А-П

П-Я

 

Очнулся Эйхман спустя 24 часа в камере-одиночке тюрьмы «Рамла».
На суде бывший гестаповец заявил, что действовал «повинуясь закону войны и исполняя приказы вышестоящего начальства» и что работа «не доставляла ему радости», так как «исключала всякую инициативу и интерес». Однако суд вынес определение: «Эйхман действовал , а руководство одобряло ». Сенсационный процесс, к которому было привлечено внимание всей мировой общественности, продолжался четыре месяца. 31 мая 1962 года, после отклонения апелляции, президент Израиля Ицхак Бен Зви заверил вердикт суда своей подписью. В тот же день вечером приговор привели в исполнение. Тело преступника сожгли, пепел развеяли над гаванью Хайфы.
56-летний Адольф Эйхман стал первым и до настоящего времени единственным человеком, казнённым в государстве Израиль по приговору суда.

Июнь

2 июня 1740 года во Франции родился маркиз Донатьен Альфонс Франсуа де Сад, проведший в заключении в общей сложности около 25 лет за многочисленные аморальные деяния. В апреле 1768 года в Париже вспыхнул первый скандал, непосредственно связанный с пороком маркиза: де Сад заманил к себе в дом проститутку Розу Келлер и выпорол её плетьми, сопровождая процедуру громогласными воплями. В 1772 году – новый дебош: плети, девицы, содомический акт и прочее. Суд постановил отрубить маркизу голову, но он бежал в Италию, где очень скоро вновь угодил за решётку… В башне замка Венсен и затем в Бастилии де Сад написал свои знаменитые романы «120 дней Содома», «Несчастные добродетели», «Философия в будуаре».
Вероятно, он так и провёл бы в Бастилии весь остаток жизни, если бы не удивительный поворот судьбы. Францию захлестнула революция, и 14 июля 1789 года восставшие парижане захватили неприступную цитадель, оплот королевской власти. Де Сад оказался на свободе. Невзирая на своё аристократическое происхождение, он стал «гражданином Садом» и возглавил один из революционных комитетов, благодаря чему сумел спасти от гильотины своего тестя, но сам едва не очутился на эшафоте. Дело в том, что маркиз выступал против массовых репрессий и казней, осуждая необузданную жестокость якобинских вождей и примыкая к «умеренным» (модерантистам), как в то время называли противников революционного террора. В июле 1794 года по обвинению в «предательской переписке с врагами республики» он был арестован и приговорён к гильотинированию. По счастливой случайности, в день казни 26 июля тюремщики пропустили имя де Сада в списке приговорённых. А на следующий день, 9 термидора по республиканскому календарю, глава конвента Робеспьер был свергнут восставшими жирондистами и якобинской диктатуре пришёл конец. Двери тюрем распахнулись, и 300 тысяч политических узников вышли на свободу.
После революции прародитель садизма поселился в Париже вместе с молодой овдовевшей актрисой Констанс Квесне. Здесь он продолжил свои опыты с человеческим телом и литературным слогом. В результате в 1801 году за распространение «непристойных сочинений» неугомонный маркиз был вновь арестован и, после признания медэкспертизой душевнобольным, помещён на излечение в психиатрическую клинику Шарантон. В этом заведении де Сад находился вплоть до смерти в 1814 году; он сочинял и ставил в театре «куртуазные» пьески, в которых играли постояльцы лечебницы.
За девять лет до смерти де Сад написал завещание, в котором просил похоронить его в одной из рощ фамильного поместья, а могилу засеять желудями, чтобы по прошествии времени никто не мог точно определить её местонахождение.
Однако родственники проигнорировали волю маркиза. Атеист де Сад был похоронен по христианскому обычаю, на его могиле установлен массивный каменный крест.
Вскоре неизвестные злоумышленники разрыли могилу и похитили тело. Позднее череп маркиза перешёл в собственность известного врача-френолога, который, изучив медицинскую карту и сохранившиеся литературные произведения де Сада, заключил, что это был человек «с ранимой душой, любивший детей».
Запрет, наложенный французской цензурой на книги маркиза де Сада, просуществовал более 150 лет.
