Потрясённый Тектор опустился на ковёр.
- Я просто не думал... - он встряхнулся. - Когда я сам учился в тинке, отцов пускали лишь дважды в цикл, и им запрещалось говорить о политике.
- Но ты всё равно получил седьмой браслет инженера. Первым в группе.
- Мне просто повезло с выбором профессии.
Лиаз нежно погладила Тектора хвостом.
- Не строй из себя меньшего, чем ты есть.
Сарк улыбнулся. Пару минут они говорили о пустяках, затем Тектор встал.
- Мне пора. Лиаз, как ты назовёшь старшего в смену выпуска?
- Он говорил, ему нравится имя Текстар.
- Хорошо, - Тектор погладил смущённого сына. - Пусть так и будет.
Самки проводили его долгими взглядами.
На заводе Тектора уже ждали. Он прошёл в свой кабинет на седьмом этаже административного корпуса, задержавшись в металлургическом цехе и проследив за отливкой штанговой распорки. Сотрудники дирекции вежливо приветствовали главного инженера.
Кондиционеры в здании почти полностью очистили воздух от запаха. Усевшись на любимый ковёр, Тектор несколько минут отдыхал. Вскоре в дверь постучали.
- Что нового? - спросил он у вошедшего сарка.
- Строительство двадцать первой очереди реактора приостановлено! - с ходу начал заместитель Тектора, четырнадцатый в Торе по имени Дзег.
- Почему?! - инженер встревожился.
- Поступила директива из рангцентра. Ожидается полная смена плана работ, подробности будут в течение трёх смен. Пока нам предписано свернуть всё металлоёмкое производство, и заказать пятьсот тонн железной руды в Дигсите.
Дзег протянул Тектору пачку бумаг.
- Ходят слухи, что нам предстоит разработать и построить космический корабль нового поколения.
Тектор фыркнул в усы.
- Это когда же успели слухи пройти? Не надо оправдывать свои умозаключения выдуманными «слухами». И так понятно, что наш завод используют для ликвидации повреждения Свода.
- Это сорвёт весь график по наращиванию мощности реактора...
- Это спасёт наш город, если я хоть что-нибудь понимаю в экологии.
Дзег вздохнул.
- Кого отправить в Дигсит?
- Гхм... - Тектор задумался. - Они уже знают о заказе?
- Не думаю.
Инженер нахмурился:
- Почему ты не позвонил?
- Связь между Северным и Южным доменами нарушена. Ремонтные группы уже в пути, но там свыше трёхсот километров кабелей...
- Неужели метеорит повредил коммуникации? - удивлённо спросил сарк.
- Очевидно.
Тектор встал.
- Я отправлюсь сам. Надо осмотреть место катастрофы, прикинуть объём восстановительных работ.
- Но как же план наращивания...
- Забудь о нём. Если не восстановить Свод, скоро некому будет пользоваться нашим реактором.
Дзег вздрогнул.
- Что сообщить в дирекцию?
- Что Тектор выехал на место проведения работ для составления списка необходимого оборудования.
Крупный серый сарк с рыжими кисточками на ушах похлопал своего заместителя по спине.
- И не надо распускать слухи, будто главный инженер полетел в космос.
Они рассмеялись.
Глава 2
Фтимар приходил в себя долго, мучительно, рывками. Он совершенно не чувствовал тела. Какое-то белое покрывало мешало видеть, в ушах - вернее, где-то в области головы, поскольку ушей он не чувствовал - отвратительно позвякивало в такт с биением сердца. Сердце же, если то было оно, билось ровно и мощно; только слишком быстро.
Время, казалось, тянулось бесконечно. Фтимар лежал, не чувствуя себя, и размышлял о происшедшем. Смутно помнилось, что на него прыгнуло чудовище, кажется каменный скорпион. Странно. Те, кто попал в клешни к каменному скорпиону, обычно не могут потом лежать на белом, размышляя о своей судьбе...
Ощущение времени тоже исчезло. Фтимар не знал, сколько прошло смен, прежде чем белое покрывало убрали с его глаз. После долгой слепоты, зрение показалось ему неестественно четким, даже слегка искаженным. Впрочем, когда подошли врачи, Фтимар убедился, что с его глазами и в самом деле что-то не так. Он различал каждую шерстинку на их лицах, но не мог сфокусировать зрение одновременно на многих. Врачи с тревогой наблюдали за его стараниями.
- Ты можешь слышать? - спросил один из них. - Медленно закрой глаза, если да.
Только в этот миг Фтимар осознал, что к нему вернулся слух. Вернулся - и не просто вернулся, а буквально ворвался в голову, наполнив мозг оглушающим шумом. Фтимар судорожно втянул воздух.
