А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

Черниловский З.М.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран


 

Здесь выложена электронная книга Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран автора по имени Черниловский З.М.. На этой вкладке сайта web-lit.net вы можете скачать бесплатно или прочитать онлайн электронную книгу Черниловский З.М. - Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран.

Размер архива с книгой Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран равняется 344.87 KB

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран - Черниловский З.М. => скачать бесплатную электронную книгу


ХРЕСТОМАТИЯ
по
ИСТОРИИ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Под редакцией 3. М. Черниловского
Допущено
Министерством высшего и среднего
специального образования СССР •
в качестве учебного пособия
для студентов вузов,
обучающихся по специальности
«Правоведение»
• Москва
«Юридическая литература» 1984
67.3
Y.QI _
л э* Составители:
кандидат юридических наук Е. В. ПОЛИКАРПОВА, кандидат юридических наук В. А. САВЕЛЬЕВ
Рецензенты:
доктор юридических наук Н. А. КРАШЕНИННИКОВА, кафедра теории и истории государства и права Университета дружбы народов им. П. Лумумбы
Хрестоматия по истории государства и права Х-91 зарубежных стран/Под ред. 3. М. Черниловско-го.—М.: Юрид. лит., 1984.—472 с.
Учебное пособие содержит документы и материалы по истории . рабовладельческого, феодального, буржуазного государства и права, истории возникновения зарубежных социалистических стран. В кратком предисловии содержатся пояснения, как пользоваться хрестоматией. ч
для преподавателей, аспирантов и студентов юридических и исторических вузов и
1203910000-042 И2(01)-84
ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАР> (под ред. 3. М. Черниловского)
67.3
СТРАН»
Редактор Ш. Ш. Какабадзе
Художник В. А. Тогобицкий
Художественный редактор Е. П. Суматохин
Технический редактор М. В. Гридасова Корректоры Т. В. Шпякина, Т. И. Липатова ИБ №1574
Сдано в набор 08.12.83. Подписано в печать 27.03.84. Формат 84ХЮ8'/32. Бумага типографская № 3. Гарнитура балтика. Печать высокая. Объем: усл. печ. л. 24,78; усл. кр.-отт. 24,78; учет.-изд. л. 28.01.
Тираж 40 000 экз. Заказ № 115 . Цена 1 р. 30 к.
Издание подготовлено к печати на ЭВМ и фотонаборном оборудовании в ордена «Знак Почета» издательстве «Юридическая литература»
121069, Москва, .Г-69, ул. Качалова, д. 14.
Ленинградская типография № 2 головное предприятие ордена Трудового Красного Знамени Ленинградского объединения «Техническая книга»
им. Евгении Соколовой Союзпрлиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли .. 198052, г. Ленинград, Л-52, Измайловский проспект, 29.
© Издательство «Юридическая литература», 1984
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Всякое научное умозаключение, знание, обобщение должно опираться на факт или систему фактов. Но как и в других науках, так и в историй отыскание, систематизация и исследование фактов являются делом нелегким, особенно когда речь идет о давно прошедших эпохах. На помощь приходят археологические раскопки, позволяющие с известной степенью вероятности судить о самом человеке, "образе его жизни, орудиях труда, социальной организации, а когда отыскиваются свод законов или, например, брачный договор, повествующие о суде, преступлении, наказании и т. п., — о праве и правовом порядке. Столь же важно отыскание и Изучение политических трактатов, литературных произведений, сочинений историографического характера (хроник, летописей) и т. д. В том, что касается новой и новейшей истории, положение исследователя и облегчается и затрудняется. В его распоряжении находится большой и, по мере приближения к нашим дням, все увеличивающийся исторический материал. Это, конечно, благо. С другой стороны, становится все труднее придерживаться правила, обязывающего исчерпать все доступные источники. 2. Факты — фундамент исторического исследования. Но что такое 'исторический факт? Совершенно естественно, что данные, добытые археологией или этнографией, могут быть истолкованы неодинаково: каким бы богатым ни был обнаруженный нами могильник, судить с уверенностью Об обычаях или праве субъекта и устроителей захоронения удается не часто. Те же сомнения одолевают историка, когда он имеет дело с древними договором, или описью монастырских приходов и расходов, или завещанием.
