А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Гарри придвинулся ближе к Майклу и усмехнулся.
- Не все из нас, виртуалов, такие уж невозможные создания!
Майкл Пул устало закрыл глаза.
- Поговори мне еще, - сказал он. - Живо выдерну проектор из розетки!
- Наверное, суперлюди далекого Будущего найдут способ защитить права искусственного интеллекта, - проворчал Гарри. - Например, их право на непрерывность сознания.
- Если ты, старый дубль, немедленно не уберешься, я тебе устрою "непрерывность сознания"!
На борту "Краба" раздался громкий сигнал тревоги. Аппарат, находившийся в нескольких тысячах миль от моря пурпурных облаков Юпитера, подходил к ближайшей от планеты точке своей орбиты; потрепанный, старый корабль пронесся вокруг диска Юпитера и вошел в освещенную Солнцем область. Солнце, казавшееся крохотным пятнышком, поднялось над бесконечным слоем облаков, и их тысячемильные тени контрастно подчеркнули захватывающую дух ослепительно бездонную глубину. В мгновение ока кабину затопил яркий пронизывающий свет. Еще какую-то долю секунды пурпурный свет через прозрачный пол кабины продолжал заливать фигуру виртуала отца. Затем процессор сориентировался, и, когда Гарри повернулся к Солнцу, его профиль окрасился золотом.
Из-за горизонта, как второе Солнце, выплыл портал "Интерфейса". Майкл хорошо различал реактивные струи кораблей, курсирующих вокруг портала в ожидании незваных гостей из Будущего. Полетная траектория "Краба" должна была пройти всего в нескольких десятках миль от портала. Майкл пристально вглядывался в ярко-синие ажурные конструкции громадного куба, скользя глазами по его геометрически совершенным прямым линиям, столь редким в дальнем космосе. Грани казались сделанными из полупрозрачного посеребренного стекла. Майкл мог разглядеть сквозь них диск Юпитера, но контуры облаков, подернутые серебристо-золотой сетчатой дымкой, создавали впечатление нереальности. Каждые несколько секунд грани внезапно становились абсолютно черными, и тогда Майклу удавалось увидеть сквозь них далекое незнакомое пространство, чужие звезды ив том числе врезанную в Юпитер дыру.
"Краб" на большой скорости пролетел мимо сооружения и оставил его позади, как брошенную игрушку.
- О Господи! - задохнулся от восхищения Гарри. - Мне показалось даже, что я видел сквозь него будущие звезды!
- Ты действительно их видел, Гарри, - задумчиво пробормотал Майкл. Это ведь и есть ворота в Будущее.
Гарри взглянул на Майкла.
- Сынок, ты даже не представляешь, как я горжусь тобой.
Пул сделал непроницаемое лицо и отвернулся.
- Послушай, что ты думаешь обо всей этой истории с проникновением? через некоторое время спросил Гарри.
- О корабле из Будущего? - пожал плечами Майкл. - Если они не поддерживали связь с Землей, за исключением короткого, годичной давности, послания Мириам, трудно даже строить какие-либо предположения.
- А как ты думаешь, людей Будущего можно узнать?
Пул, повернувшись, хитро взглянул на Гарри.
- А нас с тобой можно узнать, как ты думаешь? Посмотри на нас - я прошел "Антистарость" и стал бессмертным, а ты вообще полусуществующий "искусственный интеллект".
- Это я-то полусуществующий?
- На первый взгляд мы, конечно, похожи на людей и, вероятно, продолжаем ими оставаться. Но я не думаю, что мы сразу признали бы человеком существо, жившее тысячу лет назад. А сейчас придется ломать голову над тем, что произошло с человеком за следующие столь богатые событиями пятнадцать столетий.
- Может быть, у них третья рука выросла? Или появились громадные, лишенные туловищ головы, которые отскакивают от земли, как футбольные мячи? Что ты об этом думаешь?
- Если подобные изменения имели смысл, тогда, конечно, и не такое стало возможным, - пожал плечами Майкл. - Но вообще-то мне кажется, что самые глубокие изменения произошли не с головой, а внутри нее.
- А что ты думаешь о технике Будущего?
- Мне кажется, что многие годы мои описания физики сингулярности никем не пересматривались и не будут пересматриваться. Мы можем манипулировать с пространственно-временными искривлениями... Мы разобрались в физике сверхвысоких энергий и умеем использовать ее, например, при создании космических двигателей. Мы научились производить вещество с отрицательной энергией и строить из него тяжелые конструкции.
