А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

В таком случае неясно, почему все сильные империи имеют тенденцию к расширению. Ведь в основе любой империи лежит или один народ или небольшая группа народов, которые поначалу и проявляют основную активность. Эти народы живут в небольшом ареале, и, получив активность в ответ на вызов среды, решают свои проблемы. Вот, допустим, они эти проблемы решили, причем явно надолго, зачем им идти в дальнейшие завоевательные походы? Вызов снят, следовательно, должно быть снято и раздражение. Но реально раздражение не снимается, и вот англичане покоряют пол-мира, турки-османы пытаются идти на север в Европу, Россию и т.д. Выходит, что раздражение от вызова среды не снимается простым устранением проблем. Можно было бы сказать, что народ от исходной активизации получает соответствующий стереотип поведения, т.е. становится активным как-бы по традиции. Но тогда народ с сильными традициями должен быть всегда активным, а потеря традиций должна приводить лишь к успокоению. На деле же часто происходит как раз наоборот. Например, нынешние успокоившиеся англичане более-менее чтут традиции, но растеряли почти все свои былые приобретения, а активные китайцы ломают старые законы и создают новые. Все становится совершенно запутанно и непонятно. И лишь введение пассионарности как биологического признака, передающегося по наследству, позволяет спокойно и без надуманности объяснить все это и многое другое, не прибегая к дополнительным гипотезам и предположениям: англичане к сегодняшнему времени растратили свой пассионарный потенциал и успокоились, а китайцы, напротив, недавно его приобрели и явно активизируются.
Тойнби недалеко ушел от Маркса. Тот полагал, что народы активизируются вследствие несоответствия производительных сил производственным отношениям. Не отрицая существования этих противоречий, следует все же понимать, что, как и в случае с теорией Тойнби, люди начинают осуществлять те или иные изменения только в условии наличия у них соответствующей оси свободы, которая есть не что иное, как возможность. Иными словами, сначала должна быть возможность проявлять движение по устранению противоречия, и только потом можно наблюдать это движение. А какая же здесь предполагается возможность? Ясно, что только та, которая обеспечит факт выхода из прежней ситуации в новую. Возможность в данном случае – это есть возможность отрицать прежнее и утверждать новое в противоположность прежнему. Такая возможность определяется как иррациональная воля и по существу представляет собой пассионарность.
Своеобразный синтез теорий Маркса и Тойнби попытались осуществить авторы книги Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. – СПб.: Политехника, 2002. – 476 с.

. Они полагают, что народы (этносы) как самостоятельные явления возникают вследствие их самоорганизации, толчком для чего являются преимущественно культурные, социальные и какие-либо иные проблемы. Они пользуются понятиями из области знания, которая называется “синергетикой”, или теорией открытых систем. Конечно, этнос как открытая система возникает с участием процессов самоорганизации и против теории не было бы никаких возражений, если бы ее авторы указали в явном виде тот источник энергии, который заставляет людей идти на смерть ради иллюзорной идеи Бога, государства и т.п. Ведь любые реальные процессы должны иметь энергетическое наполнение. При этом, раз этническое становление происходит редко, то вид используемой энергии должен быть существенно особенным. Авторы же работы далеки от мысли, что социальные процессы несут в себе особый энергетический заряд, носителем которого является индивидуум, и занимаются культивированием своеобразной мистики, предполагающей существование некоего поля, возникающего, в конечном счете, при некоторых своеобразных условиях в культуре народов (культура здесь понимается в обобщенном смысле), и которую они прикрывают под красивой оболочкой «синергетики». Культура здесь оказывается не производной от активности конкретных людей, а тем, что само генерирует активность. Кроме того, авторы рассматриваемой работы совершенно не учитывают процессы социальной деградации, которые есть следствие действия второго начала термодинамики, на что совершенно справедливо постоянно указывал Л.Н. Гумилев. В «синергетическую» концепцию, как она представлена в, деградация не вписывается в принципе. Наконец, следует сказать, что авторы этой работы полагают гипотезу Гумилева о природе активизации людей через мутацию, которая происходит от космического излучения, «наивной» или даже «смешной». Но, во-первых, сам Гумилев не настаивает на космической природе источников таких мутаций, а лишь указывает на ее наибольшую вероятность. В принципе здесь нельзя исключать их внутриземное происхождение. Во-вторых, ведь не является смешным или наивным возникновение двухголовых человеческих феноменов и т.п.? Напротив, подобные факты общеизвестны. А раз существуют мутации тела, то возможны и мутации сознания, его структуры. Речь здесь должна идти именно об этом. Если угодно, в утверждении существования вариации трансцендентальной структуры сознания заключен весь метафизический смысл, вся квинтэссенция учения Гумилева. Такая вариация зависит или от прямого природного (физического) воздействия, например (но не обязательно) от жесткого излучения частицами определенного сорта, или от генной данности родителей. Авторы книги или не видят этого, или не хотят видеть.
Теория Л.Н. Гумилева есть единственное истинное синтетическое обобщение всех предыдущих теорий, пытающихся с единых позиций описать активизацию социума. Поэтому в некоторой степени она вбирает в себя и безусловные моменты теории Тойнби, и безусловные положения теории Маркса, а также все то полезное и правильное, что было сформулировано ранее. И именно поэтому в дальнейшем я не буду ссылаться на эти, предварительные теории, как не принято ныне в большинстве публикаций ссылаться на предшественников Ньютона, когда речь заходит о законах механики.
Отметим, что учение Гумилева принимают не все, и даже существует определенная (довольно влиятельная) оппозиция этим воззрениям. Однако на серьезный разговор, касающийся самого принципа пассионарности как основной характеристики иррациональной активности человека, пока никто из оппонентов не решился. Критика же мелких и второстепенных моментов (см., например Василенко И.А. Политическая глобалистика / Учебное пособие для вузов. – М.: Логос. 2003. – 420 с.