Отнюдь не редкость, что хозяйственная ведомость может содержать приписки—иногда не-вольные, часто умышленные; завещание может оказаться поддельным (хотя и при этом оно не утрачивает своей ценности); судебник способен породить сомнения относительно времени и места происхождения. Ко всему этому прибавляется политическая позиция автора документа или его переписчика, хрониста, комментатора и многое другое. Поэтому правовые документы прошлого должны быть предметом тщательного анализа, ничто не может быть принято на веру. Всякий факт, заслуживающий названия «исторического», должен проверяться либо путем его сопоставления с 'другими историческими фактами, либо посредством анализа грамматических, стилистических особенностей текста, формы и приемов письма и пр. Но и . это- не все. Довольно часто возникают терминологические трудности. Для историка права это особенно важный вопрос. Порой невозможно понять и с достаточной точностью перевести на современный язык слова, понятия, юридические обороты, употребляемые авторами, например, Законов Хаммурапи или Русской Правды, а тем более составить сколько-нибудь ясное представление о правовом институте, .который упоминается всего в нескольких словах.
Нередко историку, и историку государства и права в том числе, приходится иметь дело с мифологическим материалом, к примеру, с таким, который относится к основанию Древней Спарты, Рима, не говоря уже о Древней Индии. Будучи правильно истолкован, такого рода материал может восполнить недостающее звено в историческом исследовании. Чем выше уровень исторического исследования, тем более вероятно отыскание подлинных реалий, содержащихся в древних сказаниях, обрядах, летописях и т. д. Вот почему история государства и права, преследуя свои особенные цели, оперирует не только источниками, относящимися к государственно-правовой надстройке, но и всеми теми, которые касаются материального производства и потребления, духовной культуры общества и так далее с тем, чтобы с наибольшей полнотой и до^ стоверностью судить об истории государствен-
ных институтов, правовых систем, о правоотношениях.
3. Следует отметить, что идеологическая борьба в исторической науке не миновала, конечно, и исследований источников, принадлежащих к самым далеким эпохам. Поясним сказанное несколькими примерами.
Считалось несомненным,* что, когда Гомер в «Илиаде» упоминает о том, «как два человека, соседи, за межи раздерет, оба с саженьем в руках, на смежном стоящие поле, узким пространством делимые, шумно о равенстве спорят», он имеет в виду общинное • поле, делимые по обычаю жребием на пахотные участки на основе равенства и справедливости. Но вот что написал по этому поводу известный знаток гомеровской эпохи, буржуазный историк Нильсон: «Что Гомер считает собственность на землю общинной, подлежащей время от времени переделам, — это старое мнение, но приводимые в доказательство цитаты могут быть поняты и по-другому... и весь спор может оказаться подобным тем, которые случаются из-за границ между частными землевладельцами. Иначе говоряг дело может быть просто о том, что приобретя поле сообща, некие двое не могут поделить его без шума и спора...». «Добровольным ослеплением» называет эту надуманную версию английский историк Д. Том-сон, убедительно защищающий «старое мнение». Не затихает и старый спор о характере земельной собственности и у салических франков V в. н. э. Приложены огромные старания, чтобы доказать, будто «вилла» Салической правды не деревня, как вытекает из контекста и как это обычно представляется, а только «хутор», окруженный частновладельческим полем, т. е. полем, находящимся в полной собственности индивиду-"" альной семьи. Остается необъяснимым, однако, что подробно регламентируя отношения, связанные с движимым имуществом и имущественным ущербом, Салическая правда ни единым словом не упоминает о сделках с землей: купле-продаже, мене, дарении. И это еще далеко не все, что может быть сказано в доказательство сохранившихся у франков коллективных форм землепользования и землевладения, о чем становится ясно при сколько-нибудь внимательном прочтении названного памятника. А за всем этим скры-
вается только одно, — стремление всеми средствами доказать, что частная собственность на землю извечна, -а значит, — «священна и неприкосновенна».
