А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Однако союз Инанны и Думузи нельзя назвать счастливым, поскольку он не принёс наследника – важное условие для претворения в жизнь честолюбивых планов. Случилось так, что желание иметь законного наследника заставило Думузи прибегнуть к тактике отца: он пытался соблазнить собственную сестру. Но если Нинхурсаг приняла ухаживания Энки, то сестра Думузи Гештинанна отвергла брата. В отчаянии Думузи нарушил табу: изнасиловал свою сестру.
Эта трагическая история изложена на табличке, известной учёным под каталожным номером СТ. 15.28-29. Легенда рассказывает, как Думузи прощается со своей супругой Инанной, объявляя, что отправляется на пустынную равнину, где пасутся его стада. Там его ждала сестра Гештинанна, которая думала, что приглашена на увеселительную прогулку. Они «ели чистую пишу, окроплённую мёдом и маслом, пили ароматное божественное пиво», пребывая в весёлом расположении духа. Но Думузи твёрдо решил осуществить задуманное. Чтобы подготовить сестру, он случил барашка с его матерью, а козлёнка с его сестрой. Наблюдая за инцестом животных, Думузи начал гладить Гештинанну, но она по-прежнему «ничего не понимала». Когда же до Гештинан-ны дошёл смысл действий Думузи, она закричала, но «он возлёг на неё… и излил своё семя в её лоно».
Затем Думузи обратился к сестре с «речью», которая из-за повреждения таблички осталась нерасшифрованной. Тем не менее можно предположить, что он объяснил Гештинан-не причины своего «поступка». Как бы то ни было, из текста явствует, что всё было организовано заранее и что Инанна была не только в курсе плана супруга, но и помогала разработать его.
Согласно моральному кодексу аннунаков изнасилование считалось серьёзным преступлением. Давным-давно, когда на Землю прилетели первые группы астронавтов с Нибиру, военный трибунал приговорил их командира Энлиля к ссылке за то, что он изнасиловал юную сестру (впоследствии они поженились). Думузи, вне всякого сомнения, знал об этом. Он либо ожидал, что Гештинанна добровольно отдастся ему, либо у него были веские причины преступить закон. Читая о том, что Инанна была посвящена в планы мужа, невольно вспоминаешь библейскую историю об Аврааме и его бездетной жене Саре, которая сама предложила супругу свою служанку в наложницы, чтобы у него родился наследник мужского пола.
Осознавая всю тяжесть своего проступка, Думузи вскоре почувствовал, что должен расплатиться за преступление собственной жизнью. Об этом повествует шумерский текст под названием ША.ГАНЕ.ИМ.ИР.ШИ – «Сердце его наполнилось слезами». Это поэма, повествующая о том, как Думузи увидел сон, в котором все его атрибуты отбирают «царственная птица» и сокол. Ночной кошмар завершается тем, что Думузи видит своё бездыханное тело среди принадлежащих ему стад.
Проснувшись, он обращается к своей сестре Гештинан-не, чтобы та растолковала ему смысл сна. «Брат! Твой сон нехорош! Вот моё толкованье! – отвечает Инанна. – Тростники вокруг тебя взошли, тростники вокруг тебя взросли – то убийцы тебя подстерегли!!» Как только Гештинанна умолкла, из-за холмов появились «демоны» и схватили Думузи.
Связанный по рукам и ногам, он обратился с мольбой к Уту/Шамашу: «Уту, ты брат жены моей, я муж сестры твоей… Преврати мои руки в руки газели, преврати мои ноги в ноги газели. Дай мне уйти от демонов…» Вняв просьбе родственника, Уту помог Думузи сбежать. После многочисленных приключений Думузи нашёл убежище в доме Белилиматушки – сомнительного персонажа, игравшего двойную роль. Думузи вновь был схвачен, и вновь ему удалось убежать. В конечном итоге он спрятался среди своих стад. Но тут подул сильный ветер, перевернул чаши для питья, и «демоны» настигли Думузи:
Чаша лежит (разбитая), Думузи нет в живых, Стадо овечье предано ветру.
