А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


— В начале тридцатых годов Черный Лось рассказал свою историю Джону Нейхардту, — продолжал проводник. — Весьма известному американскому писателю. Воспоминания шамана были наполнены красочными подробностями. Считается, что классическая работа."Говорит Черный Лось. История жизни святого мужа оглала-сиу» создана удачным сочетанием индейского видения жизни и литературным искусством белого писателя. Сам Черный Лось умер 17 августа 1950 года в Мепдерсоне, Южная Дакота.
У него было две жены: Кэт и Ангелина Виссонстт, — и два сына: Ник и Бен Черный Лось.
— А в наше-то время ваканов уже не осталось, пли все-таки имеются неуязвимые индейцы?
— А что вы знаете о событиях на ручье Вупдед-Ни весной 1973 года? — спросил Том.
— Вы говорите об «Индейской революции в Вуп-дед-Ни», — припомнил Молдер. — Насколько я помню, тогда лидерами мятежа выступили индейские вожди Рассел Мине, ныне известный киноактер, и Леопард Пелтиэр.
— Совершенно верно, сэр, — сказал метис, с уважением глядя на специального агента. Он никак не ожидал, что преуспевающий фэбээровец не забыл событий более чем четвертьвековой давности. — Но чтобы разобраться, что привело к «индейской революции», нужно отступить на несколько лет назад. В конце шестидесятых годов Рассел Мине принял работу, предложенную ему племенным советом в Ро-узбаде, а несколько месяцев спустя обратился в БДИ с просьбой о переводе в Кливленд.
— БДИ — это Бюро по Делам Индейцев? — припомнил Молдер, порывшись в памяти.
— И опять вы правы, сэр, — подтвердил проводник. — Он стал руководителем Кливлендского Центра американских индейцев, который существовал на субсидии правительства Соединенных Штатов. На одном из семинаров, устроенных этим центром, Мине встретился с Денисом Бэнксом, одним из основателей недавно образовавшейся организации «Движение Американских Индейцев».
— Или «ЭЙМ» — по первым буквам слов, — вмешался специальный. агент Молдер, объясняя не столько Скалли, сколько самому себе, то, что выуживал из свалки памяти компьютер под названием головной мозг.
— Совершенно верно, сэр — сказал Файр, проникаясь все большим уважением к специальному агенту. — Рассела захватил воинственный пыл организации, и он основал отделение «ЭЙМ» у себя в Кливленде. Устроив демонстрацию и шумное столкновение с костюмированными пилигримами в Плимуте во время Дня Благодарения в 1970 году, Минс принес общенациональную известность «ЭЙМ». Это событие широкое освещалось по телевидению и сделало Минса национальным героем для инакомыслящих индейцев и симпатизирующих им белых либералов. Как Рассел и надеялся, шумная политическая акция привлекла внимание общественности к положению индейцев.
«Мы не хотим гражданских прав белого человека, — заявил Мине — Мы добиваемся наших собственных суверенных прав… Всеми нашими действиями мы должны задеть за живое каждого. Мы наконец поняли, что, только нарушив покой в мире белого человека, мы будем услышаны!»
В феврале 1972 года разгневанный Мине возглавил демонстрацию из 1300 индейцев, направившихся в Гордон, штат Небраска, чтобы заявить решительный протест против убийства их соплеменника Раймонда Желтого Грома. В это время он работал директором Индейского центра и вернулся на родину в Южную Дакоту лишь в середине 1972 года.
Рассел принимал активное участие в Походе Нарушенных Договоров и был одним из его руководителей.
«Те из нас, кто покрыл свои лица боевой раскраской, дали клятву умереть за идею, в которую мы верим, — говорил. Мине репортерам во время этого похода. — Мы, индейцы, никогда не боялись умереть, потому что знаем, чего мы хотим».
Свои же консервативные племенные лидеры заклеймили участников Похода Нарушенных Договоров, обзывая их ренегатами и маоистами, но радикалы завоевали поддержку со стороны совсем разнородных политических деятелей. Скажем, таких как Стокли Кармайкла, воинственного лидера черных; доктора Бенджамина Спока, активиста антивоенного движения; и Реверанта Карла Макинтапра, представителя правого крыла сторонников продолжения войны во Вьетнаме.