4. Особые трудности возникают при рассмотрении правовых источников эпохи капитализма. При рабовладении и феодализме идеология и право исходили из открыто провозглашенного, освященного традицией, философией, религией и правом неравенства классов и сословий, неравенства людей. В противовес этому буржуазные революции выдвинули лозунги всеобщего равенства, народного верховенства (суверенитета), «надклассового» государства и права. Причины такого поворота раскрываются в учебниках и потому мы не будем их касаться в кратком предисловии. Но, публикуя, например, французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 года,, и, разумеется, признавая все ее значение, мы должны подчеркнуть то противоречие между словом и делом, которое обнаруживается всякий раз, когда в буржуазном государстве предпринимаются попытки претворить демократию на практике. Достаточно обратиться к публикуемой здесь конституции Франции 1791 года, чтобы увидеть, so что претворился принцип всеобщего равенства в избирательном праве, при формировании законодательных и судебных органов, муниципалитетов (деление граждан на «активных» и «пассивных», повышенные цензы для выборщиков) и пр. То же можно сказать и об американской Декларации независимости 1776 года, которая при всем своем радикализме не смогла предотвратить узаконения рабства негров и оттеснения трудового народа от политической жизни, от участия в выборах, в отправлении правосудия и т. п. Текст публикуемой конституции США 1787 года иллюстрирует это с достаточной очевидностью.
Формируя разделы, посвященные буржуазным революциям в Европе и Америке, мы уделили наибольшее место Французской революции XVIII столетия. Для этого есть особые причины. Становление буржуазного государства и права легче всего прослеживается в том классическом варианте, который связан именно с буржуазной революцией во Франции, — революцией, заслуженно именуемой Великой. В -процессе своего
развития Французская буржуазная революция до основания разрушает феодальные отношения в деревне, цехи и гильдии в городах, сметая все барьеры на пути к возможно более свободной эксплуатации трудящегося народа. Документ за документом рисуют картину рождения новой, буржуазной государственности, нового права, классическим выражением которого служат два публикуемых кодекса^— гражданский 1804 года и уголовный 1810 года!-
Английская революция представлена скромнее, хотя, предшествуя французской (более чем на столетие), она положила начало эпохе, которую принято считать новой историей человечества. Дело в том, что для истории государства и права, как таковой, она дает меньше фактического материала, хотя и здесь мы имеем дело с декларациями и законами подлинно революционного характера. В то же время английская революция, и в этом одна из ее особенностей, сохраняет большую часть старого феодального права, так что последующим поколениям английских правителей пришлось (по известному выражению Ф. Энгельса) вливать .буржуазное содержание в старые, феодальные формы, новое вино в старые меха. Делалось это не только (и даже не столько) посредством закона, сколько неписанными соглашениями, а еще больше решениями судов «общего права» и «судов справедливости», т. е. с помощью судебных прецедентов, принимавших значение писанного права. Свои особенности имеет и история американской революции, совершенной в освободительной борьбе колоний против метрополии за отделение от Англии и образование независимого государства, в ходе которой было покончено с пережитками феодализма.
5. Составленная в соответствии с программой курса, истории государства и права зарубежных стран (всеобщей истории государства и права) и ориентирующаяся на учебные планы высших юридических учебных заведений, предлагаемая хрестоматия (наряду с учебником) предназначается для самостоятельной работы студента, для подготовки к семинарским занятиям, написания курсовых и контрольных работ и
т. д.
Настоящая хрестоматия в основном соответству-
w
ет изданию 1973 года ', но в ряде отношений, в связи с накопленным опытом, уклоняется от него.
Связанные ограниченным объемом издания, редактор и составители должны были поступиться многими важными документами, включая Прусское Земское уложение, Якобинскую конституцию, мексиканское революционное законодательство и др. Наибольшее место отводится документам по истории государства и права феодального и буржуазного обществ. Новейшая история государства и права {и особенно послевоенная история) представлена с меньшей полнотой. Составители и редактор стирались избежать .дублирования таких достаточно докумен- . тированных дисциплин, как государственное право буржуазных и развивающихся стран, государственное право социалистических стран, международное право, гражданское и торговое право капиталистических стран.
Почти все документы приводятся в извлечениях. Основная масса этих документов уже публиковалась в тех или иных изданиях, кое-что переведено и помещается впервые, например, некото-. рые акты французского парламента, изданные после прбеды на выборах коалиционного правительства, составленного лз социалистов и коммунистов.
