А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

– Авт.) было требованием пролетарской солидарности, и оно отвечало не только интересам венгерского народа, но и интересам австрийского народа, интересам всех народов. Советская Армия вступила в Венгрию как защитница социализма и мира».
Орган Коммунистической партии Японии газета «Акахата» в передовой статье указывает:
«Поддержка венгерского народа советскими войсками в соответствии с Варшавским договором является свидетельством великого пролетарского интернационализма, продемонстрированного в интересах пролетариата. Японский рабочий класс может лишь выразить свою солидарность с венгерскими трудящимися и советскими войсками, которые сражались для того, чтобы ликвидировать угрозу контрреволюции, спасти завоевания-социализма в Венгрии, защитить свободу и независимость венгерского народа. Их борьба обеспечивает путь к свободе рабочего класса».
Мы привели эти высказывания – а перечень их можно было бы продолжить на много страниц, – чтобы еще раз показать, как силы социализма на Западе и на Востоке выступают единым фронтом в борьбе против происков фашизма и войны. Священное знамя социалистических сил – пролетарский интернационализм.

ЗАВОДЫ ОЖИВАЮТ
На крупнейших предприятиях Будапешта. * Работа возобновляется. * Трудящиеся поддерживают Революционное Рабоче-Крестьянское Правительство. * Реакция переходит в контратаку

В середине ноября Будапешт и его окраины начали принимать новый облик.
В понедельник, 19 ноября, на грузовиках, автобусах, в трамваях, а больше всего пешком к предприятиям направлялись группы рабочих. Вновь задымили заводские трубы, ожили многие заводские корпуса, бездействовавшие в течение почти целого месяца. Рабочий Будапешт начинал свою трудовую жизнь. Эта жизнь возобновилась не сразу: приходилось преодолевать большие трудности, ломать сопротивление реакционного подполья, преодолевать известное смятение, внесенное в ряды рабочих последними событиями.
Неделя с 11 ноября по 18 ноября была характерной именно тем, что создавались условия для массового возобновления работы на предприятиях. Известный перелом наступил в субботу, 17 ноября, когда требование трудящихся о возобновлении работы стало всеобщим. Этому способствовали встречи руководителей правительства с представителями фабрик и заводов; Во время этих бесед руководители Венгерского правительства изложили свою политику по основным вопросам, их выступления встретили одобрение у трудящихся.
Вечером 15 ноября у председателя Революционного Рабоче-Крестьянского Правительства Венгерской Народной Республики Яноша Кадара побывала делегация рабочих различных предприятий Будапешта. После переговоров делегация опубликовала обращение ко всем трудящимся.
В обращении говорилось: «Рабочие, братья! Охваченные чувством глубокой ответственности за судьбу нашей многострадальной родины и народа, независимо ни от чего, мы видим, что по соображениям человечности и исходя из интересов народного хозяйства совершенно необходимо начать производственную работу. Здравый смысл, совесть и наше рабочее сердце настоятельно требуют от нас завтра утром начать работу…» «Мы убеждены, – говорилось далее в обращении, – что все открытые вопросы общими усилиями удастся решить. Мы призываем вас к единству, стойкости, ждем от вас доверия и поддержки».
Беседуя с представителями рабочих коллективов некоторых будапештских заводов, председатель правительства Янош Кадар совершенно справедливо указал, что одна – две недели простоя ряда крупных предприятий могут повлечь за собой серьезный ущерб, в частности возникнет угроза инфляции, на что теперь делает ставку реакционное подполье.
Рабочие крупнейшего в Будапеште судостроительного завода – «Ганц» единодушно выступили за то, чтобы был быстро налажен транспорт. Они предложили свою помощь для быстрейшего восстановления трамвайных линий.
17 ноября делегация рабочих Будапешта вторично посетила председателя Революционного Рабоче-Крестьянского Правительства Венгрии Яноша Кадара и имела с ним беседу.