Всё это случилось на пустынной равнине на берегу реки. География этих мест более подробно описана в другом тексте, получившем название «Безутешный плач». Текст, представляющий собой плач Инанны, рассказывает о том, как семь посланников Кура вошли в загон и разбудили Думузи. В отличие от предыдущей версии, где просто говорилось, что Думузи схватили «демоны», здесь прямо указано, что это было сделано по приказу свыше. «Господин мой послал нас за тобой», – объявил главный посланник проснувшемуся богу. Потом они сорвали с Думузи все атрибуты божественной власти:
Сними божественный убор с главы твоей,
встань с головой ты непокрытой;
сними ты платье царское,
вставай нагим;
и жезл божественный, что ты в руке сжимаешь,
на землю положи,
вставай с руками ты пустыми;
священные сандалии сними ты с ног,
вставай босым!
Думузи всё же удалось бежать, и он добрался до реки «у великой плотины в пустыне Е.МУШ» (дом змей). В Египте существует лишь одно место, где пустыня и река встречаются возле «великой плотины», – это первый порог Нила, где в настоящее время расположена Асуанская плотина.
Однако бурные воды реки не позволили Думузи переплыть на другой берег, где его ждали мать и Инанна, готовые взять его под свою защиту. Вместо этого опасные воды принесли юношу в Кур.
В этой и других версиях говорится, что те, кто пришёл схватить Думузи, сделали это по приказу бога, облечённого высшей властью, Господина Кура, который «приговор ему вынес». Но этот приговор не мог быть одобрен всем Советом Богов: боги из лагеря Энлиля, в том числе Уту/Шамаш и Инанна, помогли Думузи бежать. Следовательно, приговор был вынесен лишь одной стороной – господином «демонов», посланных арестовать Думузи. Им был не кто иной, как Мардук, старший брат Думузи и Гештинанны.
То, что это был именно Мардук, становится понятным из текста, названного исследователями «Инанна и Билулу». В нём расплывчатый образ Белили-матушки превращается в мужской персонаж, скрывающийся под маской Господина Билулу (ЭН.БИЛУЛУ). Именно этот бог распорядился наказать Думузи. Аккадские тексты, в которых перечисляются эпитеты Мардука, поясняют, что Эн– Билулу – это «ил Мардук ша хаттати» («бог Мардук, который совершил грех») и «Оплакивающий Инанну».
Мардук с самого начала не одобрял любовную связь между Думузи и Инанной, а после Второй Войны Пирамид его недовольство должно было только усиливаться. После того как Думузи – его действия объяснялись политическими мотивами – изнасиловал Гештинанну, этот проступок дал повод Мардуку схватить Думузи и тем самым пресечь притязания Инанны на власть над всем Египтом. Но хотел ли Мардук предать Думузи смерти? Вероятно, нет: обычно за подобные преступления наказывали ссылкой. Неясные обстоятельства смерти Думузи указывают на то, что она, по всей видимости, была случайной.
Но Инанне от этого не было легче – случайно или намеренно, Мардук убил её любимого. Древний текст не оставляет сомнений в том, что она жаждала мщения:
Что в сердце божественной Инанны? S Убить! Убить Господина Билулу!
Работая с фрагментами, которые были найдены в собраниях месопотамских табличек, разбросанных по разным музеям, учёные составили текст, который Сэмюэл Крамер («Sumerian Mythology») назвал «Инанна и покорение горы Эбих». Он отнёс его к циклу «мифов об убийстве драконов», поскольку в нём шла речь о борьбе Инанны со злым богом, прятавшимся внутри «Горы».
Сохранившиеся фрагменты рассказывают, как Инанна вооружилась разными видами оружия и напала на врага в его убежище. Другие боги пытались остановить её, но она без страха приблизилась к горе, которую называла Э.БИХ («обитель печального плача») и хвастливо заявила:
Гора, ты высока,
ты выше всех других…
Твоя вершина задевает небеса…
Но я тебя разрушу,
с землёй тебя сровняю…
И боль посею в твоём я сердце.
О том, что этой горой была Великая пирамида и сражение происходило в египетской Гизе, свидетельствуют не только древние тексты, но и изображение на шумерской цилиндрической печати (рис. 73). Инанна – по обыкновению изображённая полуобнажённой, в соблазнительной позе – бросает вызов богу, стоящему на вершинах трёх пирамид. Расположение пирамид в точности соответствует расположению пирамид в Гизе. Египетский символ «анх», жрец в египетском головном уборе и переплетённые змеи – всё это подтверждает, что действие происходит в Египте.
Мардук спрятался внутри пирамиды и не реагировал на угрозы Инанны. Ярость богини росла: «Во второй раз, оскорбившись горделивостью его, Инанна приблизилась (к пира миде) и провозгласила: «Дед мой Энлиль согласие мне дал, чтоб в Гору я вошла!» Грозно потрясая оружием, она хвастливо заявила: «В сердце Горы я вторгнусь… Внутри Горы меня победа ждёт!» Не получив ответа, она перешла в наступление.