6. Работая над хрестоматией, полезно ставить такие, вопросы, которые расширяют и углубляют общее видение исторического процесса. К ним относятся: а) классовая (партийная) позиция авторов документа (независимо от того, известны они или нет), какова была их истинная цель; б) выступает ли эта-цель открыто или она замаскирована, и чем -в4 этом -отношении отличается право добуржуазных эпох от права буржуазного; в) как возник и эволюционировал тот или иной институт государства и права: это может относиться к законодательной власти, к договору купли-продажи или займа, к привлечению непрофессиональных судей к отправлению судебной деятельности и т. д., г) вопрос этот может рассматриваться как ограничительно, в пределах
1 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. 3. М. Черниловского. М., 1973.
данной эпохи, данного государства, так и расширительно, вплоть до нозейшей истории государства и права, но с непременным учетом меняющихся общественно-экономических условий, новой государственности, новой правовой идеологии и пр.; д) что может быть отмечено в качестве принципиально новых черт для характеристики социалистического государства и права, истории его возникновения и развития. Необходимо подчеркнуть, что подлинно историческое изучение тех или иных правовых институтов и документов прошлого исключает пренебрежительное к ним отношение. Талион, например, представляется нам пережитком варварства: что может быть хорошего в принципе «око за око, зуб за зуб»? Это и так, и не так. Талион был шагом вперед уже потому, что способствовал ограничению, а впоследствии и вытеснению кровной мести, поскольку применялся по правилу: «не более, того, что причинено тебе самому»» т. е." ограничивал наказание определенным пре-деломч • Конечно, читая Салическую правду, замечаешь, что в ряде принципиальных отношений, связанных, например, с определением меры наказания, она стоит на сравнительно примитивной ступени: главным критерием наказания является содеянный результат, даже если он случаен; разграничение умысла и неосторожности еще не введено, в Салическую правду, хотя и применяется на практике. Вместе с тем законодателю уже доступно понятие группового ^преступления как наиболее опасного, подстрекательства как особого вида преступления и т. д. Важнр видеть не только то, что отметено' историей, но и то, что воспринято, послужило так или иначе общему прогрессу права. ' - • Хрестоматия предоставляет студенту возможность познакомиться с массой юридических терминов, как устаревших, так и сохранивших значение в наше время. Усвоение этих терминов будет способствбвать более глубокому изучению других юридических дисциплин: гражданского права, международного права, государственного права и т. д. Сказанное в особенности относится к римскому праву, его терминологии, определениям (дефинициям), а также к конституционным документам эпохи буржуазных революций.
7. Как бы хорошо и полно ни был изложен тот или иной вопрос в учебнике, учебном пособии, лекции, ничто не может заменить непосредственного обращения к источнику: судебнику, конституции, уголовному или процессуальному закону и т. д. Одно дело — язык учебника, другое — язык самого источника, доносящий до нас дух, форму мышления и фразеологию своего времени.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран - Черниловский З.М. => читать онлайн электронную книгу дальше


Было бы хорошо, чтобы книга Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран автора Черниловский З.М. дала бы вам то, что вы хотите!
Отзывы и коментарии к книге Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран у нас на сайте не предусмотрены. Если так и окажется, тогда вы можете порекомендовать эту книгу Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран своим друзьям, проставив гиперссылку на данную страницу с книгой: Черниловский З.М. - Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран.
Если после завершения чтения книги Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран вы захотите почитать и другие книги Черниловский З.М., тогда зайдите на страницу писателя Черниловский З.М. - возможно там есть книги, которые вас заинтересуют. Если вы хотите узнать больше о книге Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран, то воспользуйтесь поисковой системой или же зайдите в Википедию.
Биографии автора Черниловский З.М., написавшего книгу Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран, к сожалению, на данном сайте нет. Ключевые слова страницы: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран; Черниловский З.М., скачать, бесплатно, читать, книга, электронная, онлайн