А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Жаль...
Клер испуганно моргнула.
- И что они сделали? Арестовали вас?
Марк криво усмехнулся:
- Закон не запрещает читать. Просто это считается антисоциальным. Я сравнительно легко отделался - шесть недель групповой терапии.
- Терпеть ее не могу, - сказал Кент.
- Это лучше, чем тюрьма, - пожал плечами Марк. - Мне здорово капали на мозги, пришлось прикинуться, будто я осознал, и все такое...
- А вы смелый, - заметила Клер.
- Я просто болван. Потому что спросил Голос.
- А мне казалось, что Голос должен поощрять умение читать, - искренне признался Кент. - Ведь это способно помочь при разных происшествиях. Например, если Голос вдруг отключится, то люди сумеют прочесть нужную информацию.
- По-моему, Голос и сам читает, - кивнул Марк. - Ему попросту не нужны конкуренты.
- Но Голос - это машина, - заметила Клер.
- Ну и что? - Марк снова пожал плечами. - А кто знает, насколько он умен?
- Это же услуга, и не более того, - сказал Кент.
- А ты заметил, что он не запоминает то, что мы говорим? - ехидно улыбнулся Марк.
Кент кивнул:
- Он говорит, что таким способом старается улучшить нашу память.
- Но ведь чтение было изобретено в качестве заменителя памяти, - вставила Клер. - Я узнала это из книги по истории.
- И значит, это должно считаться правдой? - Марк иронично пожал плечами. Этот его жест уже начал раздражать Клер.
Она ненавидела политику, а эта история явно ею попахивала.
- Сколько у тебя книг?
- Много. Я отыскал коридор, ведущий в Хранилище. И могу попасть туда в любое время.
Кент и Клер только ахали, поражаясь его дерзости, пока Марк рассказывал, как годами проникал в запертые помещения, где хранилось множество ветхих документов и переплетенных томов. Он говорил об экзотических вещах, которые им еще не довелось увидеть, о томах, бывших для них лишь символами из Словаря: энциклопедии, тезаурусы, атласы, альманахи. Он даже прочел легендарную "Британскую энциклопедию"!
Согласен ли он меняться книгами? Или одалживать?
- Конечно, - тепло ответил Марк.
Так началась их дружба - поначалу слегка настороженная и опасливая, но затем холодок растопили общее знание и тайная страсть к чтению.
А через три года восторженного чтения Марк исчез.
* * *
Он не пришел на обычное место встречи. Даже через три года они так и не узнали, где он живет, где берет бесчисленные книги. Марк упорно хранил свои секреты. Кент и Клер бродили по бесконечным коридорам жилых комплексов, опасаясь запросить у Голоса любую информацию о Марке.
Как раз в то время начались Игры Большинства, и людей вокруг ощутимо прибавилось. Очень многие, возбужденные и нетерпеливые, почти постоянно находились на улицах, с радостью вливаясь в заполняющие площади огромные толпы. Игры отнимали у людей все время - не считая, разумеется, трех часов обязательного труда по рабочим дням. Клер и Кент разделились, чтобы осмотреть как можно большую территорию, и потратили на поиски целую неделю. Клер множество раз винила себя за то, что не заставила Марка сказать, где он живет, но тот был одержим секретностью.
- А если тебя схватят и выудят сведения обо мне? - всякий раз возражал он.
Теперь она гадала, как поступят Спекторы, обнаружив у Марка множество книг. Пошлют его на Усиленное Перевоспитание? Или есть нечто худшее?
После дня напрасных поисков она вернулась домой, но Кента там не оказалось. В тот вечер он так и не пришел. Проснувшись утром, она разрыдалась. Не пришел он и в этот день, и на следующий.
Возвращаясь с работы, она размышляла, не обратиться ли к Спекторам. Еще окончательно не утратив надежды, она всматривалась в толпу в поисках Марка или Кента, и именно поэтому, пересекая Площадь Обещания, увидела трех мужчин и женщину, двигавшихся параллельно ей. Вроде бы они просто глазели по сторонам, но с отработанной четкостью блокировали ее.
Она прибавила шаг - они тоже. Выглядели "попутчики" сурово и решительно, и ей не удалось оторваться от слежки даже в лабиринте улиц и коридоров возле двухкомнатной квартирки, которую она делила с Кентом. Они прождали пять лет, прежде чем получили квартиру с крошечным балкончиком, она находилась всего на два этажа выше грязной крыши воздушной шахты. Зато выйдя на балкон, можно было, если хорошенько вытянуть шею и посмотреть направо, увидеть кусочек неба.
Клер продолжала бесцельно петлять, но четверо не отставали. Разумеется, ей не хотелось идти домой, где она окажется в ловушке. Но она устала, и ничего другого не приходило в голову. Она заперлась и рухнула на кровать, а через две минуты услышала стук в дверь. Клер надеялась, что преследователи дадут ей передышку, но ошиблась. Распахнув дверь, она увидела того, кого меньше всего ожидала, - Марка.
- Ты не поверишь... - сходу заявил он, протискиваясь мимо нее.
- Что? Где ты был?
- Мы оказались нужны Меритократам.
- Для чего?
- Для чтения!
- Но ведь Голос...
- Избавляет людей от проблем и делает их счастливыми. Отличная идея - но, как выяснилось, нельзя управлять обществом, полагаясь лишь на Голос. - Он моргнул и сделал еле заметную паузу. - Кто-то должен добывать информацию на более высоком уровне. Помнишь, мы сами это нутром чувствовали? То, что чтение - умение особенное.