- Я... - в горле вспыхнул костер, но он все же договорил: - ...слышу.
- Голосовые связки прижились, - заметил один из врачей другому. Третий наклонился над Фтимаром и посветил ему в глаза желтым фонариком.
- Я доцад Ктис, - сказал первый врач. - Слушай внимательно и в коем случае не пытайся двигаться. Тебя разорвал каменный скорпион. Когда твое тело доставили в город, спасти его было уже невозможно. Чтобы сохранить тебе жизнь, мы решились на экспериментальную операцию.
Фтимар молча моргнул. Очевидно, вопрос слишком ясно читался в его глазах, и Ктис не стал ждать, пока раненный сумеет его произнести.
- Твой мозг пересадили в другое тело, - сообщил он. - Незадолго до катастрофы охотники из Телгара обнаружили в новооткрытой пещере удивительных животных, слегка похожих на сарков. Обьем черепной коробки, набор нервных окончаний, даже состав крови идеально соответствуют нашим. Шансы, что операция окажется успешной, были примерно один к десяти тысячам... - дальше Фтимар не услышал, поскольку потерял сознание от шока.
Долгое время затем он отказывался говорить. Фтимар неподвижно лежал на операционном столе, глядя в потолок чужими глазами. Питали его капельницей. Наконец, спустя много смен, шок немного отпустил. Как-то раз зайдя в палату, Ктис с удивлением и радостью заметил, что Фтимар смотрит на него.
- Тебе лучше? - спросил врач.
- У меня... - Фтимар зажмурился. - У Фтимара было трое детей. Они... знают?
- Нет, - быстро ответил Ктис. - Для всех ты мертв. После операции прошло более ста смен, организму требовалось время на восстановление.
Долгое молчание.
- Хорошо... - Фтимар попытался приподняться. - Зеркало. У вас есть зеркало?
Ктис помолчал.
- Есть. Только ничего не бойся, - он кивнул ассистенту. Тот, стараясь не смотреть на Фтимара, поднял над ним большое плоское зеркало.
Раненый долго разглядывал смешную звериную мордочку с задранным носом, огромными ушами - каждое из которых было больше головы, маленькими черными глазками и набором хищных клыков. Всё его новое лицо, за исключением носа и губ, было покрыто тонкой рыжей шерстью.
- Могло быть и хуже, - сказал наконец Фтимар. Голос чуть дрожал. - По крайней мере, это существо хорошо слышит. Что оно... Чем я питаюсь?
- Грибами, как и все мы. Твой метаболизм совершенно не отличается от нашего.
- А зачем такие клыки?
- Мы пока не знаем.
- Надеюсь, я остался самцом?
- Разумеется, - Ктис нервно дёрнул хвостом. - Позже твой вопрос будет поставлен на повестку смены в рангцентре. Я уверен, тебе разрешат создать новый ранг, и выделят отдельный бокс в тинке для твоих самок.
Фтимар отпрянул.
- Самки? Ты полагаешь... Меня не привлекают животные.
- Не животные, а самки твоего вида, - поправил Ктис. - Когда половой цикл войдет в активную стадию, тебе будет неважно, есть хвост у твоей самки или нет.
Фтимар содрогнулся.
- Хвост? У меня больше нет хвоста?!
Ктис помолчал.
- Я думал, доцад Илкт уже ввел тебя в курс дела...
- Доктор, у меня нет хвоста? - оборвал Фтимар.
В этот раз Ктис молчал гораздо дольше.
- Фтимар... - он тяжело вздохнул. - Тебе будет больно, но лучше сказать сразу. Видишь ли... - Ктис присел на койку рядом с бывшим сарком, - У тебя больше нет рук.
Фтимар дёрнулся.
- Что? - переспросил он тихо.
- Мой коллега, доцад Илкт, должен был упомянуть об уникальности зверя, чьё тело тебе досталось, - Ктис прятал глаза. - Понимаешь... это животное способно летать.
- Летать? - недоверчиво повторил Фтимар. - Ничто не может летать. Я знаю, работы в этом направлении давно ведутся, но до создания антигравитации так же далеко, как и сто циклов назад. Опомнитесь, Ктис. Ничего совершеннее магнитопланов в мире не существует.
- С моей памятью все в порядке, Фтимар. - отозвался врач. - Мы тоже не верили, когда охотники твердили о способности найденных зверей к полёту. Однако существо, которым ты сейчас являешься, летало внутри помещения, использованного нами вместо клетки. За ним наблюдали все светила саркианской науки, из Телгара были приглашены лучшие баллистики и физики. Это невероятно, согласен, однако факт.
Фтимар приподнял голову.
- Но как?..