2 июня 1903 года в России отменены особо тяжкие телесные наказания для ссыльнокаторжных: приковывание к тележке, битьё лозами и плетьми. Запретив плети, закон, однако, сохранил ручные и ножные оковы на срок от 1 до 2 лет и розги до 100 ударов. Розги – крайне жестокое и небезопасное наказание: сильный и озлобленный палач 100 ударами мог засечь человека до смерти.
4 июня 1775 года родился Эжен-Франсуа Видок, основатель французской уголовной полиции.
До 35 лет Видок вёл беспорядочную жизнь, полную приключений. Сын пекаря из Арраса, он был артистом цирка, уличным торговцем, солдатом, матросом, карточным шулером. Несколько раз за различные преступления (подделку документов, мошенничество, воровство) оказывался за решёткой, совершал побеги… В 1809 году, обосновавшись в Париже, он решил сменить род занятий и предложил властям свои услуги в борьбе с преступностью – в обмен на личную свободу и гарантии неприкосновенности. Шеф полицейской префектуры барон Паскье, немного поразмыслив, согласился с условиями Видока – и не прогадал. За короткое время Видок очистил Париж от воров, мошенников, скупщиков краденого и прочих «криминальных элементов», за что благодарный император Наполеон организовал для него новое ведомство – Сюртэ Женераль (службу безопасности) и назначил бывшего уголовника его руководителем. Видок возглавлял это ведомство двадцать лет и нередко с риском для жизни сам пробирался в притоны, чтобы арестовать преступника. Он в совершенстве владел искусством менять внешность – однажды его не признал даже собственный начальник министр полиции Жозеф Фуше. Близкое знакомство с преступным миром, терпение, интуиция и умение вживаться в образ, редкая зрительная память и архив, в котором были собраны подробные сведения о криминальных авторитетах Парижа, обеспечили Видоку успех его предприятия.
В 1833 году, повздорив с новым министром полиции, Видок вышел в отставку и создал частное сыскное бюро (видимо, первое в мире). Ему приходилось заниматься всем: от расследования убийств до выбивания старых долгов и сбора «конфиденциальной информации». В год Видок зарабатывал до 6 миллионов франков.
Снискавший славу во Франции и за её пределами, он был дружен со знаменитыми писателями Виктором Гюго, Оноре де Бальзаком, Александром Дюма-отцом и Эженом Сю, послужил прототипом бальзаковского Вотрена и героя романа Гюго «Отверженные» Жана Вальжана. Косвенно Видока можно считать и родоначальником жанра детектива в литературе: известно, что американский писатель Эдгар По приступил к сочинению прославившего его впоследствии цикла криминальных новелл под впечатлением от прочитанных им «Мемуаров» экс-шефа Сюртэ.
4 июня 1908 года в Париже состоялась церемония переноса праха Эмиля Золя в Пантеон – усыпальницу великих людей Франции. В торжественной церемонии принимал участие капитан Альфред Дрейфус (см. 15 октября 1894 г. ), который хотел отдать последнюю дань прославленному писателю, когда-то выступившему в его защиту. Правому экстремисту по фамилии Грегори не понравилось присутствие Дрейфуса, он набросился на капитана и ранил его кинжалом… Прошло несколько дней, и один журналист, работая в Национальном архиве, наткнулся на любопытный документ. Это было прошение о помиловании на имя прокурора Парижа, написанное сто лет назад, под которым стояла подпись – «Золя». Автор прошения, резчик по камню по фамилии Золя, требовал, чтобы его выпустили из тюрьмы на свободу, так как он не виноват в преступлении. К своему прошению заключённый приложил письмо, в котором некий солидный господин, сенатор, подтверждает, что Золя – порядочный человек. Фамилия сенатора – Грегори…
4 июня 1989 года – разгон армейскими подразделениями студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь в Пекине. 30 июня мэр Пекина заявил, что в ходе «контрреволюционного мятежа» погибли более 200 человек из гражданского населения, включая 36 студентов. По данным правозащитных организаций, операция китайских военных по «наведению конституционного порядка» стоила жизни 3500 жителям Пекина, несколько тысяч получили ранения.