- Да, но Спекторы...
- Они не дают людям высовываться, вот и все. - Краткая пауза. - Зато любой, у кого хватило ума увидеть знаки и терпения, чтобы самостоятельно научиться составлять из букв слова, а потом извлекать из них смысл... именно такие и нужны Меритократам.
Клер моргнула. Новость ошеломила ее.
- Но почему они забрали тебя и Кента?..
- Хотели убедиться. - Он привычно пожал плечами. - Хотели проверить наше умение и удостовериться, что мы не фокусничаем. Ведь можно лишь сделать вид, будто умеешь читать, сама понимаешь.
- Ясно... - В поведении Марка ощущалась какая-то странность. Прежде он никогда не делал паузы в разговоре... потому что не прислушивался к Голосу?
Клер попятилась.
- Замечательная новость. А когда вернется Кент?
- О, скоро. Уже скоро. - Марк приблизился, и она отступила на балкон.
- Так какую работу мы будем выполнять? Для чего требуется умение читать?
Он тоже вышел на балкон, и Клер прижалась к перилам. Привычные бормотание и шорохи, доносившиеся со стороны воздушной шахты, на мгновение наполнили ее ощущением безопасности. Здесь с ней ничто не может случится, разве не так?
- Работы куча! Чтение старых документов, сравнение, и все такое.
А ведь не очень-то и высоко. Перемахнуть через перила, приземлиться на ноги...
- Честно, это хорошая работа.
Но сумеет ли она сбежать, если спрыгнет? Марк явно не атлет, и она не сомневалась, что если приземлится в грязь на крыше шахты, то не вывихнет лодыжку. Обувь у нее подходящая, и убежать от него она сумеет. Если удачно спрыгнет.
Клер быстро и оценивающе взглянула на Марка. Он один? Нет, наверняка за дверью караулят Спекторы, дожидаясь, пока он уговорит ее. Да, он пудрит ей мозги. Тут сомнений нет.
- Но работа не тяжелая?
- Жаловаться не станешь, - ухмыльнулся Марк. - Ты им нужна всего на три часа в день, как обычно. А со временем тебе установят выключатель этого церебрального сектора.
- Выключатель? Я...
- Чтобы тебе не нужно было больше читать. Только во время работы, и все. Ты и так вволю начитаешься. А потом - свободна!
Клер задумалась. Спрыгнуть, сбежать... Помощь Голоса станет недоступна, потому что ее, несомненно, выследят, если приемник будет включен. Сможет ли она выжить, полагаясь лишь на древние надписи?
Допустим, сможет. И что потом? Отыскать друзей, которым можно довериться? Постоянно прятаться? Но как? И на что ей тогда жить?
- Так и в самом деле будет намного лучше. Скоро вернется Кент, и...
Она посмотрела на крышу воздушной шахты. Стоит ли прыжок того, что ждет ее потом?
* * *
Ты выплываешь из иллюзии, и бац! - оказываешься в тесном коконе. Автоматические сенсоры возвращаются на места, с легким покалыванием "целуя" на прощание кожу. Ты вновь ощущаешь прохладные обволакивающие поверхности кокона. Потом поворачиваешься и спрашиваешь:
- Эй, а где остальное?
Мирф пожимает плечами, деловито отсоединяя свои сенсоры:
- Это все, что там было. Я же тебе говорила.
- Может, запись повреждена?
- Нет, мы просмотрели куб до конца. Должен быть другой куб с окончанием истории, но в шкафу я нашла только этот.
- Но как она кончается? Что сделала девушка? - Ты подаешься к ней, втайне надеясь, что тебя просто дразнят.
- Не знаю. А ты бы как поступила? Прыгнула?
Ты моргаешь - вопрос застает тебя врасплох.
- Э-э... это... как там его... чтение? Что это такое?
Мирф хмурится.
- Это нечто вроде Голоса, но своего, личного.
- Так это правда? Можно на самом деле научиться читать?
- Никогда о таком не слышала.
- Тогда, выходит, это не исторический фильм, а фантастика...
- Должно быть... Я никогда не видела значков на стенах.
Ты задумываешься.
- Но даже если бы знаки на стенах и были, то давно бы уже стерлись от старости.
- Наверное. А любопытно было бы узнавать что-то не от Голоса, верно?
Ты прикусываешь губу, размышляя. Иллюзия пребывания в теле той женщины уже начинает слабеть, ускользая из памяти. Умея читать, она обладала чем-то вроде личного могущества. Тебе это нравилось.
- И все же... как она поступила?
- Слушай, это просто фильм.
- А ты бы что сделала?
- Зачем об этом думать? Фильм есть фильм.
- Но тогда для чего он нужен?
- Это лишь иллюзия. Просто чья-то выдумка. К тому же не хватает второго куба, - огрызается Мирф.
- А может, он был единственным?
- Слушай, я хочу, чтобы иллюзии меня развлекали, а не напрягали!
Ты вспоминаешь про чтение и связанное с ним могущество.
- Тогда... можно мне его взять?
- Куб? Конечно.
Мирф бросает его тебе. Куб на удивление тяжелый, полупрозрачный, с округлившимися от старости некогда острыми углами. Ты смыкаешь вокруг него пальцы, и тебе нравится его вес. С этого все и начнется. Ты уже знаешь, что будешь бродить по коридорам, высматривая знаки на стенах, и что нечто новое к добру или к несчастью - вошло в твой мир и никогда уже его не покинет.

1 2