) – это уже не отрицание, а, как это часто бывает, принятие, но со своими уточняющими условиями.
Человеческая активность приводит к возникновению таких явлений, как общество, экономика, военные столкновения, экологические кризисы, т.е. все то, что так или иначе называется социальными феноменами. Природа, сидящая в каждом отдельном человеке вырывается наружу в различных проявлениях, которые непосредственно видны и потому актуальны. Но поскольку нашей задачей является восхождение на некоторую вершину обобщения, которая окончательно выявится лишь по окончании исследования, то мы должны уметь отрешаться, когда это надо, от, в известной степени случайной, актуальности и концентрироваться на глубинных причинах, из которых она возникает.
Итак, в нашем распоряжении имеются два глобальных и в некотором роде независимых фактора, влияющих на жизнь всех людей: внешняя природа и внутренняя сущность человека. Их независимость можно охарактеризовать тем, что при отстранении одного из них, другой останется почти неизменным: если с Земли убрать (мысленно) людей, то природа практически не изменится, а если людей переместить, скажем, на Луну, то от этого вряд ли сильно изменится их сущность. Люди – они всегда люди. Единственное, чего они могут лишиться, так это возможности мутировать и получать пассионарный потенциал, который заряжает их периодически при жизни на Земле. Но это уже касается не сущностной природы человека, а механизма ее вписанности в природу Вселенной. Наличие такого механизма делает рассматриваемые глобальные факторы не вполне независимыми, и это обстоятельство является в некоторых случаях весьма важным. Тем не менее, приближение о независимости этих факторов часто оказывается вполне удовлетворительным. Это и позволяет осуществлять их абстрактное выделение как основных.
Если есть внешнее и внутреннее, то есть и граница между ними. Поэтому внешние и внутренние факторы должны быть дополнены неким пограничным условием, которое непосредственно отражало бы принадлежность людей как к природе, которая от него не зависит, так и к тем сущностным моментам, которые связаны с фактором его активности. Мне представляется, что такое пограничное состояние наилучшим образом отражает демографический фактор . Действительно, количество людей на Земле на протяжении последних четырех тысяч лет мало зависело от становления и упадка тех или иных цивилизаций, от изменяющегося климата и характеризовалось постоянным ростом. Сам термин «популяция людей», который используют демографы, предполагает отстраненность от внутреннего состояния человека и принадлежность к той объективности, которая является внешней (относительно чистого Я) природой. С другой стороны, то, что речь здесь идет не о популяции вообще, а о людях, безусловно соединяет демографический фактор с внутренним фактором и отводит его от бездушной окружающей среды. Иными словами, демография в равной степени и отстраняется и соединяется с двумя ранее выделенными факторами и поэтому может рассматриваться как самостоятельное глобальное условие существования людей.
Итак, перед нами три главных фактора, влияющих на человечество и определяющих существование и функционирование государственных и иных общественных феноменов. Теперь следует поближе рассмотреть эти факторы и их роль в современном мире.

1.2. Климат

Первый глобальный фактор был определен как природный, под ним мы будем понимать естественные условия существования людей. При этом люди живут на планете Земля в Солнечной системе, где климат должен изменяться лишь в незначительных пределах. В дальнейшем будет предполагаться, что человечество минует крупные катаклизмы из космоса, поскольку, в случае таковых, последствия могут быть самыми непредсказуемыми и печальными. Будем в этом смысле оптимистами.
Следует повторить, используемое здесь название «природный» условно, поскольку все рассматриваемые в дальнейшем факторы объективно закономерны, значимы и обусловлены теми или иными законами природы. Однако думается, что слово «природа» позволяет максимально, насколько это возможно, абстрагироваться от того, что обычно именуется человеческой сущностью и рассматривать лишь те явления, которые наименьшим образом зависят от людей и их деятельности. Таким образом, природный фактор можно свести к тектоническому состоянию поверхности нашей планеты и климату.
Рассмотрим геологическую составляющую природного фактора. Здесь изменения происходят очень медленно, на протяжение миллионов или многих тысяч лет. Поэтому учитывать их в исследованиях, смотрящих не более чем на несколько десятков лет вперед, представляется нецелесообразным.
Другое дело – климат, который подвержен достаточно быстрым (особенно на фоне геологических масштабов времени) изменениям. Так, за XX в. температура планеты успела увеличиться на 0,6 К, уменьшиться до уровня начала XX в. и опять увеличиться на 0,6 К Кислов А.В. Теория климата. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 148 с.