5 июня 1968 года на операционном столе в Центральной больнице Лос-Анджелеса скончался сенатор Роберт Кеннеди, кандидат в президенты США. Бобби Кеннеди разделил трагическую судьбу своего старшего брата, погибшего в результате теракта в ноябре 1963 года. Убийца сенатора 24-летний иорданец Сирхан Сирхан предстал перед судом и был приговорён к пожизненному заключению. По одной из версий, Сирхан действовал не один, а в группе заговорщиков, и стрелял только для того, чтобы отвлечь внимание полиции и позволить скрыться истинному убийце (на месте преступления в гостинице «Амбассадор» полицейские обнаружили следы от 12 пуль, тогда как в револьвере Сирхана их было всего восемь). Роковой выстрел сделал кто-то другой с расстояния 7–8 сантиметров в затылок сенатора.
5 июня 1995 года профессиональный убийца Александр Солоник совершил побег из следственного изолятора «Матросская тишина» в Москве. В 1.20 ночи Солоник и его сообщник инспектор надзора Сергей Меньшиков взломали дверь камеры изолятора, где содержался убийца, и по коридору прошли на прогулочную площадку корпуса № 9. Там с помощью альпинистского снаряжения беглецы поднялись на стену СИЗО и по 25-метровому тросу спустились с другой стороны на улицу.
В феврале 1997 года труп Солоника, организатора убийств известных воров в законе Валерия Длугача (по прозвищу Глобус), Владислава Виннера (Бабон) и других криминальных авторитетов, был обнаружен в лесу неподалёку от местечка Варибоби, в 20 километрах от Афин. Обследовавшие труп эксперты установили, что смерть наступила в результате удушения. Документов при убитом найдено не было.
Обстоятельства загадочной гибели Саши Македонского (так киллера прозвали за его умение стрелять одновременно с обеих рук, «по-македонски») породили множество самых невероятных слухов и предположений. Стали поговаривать, что убит вовсе не Македонский, а его двойник, что в компьютерную базу данных Интерпола на имя Солоника были введены заведомо ложные сведения (неточные приметы и отпечатки пальцев, принадлежащие другому человеку), что бежавший из России преступник успел сделать пластическую операцию и до неузнаваемости изменить свою внешность… Многие московские сыщики до сих пор отказываются верить в смерть Солоника.
6 июня 1671 года в Москве на Красной площади казнён мучительной смертью «вор, изменник и богоотступник» Степан Разин. Бунтовщика четвертовали: сначала отрубили руки, потом ноги и лишь после – голову. Тело Разина было рассечено на части, воткнуто на колья, а внутренности брошены на съедение собакам.
Жестокой расправой над мятежным донским атаманом власти хотели преподать урок бунтовщикам и устрашить сподвижников Разина, оставшихся на свободе.
Опасались, что волна крестьянских восстаний, всколыхнувшая юг России, докатится до Москвы. Степан Разин со своим войском, возможно, и достиг бы стен Белокаменной, если бы не предательство астраханских домовитых казаков, пленивших его и выдавших царским властям. «Дабы бунтовщик чего не вытворил», цепи, в которые его заковали, были освящены в церкви. В Москве Разина жестоко пытали (избивали, выворачивали суставы, жгли на горячих углях), но он не проронил ни слова. По городу поползли слухи, будто Стенька заколдован – ни огонь его не берёт, ни дыба, ни железо…
7 июня 68 года покончил жизнь самоубийством император Нерон, кровожадный тиран, прославившийся жестокостью и пристрастием к оргиям.
Императорский престол 17-летний Клавдий Друз Германик Цезарь Нерон унаследовал от приёмного отца Клавдия (см. 13 октября 54 г. ). Первым делом юный правитель, стремясь упрочить свою власть и предупредить возможные заговоры, организовал покушение на сына Клавдия – Британика; затем, по наущению любовницы Поппеи Сабины, подослал убийц к родной матери Агриппине, которую невзлюбил, по свидетельству историка Светония, «за то, что она следила и строго судила его слова и поступки». Следующими жертвами Нерона стали его жёны Октавия и Поппея. «После нескольких неудачных попыток удавить Октавию он дал ей развод за бесплодие, – пишет Светоний, – потом он её сослал и, наконец, казнил по обвинению в прелюбодеянии – столь нелепому и наглому, что даже под пыткой никто не подтвердил его, и Нерон должен был нанять лжесвидетелем своего дядьку Аникета, который и объявил, что он сам хитростью овладел ею. На Поппее он женился через двенадцать дней после развода с Октавией и любил её безмерно; но и её он убил, ударив ногой, больную и беременную, когда слишком поздно вернулся со скачек, а она его встретила упрёками».