Рис. 73
Она удары наносила по бокам Э-Биха
по всем его углам,
по толще вздыбленной камней.
Но там… Великий Змей, что прятался внутри,
яд непрерывно источал.
Затем вмешался сам Ану. Он предупредил Инанну, что бог, скрывающийся внутри пирамиды, обладает грозным оружием: «оно ужасно извергает пламя; оно путь преградит тебе». Поэтому Ану посоветовал ей добиваться справедливости в суде, который назначит наказание прячущемуся богу.
Строки текста позволяют установить имя этого бога. Как и в легендах о Нинурте, он называется именем А. САГ и прозвищем «Великий Змей» – именно этим именем и оскорбительным эпитетом боги из стана Энлиля именовали Мардукa. Место, где он прятался, тоже называется – «Э.КУР, чьи стены страшные уходят в небеса». Это Великая пирамида.
О последовавшем суде и вынесенном Мардуку приговоре мы узнаем из сохранившихся фрагментов текста, опубликованного Вавилонским отделом музея Пенсильванского университета. Уцелевшие строки текста начинаются с рассказа о том, как боги окружили пирамиду, и один из них, избранный глашатаем, обратился к Мардуку «в его укрытии»; «того, кто злобный, он умолял». Мардука убедили его слова. «Хоть и ожесточённый сердцем, заплакал он слезами чистыми», он согласился выйти и предстать перед судом. Суд состоялся там же, у подножия пирамид, в храме на берегу реки:
На место почтения, у реки, с тем, кого обвинили, они вступили. Пред истиной враги отошли. Правосудие свершилось.
Однако обвинить Мадука в смерти Думузи, произошедшей при невыясненных обстоятельствах, было не так просто. Никто не сомневался в ответственности Мардука за гибель Думузи. Но была ли смерть юноши случайностью или умышленным убийством? Умышленное убийство каралось смертью, но что, если преступление Мардука было непреднамеренным?
Инанне, смотревшей на пирамиды и на вышедшего из убежища Мардука, пришла в голову неожиданная мысль, и она обратилась к богам:
В этот день Госпожа сама, Та, которая вещает истину, Обвинительница Асага, великая принцесса, Ужасный произносит приговор.
Существует способ, заявила она, убить Мардука, не приговаривая его к смертной казни: нужно заживо похоронить провинившегося в Великой пирамиде! Запечатать его там, как в гигантском конверте:
В огромнейшей темнице будет запечатан, никто не сможет пищи поднести ему; один страдать он будет, от жажды умирая, и путь к истокам водным будет перекрыт.
Судьи приняли её предложение: «Ты госпожа… ты определяешь судьбу: да будет так!» Понимая, что это решение должен одобрить Ану, «боги затем огласили указ Небу и Земле». Великая пирамида, или Экур, превратилась в тюрьму; и у её хозяйки вскоре появился новый эпитет – «Госпожа Темницы».
Мы убеждены, что именно тогда была окончательно замурована Великая пирамида. Оставив Мардука в Камере царя, боги ушли, спустив по восходящему коридору гранитные заглушки, которые надёжно закрыли доступ к верхним коридорам и камерам пирамиды.
Через воздуховоды, выходившие из Камеры царя на поверхность северной и южной граней пирамиды, к Мардуку поступал воздух, но он остался без воды и пищи. Его похоронили заживо, оставив умирать мучительной смертью.
* * *
Рассказ о том, как Мардук был заживо погребён внутри Великой пирамиды, дошёл до нас в виде текста на глиняных табличках, найденных на руинах древних ассирийских столиц, Ашура и Ниневии. Текст из Ашура даёт основание предположить, что он использовался в качестве сценария для новогодней мистерии, которая разыгрывалась в Вавилоне и в которой изображались страдания бога, а затем его избавление. Тем не менее археологам не удалось найти ни оригинальную вавилонскую версию, ни шумерский текст, послуживший основой для сценария мистерии.
