство друзьями теснее всего связывалось с одиночеством.
Чтобы получить более объективную, количественную информацию об активности общения студентов, мы попросили их ответить, насколько частыми были их контакты (по телефону, в письмах, при встречах) с семьей, друзьями и возлюбленными. При анализе ответов мы попытались выяснить, существует ли самая тесная связь между частотой контактов с людьми в определенной категории взаимоотношений и одиночеством. И опять оказалось, что дружба особенно важное условие предотвращения одиночества. Нечастые контакты с друзьями с большей очевидностью предсказывали одиночество, чем общение с семьей или возлюбленными.
Выбранные студентами варианты ответов на вопросы относительно путей преодоления одиночества пролили дополнительный свет на понимание дружбы, увлечения и одиночества. Студенты, сумевшие справиться со своим одиночеством к весне, чаще всего говорили, что чувствовали себя менее одинокими по мере того, как "постепенно устанавливали дружеские отношения с окружавшими их людьми". Многие из этих студентов не были довольны своим "любовными связями" к концу года, но были удовлетворены дружескими связями. Такие ответы наводят на мысль, что для некоторых студентов данной возрастной группы дружба может в некоторой степени компенсировать отсутствие постоянной романтической связи.
В отличие от студентов, сумевших преодолеть свое одиночество к весне, студенты, остававшиеся одинокими весь учебный год, чаще всего говорили, что "найти себе девушку/молодого человека" - единственный для них способ покончить когда-нибудь со своим одиночеством. Остававшиеся одинокими студенты высказывали недовольство всеми своими отношениями, но, похоже, были уверены, что помочь им может только романтическая связь. Возможно, этим студентам действительно нужно часто ходить на свидания, чтобы удовлетворить свои особые потребности в общении. Но возможно также, что они просто недооценивают дружеские отношения как вероятное средство преодоления одиночества.
Итак, хотя первокурсники дорожили своими взаимоотношениями с семьей, друзьями и возлюбленными, именно наличие у них друзей оказалось особенно важным условием для того, чтобы избежать одиночества. Какую грусть испытывают люди, когда у них нет друзей, можно увидеть, ознакомившись с признаниями одного из тестируемых студентов: "Мне кажется, мои интересы и идеалы не такие, как у других людей. Мне становится совсем одиноко, когда я осознаю свою оторванность от всех, обособленность даже в компании. Это очень тягостно, потому что такое ощущение может остаться у меня на всю жизнь".
Каким социальным потребностям
отвечают взаимоотношения
Выше речь шла о воздействии на одиночество человека его отношений с семьей, друзьями и возлюбленными. Теперь мы приступили к более детальному рассмотрению разнообразных психологических потребностей, которым отвечают социальные отношения, а также проанализируем конкретную связь этих потребностей с одиночеством. Роберт С. Вейс называет шесть основных потребностей, которым отвечают социальные связи. По его мнению, взаимоотношения становятся более "специализированными" в зависимости от их потребностей. То есть различные психологические потребности удовлетворяются разными типами социальных взаимоотношений, хотя и одна-единственная связь может удовлетворить больше чем одну потребность. Так, "социальное единение", чувство общности интересов и дел, обычно возникает у человека при общении с друзьями. У взрослых "привязанность", ощущение надежности и обязательств по отношению к партнеру, чаще всего появляется при интимных контактах с возлюбленным или супругом."Ощущение надежности родства", или уверенность в продолжительном оказании поддержки, обычно возникает при связях с семьей и родными. Сотрудники и коллеги могут представить "подтверждение достоинств", наставники и учителя - обеспечить "руководство", а свой отпрыск - дать "возможность воспитывать".
Хотя типология Вейса и кажется не совсем обычной, она получила уже эмпирическое подтверждение в одной из небольших работ. Наша исследовательская группа предложила способ для оценки следующей зависимости: насколько существующие на данный момент взаимоотношения удовлетворяют каждую из шести потребностей. В анкету социальных потребностей мы включили по два пункта на каждую потребность, один из них представлял собой положительное утверждение, второй - отрицание. Например, потребность в привязанности оценивалась по следующим двум пунктам: "Я поддерживаю близкие отношения, которые дают мне ощущение эмоционального благополучия и комфорта" и "У меня нет ощущения близости с каким-то одним определенным человеком". Респонденты оценивали, насколько каждое утверждение отвечает их сегодняшнему положению, оценка производилась по 7-балльной шкале. Отдельная шкала оценок использовалась для определения важности каждой потребности лично для респондента. На анкету социальных потребностей ответили все студенты, участвовавшие в нашем исследовании через 7 месяцев после начала занятий, то есть во время весеннего семестра.