Когда Мине возвратился в Пайн-Ридж для участия в собрании Ассоциации Землевладельцев Сиу, членом которой являлся, то Дик Уилсон, президент племенного совета оглала, добился судебного решения, запрещавшего Расселу и другим членам «Движения Американских Индейцев» выступать с речами или проводить собрания в резервации.
Но неистового Минса это не остановило. Он возглавил демонстрацию протеста индейцев города Кас-тер против убийства расистами индейца-оглала Уэс-ли Быка С Плохим Сердцем. Несколько недель спустя вожди и старейшины племени и организация «За гражданские права оглала» встретились с Расселом и попросили его поддержки, чтобы привлечь к суду самого Дика Уилсона за многочисленные злоупотребления своим служебным положением. Краткая встреча с Уилсоном ничего не дала, не считая мести. Через пару дней подручные президента племенного совета жестоко избили Минса, приговаривая:
— Это тебе за твою политическую деятельность!
На следующий день, 27 февраля 1973 года, Мине и около двухсот его сторонников, вооружившись охотничьими ружьями, пистолетами и автоматами, захватили поселок Вундед-Ни. Они заявили, что создали традиционное племенное правление, независимое от марионеточного правительства Пайн-Риджа. Индейцы потребовали, чтобы Сенат расследовал злоупотребления руководителей Бюро по Делам Индейцев и сместил Дика Уилсона с поста президента племенного совета сиу. Новое правительство Вун-дед-Ни насчитало 370 нарушенных правительством договоров, некогда заключенных с индейскими племенами.
«У правительства есть две альтернативы, — заявил Мине — Либо атаковать и уничтожить нас, как это было в 1890 году, либо рассмотреть наши умеренные требования!»
Консервативные индейцы, подстрекаемые Диком Уилсоном, повели атаки на повстанцев и «ЭЙМ», обвиняя Рассела, что он — орудие коммунистов, а его последователи — клоуны и идиоты, которых следует привлечь по всей строгости закона.
В захвате поселка для демонстрации своих прав приняли участие сотни индейцев сиу, оснащенных автоматическим оружием. Благодаря умелой организации они в течение двух с лишним месяцев противостояли натиску тяжелой бронетехники и вертолетов армии и полиции США. Восстание было жестоко подавлено, а руководители приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Точное количество погибших с обеих сторон до сих пор скрывается. Восстание окончилось 8 мая 1973 года, когда оставшиеся в поселке 120 индейцев сложили оружие, поверив обещаниям правительства улучшить положение коренных жителей.
Мине выдвинул свою кандидатуру на пост президента племенного совета сиу в противовес марионетке Уилсону. Перевыборы состоялись в январе 1974 года, и Рассел собрал голоса 1500 индейцев. Дик Уилсон, как всегда, опять прибег к мошенничеству, запугиванию и шантажу. Он сумел провалить кандидатуру Рассела.
«Пресса все время твердила, — заявил Мине после окончания выборов, — что в Вундед-Ни мы были бандой отщепенцев… Но никто не в силах отрицать, что 1500 голосов, собранных даже на этих сфальсифицированных выборах, поддержали и оправдали ЭЙМ в резервации Пайн-Ридж!»
Когда над индейскими лидерами, возглавившими выступление в Вундед-Ни, устроили суд, Рассел, облаченный в индейский наряд, выступил на нем с яркой речью. Суд запретил Мипсу и его защите основывать свое дело на договоре 1868 года…
— Это договор о мире и дружбе, подписанный в форте Ларами, — припомнил Молдер.
Метис Восемь Дыр даже хлопнул в ладоши в знак восхищения.
— Ах, сэр, я поражен вашими познаниями! — признался он. — Защита все время пыталась представить правительство США истинным виновником происшедшего. Судебное разбирательство длилось четыре месяца. Шесть юристов защиты, которых возглавляли Марк Лейп и Уильям Капстлер, подвергли тщательному перекрестному допросу правительственных свидетелей, выступавших с показаниями. Упорство защиты было вознаграждено: обнаружились свидетельства незаконного прослушивания телефонных разговоров агентами ФБР, фальшивые показания и другие нарушения со стороны правительства. 16 сентября 1974 года судья Фред Никол снял обвинения с Минса. С этого времени на Рассела неоднократно совершались покушения.