- А через пятнадцать столетий... - быстро вставил Гарри.
- Как далеко мы можем зайти? Мне кажется, на повестке дня должен встать вопрос о промышленном производстве сингулярностей с массой порядка нескольких тонн или, быть может, порядка массы астероида.
- А это еще зачем?
Майкл Пул провел рукой по волосам.
- Это очень компактные источники энергии. Если у вас на кухне есть черная дыра, у вас нет проблемы с мусором, который вы можете сбрасывать непосредственно в нее, за доли секунды избавляясь от него навсегда. А взамен получать удобное для употребления мощное высокоэнергетическое электромагнитное излучение. Есть еще одна очень интересная область применения черных дыр - искусственная гравитация. Разместите черную дыру в центре, например. Луны - и вы сможете получить на ее поверхности такую силу тяжести, какую захотите.
- Ты, конечно, найдешь способ спасти Луну от исчезновения в черной дыре, - заявил уверенный в способностях сына Гарри.
- Да, конечно. Затем - гравитационные волны, которые могут генерироваться при столкновениях черных дыр. Вы сможете сформировать пучок гравитационных волн, который будет тянуть предметы. - Пул откинулся на спинку кресла и мечтательно закатил глаза. - Эх, были бы дешевые черные дыры, а уж приспособить их - не проблема! А если пойти еще дальше, то можно помечтать о том, какое применение мы найдем для голых сингулярностей.
- А это еще что такое?
- Да хватит, мы и так заглянули слишком далеко.
Аппарат вошел в область, буквально нашпигованную космическими кораблями. Сотни управляемых пилотами ярких блестящих искр парили над привыкшим ко всему океаном Юпитера. Корабли находились слишком далеко, чтобы можно было невооруженным глазом разглядеть детали, но Пул уже знал, что здесь есть истребители военно-космических сил, базирующиеся на обитаемых спутниках Юпитера, научно-исследовательские аппараты из внутренней Солнечной системы и даже чертовы туристские корабли и просто частные суда всевозможных зевак-ротозеев из самых неожиданных регионов, населенных людьми.
Приглушенная болтовня фоновых переговоров позволила ему определить, сколь пестрая армада собралась здесь с тех пор, как стало известно о послании, переданном Мириам Берг год назад. Майкл понимал, что с этого момента окрестности Юпитера приковали к себе внимание всей человеческой расы. Да и его собственное прибытие тоже стало самым знаменательным событием.
Он игнорировал все поступавшие приглашения, рассылая вместо себя своих виртуалов.
Пристально вглядываясь в переполненное космическими аппаратами пространство, проведший долгие десятилетия в полной изоляции, вдали от обитаемых областей Солнечной системы, Майкл внезапно почувствовал приступ несвойственной ему клаустрофобии. Главное, что руководило всеми его желаниями, было любопытство. Но теперь, после многолетнего путешествия по Облаку Оорта, Майкл обнаружил, что его совершенно не влекло общество себе подобных.
Гарри испытующе вглядывался в него, его брови вопросительно изогнулись.
- Расслабься, сынок, - ласково проговорил он. - Это совсем нетрудно.
- Заткнись, ради Бога, - раздраженно ответил Майкл. Однако испытал странное облегчение от того, что кто-то ненавязчиво присутствует за его спиной. - А то помещу тебя в электронную бутылку с наклейкой "Папаша" и буду вытаскивать только тогда, когда почувствую необходимость в твоих нотациях и нравоучениях.
Гарри Пул улыбнулся, но не тронулся с места.
- Делай, как я говорю, - ласково посоветовал он.
"Краб" с включенным двигателем приблизился к наиболее плотному скоплению аппаратов. Облако, состоящее из пилотируемых судов, при его приближении начало рассыпаться.
Сквозь туман из огненных струй Майкл заметил на фоне мраморно-розового Юпитера нечто гигантское, светящееся ярко-зеленым светом.
- Вон они, - произнес Пул внезапно охрипшим голосом. - Корабль из Будущего! Пора браться за дело... - Он бросил энергичную отрывистую команду.