Обратившись сначала к оценке важности каждой потребности, студенты определили как одинаково значимые "родственные связи", "социальное единение", "привязанность" и "руководство". "Подтверждение достоинств" и "возможность воспитывать" были оценены ими как менее важные по сравнению с другими потребностями. Таким образом, потребности, связанные с семьей, друзьями, возлюбленными и наставниками, получили высокую оценку у всех студентов. На следующих этапах жизни важными могут оказаться другие потребности. Например, "возможность воспитывать" может приобрести большую значимость после брака, когда люди собираются завести детей.
Чтобы понять связь между одиночеством и каждой потребностью, оценки, при помощи которых студенты определяли, насколько существующие у них отношения удовлетворяют каждую потребность, были включены в уравнение поэтапной множественной регрессии для предсказания баллов по шкале одиночества. Результаты показали, что "социальное единение" больше других факторов предсказывает балл одиночества (стандартизированный коэффициент бета=0,438). Следующим по значимости шел фактор "подтверждение достоинств" (стандартизированный коэффициент бета =0,289), потом "руководство" ( стандартизированный коэффициент бета=0,197). Никакие другие потребности не предсказывали одиночества в достаточной степени. Взятые вместе потребности объясняли 65% расхождений между баллами одиночества.
Таким образом, мы выявили, что очень важны все потребности, связанные с наличием друзей, возлюбленных и семей, но наилучшим образом предсказывают одиночество именно те, которые связаны с друзьями и коллегами. Возможно, потребности, связанные с семьей, оказались не столь показательными просто потому, что в нашей выборке они, как правило, были удовлетворены (то есть, расхождение здесь было незначительным). Труднее объяснить тот факт, что потребность в романтических взаимоотношениях не всегда предсказывала одиночество. Из всех потребностей наибольшие расхождения дала "привязанности". Выше уже отмечалось, что для студентов, находящихся на ступени развития данной возрастной группы, важнее оказывается удовлетворение потребности в дружбе, чем в романтических взаимоотношениях. Похоже, так оно и есть, хотя сами студенты могут рассматривать эти два вида отношений как одинаково важные для них. Известно, что на старших курсах одиночество одинаково тесно связано с романтическими и дружеским отношениями. Это дает основание полагать, что изменение социальных потребностей, вызванное самим фактом развития, может происходить в юности.
Субъективные оценки отношений
Культурный стереотип, сложившийся в нашем обществе в связи с социальными взаимоотношениями, гласит: "чем больше, тем лучше" - то есть больше друзей, больше свиданий, больше телефонных звонков. Мы, однако, придерживаемся иной точки зрения, возражая против того, что одиночество самым непосредственным образом связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями, а не с частотой или количеством социальных контактов. Ниже будут представлены данные тестирования первокурсников, касающиеся относительной роли количественных и качественных переменных как факторов предсказателей одиночества.
Тестируемых попросили ответить на два общих типа вопросов, связанных с их социальными взаимоотношениями. Одни из них касались количественных характеристик общения, таких, как количество связей и частота социальных контактов, другие субъективного чувства удовлетворенности существующими взаимоотношениями. Предметом специального анализа стало относительное воздействие на одиночество количественных и качественных факторов при взаимоотношениях с друзьями, возлюбленными и членами семьи. Чтобы предсказать одиночество для каждого типа взаимоотношений были использованы количественные и качественные переменные.
Субъективная удовлетворенность отношениями оказалась лучшим фактором предсказателем одиночества, чем любая из количественных оценок степени участия в общении. Удовлетворенность дружескими отношениями была теснее связана с одиночеством, чем количество друзей или частота контактов с друзьями. Удовлетворенность отношениями с возлюбленными оказалась лучшим фактором-предсказателем одиночества, чем частота встреч или степень увлеченности (то есть "не встречаюсь", "иногда хожу на свидания", "серьезное увлечение"). Удовлетворенность отношениями с семьей лучше предсказывала одиночество, чем частота контактов с семьей или удаленность от дома.
