А-П

П-Я

 

В этом случае вас могут поджидать ниже перечисленные проблемы.
Если ваша личность по каким-либо причинам сильно не понравится сотрудникам милиции или родители (родственники и т. д.) пострадавшего имеют достаточное влияние или достаточно денег, то к вам могут быть применены «не спортивные» методы получения нужных показаний. Ну нравится товарищам милиционерам документ под названием «явка с повинной», все просто и расследовать ничего не надо. Имейте в виду… Если доходит до того, что в самом деле еще чуть-чуть и здоровье будет потеряно навсегда – подписывайте то, что от вас требуют. Причем лучше писать собственноручно, так как у вас появляется возможность понаставить палок в колеса машине «правосудия»: попробуйте немного изменить почерк, так чтобы было видно, что текст писался в состоянии стресса (дрожание руки и т. д.); измените свойственную вам стилистику изложения; в формулировках пытайтесь допускать выгодные вам, но неочевидные для выбивателей показаний неточности. Потом напишете жалобу в прокуратуру и откажетесь от этих показаний, как данных под влиянием физического и психического принуждения со стороны следственных работников. Потребуете проведения экспертизы, чтобы показать, что писался документ отнюдь не в состоянии душевного равновесия; стилистика не ваша: такие убогие, с точки зрения русского языка, фразы в образцах, переданных вами на экспертизу, не встречаются (да, да, именно – вас заставляли писать под диктовку). Главное не перестарайтесь: ни сами выбивальщики, ни эксперт не должны заподозрить явного издевательства над ними. Прокуратура и суд, конечно, могут пропустить все, что вы им сообщите, мимо ушей, но здоровье, а возможно и жизнь, думается, важнее.
Кстати, ч.2 ст.77 УПК РСФСР – «признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу». Это значит, что вне зависимости от того сколько листов признательных показаний следственные работники из вас выбили, если они (показания) не подтверждаются соответствующими доказательствами – осудить вас не имеют права (подчеркну – не не могут, а не имеют права).
Также в случае, когда господа сыщики, убедившись в тщетности попыток словесно убедить вас в полной необходимости подписать некую бумагу покаянного содержания, перешли к способам физического убеждения, можно в том помещении, где из вас выбивали «признание», оставить какие-либо следы, которые могли бы в будущем однозначно свидетельствовать, что вы там действительно находились. Например, написали вы заявление о принуждении к даче показаний и попытках взвалить на вас ответственность за то, что вы не совершали, в прокуратуру, а в процессе разбирательства следователь начинает утверждать, что вас и близко не было рядом с этим помещением – тут вы и просите посетить это помещение с представителями прокуратуры. А после того, как дружно войдете в помещение заявляете прокурорским работникам, что вот на этом, к примеру, стуле с внутренней стороны сиденья имеется отпечаток вашего пальца (ну обмакнули вы пальчик в свою кровь из своего же разбитого носа и тихонько в незаметном месте этот отпечаток и поставили…). После того как удивленное собрание узреет этот отпечаток, просите сей стульчик изъять в качестве вещественного доказательства. Вот выбивальщики-то «обрадуются»… Причем учтите, что при всем этом должен быть составлен протокол следственного действия, должны присутствовать понятые. Прежде чем подписать протокол вы имеете полное право сделать в нем любые пришедшие вам в голову примечания.
Да, и не вздумайте прося следователя прокуратуры посетить негостеприимное место сообщать истинные причины вашей просьбы; придумайте нечто подходящее к ситуации. Например, опишите какой вид открывался из окна вышеупомянутого помещения, и предложите это проверить. Такое объяснение, ставшее известным выбивальщикам, не особо их обеспокоит, мало ли кто мог вам рассказать об этом замечательном виде, да и из соседних окон может открываться точно такой же. Если же упомянете про отпечаток пальца, то, в случае утечки информации, его сотрут, или унесут вместе с предметом.
Фокус с отпечатком пальца хорош также и тем, что с его помощью можно подтвердить факт своего посещения любого места, вне зависимости от причин.
