А-П

П-Я

 

Федор, дав Гришке самокат, тоже использовал второй метод переименования. Если кому-то трудно вспомнить благодарственный поступок, то применяется метод «назад в будущее».
Человечество поддерживает очень сильную веру в причинно-следственный театр. Техника переименования с поиском корня (причины) построена по правилам этого театра, и поэтому весьма эффективна. Она часто используется в психотерапии и является, по-видимому, одной из древнейших. В книгах Карлоса Кастанеды описана одна из базовых техник Дона Хуана — перепросмотр, по существу являющийся схожей техникой.
С.К.Кинг в книге «Городской шаман» приводит несколько примеров применения похожей техники. Невероятный случай произошел с жительницей Калифорнии, которая сильно обожгла ногу о выхлопную трубу мотоцикла. Ожог долго не заживал. Она представила благополучный исход события (без касания выхлопной трубы), прокрутила его в воображении сорок раз и получила впечатляющий результат — тяжелая рана затянулась за три дня.
Отметим, что многие идеи и техники этой замечательной книги перекликаются с симоронскими.
В НЛП (нейро-лингвистическом программировании) широко используется похожая техника «изменение личностной истории». В последнее время в России идеи кармы, благодаря господину С.Н.Лазареву, стали внедряться в обыденное сознание. Техника переименования с поиском корня, фактически изменяющая карму, встречает понимание и принятие. Отметим, что варианты переименования с поиском корня являются основными в холодинамике и дианетике.
Эффективное использование техники поиска корня основано также на том, что человек последовательно вспоминает яркие картины собственной жизни, как правило, глубоко погружаясь в детство. И испытывает вновь те острые и насыщенные эмоции, которые можно пережить лишь ребенком.
Сделаем несколько замечаний для тех, кто захочет применить технику переименования с поиском корня в работе с заказчиком(. Все начинается с того, что человек излагает проблему. Затем ищется более ранний эпизод его жизни, похожий на проблемный. Потом еще более ранний, и так до тех пор, пока не будет найден эпизод, за которым не видно предыдущего. Этот эпизод считается корнем сегодняшней проблемы. Как правило, корневые эпизоды располагаются в раннем детстве. Чтобы помочь человеку вспомнить корень, можно рассказать несколько историй о том, как другие вспоминали корневые эпизоды. Причем, следуя сложившимся канонам, можно рассказать несколько историй, вложенных одна в другую (так называемая спираль Милтона Эриксона). Пример работы по изложенному плану описан в рассказе «Так с беременными не поступают».
ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОГО СИГНАЛА
— Все на ней вкривь и вкось! — подумала Алиса, глядя на Королеву…
— Разрешите, я поправлю вам шаль, — сказала она вслух. — Она съехала на бок… А волосы! В каком они виде!…
Алиса осторожно вытащила щетку и, как могла, причесала Королеву.
Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье».
Едут Федя с Емелей на печке.
— Как отыскать мне принцессу? — спросил Федор.
— А на кой ляд она тебе?
— Влюбился во Фросю, и без нее мне свет не мил, — ответил Федор.
Видя, что Федя пленен очередным миражом, опытный волшебник понял, что брать того в ученики для передачи знаний рановато.
— Обучу я его хотя бы работе с актуальным сигналом, — подумал Емеля.
— Иди, Федя, по этой тропинке. Увидишь терем — не терем, избу — не избу. Там найдешь то — не знаю что. Если тебе удастся взять это с собой, то оно поможет найти принцессу.
Федор обнял Емелю, слез с печки и зашагал по тропинке. Она привела его к избе без окон, без крыльца. Он туда вошел и спрятался за печью. Вдруг входит в избу мужичок с ноготок, борода с локоток. Да как крикнет: «Эй, сват Хрон, есть хочу!» Откуда ни возьмись, появляется стол накрытый, на нем бочонок пива да бык печеный, в боку нож точеный. Мужичок сел возле быка, вынул нож точеный, начал мясо порезывать, в чеснок помакивать, покушивать, да похваливать. Обработал быка до последней косточки, выпил целый бочонок пива. «Эй, сват Хрон, убери объедки!» Стол пропал, как и не бывало.