. При этом последнее потепление произошло за 20 лет. Такие быстрые изменения температуры приводят к усилению процессов перемешивания в атмосфере и, следовательно, к усилению и учащению ураганов, засухи и проливных дождей, приводящих подчас к не менее печальным последствиям, чем засуха. Потепление климата, происходящее в последнее время, даже при уменьшении его темпа (что крайне сомнительно) может вызвать оттаивание тех частей суши, которые традиционно считались зонами вечной мерзлоты. Это приведет к разрушению там фундаментов зданий (т.е. – самих зданий), к разрыву транспортных путей, что в свою очередь повлечет серьезное ухудшение социально-экономических условий жизнедеятельности на этих территориях. Иными словами, нарушится привычный уклад жизни коренных северных народов.
В то же время потепление климата уже сейчас привело к тому, что в экваториальных областях температура часто превышает 50 °С в тени. Такая жара несовместима со здоровой жизнью человека, поэтому возникнет тенденция перемещения людей с юга ближе к северу.
Проблемы миграции и ураганных ветров очень серьезны, однако не они являются главными. Главная природная катастрофа, инициированная потеплением, может быть связана с активным таянием ледниковых отложений и подъемом уровня океана. При этом таяние льдов, плавающих в Северном Ледовитом океане и в районе Антарктиды, согласно закону Архимеда и приблизительного равенства плотностей льда и воды, практически не скажется на этом уровне. Основной вклад в подъем океана внесет таяние льдов, находящихся на суше: в Гренландии и особенно Антарктиде. Существующие данные об объемах льда на этих территориях позволяют легко определить, что в случае их полного перехода в воду, уровень океана поднимется на 69 м, и даже если этот процесс пройдет не полностью, скажем, на уровне 10 % от возможного, все равно океан повысится на 7 м. Это подлинная катастрофа для всего человечества!
Но, может быть, потепление климата в последние 20 лет – явление краткосрочное, которое в скором времени сменится похолоданием? Вряд ли. Давайте рассмотрим возможные причины изменения климата на Земле.
1. Одной из таких причин может быть увеличение или уменьшение объема Земли. Известно, что наша планета как-бы дышит, изменяясь в объеме с течением времени. Эти изменения очень незначительные, однако даже малое уменьшение объема вызовет выход «лишнего» внутреннего земного вещества (магмы), т.е. инициирует вулканическую активность и приведет к потеплению климата. С этими процессами связано перемещение тектонических плит, которое также оказывает самостоятельное влияние на климат Дроздов О.А., Васильев В.А., Кобышева Н.В. и др. Климатология. Учебник. Л.: Гидрометеоиздат, 1989 г. – 568 с.

.
Такие явления весьма инерционны, и если потепление в конце XX в. обусловлено ими, то глобальное потепление будет продолжаться достаточно долгое время.
2. В соответствии с теорией М. Миланковича климат Земли в значительной степени определяется изменением положения ее поверхности по отношению к Солнцу. Здесь имеет значение изменение эксцентриситета земной орбиты, изменение угла наклона оси вращения Земли к плоскости эклиптике, прецессия земной оси относительно перпендикуляра к эклиптике. В результате таких очень медленно накапливаемых изменений Земля больше или меньше обогревается Солнцем, в результате чего происходит или сильное оледенение или, напротив, потепление. За последние 450 тыс. лет было несколько потеплений и оледенений, что выражалось в колебании уровня мирового океана, рис. 1 (автор графика Rohling E.J., приводится из работы Капица С.П. Общая теория роста человечества: Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. М.: Наука, 1999 г. – 190 с.

). Видно, что сейчас мы находимся на очередном пике глобального потепления, которое, видимо, через некоторое время сменится на тенденцию глобального похолодания. Однако эта тенденция угадывается в долгосрочной перспективе. В ближайшие же 100 лет скорее всего потепление будет лишь усиливаться. Это ясно из рис. 2 Лосев К.С. Климат вчера, сегодня… и завтра? Л.: Гидрометеоиздат, 1985 – 176 с.

, из которого следует, что краткосрочное потепление в конце XX в. вписывается в более общую тенденцию, начавшуюся в середине XIX в., с окончания т.н. малого ледникового периода северного полушария.



Рис. 1. Колебания уровня мирового океана за последние 450 тысяч лет.



Рис. 2. Колебания температуры низких слоев атмосферы за последние 11 тысяч лет.
Таким образом, хотя из рис.1 видно, что нынешнее потепление не должно сильно увеличить существующий уровень океана (который принят за ноль), поскольку он и так исключительно высокий, но набирающее темп потепление вполне может привести к подъему воды на несколько метров. В пользу этого действует и третья причина.
3. Следующая причина изменения климата – это техногенная деятельность людей. Об этом много говорят и пишут. В самом деле, продукты производства в виде смога из углекислого газа и др. поднимаются в верхние слои атмосферы. Вследствие своей относительно высокой теплоемкости и низкой температуропроводности он представляет собой хорошую «рубашку» для Земли, предохраняя ее от потерь тепла.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30