Скопировал и перевёл версию, записанную на табличках из Ашура, которые хранились в Берлинском музее, Генрих Циммерн. Его лекция с изложением интерпретации этого текста, которую он прочёл в сентябре 1921 года, вызвала переполох среди теологов. Причина состояла в том, что он рассматривал эту легенду как дохристианскую мистерию, рассказывающую о смерти и воскрешении бога, как непосредственную предшественницу христианских легенд. В 1923 году Стивен Лэнгдон включил перевод этого текста в собрание новогодних месопотамских мистерий, назвав его «Смерть и воскрешение Бела-Мардука». В комментарии подчёркивались параллели с новозаветным преданием о смерти и воскрешении Христа.
Однако, как мы узнаем из текста, Мардук, или Бел («Господин»), не умер. Он действительно был замурован внутри Великой пирамиды, как в гробнице, но его погребли заживо.
Древний «сценарий» начинается со знакомства с актёрами. Первый из них – это «Бел, внутри горы заточенный». Второй изображает вестника, который приносит известие о заточении Мардука его сыну Набу. Потрясённый этой новостью, Набу спешит к горе на своей колеснице. В тексте сообщается, что «в доме на краю горы» он подвергся допросу со стороны стражников. Отвечая на вопросы, он сообщает своё имя: «Набу из Борсиппы». Он пришёл проведать заключённого в темницу отца.
Затем на сцену выскакивают множество актёров – это «люди, спешащие вдоль улиц». Они ищут Бела, спрашивая: «Где его держат в заточении?» Из текста мы также узнаем, что после того, как Бела заперли внутри горы, в городе начался мятеж, и беспорядки выплеснулись за его пределы. Далее на сцене появляется Сарпанит, сестра-жена Мардука. Она беседует с вестником, который, обливаясь слезами, сообщает: «В Горе они заперли его». Она показывает Сарпанит одежду Мардука, предположительно в пятнах крови, и говорит, что с Мардука сняли одеяние, вместо которого дали «одежды наказания». При этом публике показывают саван. Это означает, что Мардук в саркофаге. Его похоронили!
Сарпанит отправляется к сооружению, символизирующему гробницу Мардука, и видит там группу скорбящих. В тексте объясняется, кто это:
Те и эти, которые плачут,
после того, как его заперли боги,
отделив от живущих.
В Дом Пленения,
от солнца и света,
в темницу его заключили.
Драма достигает кульминации: Мардук мёртв…
Но подождите – надежда ещё не потеряна! Сарпанит возносит мольбу к двум богам, которые могут упросить Инанну отменить приговор Мардуку – к её отцу Сину и брату Уту/Шамашу: «Она молит Сина и Шамаша, повторяя: «Подарите жизнь Белу!»
На сцене по очереди появляются жрецы, звездочёт и вестники, которые читают молитвы и заклинания. Приносятся жертвы Иштар, «чтобы она проявила милосердие». Верховный жрец обращается к верховному богу, к Сину и к Шамашу: «Воскресите Бела!»
Тут действие совершает неожиданный поворот. Внезапно начинает говорить актёр, исполняющий роль Мардука; он одет в саван с пятнами засохшей крови. «Я не преступник, отпустите меня!» – восклицает он, добавляя, что верховный бог пересмотрел его дело и признал невиновным.
Но кто же настоящий убийца? Внимание зрителей привлекается к дверному проёму – это дом Сарпанит в Вавилоне. Преступник схвачен. Через дверной проём видна его голова: «Это голова злодея, которого они должны убить».
Вернувшийся в Борсиппу Набу спешит в Вавилон и допрашивает арестованного. Нам не сообщается имя преступника – мы узнаем лишь то, что Набу видел его в обществе Мардука. «Вот преступник», – объявляет Набу, определяя судьбу пленника.
Жрецы хватают злодея и убивают его. Тело кладут в гроб и уносят. Убийца Думузи заплатил за злодеяние своей жизнью.
Но искупил ли Мардук – ставший невольной причиной смерти Думузи – свою вину? На сцене вновь появляется Сарпанит «в одеждах искупленья». Она стирает кровь с одежды и совершает символическое омовение рук. Во всех «священных местах Бела» зажигают факелы. И вновь возносится молитва к верховному богу. Здесь вновь прославляется могущество Нинурты, который после победы над Зу стал первым среди богов – вероятно, для того, чтобы рассеять опасения, что освобождённый Мардук станет претендовать на верховную власть. Молитва услышана, и верховный бог посылает вестника богов Нуску «сообщить (хорошую) весть всем богам».
В качестве жеста доброй воли Гула (супруга Нинурты) посылает Сарпанит новую одежду и сандалии для Мардука; появляется также самоходная колесница Мардука.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37