Федя дождался, когда уйдет мужичок. Вышел из-за печки, набрался смелости и позвал:
— Сват Хрон, покорми меня…
Откуда ни возьмись, появился стол, на нем разные кушанья, закуски и заедки, вина и меды. Сел Федя за стол и говорит:
— Сват Хрон, садись со мной, станем есть-пить вместе.
Отвечает ему невидимый голос:
— Спасибо тебе, добрый человек. Столько лет я здесь служу, горелой корки не видывал. А ты меня за стол посадил.
Смотрит Федя и удивляется: никого не видно, а кушанья со стола словно кто метелкой сметает. Вина и меды сами в рюмку наливаются — рюмка скок да скок.
— Сват Хрон, покажись мне…
— Нет, меня никто не может видеть, я то — не знаю что.
— Сват Хрон, хочешь у меня служить?
— Отчего не хотеть? Ты, я вижу, человек добрый.
И отправились они дальше вместе.
Техника поиска корня, изложенная выше, предполагает долгое и трудоемкое исследование, погружение в прошлое. И не всегда можно с уверенностью найти источник — первый пропущенный сигнал. В этом случае можно применить технику переименования актуального сигнала. Пусть сейчас передо мной стоит свежий, актуальный сигнал. Этот последний сигнал в череде вихревых наслоений содержит всю информацию предшествующих сигналов — он вырос из них как их продолжение, их наследник. Если я качественно переименовываю актуальный сигнал, находящийся передо мной, то выхожу из тесных объятий вихря. Но для этого нужно произвести определенную работу.
Предположим, Иван Иванович занял у меня крупную сумму денег и полгода не отдает их. Из-за этого я потерял сон и аппетит. Это сигнал третьей стадии, он вошел в мое личностное окружение.
Иван Иванович лишает меня душевного покоя, равновесия, значит, именно этого ему не хватает. Я наблюдаю, в чем конкретно проявляется недостаток душевного равновесия Ивана Ивановича. Допустим, что он весь измят, непоглажен, недобрит. На столе у него беспорядок. Телефонная трубка три дня назад снята, и он забыл ее положить. Глаза дергаются, левый ус висит. И я начинаю распечатывать свои дырочки, транслировать ему благодушие. Я говорю (про себя, разумеется, хотя, если он готов, можно и вслух):
— Я выглаживаю твои брюки. Я брею тебя. Навожу порядок на столе. Я кладу трубку на телефонный аппарат. Я смазываю веко женьшеневым кремом. Подкручиваю ус. Я завариваю свежий чай (вместо заплесневелого, который стоит неделю).
И я замечаю — какое-то из моих предложений принято (если я выдал достаточный набор). В тот момент, когда я сказал: «Подкручиваю твой левый ус», он мог улыбнуться, или сесть более уверенно, или облегченно вздохнуть и т.д. Стало быть, я протранслировал ему душевный покой, и он его почувствовал. Я ввожу это в формулу: «Я тот, кто подкручивает левый ус Ивану Ивановичу» и начинаю ее печатать (необязательно в его присутствии) до тех пор, пока внешние обстоятельства не покажут мне, что ситуация разрядилась. В чем это может выражаться? Иван Иванович может отдать мне долг, либо я получу большую премию, либо выплатят задолженность по зарплате, либо деньги отменят и т.д.
Недостатком этой техники является необходимость непосредственного наблюдения за сигнализатором в момент переименования.
Требуется внимательность, точность оценки, когда я высматриваю, в чем проявляется отсутствие душевного равновесия сигнализатора. Если я этого не замечу, если он мне не замурчит, — работу придется продолжить.
Наш герой Федор смог разгадать и удовлетворить потребность свата Хрона в душевном комфорте, которого тот не получал в течение многих лет. Симоронское имя Федора звучит примерно так: «Я тот, который угощает свата Хрона».
Приведем типичный пример работы с актуальным сигналом.
— Поздней ночью я вез семью домой и нарушил правила: ведь ночью — ни машин, ни тем более гаишников. Я диву дался, когда, откуда ни возьмись, возник инспектор с полосатым жезлом. Он показал остановиться. Я поблагодарил (про себя) инспектора и заметил, что ему холодно стоять в ботинках. На улице был сильный мороз, и инспектор неосознанно исполнял чечеточку — у него замерзли ноги. Я мысленно предложил ему лётные унты, отороченные оленьим мехом, и стал повторять имя: «Я тот, который дарит унты инспектору». Он отпустил меня, слегка пожурив.
ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ С ПОИСКОМ СИМОРОНСКОГО СЛЕДА
Когда вы смотрите на пепелище, смотрите внимательно.
Д. Чопра. «Путь волшебника».
Если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет. Может, это действительно не имеет смысла. Но просто сидеть в темноте не имеет смысла в любом случае.
В. Пелевин. «Затворник и Шестипалый».
И обратился Федор к своему невидимому спутнику:
— Помоги мне найти принцессу, сват Хрон.
— Знает про то одна старая лягушка, живет она в болоте триста лет. Отправляйся к ней, мне там делать нечего. Есть у меня в тридевятом царстве тетка. Она — дама сенситивная и сегодня прислала телепатическое сообщение, просит проведать. Отпусти меня, Федя, а коль понадоблюсь, позови меня по имени, и я тебя разыщу.
— Ступай, сват Хрон.
И отправился Федор на Нижне-Варгунское болото. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Долго ли, коротко ли брел Федя, пришел на окраину болота и стал звать:
— Бабушка, лягушка-скакушка, жива ли?
— Жива.
— Выдь ко мне из болота!
Старая лягушка выползла из болота.
— Знаешь ли, где найти принцессу Фросю?
— Проводила б я тебя, да больно стара, мне туда не допрыгать. Да и река огненная там путь преграждает. Через нее ни зверь не перескочит, ни птица не перелетит. Одна я могла через нее перепрыгнуть, когда комсомолкой была.
— Расскажи мне о своей жизни, ты ведь много повидала.
— Давно я голодаю, совсем силы потеряла. А ведь было время в молодости, когда посидишь в парном молочке, подзарядишься энергией и можешь прыгать хоть на край света. Да где же его взять, молочко-то. Пока до деревни допрыгаешь, околеешь.
Пошел Федя в деревню, надоил молочка и принес его в горшочке. Посадил туда лягушку-скакушку и пошел с нею к огненной реке. На берегу вынул Федор лягушку из горшка и положил наземь.
— Ну, добрый молодец, садись теперь мне на спину.
— Что ты, бабушка, эка маленькая: чай, я тебя задавлю!
— Не боись, не задавишь. Садись, да держись крепче.
Сел Федя на лягушку-скакушку. Начала она дуться. Дулась-дулась, — сделалась словно стог сена.
— Крепко ли держишься?
— Крепко, бабушка.
Опять она дулась-дулась, — стала выше темного леса, да как скакнет, — и перепрыгнула через огненную реку.
— Вот мы и на острове Буяне, Федя. Отсюда до принцессы рукой подать.
Техника переименования с поиском симоронского следа построена на основе фундаментального симоронского принципа: в любой проекции всегда находится элемент созидания. В каждом разрушительном явлении можно найти искорку Симорона — симоронский след. Например: засыхающее дерево, а у него мощные корни; у собаки лишай, но она вожак стаи; машина с разбитым стеклом, но это «Победа».
Я нахожу этот след — остаточный резерв симоронской силы, природных прав. Как профессионального следопыта, он выведет меня к искомому имени. В наших примерах эти имена звучали бы примерно так: «Я тот, кто выпускает мощные корни», «Я тот, кто руководит стаей», и т.д. В качестве примера приведем историю из жизни симоронистки.
— Еду в метро. В конце вагона сидят двое бездомных, грязных мужиков с деревянными палками, в рваных пальто, но в руках оба держат по толстенной книге и, вроде бы, с увлечением читают. Входит третий бездомный и идет вдоль вагона. Вид его ужасен. Он не только грязный, но и побитый: под глазом синяк, голова бритая, на ней порезы и следы запекшейся крови. Останавливается напротив меня, и я, забыв обо всем, даю ему денег.
Два других бомжа открывают дискуссию, что им не легче, а почему-то им денег никто не дает, и они не упали так низко, чтобы просить подаяние. Понимаю, что я поддалась на провокацию — меня поймали на жалости. Народа в вагоне мало, шум раздражает всех, и бомжей просят угомониться. Сразу нахожу симоронский след — бомжи, а книги читают, да такие толстые. Печатаю имя: «Я тот, который читает толстенную книгу». В вагоне тишина. Побитый бомж сел возле входа на корточки и не просит ни у кого денег, двое других взялись за книжки и читают.