Во время беседы с Кадаром делегация выразила убеждение, что вывести страну из тяжелого положения можно только общими усилиями. Председатель Революционного Рабоче-Крестьянского Правительства рассказал рабочим о тех практических мерах, которые осуществляются для восстановления и охраны общественного порядка. Он сообщил, что в настоящее время организуются вооруженные рабочие дружины. Часть рабочих получит оружие и пройдет военную подготовку. Но в первую очередь, подчеркнул тов. Кадар, необходимо создать регулярные военные части, укрепить полицию. Если рабочая власть окажется под угрозой, ее будет кому защищать. Тов. Кадар сообщил, что 16 ноября был сформирован первый армейский полк. В заключение беседы тов. Кадар заявил, что правительство будет решительно отстаивать все законные требования рабочего класса и что самое главное сейчас – это поставить страну на ноги, начать жизнь, укрепить народную власть.
Делегаты выразили правительству доверие и заявили, что рабочий класс направит все свои силы на восстановление страны.
Так, в середине ноября постепенно, с большими трудностями возобновлялась производственная деятельность в стране. В эти дни в газетах можно было прочитать короткие, лаконичные, но по сути своей красноречивые сообщения:
– На Чепельском металлургическом комбинате приступили к работе девять тысяч человек. Дают сталь две мартеновские печи, а также две электропечи. На Чепельском трубопрокатном заводе выдают металл пять печей, работает мартеновский цех. На Чепеле действует велосипедный завод…
– Возобновилась работа на одном из крупнейших предприятий Будапешта – заводе МАВАГ…
– На моторостроительном и машиностроительном заводе «Ганц» работали две тысячи человек. Коллектив заявляет, что он сможет полностью наладить производство в течение шести дней…
– На электроламповом заводе вышли на работу четыре с половиной тысячи человек…
– На заводе имени Белоянниса начата работа во всех цехах. Рабочие, живущие далеко от предприятия, продолжали к десяти часам утра прибывать на завод…
– На электротехническом заводе больше половины рабочих приступило к работе…
– На турбостроительном заводе Ланг приступило к работе больше половины всех рабочих…
– На заводе имени Готвальда приступило к работе более тысячи человек…
– На оптическом заводе «Мом» участвовало в производстве 70 процентов всех рабочих.
– Началось производство на многих фабриках, выпускающих товары ширпотреба. Приступили к работе обувные фабрики «Дунэ» и «Танчич». Комаромская льнопряднльная фабрика. Будапештская мебельная фабрика, фабрика качественной мебели.
Скорее и полностью восстановить производство в стране – эта мысль овладевала умами подавляющей части населения Венгрии.
17 ноября мы посетили крупнейший в Будапеште вагоно– и моторостроительный завод. Производственные корпуса его раскинулись на огромной площади. С утра в цехи пришло много рабочих. Мы спросили, кто теперь руководит этим большим предприятием. Нас провели на второй этаж заводоуправления. Директора предприятия не оказалось в этот момент, и нас повели в небольшую комнату, где сквозь клубы табачного дыма мы увидели группу рабочих.
Знакомимся, Пожимаем руку рабочему-слесарю Анталу Кишшу. Он заместитель председателя рабочего совета. Рядом с ним рабочий Лайош Хорват. На руке у него трехцветная повязка. Он начальник рабочей охраны предприятия, насчитывающей 64 человека. За маленьким письменным столом – Иштван Пец, диспетчер завода. Входящие в комнату рабочие все время обращаются к нему за справками.
Завязывается оживленная беседа. Наши собеседники рассказывают:
– Сегодня уже работают три крупных цеха. На завод пришло полторы тысячи рабочих. Явилось бы больше, но нет транспортных средств; поэтому люди, живущие за городом, не могли попасть на завод. На предприятии с утра шло восстановление электросети, расчистка тротуара, ремонт зданий. Пустить производство на таком огромном предприятии – дело не простое, для этого потребуется несколько дней.
В разговор вступали все новые и новые люди. Речь зашла о действиях реакционных сил, которые в первых числах ноября откровенно говорили о своем намерении восстановить в стране хортистские порядки. При упоминания об этом в маленькой комнате раздался гул возмущения. Переводчик не успевал переводить.