«Рассел очень важное лицо, — говорил его брат Тед журналистам. — Вот почему все эти акции направлены против него. Это говорит о том, что Мине — подлинный лидер…»
Специальный агент ФБР закрыл глаза, чтобы сосредоточиться. В голове всплыли строки из досье на Рассела Минса, которые он просматривал в связи с некими необъяснимыми с материалистической точки зрения случаями в деле борца за права коренного населения Северной Америки. Мине был оправдан судом, и Молдеру настоятельно посоветовали не лезть не в свое дело. Тем более что со времени событий к тому времени, когда папка с документами попала на стол Молдера, прошло около двадцати лет.
— Рассел Мине — личность, производящая сильное впечатление, — заговорил Молдер, так и не открывая глаз. — Рост более шести футов, красивое лицо, будто бы высеченное из скалы, темные глаза и длинные черные волосы, обычно заплетенные в косы. Мине часто надевает традиционный индейский наряд и носит украшения. Он добровольно подверг себя ритуальному самоистязанию во время традиционной Пляски Солнца. Этот эпизод был заснят репортерами компании Эн-Би-Си и включен в фильм «Великий Американский Запад», который транслировался по телевидению как часть праздничной программы, посвященной 200-летию американской революции.
Одной из причин, вызвавших захват поселка Вун-дсд-Ни, считается факт демонстрации фильма «Сыновья Большой Медведицы» киностудии «Дефа». Копия фильма была подарена индейскому племени сиу-дакота в штате Южная Дакота представителями восточногерманского культурно-этнографического общества «Красный Круг», которое серьезно занималось исследованиями культуры и истории индейцев Северной Америки. Восстание племени сиу, самое крупное в XX веке, вспыхнуло через некоторое время после показа фильма в ряде индейских резерваций. Картина была объявлена провокацией спецслужб ГДР, длительно подготавливаемой и блестяще проведенной. Ряд крупных руководителей Федерального Бюро по делам индейцев США лишился должностей. Их преемники уже не допустили подобных ошибок и, продолжению «Сыновей» — фильмам «След сокола» и «Белые волки» — также о борьбе сиу-дакота за свои земли, и где тоже играл югославский актер Гойко Митич, был закрыт путь в Соединенные Штаты…
— Мистер Молдер! — воскликнул Том Файр. — Я искренне восхищен вашей эрудицией!
— Но вы же оба ни слова не сказали о ваканах! — возмутилась Дэйна. — А именно о них я и спрашивала. Остались ли ваканы в наши дни?
— Но мы об этом и говорим, мисс Скалли, — уверил девушку проводник. Теперь и он заговорил так, словно читал выписку из каких-то документов, а не рассказывал об исторических событиях, которые случились за пару лет до его рождения. — Весна 1973 года. Прошел целый век относительно мирного сосуществования коренных индейцев и пришлых бледнолицых. И вот печально известное вооруженное восстание индейцев сиу в местечке Вундед-Ни в Южной Дакоте. И вновь проявилось забытое было индейское искусство избегать попадания пуль. Газеты сообщали, что во время многочисленных перестрелок с правительственными войсками имелись человеческие жертвы, в том числе и с индейской стороны, но в священное типи индейцев, стоявшее посредине поселка, не попала ни одна пуля. Известно, что внутри него проводились культовые церемонии, которыми руководил нынешний религиозный лидер сиу — Вороний Пес…
Спецагенту ФБР Дэйне Скалли только и оставалось, что развести руками.
Заповедник Бэдлендс, Южная Дакота, 4 июля, 17:07
— И долго нам еще ехать? — спросил Молдер, чувствуя, что после пяти часов езды на лошади ему придется ходить враскоряку.
— Нет, мистер Молдср. Еще минут двадцать, и мы на месте.
— Тогда расскажи что-нибудь про Иктоми. Стыдно признаться, но я никогда не читал индейских сказок.
— Хорошо, расскажу, — согласился проводник. — Нет ничего проще. Мне рассказывал их дедушка, который был вождем небольшого отряда племени оглала. Сказка называется «Иктоми и молодой человек».
Жил один молодой человек, и у него было много лошадей и прекрасных украшений. Его четыре сестры делали много вышивок из игл дикобразов, разукрашивали для него шкуры и делали прекрасную одежду, чтобы он всегда был хорошо одет и во всех отношениях выглядел хорошо.
У великого вождя была молодая и красивая дочь. Она была трудолюбива и делала отличные вышивки из игл дикобраза, раскрашивала шкуры, выделывала кожи и делала красивую одежду. Этот вождь передал молодому человеку, что тот может попробовать взять его дочь в жены.