Кипящее жизнью пространство вокруг пришельца внезапно рассыпалось, корабли роем закружились перед капсулой Пула, выстраиваясь в ряды, колонны и сферические оболочки над парящим в космосе уголком старой Англии. Гарри скорчился в кресле и открыл рот, глядя, как гигантский виртуал начал материализоваться вокруг корабля. Виртуал, обладавший глазами, разнесенными на расстояние как минимум в несколько сотен метров, взмахивал огромными веками, подобными стенам дождя, скользящим поверх прозрачных линз. Размеры нора предполагали серьезные инженерные усилия по его созданию, ноздри, величиной с громадную ракетную дюзу, закрывали собой "Краб". Гигантские, будто высеченные, глаза, уставились на пришельца. Рот, похожий на громадного кита, был слегка приоткрыт.
- О Господи, - прошептал Гарри. - Майкл, это ты, что ли? Мы же внутри твоего лица!
- Мне надо быть легко узнаваемым. Не волнуйся, виртуал все покажет. Кроме того, он не такой чувствительный, как ты. Он сейчас повторяет раз за разом пятисекундную приветственную фразу.
- Ну, а как они услышат то, что он говорит?
- Гарри, он же двух миль роста! - раздраженно ответил Майкл. - Пусть читают по губам!
Гарри вертел головой, обозревая ноздри, из которых торчали похожие на толстые кабели волосы.
- Что за отвратительное зрелище, - признал он наконец.
- Заткнись и наблюдай за происходящим!
Теперь вокруг замаскированного "Краба" скопилось множество кораблей. Майкл узнал корабли военно-космических сил, которые сверкали множеством орудийных люков, открытые и беззащитные научно-исследовательские платформы, и даже один-два межспутниковых катера, которые, конечно, не могли бы сами забраться столь далеко. Многие большие аппараты напоминали по конструкции "Краб", с разделенными длинной мачтой жилым и двигательным отсеками. Отсюда далекие корабли казались горящими спичками, разбросанными вокруг Юпитера каким-то рассеянным Гулливером.
- Интересно, как они на нас отреагируют? - пробормотал Гарри, пытаясь скрыть волнение.
Обернувшись, Майкл увидел, что правительственный чиновник напряженно ковыряет в носу. Эту дурную привычку он бережно сохранило раннего детства.
- Наверное, пристрелят всех нас, - злобно произнес Майкл. - Тебе-то какое дело? Ты сейчас валяешься на Земле у себя в кровати, вдали от любой опасности.
Гарри с упреком посмотрел на него.
- Майкл, давай больше не будем говорить, на эту тему. Хоть я и виртуал, но я идентичен сам себе и испытываю те же ощущения, что и живой человек.
- Это ты так думаешь!
- А разве это не одно и то же?
- Ладно, как бы там ни было, я уверен, что тебе ничто не угрожает, примирительно произнес Майкл. - Наши потомки имели уже предостаточно возможностей применить оружие. Если не сделали этого раньше, не сделают и сейчас.
- Это верно, - неохотно кивнул Гарри.
Со времени появления гостей из Будущего на орбите Юпитера военные корабли неоднократно предпринимали попытки приблизиться к необычному аппарату, но его экипаж, не отвечая и не пытаясь применить оружие, просто изменял орбиту с невероятными, недоступными кораблям-преследователям ускорениями.
- А может, у них вообще нет никакого оружия? - высказал предположение Гарри.
- В принципе это возможно, - поджал губы Майкл. - Тем не менее они умеют делать хорошие двигатели.
- Есть мнение, что они используют гиперпространственный двигатель, сообщил Гарри.
- Возможно. Но если это так, мы не имеем никакого представления о принципах его работы. С нашим уровнем технического развития мы не сможем даже выдвинуть гипотезы; я думаю, что его создание возможно только с освоением сингулярных технологий, и тогда гипердвигатель может использовать принцип квантовых переходов.
- А вдруг это вообще не люди? А какие-нибудь иные пришельцы?
- Все равно, у нас мало шансов очутиться под огнем противника. А если они ждали нашего появления, то и не сбегут от нас.
- Звучит успокаивающе, - пробормотал виртуал.
- Последние ряды кораблей расступились перед ними, сверкая в пустоте, как сверхмощные светлячки.
Корабль незнакомцев, прекрасный островок Земли, слегка скрывала дымка облаков. Двигатель "Краба" наконец-то затих, и виртуал Майкла Пула, бормоча идиотские слова приветствия, завис над ровно вырезанным диском земного ландшафта в четверть мили в поперечнике. Майкл смог без труда различить какие-то древние мегалиты в центре, казавшиеся буровато-серым шрамом на ярко-зеленой лужайке. Древнее сооружение опоясывал круг странных жилищ, а за ними, вплоть до самого края аппарата, густая зеленая трава, придавая происходящему совсем уж сюрреалистический оттенок. Сочная зелень травы столь резко контрастировала с пурпурно-розовым цветом Юпитера, что скользящие по ней блики казались воспаленными ранами.