Поскольку субъективное удовлетворение оказалось наиболее важным коррелятом одиночества, мы провели дальнейшее исследование с целью выяснить, что вызывает удовлетворенность или недовольство существующими отношениями. Наши данные говорят о том, что респонденты придавали огромное значение социальным сравнениям, когда свои отношения оценивали с точки зрения их приемлемости по сравнению с отношениями у других людей. Согласно теории социальных сравнений, людям свойственно оценивать своевременность или правильность своих суждений, способностей или эмоций. Поскольку объективных эталонов для такого сравнения не существует, люди полагаются на социальные нормы, то есть мы сравниваем себя с другими людьми, чтобы определить адекватность наших личных качеств и мнений. Мы больше уверены в обоснованности своих представлений, если их разделяют другие люди. При этом процессе самоутверждения особую важность для нас представляют мнения людей определенного склада, а именно тех, с которыми нас роднят соответствующие черты характера. Такая тенденция позволяет предположить, то мы часто сравниваем свои собственные социальные связи со связями других людей, и главным образом со связями себе подобных людей. Если индивид считает свои взаимоотношения недостаточными по сравнению со взаимоотношениями ровесников, то вполне вероятно, что у него или у нее возникает чувство неудовлетворенности и, как следствие, одиночества.
При тестировании первокурсников студенты указывали, насколько благоприятно они оценивают свои взаимоотношения по сравнению со взаимоотношениями своих ровесников. Оказалось, что социальное сравнение играет главную роль в оценке студентами удовлетворительности их связей. Корреляция между удовлетворенностью своей дружбой и сравнительными оценками дружбы у ровесников составили 0,64. В сфере семейных отношений такая корреляция равнялась 0,70, для романтических взаимоотношений она составляла 0,77. Удовлетворение от общения было теснее связано с социальным сравнением, то есть именно с оценкой общения других людей, чес с количеством связей или частотой контактов. Таким образом, оказалось, что познавательный процесс сравнения своего круга общения с кругом общения других людей играет важную роль в удовлетворенности социальными связями. В свою очередь удовлетворенность социальными отношениями оказывает значительное влияние на одиночество. Полученные данные позволяют сделать вывод, что существующие нормы социальных взаимоотношений являются критическим фактором в процессе социальной адаптации людей. Важность таких познавательных факторов всегда следует учитывать при составлении программ помощи одиноким. И возможно, некоторым одиноким людям, прежде чем помочь им преодолеть одиночество, нужно указать на необоснованность их представлений или непрактичность норм существующих социальных взаимоотношений.
Личностные характеристики
В нашем исследовании, посвященном изучению одиночества среди поступивших в университет, не уделялось достаточно внимания оценке их личностных характеристик, наш тест включал немного пунктов такого рода. Однако данные по этому вопросу уже имеются, они получены отдельно при изучении одиночества среди студентов калифорнийского университета всех четырех учебных классов, проведенного нашей исследовательской группой. Они включают оценки склонности к установлению контактов и чувствительности к отказу, интровертности - экстравертности, социального самолюбия и самоуверенности. Одинокие студенты оказались значительно менее самолюбивыми, в большей степени интровертами, они проявили меньшую склонности устанавливать контакт, меньшую самоуверенность и большую чувствительность к отказу. Обобщив данные, мы получили образ одинокого студента университета - человека, недостаточно уверенного в себе при общении, застенчивого и чувствительного к отказу в контакте. Эти личностные характеристики явно мешают их обладателям завязать отношения и могут тормозить процесс социальной адаптации.
Факторы обстановки
Обстановка, в которой люди находятся, может оказать глубокое воздействие как на их эмоциональную жизнь, так и на их поведение. Мы рассмотрим здесь те стороны университетской жизни, которые могут сказываться на том, насколько легко устанавливаются межличностные отношения, а также повлиять на качество этих отношений.
В 70е годы многие университеты США увеличили прием студентов из-за возросших расходов на образование, но недостаточно развернули жилищное строительство, что привело к перенаселенности студенческих городков. Расширясь, университеты обычно возводили дешевые высотные корпуса общежитий.
1 2 3