А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Здесь выложена электронная книга Кукарача автора по имени Думбадзе Нодар Владимирович. На этой вкладке сайта web-lit.net вы можете скачать бесплатно или прочитать онлайн электронную книгу Думбадзе Нодар Владимирович - Кукарача.

Размер архива с книгой Кукарача равняется 35.6 KB

Кукарача - Думбадзе Нодар Владимирович => скачать бесплатную электронную книгу



Думбадзе Нодар
Кукарача
Нодар Владимирович ДУМБАДЗЕ
КУКАРАЧА
Повесть
Перевод З. Ахвледиани
Маленький двухэтажный, окруженный тутовыми, персиковыми, вишневыми деревьями домик тети Марты стоял на краю Варазисхеви.
С наступлением лета детвора нашего квартала, словно стая воробьев, осаждала деревья, и дворик оглашался нескончаемыми проклятиями и угрозами тети Марты:
- Сойди с дерева, чтоб ты сдох!
- Жри, чтоб ты подавился, зачем же ветки ломаешь?!
- Ослепни, негодяй! Зеленые ведь совсем вишни!
- Жора, неси ружье с солью!
- Воришки проклятые, бродяги, жулье, мерзавцы!
- Слезайте сейчас же, пока я не позвала Кукарачу!
- Куда только смотрят ваши родители? Что, ни отцов у вас, ни матерей?! Господи, напусти на этих грабителей рези в животе и понос!
Тетя Марта, с кизиловым прутиком в руке, бегала от одного дерева к другому, потом, выбившись из сил, усаживалась посередине дворика и приступала к увещеваниям:
- Натела, девочка, ты ведь дочь учительницы! Что же это получается: твоя мама все Ваке обучает грамматике и "Витязю в тигровой шкуре", а родную дочь не сумела научить различать свое и чужое?!
- Ай-ай-ай-ай! Дуду-головастик! Твой папаша - инженер, толгорода отстроил, а тебя вырастил-таки разорителем чужих домов?!
- А ты чего ржешь, недоносок Гуриели! Тебе бы родиться сыном не секретаря райкома, а хащника, да мыть требуху в Вере. Иди сюда, негодяй, накормлю тебя мацони! Сойди, говорю, с дерева, бездельник, упадешь, чего доброго, мне же придется отвечать за тебя!
- А-а-а-а, и ты здесь, Бродзели? Конечно, где же тебе быть, бандиту и мошеннику!.. Сегодня - вишни украл, завтра - квартиру чужую взломал, послезавтра - поезд ограбил, а там, глядишь, и пароход в море захватишь...
- А это кого я вижу?! Кучико?! Тебя-то как сюда занесло?! У, чтоб пропала башка твоя непутевая!
- Эй ты, Костя-грек! Вы для чего сюда пожаловали, чтобы семью мою разорять, да? Мало в Греции было вишни и туты, да?
- А ты куда ты смотришь, Кукарача?! Языком чесать ты мастер! Я - то, да я - се! Участковый инспектор! Гроза воров и мошенников! Воспитатель молодежи! Трепач ты, вот кто! Тоже мне нашелся воспитатель! Сам небось в приюте вырос! Герой!
Участковый инспектор милиции нашего района - Кукарача был человек правдивый, чуткий, отзывчивый и потому всеми любимый. Укуси кого-нибудь блоха - он тотчас шел с жалобой к Кукараче. Дела поважнее - так те и подавно не решались без участия Кукарачи.
Вернувшись с финской войны с орденом Красного Знамени на груди, Кукарача в тот же день пришел, оказывается, в райком партии и потребовал работу. "А что ты умеешь делать?" - спросил его секретарь райкома. "Умею стрелять и убивать наших врагов", - ответил Кукарача. Улыбнувшись, секретарь направил его в райотдел милиции. Вот и вся известная нам биография нашего инспектора. Ходили слухи, что на фронте он дрался геройски. Более того, говорили, что орден Красного Знамени снял со своей груди сам Ворошилов и собственноручно прикрепил его к гимнастерке Кукарачи. И при этом похлопал, мол, его по плечу и сказал:
- Молодец, Кукарача, дзалиан карги бичи хар!*
_______________
* Ты очень хороший парень (груз.).