В 64 году Нерон из прихоти велел поджечь Рим, а в поджоге обвинил христиан, подвергнув их жестоким гонениям. Приговорённых казнили прилюдно и весьма нетрадиционным способом: их раздевали догола и затем бросали на растерзание диким животным. Такие «представления», проводившиеся вместо боёв гладиаторов, пользовались успехом у римских граждан. Вдоль широких дорог, ведущих к амфитеатрам, воздвигались кресты с распятыми на них христианами. По вечерам их обмазывали смолой и поджигали, превращая в огромные факелы, освещавшие дорогу прибывающей публике… В 68 году недовольные правлением императора Нерона консулы и римские военоначальники организовали дворцовый переворот. Сенат осудил императора, а преторианская гвардия отказала ему в поддержке. Спасаясь от преследования, Нерон укрылся на загородной вилле своего фаворита вольноотпущенника Фаона. Вот что рассказывает Светоний о последних минутах жизни Нерона: «Со всех сторон люди императора умоляли его скорее уйти от грозящего позора. Он велел снять с него мерку и по ней вырыть могилу, собрать куски мрамора, какие найдутся, принести воды и дров, чтобы управиться с трупом. При каждом приказании он всхлипывал и повторял: „Какой великий артист погибает!“ Пока он медлил, Фаону скороход принёс письмо; выхватив письмо, он прочитал, что сенат объявил его врагом и разыскивает, чтобы казнить по обычаю предков. Он спросил, что это за казнь; ему сказали, что преступника раздевают, голову зажимают колодкой, а по туловищу секут розгами до самой смерти.
В ужасе он схватил два кинжала, взятые с собою, попробовал острие каждого, потом опять спрятал, оправдываясь, что роковой час ещё не наступил. То он уговаривал Спора начать крик и плач, то просил, чтобы кто-нибудь примером помог ему встретить смерть, то бранил себя за нерешительность…» Звуки приближающихся гвардейцев, которым было поручено арестовать Нерона и доставить его в Рим, положили конец колебаниям императора: «С помощью своего советника по прошениям, Эпафродита, он вонзил себе в горло меч… Нерон ещё дышал, когда ворвался центурион и, зажав плащом его рану, сделал вид, будто хочет ему помочь. Он только и мог ответить: „Поздно!“ – и: „Вот она, верность!“ – и с этими словами испустил дух» (Светоний.
Жизнь двенадцати цезарей).
7 июня 1927 года на железнодорожном вокзале в Варшаве белоэмигрант Борис Каверда застрелил полномочного представителя советского правительства в Польше Петра Войкова. Войков – бывший комендант Ипатьевского дома в Екатеринбурге, участник расстрела царской семьи. Говорят, Каверда увидел и узнал на пальце советского дипломата алмазный перстень Николая II. В Москве в ответ на убийство Войкова 10 июня 1927 года были расстреляны 20 заложников-«монархистов», в их числе князь Павел Долгоруков, известный российский политический деятель, один из основателей кадетской партии, потомок Рюрика.
8 июня 1922 года – открытие в Москве процесса 34 видных эсеров, первого при советском строе «показательного» политического процесса. Слушания продолжались два месяца. 14 подсудимых были приговорены к смертной казни.
10 июня 1746 года родился Антуан Кентен Фукье-Тенвиль – зловещая фигура мировой истории. Тенвиль прославился в качестве обвинителя трибунала во время Французской революции. На его совести – сотни и тысячи безвинно казнённых, среди жертв и такие известные люди, как А. Лавуазье, А. Шенье, Ж. Дантон, К. Демулен.
После переворота 9 термидора Тенвиль сам угодил за решётку. Вместе с «последними монтаньярами» он был предан суду и 18 флореаля (7 мая 1795 года) гильотинирован.
Любопытная деталь: на бланке с приказом о смертной казни Тенвиля стояла… его собственная подпись. Дело в том, что в своё время обвинитель трибунала заготовил впрок несколько десятков протоколов и заранее их подписал. Преемникам Тенвиля оставалось лишь внести в документ его имя – что и было проделано. Таким образом, был создан исключительный юридический прецедент:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42