Эта техника часто используется симоронистами для работы с заказчиком. Приведем короткий пример.
Передо мной подчиненный, то и дело уступающий деспотичному начальнику. Но по некоторым вопросам у него есть собственные суждения, которые он высказывает вслух, это — симоронский след. Надо его расширить. Я его спрашиваю: какие конкретно суждения он высказывал? Заказчик сообщает, что при работе над одним документом у него была масса идей. Почти все начальник отверг, а двадцать седьмой параграф был принят в редакции заказчика. Симоронский след расширен до симоронского имени: «Я тот, который изменяет двадцать седьмой параграф». Если это имя построено точно в соответствии с внутренними ожиданиями сигнализатора (начальника) — он «замурчит».
Дадим необходимые пояснения. Человек излагает проблему. Надо дать ему выговориться, позволить самому обнажить симоронский след. Как только в рассказе заказчика обнаружится симоронский след, я обращаю его внимание на это, пытаюсь расширить след до симоронского имени, которое составляется на основе конкретного поступка заказчика. Печатая полученную формулу, он раздувает искорку симоронского следа в пламенный костер, и его проблемная ситуация разрешается.
ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ТРЭК
Алиса поглядела кругом на цветы и травы, но не увидела ничего подходящего. Неподалеку стоял гриб — большой, почти с нее ростом. Она заглянула за него, и под него, и по обе стороны от него. Тут ей пришло в голову, что, если уж на то пошло, можно посмотреть, нет ли у него чего-нибудь на шляпке? Она поднялась на цыпочки, заглянула наверх — и встретилась глазами с огромной синей гусеницей. Та сидела, скрестив на груди руки, и томно курила кальян, не обращая никакого внимания на то, что творится вокруг.
Л. Кэрролл. «Приключения Алисы в Стране Чудес».
Тем временем принцесса вся измаялась, и стали ее одолевать мрачные думы:
— Что, если меня никто не найдет, и пройдут мои лучшие годы в этой дыре?
С потолка пещеры монотонно капала вода, и под эти звуки принцесса провалилась в сон. Приснилось ей, что нашло ее чудовище: руки кривые, со звериными когтями, ноги лошадиные, спереди и сзади горбы верблюжьи, весь мохнатый, изо рта торчат кабаньи клыки, нос крючком. Закричала Фрося истошным голосом и всплеснула руками белыми:
— Всю жизнь мне теперь с этим чудищем мучиться! Лучше брошусь под электричку, чем жить с ним!
Погоревала так принцесса, да делать нечего — завтра свадьба. Стала она себе рефрейминг делать:
— А может, есть в нем позитивная спецификация?
Присмотрелась она к чудищу и заметила, что у него глаза добрые. И светятся они внутренней улыбкой. И эти глаза стали оказывать на Фросю суггестивное воздействие. Чудище трансформировалось сначала в светящийся кокон, а затем в нового русского. Он был в малиновом смокинге с золотыми пуговицами, да весь в золотых цепях и перстнях, с модным ежиком на голове. С победным криком «Банзай!» бросилась она на шею бывшему чудищу и поцеловала его сахарными устами. И произошло второе преображение. Новый русский превратился в такого молодца, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Проснулась принцесса, а перед ней стоит добрый молодец из ее сна. Конечно, это был Федор.
Если в данный момент я как личность гармоничен, то картины на втором и на третьем экране подтверждают это. Закрыв первоэкранную дырочку, породив несовершенную проекцию на втором экране, я протранслировал ее разрушительные черты и на трэк. Например, если передо мной — хронический больной, то на трэке он может выглядеть( как засаленное, обтрепанное пальто, с прожженной дырой. Трэковский образ сигнализатора называется диагностическим образом. В принципе, симоронавт не занимается диагностикой, и этот образ используется исключительно на стадии обучения работе с трэком.
Существует два варианта техники переименования через трэк — с использованием диагностического образа и без его использования.
Первый вариант. Отталкиваясь от второэкранного образа сигнализатора или звука его голоса, как от трамплина, я рисую на трэке диагностический образ. Допустим, это — прожженное пальто. Я не стану исправлять, переделывать диагностический образ, не стану пришивать заплату, отдавать пальто в химчистку и т.д. Я нахожу позитивный элемент — рисую симоронский след. Я могу увидеть выглядывающий из кармана пальто уголок бумажного листа.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27