- Откуда вы знаете грузинский язык, товарищ Климент Ефремович?! удивился Кукарача.
А Ворошилов, мол, улыбнулся наивности Кукарачи и ответил:
- Иосиф Виссарионович научил.
Когда Кукарачу спрашивали - действительно ли все так было, - он дипломатично уходил от ответа, не подтверждая и не отрицая ничего.
- Да что там... А вот расскажу я вам, за что я орден получил... - И рассказывал в сотый раз.
...Случилось так, что Кукарача со своим танком провалился в противотанковый ров. Как ни старался, не сумел ни выкарабкаться из ямы, ни сообщить своим. Измученный, уставший, Кукарача заснул. Вдруг слышит возня вокруг танка, голоса. Припал к щели - вот тебе и на! Пригнали финны два легких танка, подцепили Кукарачин танк буксирными тросами и давай тянуть! Прикусил Кукарача язык и молчит. Вытащили финны танк из рва и повезли к своим позициям. "Э нет, - подумал Кукарача, - так дело не пойдет!.. Эдак, гляди, и в плену очутиться недолго!.." Завел он свою машину, развернулся круто, газанул сильно... и пока финны очухались, поволок их легкие танки за собой... Так и добрался благополучно до своих. Правда, финны повыскакивали из своих танков и убежали, да бог с ними! Два неприятельских танка в целости-сохранности достались Кукараче.
Здесь Кукарача обрывал свой рассказ. Содержание разговора с Климентом Ворошиловым так и осталось в тайне.
Продавцы мацони, с рассветом спускавшиеся в Тбилиси из Цхнети, оставляли своих ослов во дворе тети Марты, а сами, взвалив на плечи хурджины с банками мацони, растекались по городу, оглашая улицы и дворы зычным "Мацо-о-они, мала-а-ко!"
После полудня, распродав свой товар, они вновь собирались во дворе, усаживались вокруг длинного деревянного стола и не спеша распивали по бутылке кахетинского, а между заздравными тостами делились друг с другом услышанными за день новостями и сплетнями.
Мы называли двор тети Марты "ослиным гаражом".
Бывало, цхнетские мацонщики здесь устраивали скачки своих длинноухих скакунов. Старт - у ворот двора, финиш - у задней ограды, расстояние 25 - 30 метров. Жокеями нанимали нас, детей. Победитель получал банку мацони, побежденные осыпались насмешками и подзатыльниками.
Каждый осел, естественно, имел собственное имя, но мы называли их по именам хозяев.
...В тот день подвыпившие мацонщики тоже решили позабавиться скачками. Была установлена ставка - пять рублей.
Я восседал на Китесе, Натела - на Аршаке, Дуду - на Шакро, Ирача - на Имедо, Костя-грек - на Халвате. Были и другие ослы, но они в первом туре не участвовали - количество состязавшихся ограничивалось шириной беговой дорожки. В роли судей выступали тетя Марта и хозяева ослов, не принимавших участия в скачках.
Тетя Марта сосчитала до трех, и скачки начались. Смешно шевеля ушами и цокая копытами, ослы двинулись к финишу Хозяева, войдя в азарт, громкими возгласами подбадривали нас и ослов:
- Давай, жми, даром, что ли, я кормлю тебя ячменем?!
- Слышь, бичо, садись ему на круп, быстрее побежит!
- Гляди-ка! Вот и впрямь осел! Стал и не двигается! Пришпорь, пришпорь его!
- Вот молодчина! Ай да девка!
- Эх вы, бедолаги! Обскакала вас девчонка!
Нателе досталась банка мацони, Аршаку - пять рублей, мне подзатыльник... Только приготовились ко второму гуру, как во двор ворвался бледный как полотно наш приятель Зевера, замахал руками и испустил душераздирающий вопль:
- Кукарачу убили!
От наступившей вдруг во дворе необычной тишины вздрогнули даже воробьи на деревьях.
Зевера повторил уже спокойнее:
- Люди, Кукарачу убили... - и облизал пересохшие губы.
- Кто? - спросила после долгого молчания тетя Марта.
- Не знаю, - пожал плечами Зевера.
- Где? - спросила опять тетя Марта.
- На Кобулетском подъеме, - показал рукой Зевера.