– Мы не допустим восстановления старых хортистских порядков, – говорили представители рабочих заводов «Ганц». – так и напишите в вашу газету.
– Сообщите, – сказал заместитель председателя рабочего совета, – что рабочие завода «Ганц» приступают к работе и что через четыре дня все цехи нашего предприятия будут работать. Мы хотим работать. Мы хотим, чтобы Венгрия была социалистической, независимой страной. А всем фашистам мы свернем голову!
При нашем посещении заводов Будапешта особый интерес у нас вызывал Чепель. Это и понятно: Чепель является важнейшим промышленный центром Венгрии. Это комбинат, объединяющий 18 заводов, начиная от сталеплавильного и, кончая заводом швейных машин. Многотысячный рабочий коллектив чепельских заводов не раз играл выдающуюся роль в борьбе венгерских трудящихся против капиталистического гнета, а позднее – в строительстве социализма. К слову чепельцев и в эти трудные дни прислушивались во всех уголках страны, примеру их придавали большое значение всюду, где речь шла о том, чтобы оживить и привести а движение промышленную мощь республики.
Контрреволюция не жалела сил для того, чтобы сбить чепельцев с избранного ими пути. На комбинате, как и на других предприятиях Будапешта, вылезли из подполья бывшие хортистские офицеры и прочие реакционные элементы. стремившиеся свернуть Венгрию на путь реставрации капитализма. Верные традициям своей революционной борьбы, чепельцы не могли не видеть, что деятельность антинародных элементов угрожает самим основам социализма в Венгрии. Они выступили против организаторов экономической разрухи.
Рабочие Чепеля организовали охрану своих заводов. В трудные дни вооруженного террора со стороны реакции чепельцы поддерживали работу жизненно важных предприятий комбината: горел огонь в мартенах, работала электростанция. Разрушения на будапештском транспорте весьма затрудняли связь с Чепелем, находящимся не близко от города. Между тем в городе живет примерно половина рабочих, и добираться им на завод нелегко. Были и другие трудности, мешавшие быстрому налаживанию полнокровной производственной жизни комбината. Но каждый понял: время не ждет, надо работать.
15 ноября рабочий совет Чепеля призвал всех рабочих комбината приступить к работе. «Трудящиеся Чепеля! говорилось в обращении. – Рабочий класс должен найти выход из создавшегося положения путем консолидации своих сил, и это – начало работы. Надо срочно разрешить важные проблемы: восстановить транспорт, обеспечить коммунальные услуги, восстановить разрушенные квартиры».
И вот мы на острове Чепель, где расположен комбинат. Позади остался мост через рукав Дуная. Рабочие ремонтируют дорогу, поврежденную, должно быть, во время сражений с вооруженными реакционерами. Как рассказывают, здесь неподалеку окопалась группа контрреволюционеров, располагавших артиллерией. Они подвергли обстрелу транспорт, жилые дома. Улицы рабочего поселка местами носят на себе следы перестрелки, но в основном поселок цел и живет своей жизнью. Рабочие тянут новые электропровода, подвешивают их на столбах. Дымят трубы сталелитейного завода, белый пар окутывает маневровые паровозы.
На территории завода – порядок. Мы подъезжаем к зданию правления комбината. В одной из комнат находятся директор комбината, главный металлург, секретарь партийной организации, председатель и члены рабочего совета, инженеры, рабочие. Завязывается беседа о положении на заводе, о трудностях, о том, как рабочие Чепеля преодолевают их. Все говорят, что главное сейчас – наладить производство, не допускать новых потерь, которые могут тяжело сказаться на экономике страны. Что мешает работе? Чепельцы отвечают прямо: действия некоторых реакционных элементов, угрожающих вооруженными расправами с честными тружениками, распространяющих дикие слухи и измышления.
Контрреволюционеры не брезгают самой гнусной клеветой, пытаясь обмануть рабочих. Они распускают, например, лживые слухи о том, будто бы в Советский Союз вывозятся тысячи венгров.
Мы спросили у чепельцев, что думают они по поводу неоднократных заявлений органов буржуазной пропаганды на Западе о том, что трудящиеся Венгрии якобы отвергают социализм.