НИКОГДА и ни под каким предлогом не берите в руки предметы, которые сотрудники милиции предлагают вам осмотреть. Иначе вы потом с удивлением можете узнать, что, например, на чем-либо, не имеющем к вам никакого отношения, обнаружены ваши отпечатки пальцев. Если сильно захотят, то и экспертизу задним числом оформить могут. Лучше вообще держать руки, например, за спиной, так как не редок прием, когда говорят «держи» и бросают вам в руки предмет, на котором очень желательно наличие отпечатков ваших пальцев; сей предмет вы поймаете инстинктивно, что собственно сотрудникам милиции и было нужно. Однако если «клиент» оказался далеко не глуп и руки держит подальше от всего, что ему показывают, а получить вожделенные отпечатки бравым борцам с преступностью ну уж очень хочется – они просто-напросто сожмут вашу руку на нужном предмете, тут, к сожалению, что-либо сделать практически невозможно. Очень повезло, если сотрудники милиции при оформлении «доказательства» вашей «вины» наделали кучу процессуальных ошибок или при производстве экспертизы эксперты не посчитали необходимым соблюсти некоторые обязательные правила. Хотя сами вы, не имея юридического образования или предварительно не потратив кучу времени и сил на изучение соответствующих нормативных и прочих документов, обнаружить и наиболее выгодным для вас образом использовать факты нарушений не сможете. По этим причинам не стоит громогласно и сразу же заявлять, что, мол, «вы (товарищи милиционеры) ничего не докажете, так как на этом предмете нет моих отпечатков». Знаете, что нет, и хорошо, сообщите потом об этом своему адвокату.
Ни в коем случае не расслабляйтесь, если коварный следователь вызовет вас в качестве свидетеля. Вполне возможно, что не располагая достаточным объемом доказательств вашей «виновности» в чем-либо, он хочет просто-напросто попытаться выудить у вас недостающую информацию, пользуясь тем, что неразговорчивого свидетеля всегда можно припугнуть возможной уголовной ответственностью за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний. В такой ситуации легко можно сболтнуть лишнего после чего следователь, довольно потирая руки, переведет вас из свидетелей в обвиняемые. Вывод следующий – если вы вызваны всего лишь в качестве свидетеля это еще не значит, что вас ни в чем не подозревают.
Ознакомьтесь с содержанием ст.302 УК РФ («Принуждение к даче показаний»), и не забывайте, что на свете есть малогабаритные диктофоны. Возьмите, идя на беседу, запись может потом очень пригодиться.
Интересные моменты относительно использования диктофонов:
· на случай попыток запугать вас страшными карами за запись разговора с нечистоплотным сотрудником милиции знайте – разговоры, в которых вы принимаете непосредственное участие, можете записывать сколько вашей душе угодно (естественно негласно, иначе ничего путного вы не запишите, а то и проблем наживете); никакой ответственности за это не предусмотрено.
· не смотря на то, что цифровые модели гораздо удобнее и более трудно обнаружимы не такой уж сейчас редкой спецаппаратурой (срабатывающей, в частности, на фон, создаваемый электромотором) – предпочтительнее использовать старые проверенные кассетные модели. Причина в том, что при экспертизе цифровой записи эксперт, почти наверняка, не даст полностью утвердительного заключения об отсутствии монтажа. Слишком уж просто производятся разнообразные манипуляции с цифровыми записями, поэтому и степень доверия к такой записи будет соответствующей. Если позволяют средства, то рекомендую микрокассетный диктофон «Olympus L-400».
Если вам таки удалось записать что-либо, уличающее кого-либо в чем-либо, не вздумайте подавать в соответствующие органы вместе с заявлением оригинал записи, так как она может чудесным образом исчезнуть, а вы останетесь без доказательств. Хорошо, если не обвинят в заведомо ложном доносе. Посему, к заявлению всегда прилагаются копии (аудио-, видеозаписей, документов…). Не забудьте подробно указать в заявлении, какие и в каком количестве материалы к нему прилагаются. Оригиналы предоставите потом, когда ваше заявление примут и истребуют необходимые материалы – вы их и передадите по протоколу добровольной выдачи.