- В доме Инги?!
Зевера кивнул головой. Тетя Марта сняла с головы шаль и вышла со двора.
Спустя десять минут весь наш квартал собрался у дома Инги.
Санитары и двое милиционеров вынесли на носилках Кукарачу. Он был без сознания. Из простреленной в двух местах груди Кукарачи еще сочилась кровь. Рядом с носилками шла Инга - с перекошенным лицом, исцарапанными щеками. Она то и дело нагибалась к носилкам, с расширенными от ужаса глазами всматривалась в пропитанную кровью марлевую повязку и шептала:
- Не умирай, Кукарача, не губи меня... Заклинаю тебя матерью, Кукарача, не умирай... Кто поверит, что я не виновата... Кукарача, дорогой мой, не умирай, прошу тебя...
Когда носилки укладывали в машину "скорой помощи", Кукарача очнулся.
- Кукарача, дорогой, не умирай... - Инга опустилась на колени перед носилками.
Кукарача обвел собравшихся вокруг него людей туманным взглядом.
- Не умирай, не умирай, Кукарача, прошу тебя... - повторяла Инга. Погибну я, Кукарача, не поверят мне...
- Молчи... - прошептал Кукарача, - уходи отсюда... Тебя здесь не было... Слышишь? Уходи...
- Кукарача! - Инга припала губами к руке Кукарачи. - Дорогой мой...
Кукарача уже не слушал ее, он глазами искал кого-то и наконец нашел его:
- Давид!
Из толпы вышел начальник районного отдела милиции.
- Давид, ты знаешь, эта женщина - моя жена... И она чиста, как слеза на ее щеке... Знаешь ведь?
Давид кивнул головой. Запекшиеся губы Кукарачи тронула спокойная улыбка.
- Инга, - проговорил он, - кругом туман... розовый туман... Я не вижу тебя... Ух, Муртало, подло ты пришил меня, сволочь грязная... - Кукарача с сожалением покачал головой, потом поднял глаза на Ингу и протянул руку к ее лицу. Рука на миг застыла в воздухе и упала, словно отрубленная.
Без единого стона, без единого слова - с улыбкой на лице, красиво умер Кукарача - лейтенант милиции Георгий Тушурашвили...
Первым нашим гостем на новой квартире (мы переехали с Анастасьевской на улицу имени академика Марра) был высокий, смуглый, красивый лейтенант милиции. Как только мама открыла дверь, он без приглашения вошел, направился прямо на кухню и уселся на табуретку.
- Кто вы я что вам нужно? - спросила оторопевшая от наглости незнакомца мать.
- Я, уважаемая... - Лейтенант запнулся.
- Анико! - резко подсказала мама.
- Я, уважаемая Анико, есть участковый инспектор Орджоникидзевского райотдела милиции города Тбилиси Народного Комиссариата внутренних дел Грузинской ССР Георгий Тушурашвили по прозвищу Кукарача! - выпалил лейтенант без передышки.
- Удачное прозвище, - рассмеялась мама.
- Да... Смуглостью бог меня не обидел.
- Точно.
- Можете так и называть меня - Кукарача!
- И вы пожаловали к нам за тем, чтобы сообщить об этом?
- Нет, конечно! Я беру на учет всех подростков, поселившихся в нашем районе, так как мне поручено следить за их жизнью и поведением вне школы и семьи. - Кукарача извлек из планшета общую тетрадь и карандаш.
- Уважаемый... э-э-э... Кукарача, вы случайно не ошиблись адресом? спросила мама.
Не поняв иронии, лейтенант ответил серьезно:
- Нет, что вы! Улица Марра, дом No 2, первый подъезд, четвертый этаж, квартира No 8, Владимир Иванович Гуриели. Я ошибаюсь?
- И даже очень! Мой супруг - первый секретарь райкома партии, ничего общего с милицией у нашей семьи нет и быть не может, я сама пока еще жива и в ничьей помощи в воспитании своего сына не нуждаюсь!.. - Лицо у мамы покрылось красными пятнами. - И вам бы посоветовала - чем ходить по порядочным семьям, занялись бы лучше хулиганами и ворами. Да!
- Не скажите, уважаемая Анико! - ответил спокойно Кукарача и закрыл тетрадь.