Юноша оделся в свои лучшие одежды, надел набедренную повязку, вышитую бисером, мокасины и леггинсы, украшенные иглами дикобраза. Он взял с собой великолепную трубку и расшитый бисером кисет. Он завернулся в отличную шкуру молодой коровы. Ее мех был очень хорош, и сестры выделали его так, что она была мягкой и белой, а мать нарисовала на ней свое видение. Он взял с собой любовное снадобье, которое приготовил шаман, а также флейту, на которой он научился играть любовные песни.
Когда он отправился к дому вождя, старшая сестра сказала ему:
— Следи за Иктоми. Не дай ему сделать тебя дураком.
Юноша ответил:
— Я тоже мудрый. Иктоми не сможет одурачить меня.
Он отправился своей дорогой, думая о прекрасной молодой девушке, которую возьмет в жены. Когда он подошел к роднику, то напился и сел в тень, чтобы сыграть на флейте любовную песню. В это время перед ним появился другой юноша, однако очень бедный. На нем была рваная одежда, набедренная повязка и старая шкура. Он сказал молодому человеку:
— Ты очень хорошо играешь любовную песню. Если ты будешь так же играть ее молодой женщине, то она выйдет за тебя замуж.
Это понравилось юноше, и он подумал, что дочери вождя он сыграет на флейте ничуть не хуже. Он зажег свою трубку и дал покурить молодому человеку, а тот сказал:
— Я хочу еще послушать твою игру.
Юноша сыграл ему другую песню, и молодой человек заявил:
— О, это еще лучше, чем первая песня. Ни одна молодая женщина, услышав ее, не устоит перед тобой.
Это очень польстило юноше, и он сказал:
— Я научу тебя играть не хуже, и ты тоже сможешь получить женщину.
Он научил молодого человека играть на флейте, и молодой человек сказал:
— Я думаю, что ты очень сильный. Давай поборемся и посмотрим, кто из нас сильнее.
Они поборолись, и юноша легко победил тощего молодого человека. Тогда бедный молодой человек сказал:
— Я думаю, что ты великий охотник. Давай выпустим по стреле и посмотрим, кто сделает лучший выстрел.
Они выпустили стрелы в мишень, и юноша сделал лучший выстрел. Тогда молодой человек сказал ему:
— Давай соревноваться в беге. Посмотрим, кто из нас быстрее бегает.
Они пробежали сто шагов, и юноша победил. Тогда молодой человек сказал:
— Давай бегать вокруг этого источника, мы узнаем, кто из пас может пробежать большую дистанцию.
Однако юноша не согласился:
— Нет, давай пробежим вон до того высокого холма, туда и обратно.
Бедный молодой человек скинул свое тряпье. Юноша тоже снял с себя все, кроме набедренной повязки. Он сложил в кучу свои прекрасные одежды, трубку, плащ, флейту и прочее. Тогда молодой человек предложил ему:
— Давай спрячем одежду так, чтобы ее никто не нашел, пока мы будем бегать.
Они спрятали свои одежды в разных местах. Дорога, которую они выбрали для бега, оказалась очень холмистой, и молодой человек сказал:
— Я медленно бегу с горы, но зато я очень быстро бегу в гору.
Юный воин ответил:
— Я очень быстро бегу с горы, но не могу быстро бежать в гору.
Тогда молодой человек заявил:
— Ты будешь лучше бежать с горы, а я буду лучше — в гору, чего ты не можешь.
Они побежали от источника к холмам. Бедный молодой человек побежал в гору быстро, как мог, и достиг вершины первым, но когда они побежали вниз, молодой человек бежал очень медленно, и юноша быстро догнал его и легко перегнал. Он был уже на вершине следующего холма, в то время как молодой человек был еще на склоне первого. Юноша посмотрел назад, на молодого человека, засмеялся и крикнул ему:
— Я обгоню тебя очень сильно, потому что буду на вершине следующего холма, когда ты только забежишь на вершину этого.
Молодой человек ответил:
— Да, это так. Не жди меня.
Юноша легко побежал дальше, так как знал, что сможет обыграть молодого человека. А молодой человек, добежав до низины первого холма, повернул назад, побежал к источнику и забрал всю одежду юноши, его трубку, зубы лося и флейту. Он оделся и побежал в типи вождя.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13