8. Профессиональная юридическая помощь

Для начала следует сказать несколько слов о том, в каких случаях адвокат именуется защитником, а в каких представителем, поскольку лица пользующиеся помощью адвокатов зачастую не имеют об этом представления и в любом случае называют адвоката «защитник». Практического значения эта информация, конечно, не имеет, но, на мой взгляд, не помешает; во всяком случае, вас не будут постоянно поправлять.
Адвокат представляющий интересы лица в суде, арбитраже и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях именуется представителем. Точно также именуется адвокат представляющий интересы потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков на предварительном следствии и в суде по уголовным делам.
Исходя из особенностей процессуального положения лица, вызываемого в качестве свидетеля в порядке УПК, адвокат представляющий его интересы должен именоваться представителем.
Адвокат представляющий на предварительном следствии и в суде по уголовным делам интересы подозреваемого и обвиняемого именуется защитником.
А теперь давайте вернёмся к вопросам оказания юридической помощи по административным и уголовным делам.
Если имеется возможность пригласить адвоката – ОБЯЗАТЕЛЬНО это сделайте, так как, сами того не подозревая, можете наделать непоправимых ошибок. Кроме того, наличие у вас адвоката будет удерживать сотрудников правоохранительных органов от совсем уж откровенного произвола.
Хочу сразу отметить – в случае задержания не вздумайте сразу же возмущенно кричать – «ничего вы,…, не докажете, а в отсутствие адвоката вы от меня и слова не добьетесь». Во-первых, так вы изначально настроите сотрудников милиции против себя (никому не доставляет удовольствие выслушивание грубых слов в свой адрес, да и раз человек так сильно взволнован, значит, что-то не так…). Во-вторых, требование, выраженное в подобной форме, иногда приводит к ухудшению здоровья требователя, а то и к неожиданному появлению «доказательств» его виновности.
Пригласить адвоката для оказания юридической помощи может как само лицо, в отношении которого производятся какие-либо административно или уголовно процессуальные действия, так и любое иное лицо по его поручению или с его согласия.
В соответствие с ч.2 ст. 48 УПК, если по каким-либо причинам лицо, являющееся обвиняемым, не захотело пригласить защитника самостоятельно или с помощью хорошо известных ему лиц, то по его просьбе(!) участие в деле защитника может быть обеспечено следователем и судом.
Если вы по своей инициативе не пригласили защитника с самого начала возникновения неприятностей (например, вследствие полного отсутствия как у вас, так и у ваших родственников с приятелями денежных средств), но ваше дело подпадает под действие ст.49 УПК РСФСР («Обязательное участие защитника») – следователь, прокурор или суд обязаны обеспечить участие бесплатного защитника по назначению в вашем деле (если только вы на основании ст.50 УПК не откажетесь воспользоваться своим правом на юридическую помощь).
Обращаю внимание на то, что в соответствие со ст.49 УПК в случаях, указанных в п.п. 1 и 6 данной статьи, если дело одновременно не подпадает под какой-либо из случаев, перечисленных в п.п. 2-5 ст.49, бесплатный защитник предоставляется только на стадии судебного разбирательства.
Участие бесплатного защитника имеет как минимум два минуса:
1. ОЧЕНЬ велика вероятность того, что на стадии судебного разбирательства, когда дело уже что называется «готово», защитник просто-напросто уже не сможет ничем вам помочь. Даже, если очень этого захочет.
2. Поскольку труд защитника в случае участия его в деле по назначению оплачивается государством в просто смешных размерах, то, к сожалению, не все адвокаты относятся к делам таких клиентов с должной степенью внимания. Тут уж как повезет. Можно порекомендовать попытаться вызвать в таком адвокате чувство симпатии и сострадания к своей персоне, иногда помогает.
Исходя из вышеизложенного, снова приходим к выводу, что приглашение адвоката абсолютно необходимо, причём желательно своего, и чем раньше это будет сделано, тем лучше. Как минимум вы должны иметь при себе координаты адвоката, с которым вы, в случае отпадения сомнений в необходимости его присутствия, сможете немедленно связаться.
Следующий важный вопрос, – с какого момента лицо имеет право пользоваться услугами адвоката, а так же имеет ли такое право свидетель.
До не такого уж давнего времени требование лица о предоставлении ему возможности воспользоваться услугами адвоката с момента фактического задержания, а так же аналогичные просьбы лица, вызываемого в качестве свидетеля, могли вызвать лишь усмешку представителей правоохранительных органов… К счастью это было раньше.
Сначала о моменте возникновения права на пользование услугами адвоката у лица, задерживаемого в порядке КОАП. В соответствие с ч.1 ст. 250 КОАП РСФСР «Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, в рассмотрении дела об административном правонарушении может участвовать адвокат». Кодекс говорит только об участии в рассмотрении дела, однако в соответствие с п.2 Раздела второго («Заключительные и переходные положения») Конституции РФ в настоящее время непосредственно действуют положения ст.48 КРФ. То есть лицо, задержанное в порядке КОАП, имеет право пользоваться помощью адвоката непосредственно с момента фактического задержания. Факт того, что в ст.48 КРФ под «задержанием» подразумевается именно фактическое, а не юридическое задержание разъяснил Конституционный Суд РФ в постановлении № 11-П.
Конституционный Суд РФ в своём постановлении от 27.06.2000 г. № 11-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР разрешив некоторые доселе спорные вопросы, относящиеся к защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, постановил:
«Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 1), 21 (часть 1), 22 (часть 1), 48 и 55 (часть 3), положения части первой статьи 47 Уголовно – процессуального кодекса РСФСР, которые – по их буквальному смыслу – предоставляют лицу, подозреваемому в совершении преступления, право пользоваться помощью защитника лишь с момента объявления ему протокола задержания либо постановления о применении до предъявления обвинения меры пресечения в виде заключения под стражу и, следовательно, ограничивают право каждого на досудебных стадиях уголовного судопроизводства пользоваться помощью адвоката (защитника) во всех случаях, когда его права и свободы существенно затрагиваются или могут быть существенно затронуты действиями и мерами, связанными с уголовным преследованием.
Впредь до введения федеральным законодателем нового регулирования подлежит применению непосредственно положение статьи 48 (часть 2) Конституции Российской Федерации в его истолковании, данном в настоящем Постановлении».
Обосновывая своё постановление, Конституционный Суд в частности указал, что положение ч.1 ст.47 УПК РСФСР, предоставляющее право пользоваться услугами адвоката только обвиняемому – с момента предъявления обвинения и подозреваемому – с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, не соответствует Конституции РФ. Также Конституционный Суд пришёл к выводу, что по буквальному смыслу положений, закрепленных в статьях 2,45 и 48 Конституции Российской Федерации, право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса , в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность , включая свободу передвижения, – удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность .
1 2 3 4 5 6 7 8 9