- Я знаю, что говорю! Моему мальчику еще нет двенадцати! О каком милицейском учете идет речь?
- Не скажите, уважаемая Анико! - повторил лейтенант.
- Да что вы зарядили - "не скажите", "не скажите"! Попрошу вас больше подобными делами не утруждать себя! - Мама встала. Встал и лейтенант.
- Дай бог, чтобы вам никогда не пришлось обращаться ко мне... А так, скажу вам откровенно, в возрасте вашего сына я покуривал втихомолку, и в картишки был не прочь перекинуться с ребятами нашего квартала, и даже татуировкой руку мне разукрасили. Вот! - Кукарача засучил рукав.
- Не беспокойтесь! Оно и видно по всему! - отбрила его мама.
- Зачем же вы так, уважаемая Анико? Я пришел к вам не ссориться...
- Вот и отлично. Прощайте! - сказала мама.
- До свидания! - Кукарача направился к двери. Я стоял в коридоре и слышал весь их разговор. Такой сердитой и грубой я маму не видел никогда. Проходя мимо, Кукарача остановился и погладил меня по щеке.
- Как тебя звать?
- Тамаз! - огрызнулся я и резко отодвинулся.
- Спасибо, что не отгрыз мне руку! - сказал с улыбкой Кукарача и вышел, прикрыв за собой дверь.
- Хам! - послала ему вдогонку мама.
Описанный ниже случай произошел спустя месяц после появления Кукарачи в нашем доме.
По Варазисхеви мы спустились к речке Вере, перелезли через ограду зоопарка и очутились под огромным ореховым деревом.
- Давайте! - приказал шепотом Кучико, подставляя спину - По одной пазухе!
Я взобрался к нему на спину, ухватился за нижнюю ветку, повис в воздухе, потом подтянулся на руках, вскарабкался на ветку и осторожно полез вверх. За мной последовали Дуду, Костя-грек, Ирача и, наконец, сам Кучико.
Работали быстро, молча. Спустя пятнадцать минут наши пазухи были полны молодыми орехами.
- Хватит! Вниз! - распорядился Кучико.
Мы спустились с дерева, с трудом преодолели ограду и гуськом потянулись вверх по течению Вере.
- Стой! Здесь! - раздалась команда Кучико.
Мы остановились у небольшой запруды.
- Высыпайте!
Все опорожнили пазухи. На земле выросла горка зеленых орехов.
- Начали!
Мы вооружились каждый двумя голышами и стали изо всех сил давить и расплющивать орехи. Летели брызги орехового сока. Вскоре наши руки и лица покрылись черными пятнами.
- Хватит! Давайте орехи в воду! - приказал Кучико.
Мы собрали кашеобразную ореховую массу, сбросили ее в запруду и застыли в томительном ожидании.
Прошла минута... Другая... Пятая... И вот на поверхность воды всплыла брюшком вверх первая отравленная рыба. Затем еще и еще. Спустя несколько минут вся запруда белела рыбьими брюшками. Эффект был неожиданным. Забыв про осторожность, мы бросились в воду и, визжа и хохоча, стали вылавливать полуживую рыбу.
- Держи, держи!
- Эта моя!
- За пазуху ее!
- Вот молодец, Кучико!
- Кто тебя научил?
- Сам придумал!
- Зверь!
С полчаса продолжались наши дикие крики. Наконец вся рыба была выловлена, и мы, уставшие и промокшие с ног до головы, повалились на берегу. Потом Кучико разделил рыбу поровну и предупредил: если кто спросит - откуда, мол, рыба? - отвечать: поймали на удочку!
Гордые и довольные, мы разошлись по домам.
Увидев меня - с черными пятнами на лице и руках, мокрого и грязного, с рыбой за пазухой, - мать оторопела.
- Что... что это такое?.. На кого ты похож?.. Откуда рыба?..
- Удили в реке... Это все мой улов!
Мать хотела выбросить рыбу, но потом вняла моим мольбам, почистила ее, вываляла в муке, поджарила на подсолнечном масле, попробовала сама и, проговорив удивленно: "Смотри ты! Вкусно!" - поставила тарелку передо мной.
- Ешь!