Ктис вздохнул.
- Верхние конечности зверя удлинены и несут по пять необычайно длинных пальцев. Между пальцами натянута тонкая и прочная кожа, лишённая волосяного покрова. С помощью этих органов существо каким-то образом отталкивается от воздуха и парит, словно скат под водой. Это совершенно новая идея, над ней сейчас трудятся НИИ всех городов. Возможно, нам удастся создать летательный аппарат сходного принципа действия.
Потрясённый Фтимар уронил голову обратно на стол.
- Летательный аппарат... - прошептал он.
- Именно, - негромко ответил Ктис. - Мы уже послали экспедицию за новыми образцами летающих зверей. Наша главная надежда - ты, Фтимар. Ты должен научиться летать, а затем научить сарков строить летающие машины!
- Летать?! - новое тело Фтимара напряглось. - Я не могу летать!
- Можешь, - серьёзно сказал врач. - По несчастному стечению обстоятельств, ты теперь летающий зверь.
Ктис положил руку на пушистую грудь Фтимара.
- Набирайся сил. Они тебе пригодятся.
***
Смена за сменой тянулись, подобно звеньям кошмарной цепи. Фтимар учился ходить и лазить по стенам, цепляясь когтками «крыльев», как было решено именовать его передние конечности. Недавно охотники доставили из дальней пещеры нескольких зверей живыми, и Фтимар целыми сменами наблюдал за ними, обучаясь пользоваться новым телом. Животных назвали «дактилами» за их чудовищной длины пальцы.
- Мне кажется, они разумны, - сказал однажды Фтимар, когда вместе с доктором Ктисом наблюдал за пойманными дактилами. - Я научился различать несколько слов.
- Слова? - удивился Ктис. - Они не издают звуков! Тебе пересадили голосовые связки от старого тела, лишь поэтому ты можешь разговаривать.
- Я знаю, тебе не слышно, - кивнул Фтимар. - Это ультразвук. Дактилы общаются на частотах, недоступных саркам. Вот смотри... - он повернулся к врачу и на миг приоткрыл пасть. Ктис почувствал лишь слабое беспокойство и зуд в коже, зато звери за стеной всполошились и принялись истошно метаться по комнате.
- Как они кричат... - прошептал Фтимар. Приоткрыв крылья, он сжал свои огромные уши, - Я не могу это видеть...
- Уйдем отсюда? - предложил Ктис. Фтимар часто-часто закивал. Они вернулись в главную палату, где их ожидали несколько сарков из города. Фтимар опустился на койку.
- Дактилов надо отпустить, - сказал он твердо. - И запретить охотникам ловить их.
- Сейчас не до этого, - возразил один из гостей. Это был пожилой, совершенно белый сарк с ожерельем первого в ранге и необычными зелеными глазами. - Прошлой сменой упал метеорит. Очень крупный метеорит.
Фтимар кивнул.
- Я знаю, слышал новости.
- Здесь? - сарк оглянулся в поисках информационного табло. Фтимар улыбнулся, оскалив треугольные клыки.
- Мне хорошо слышно все, о чем говорят на улице.
- Действительно? - протянул сарк. - Что ж, тем лучше. Я Мистар, первый в ранге, начальник Космического управления Аретиса. Ты уже научился отталкиваться от воздуха?
- Нет. Я пока слишком слаб.
- Учись быстрее.
Фтимар с сомнением перебрал крыльями.
- Если вы хотите отправить меня к Своду, чтобы я осмотрел пробоину...
- Нет, - Мистар прижал уши. - Мы снаряжаем космический корабль. Экспедиция отправляется через двадцать две смены; у тебя есть десять смен, чтобы научиться летать.
Фтимар едва не потерял сознание.
- Я стану космонавтом?!
- Тебя это пугает?
- Нет... - Фтимар сглотнул. - Я всю жизнь мечтал отправиться в Космос.
Мистар улыбнулся.
- Я считал тебя умнее. Так ты согласен?
- Конечно!
- Имей в виду, экспедиция продлится очень долго, - предупредил Мистар. - Возможно, больше цикла. В этот раз мы впервые высадимся на поверхность планеты, это очень опасно. Последние циклы уровень космической радиации непрерывно растет.
- Моё новое тело очень устойчиво к радиации, - быстро ответил Фтимар. - Доцад Ктис проводил опыты...
- Потому-то мы тебя и берем, - оборвал Мистар.
Поднявшись на ноги, он тяжело покачал головой.
- Это будет нелегкая экспедиция. Половина команды - новички, ни разу не бывавшие в Космосе...
Фтимар удивленно встопорщил уши:
- Почему?
Мистар переглянулся со своими спутниками.