На самом краю этого поразительного космического устройства Пул заметил бесформенный кусок оплавленного металла, напомнивший ему спасательную шлюпку с "Качи".
Везде, куда Майкл обращал свой взор, по поверхности сновали мелкие фигурки, словно насекомые. Люди? Он на секунду представил себе изумление на лицах астронавтов Будущего, если и вправду увидят зависшую над ними его приветливую физиономию.
Он быстро проглядел показания аппаратуры на панели управления капсулы.
- Я уже видел изображения этого корабля, - сказал Гарри, - но до сих пор не верил, что он настоящий.
- Он выглядит более хрупким, чем я ожидал, - пробормотал Майкл.
- Хрупким?
- Сам посмотри. Почему они создали корабль для столь сложного полета без какой бы то ни было защиты? Если только... если только они не хотели скрыть строящийся корабль до самого последнего момента.
- Он, похоже, не имеет никакого вооружения, - сказал Гарри.
- Скорее всего из Будущего к нам прибыли не всесильные боги, а несчастные беженцы.
- Беженцы от чего?
- Это мы сейчас и выясним. Вряд ли они будут убегать от нас.
7
Майкл Пул мягко посадил спасательную шлюпку прямо на ярко зеленеющий край аппарата, недалеко от замеченных им обломков.
Вслед за виртуалом отца он выпрыгнул на зеленый луг и в какой-то момент почувствовал себя неуверенно. Стебли травы были столь жесткими, что Майкл ощутил их прикосновение сквозь подошву своей мягкой корабельной обуви. Мелкие светящиеся шары, подвешенные тут и там, освещали пейзаж теплым желтоватым светом. Ближе к центру корабля концентрация шаров увеличивалась, создавая удивительное ощущение солнечного теплого дня на Земле. Даже атмосфера хранила неподдельную земную голубизну.
Но все-таки прямо над ним висел громадный облачный диск Юпитера. Он сразу возвратил Майклу чувство реальности.
- Знаешь, - сказал он Гарри, - мне было трудно выйти из шлюпки. Здесь я чувствую себя совсем уж беззащитным.
- Я тебя хорошо понимаю, - театрально глубоко вздохнул Гарри. - Но пахнет здесь все превосходно, особенно трава! - Он несколько раз подпрыгнул и сообщил:
- Да и гравитация совсем как на Земле!
- Хватит паясничать, - проворчал Майкл. - Трудно представить, кому могло понадобиться тащить все это через Туннель.
Он вспомнил о Мириам и почувствовал незнакомое прежде чувство вины за то, что не следил за развитием событий и не просчитал всю цепь причинно-следственных связей, приведших именно к такой развязке.
Гарри ходил вокруг их посадочной шлюпки: цилиндр, покрытый космической изморозью, на этой зеленой лужайке выглядел столь же неуместно, как снаряд в алтаре.
- О Господи! - вскрикнул виртуал.
Майкл пошел к нему. Гарри стоял, засунув руки в карманы, перед останками капсулы, которые они видели из "Краба".
Верхушка аппарата была срезана, как у перезрелого арбуза. Линия лазерного разреза была острой, как бритва, и радовала глаз своей опрятностью. Пул заметил обожженный и частично расплавившийся интерьер корабля, размягчившиеся и местами вытекшие на землю перегородки.
- Это не обычная катастрофа... - пробормотал пораженный Гарри. Он указал сыну на неповрежденный фрагмент обшивки. Видишь регистрационный номер?
- Да, лодка принадлежит "Качи", Гарри! Это шлюпка Мириам. - Нечто вроде паники охватило его. - Что за чертовщина?
- Спокойно, Майкл. Все в порядке. Видишь?
Майкл обернулся на слабый, звук хриплого, полного отчаяния, до боли знакомого голоса. Как будто во сне, он увидел ее живое лицо, глядящее на него сквозь слезы, знакомые волосы, ощутил ее прикосновение, ее необычно нежные, почти безвольно слабые руки. Мириам была чуть выше Майкла, ее стройное тело обтягивал спортивный костюм из грубого розового материала.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24