Я доедал последнюю рыбешку, когда раздался звонок. Мама открыла дверь. Широко улыбаясь, в комнату вошел Кукарача с бамбуковой удочкой в руке.
- Здравствуйте, уважаемая Анико! Можно к вам? - спросил он почтительно.
- Пожалуйста! - ответила мама - на сей раз довольно мирно - и села у круглого столика.
Кукарача прислонил удочку к стенке, достал из планшета небольшую книжку в красном переплете и уселся напротив мамы.
- Чем могу служить, уважаемый Кукарача? И что это за бамбук? спросила мама.
- Сейчас все объясню... Бамбук этот - обыкновенная удочка, а вот эта книжка - Уголовный кодекс.
- Да, но что... какая связь между моим домом и этими предметами?
- С помощью удочки, как известно, ловят рыбу, а с помощью Уголовного кодекса - человека...
- Слушайте, лейтенант, перестаньте, пожалуйста, говорить загадками!.. Скажите прямо - что вам нужно? - В голосе мамы чувствовалось раздражение. Но Кукарача невозмутимо продолжал листать книжку. Найдя нужное место, он взглянул на маму.
- Вот, извольте, послушаем, что написано в этой благословенной книге... Садитесь, пожалуйста, молодой человек! - обратился он вдруг ко мне. Неприятное предчувствие вкралось в мое сердце, но я все же сел. А Кукарача продолжал: - Об умышленном уничтожении государственного имущества, выразившемся в варварском истреблении несозревших зеленых орехов, я пока умолчу. Начнем с менее тяжких преступлений... Так... Статья 175... "Незаконное занятие рыбным и другими добывающими промыслами". Так... Так... Вот! "С применением взрывчатых или отравляющих веществ... Наказывается лишением свободы сроком до четырех лет"...
Кукарача закрыл книгу и посмотрел на меня.
Я понял все и покрылся холодной испариной. Вот, оказывается, почему Кучико предупреждал нас - держать язык за зубами. Я-то, дурак, думал из-за рыбки! Пропади она пропадом, рыбка, - кому она нужна, мелюзга паршивая! Главное, оказывается, в том - как ее поймаешь, рыбку-то! "Отравляющие вещества"...
Я взглянул на маму. Она сидела бледная как мел и не сводила с меня глаз. Я не выдержал и опустил голову.
- Ну, так что мне прикажете делать? - заговорил Кукарача. Конфисковать рыбу не удастся, - это видно по губам преступника...
Мама быстро встала, схватила тарелку, на которой лежала одна-единственная уцелевшая рыбешка, и поставила ее перед Кукарачей.
- Вот, пожалуйста! Надеюсь, до конфискации мебели и пианино дело не дойдет... Что касается орехов, - возмещу вам очищенными... Вообще-то не думала я, что в Советском Союзе лов этаких головастиков карается по закону!
- Ни в коем случае, уважаемая Анико! Карается лов рыбы с применением взрывчатых или отравляющих веществ! А ежели удочкой - пожалуйста, ловите себе на здоровье!
- Чем же вы ловили? - спросила меня мама. Я промолчал.
- Они истребили рыбу с помощью раздавленных зеленых орехов.

Кукарача - Думбадзе Нодар Владимирович => читать онлайн электронную книгу дальше


Было бы хорошо, чтобы книга Кукарача автора Думбадзе Нодар Владимирович дала бы вам то, что вы хотите!
Отзывы и коментарии к книге Кукарача у нас на сайте не предусмотрены. Если так и окажется, тогда вы можете порекомендовать эту книгу Кукарача своим друзьям, проставив гиперссылку на данную страницу с книгой: Думбадзе Нодар Владимирович - Кукарача.
Если после завершения чтения книги Кукарача вы захотите почитать и другие книги Думбадзе Нодар Владимирович, тогда зайдите на страницу писателя Думбадзе Нодар Владимирович - возможно там есть книги, которые вас заинтересуют. Если вы хотите узнать больше о книге Кукарача, то воспользуйтесь поисковой системой или же зайдите в Википедию.
Биографии автора Думбадзе Нодар Владимирович, написавшего книгу Кукарача, к сожалению, на данном сайте нет. Ключевые слова страницы: Кукарача; Думбадзе Нодар Владимирович, скачать, бесплатно, читать, книга, электронная, онлайн