- Потому что мы вынуждены взять на борт как можно больше специалистов разного профиля, - ответил он глухо. - Подробности узнаешь в центре подготовки. Жду тебя там через десять смен. Не опаздывай.
Глава 3
«Магнитоплан „Аретис-Дигсит“ отправляется через две минуты, пассажирам просьба занять места и пристегнуться...»
Тектор вздрогнул. Две минуты! Он поспешно протянул контролёру свой браслет.
- Одно место, скорее.
Рыжевато-серый сарк недовольно вздохнул.
- Мест нет.
- Поищи внимательно.
- За две минуты до отправления ты хочешь найти...
- Это задание рангцентра! - сурово оборвал инженер. Контроллёр промолчал. Привычным движением он вписал в книгу данных личный код Тектора, выбитый на браслете. Затем просмотрел список пассажиров.
- Тебе везёт. Один сарк решил не лететь, и его кресло пока не занято. Хвостовой салон, место девяносто два.
- Спасибо... - Тектор уже бежал к трапу.
Стремительное веретено магнитоплана едва заметно покачивалось над Т-образным бетонным монорельсом. Мощные обмотки поезда создавали вихревые поля, не позволявшие многотонной машине потерять устойчивость. Поднимаясь по трапу Тектор одобрительно осмотрел изогнутую по сложному профилю носовую панель. Когда скорость поезда достигала двухсот километров в час, форма панели превращала магнитоплан в экранолёт, и несущие обмотки можно было выключать. Эти детали производились на заволе Тектора.
«С введением в строй новой очереди реактора надобность в экономии исчезнет навсегда...» - не без гордости подумал инженер. - «Энергии станет достаточно».
Салон был переполнен. Тектор прошёл в самый конец вагона, обнаружив единственное пустое кресло в дальнем углу. С трудом веря своему везению, инженер опустился на мягкое сидение.
Вагон плавно покачивался. Переведя дыхание, Тектор взглянул в иллюминатор и только сейчас заметил, что они уже в пути. В магнитоплане нет движущихся частей. Поезд парит на магнитной подушке и движется вперёд под действием переменных напряжений в полях несущих обмоток, словно развёрнутый линейно электродвигатель. Поэтому полёт происходит совершенно бесшумно.
Свет в салоне плавно умерил яркость. Покрытый толстым ковром пол и полумрак распологали ко сну, вдобавок Тектор немного устал. Он со вздохом откинулся на спинку кресла и закрыл глаза.
- Стикс?
Тектор подскочил от неожиданности.
- Что?
- Стикса не желаешь?
Приземистый белый сарк протягивал Тектору поднос с напитком. Инженер тяжело вздохнул.
- Я же спал.
- Прости.
- Уже поздно. Сколько времени прошло после старта?
Сарк фыркнул.
- Двадцать минут. Лететь ещё час, так что не отказывайся.
Улыбнувшись, Тектор взял с подноса пиалу.
- Спасибо.
Сарк ушёл. Медленно потягивая приятный напиток, Тектор смотрел в иллюминатор.
За стеклом на громадной скорости проносились мрачные скалы. Изредка виднелись одинокие огоньки, время от времени словно метеоры вспыхивали искры энерговодов магнитки. Тьма владела миром, и лишь на миг её раздвигала светящаяся стрела поезда.
В салоне царила тишина. Большинство пассажиров спали, расчитывая отдохнуть за время вынужденного бездействия. Тектор уже собрался было последовать их примеру, когда до его сознания дошёл простейший факт, и Тектор едва не вскрикнул от изумления.
«Район падения полностью уничтожен» - сказал диктор. «Отряд на вездеходах был вынужден повернуть назад»
А он сидит в комфортабельном салоне магнитоплана, и намеревается поглядеть на место катастрофы. Катастрофы, которая тем не менее пощадила тонкий волосок монорельса, тянувшийся сквозь темноту северных равнин.
Тектор задумался. Значит, катастрофа не имеет никакого отношения к разрыву связи между Аретисом и Дигситом. Кто-то решил воспользоваться предлогом... Он вздохнул. Мало саркам неприятностей с природой, так ещё и эти ренегаты... От нечего делать инженер стал вспоминать всё, что знал о ренегатах.
Сарки жили в громадном скальном массиве, известном как Свод. Четыре гигантские пещеры распологались недалеко одна от другой, связанные сотнями коридоров и проходов. В самой большой пещере, Северном Домене, раскинулся крупнейший из четырёх мегаполисов, Аретис. Второй по величине город, Дигсит, был выстроен посреди широких равнин южной пещеры, богатой металлами и полезными ископаемыми. Дигсит снабжал сырьём весь мир сарков.
1 2 3 4 5 6 7 8