– Это неправда, – отвечали чепельцы. – Наши враги выдают желаемое за действительное. Мы боролись и будем бороться за социализм!
Кто-то вспомнил, что в дни активных выступлений контрреволюционных террористов в Будапеште вновь заявил о своем существовании граф Эстерхази, с чьим именем у простых людей связано представление о канувшем в вечность буржуазно-помещичьем строе. Бывший граф намеревался вернуть страну к прежним порядкам.
– Эстерхази один, а рабочих два миллиона! – заявил один рабочий.
– То, что отошло в историческое прошлое, никогда не вернется, – сказал старый инженер.
Это были слова человека, хорошо знающего жизнь. Он главный металлург завода. Зовут его Вильгельм Тибор, он проработал на Чепеле 36 лет. Тибор – один из тех представителей технической интеллигенции, которые навсегда соединили свою жизнь с работой на производстве, с рабочим коллективом. О нем говорят, что он оставался у своих мартеновских печей даже в часы, когда в непосредственной близости от завода рвались гранаты. Тибор каждый день приходил в цех, следя за тем, чтобы печи не остыли. И печи не остыли!
Забота рабочих о своем заводе сказывалась в самые трудные дни. Нам рассказали о трудовом героизме рабочего Ежефа Ника с электростанции комбината. Как-то утром он вышел из кочегарки после 24-часовой непрерывной работы. Прямо с завода он направился купить угля для отопления своей квартиры. У склада стояла большая очередь. Когда усталый, весь в угольной пыли и копоти Ежеф Ника подошел, его узнали; одна из женщин спросила: «Да ты не целые ли сутки там отдежурил?» Ника подтвердил, что это так и было. И очередь расступилась. Ежефу Нике тут же выдали уголь; его проводили добрыми пожеланиями.
То, что народ в течение двенадцати лет управлял всем хозяйством страны без помещиков и капиталистов, наложило свой глубокий отпечаток на сознание людей. Твердая воля никогда не отдавать заводов бывшим владельцам порождала горячее стремление вновь развернуть производство вопреки всем трудностям, вопреки запугиванию со стороны остатков контрреволюционных банд, трудностям с транспортом, топливом и т п.
Спустя несколько дней мы вновь побывали в гостях у чепельцев. С первого же взгляда бросилось в глаза, что многое-здесь изменилось и продолжает меняться. Производственная деятельность рабочего коллектива с каждым днем становилась полнокровнее. Станки приходили в движение, оживали линия за линией. Восстанавливалось производство деталей для станков, мотоциклов, велосипедов, изготовлялись формы для нового литья, пошла сталь. Поезда электрической дороги начали курсировать по расписанию между Чепелем и Будапештом, доставляя на завод рабочих.
То, что происходило на Чепеле, было характерно и для других промышленных районов страны, для общего настроения рабочих.
Всевенгерский временный комитет революционного союза рабочей молодежи обратился с воззванием ко всем молодым рабочим страны. «Мы боролись за справедливые, правильные требования, и нет такой силы, которая могла бы помешать нам в нашей борьбе за осуществление этой цели, – говорилось в воззвании. – Мы знаем, что в дни восстания проявили активность и контрреволюционные силы, стремящиеся ловить рыбу в мутной воде. Мы не имели и не имеем ничего общего ни с компанией Дудаша, ни с разными, росшими, как грибы, партиями и группировками, которые преследовали подозрительные цели… Смело выступайте против тех, кто с антинародными целями, несмотря на призывы рабочих, препятствует восстановлению производства и устраивает беспорядки!.. Приступайте к работе, стране нужна помощь делом…»
За быстрейшее, полное возобновление производства выступили профсоюзы.
Рабочий класс Венгрии собирал силы с тем, чтобы обеспечить порядок и устойчивое положение в стране, ее развитие по социалистическому пути.
Когда мы приезжали на заводы, будь то Чепельский комбинат или вагоностроительный завод в Дьере, мы встречались с представителями рабочих советов.
Естественно, возникает вопрос: что это за «рабочие советы», как они возникли и какую роль они играли в событиях в Венгрии?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19