А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

Пикуль Валентин

Судьба баловня судьбы


 

Здесь выложена электронная книга Судьба баловня судьбы автора по имени Пикуль Валентин. На этой вкладке сайта web-lit.net вы можете скачать бесплатно или прочитать онлайн электронную книгу Пикуль Валентин - Судьба баловня судьбы.

Размер архива с книгой Судьба баловня судьбы равняется 13.46 KB

Судьба баловня судьбы - Пикуль Валентин => скачать бесплатную электронную книгу




Пикуль Валентин
Судьба баловня судьбы

Валентин ПИКУЛЬ
СУДЬБА БАЛОВНЯ СУДЬБЫ
Смолоду я питал особый интерес к Финляндии, самоучкой пробовал изучать финский язык. Помнится, я даже пытался переводить стихи Руненберга, но поэт Всеволод Рождественский (мой первый читатель, ныне покойный) отсоветовал мне их печатать. С тех пор минуло много лет; я не изменил своим интересам, с любопытством вникал в финскую историю, а точнее - в финско-шведскую, ибо Финляндия с XIII столетия была захудалой провинцией королей Швеции. В одном из своих романов я вскользь коснулся судьбы баловня судьбы Густава-Морица Армфельта, теперь хотелось бы рассказать о нем поподробнее.
Издавна принято думать, что шведы, под стать природе своей страны, народ угрюмый, деловито-разумны в словах и поступках, лишнего они не скажут, а пустяками не занимаются. Может, в этом и есть доля истины. Но если бы заглянуть в Стокгольм конца XVIII века, нам могло бы показаться, что мы попали в легкомысленный Версаль, где порхают амуры над газонами, а ленты Гименея чаще рвутся, нежели скрепляют сердца.
Жизнь и карьера Армфельта оказалась сопряжена с Россией, и настолько тесно, что он попал даже на страницы "Советской Исторической энциклопедии", где ему посвящена отдельная статья, а до революции в России вышла об Армфельте целая монография. Но жизненный путь этого человека, осыпанный не только розами, но и устланный терниями клеветы и проклятий, настолько необычен, что поначалу даже не знаешь, как к нему подступиться, где начало его удивительной судьбы.
Начнем со свадьбы! В 1785 году король Густав III чересчур пышно праздновал бракосочетание своего любимца Армфельта со знатной девицей из рода Делагарди, которую потом в России именовали Гедвигой Понтусовной. Счастливой невесте было 20 лет, и она безмерно гордилась своим будущим мужем, красота которого была равна его военным и дипломатическим талантам. Новобрачные сидели на высокой балюстраде, а под ними развернулась красочная картина церемонии, почти театральной. Свадебный ритуал завершала кавалькада всадниц, составленная из юных фрейлин королевы. Но вдруг...
Вот эти роковые "вдруг", так часто случающиеся в истории, иногда способны изменить развитие самой истории, даже самой пристойной. Вдруг из кавалькады всадниц вырвалась одна из наездниц в костюме сказочной нимфы. Крупным галопом, словно драгун, она подскакала к балюстраде и вздыбила коня перед женихом, с вызовом тряхнув головою, отчего ветер растрепал ее длинные, как у русалки волосы. Ее плечи обнажились.
- Кто эта дерзкая? - спросила невеста.
- Магдалина Руденшольд, - мрачно ответил Армфельт... Впечатление от красоты наездницы было столь сильным, что прямо от свадебного стола, презрев все законы приличия, Армфельт бросился искать Магдалину, и в эту же ночь она распахнула ему свои пылкие объятия. Гедвига Делагарди была оскорблена и рыдала, а король спрашивал придворных:
- Куда же делся мой любимый Армфельт? Если он решил переиграть свадьбу, так мог бы сделать это и завтра... Нельзя же так бесстыдно нарушать мое торжество!
"Впрочем, - замечает шведский летописец, - это никого не смутило: в то распущенное время при шведском дворе Густава III бывали и не такие еще случаи..."
***
Другой историк, Ингвар Андерссон, писал: "Трудно дать единую картину того времени, когда переплетались мрак и свет, нужда и роскошь, новые и старые.., идеи". Пока в Стокгольме двор короля потешал себя карнавалами, Швецию из года в год постигали неурожаи, народ вымирал от голода, а король пускал запасы хлеба на плохую водку, чтобы его казна не пустовала. Толпы нищих бродили по улицам городов, вымаливая под окнами милостыню, а продажные ученые доказывали Густаву, что водка - "лучшее лекарство для бедняка". Этот период шведской истории получил название "эпоха казенного пьянства".
Но близилась французская революция, идеи которой восхищали молодых шведов. Финский патриот Магнус Спренгпортен основал тайный "Орден Валгаллы", желая, чтобы Финляндия обрела независимость. Армфельт, уроженец Финляндии, знал нужды своей бедной родины и потому, невзирая на дружбу с королем, охотно соглашался со словами Стренгпортена:
- Мы стали военной добычей викингов, а когда наши жалкие покосы и пашни вытаптывались в войнах Швеции с Россией, финны страдали одинаково - как от победителей, так и от побежденных. Даже голод в Финляндии страшнее голода в Швеции!
- Будьте осторожны, - предупреждал Армфельт, - иначе ваша голова будет положена в гробу между ваших ног...
В секретном кабинете своего замка Густав III однажды принял Эренстрема, поручая ему разведать о состоянии русских войск в Прибалтике. "Во время этого разговора, - писал Эренстрем, - Армфельт высунулся посмотреть, кто был в комнате. Кажется, это не понравилось королю, так как он сказал: "Это нехорошо, барон Армфельт слишком умен и угадает причину, почему вы со мною..." Армфельт, конечно, догадался, что его друг-король готовит войну с Россией, дабы громом побед на Балтике подавить недовольство в народе, а заодно расправиться с оппозицией в дворянстве... Армфельт намекнул:
- Не слишком ли мрачны виды на будущее, король?
- Возможно! - согласился Густав III. - Но я не боюсь участи своего достославного предка - короля Карла Двенадцатого, которого пристрелили в траншеях под Фредриксхвальде...
Война началась в 1788 году, когда Россия сражалась на юге с Турцией, и казалось, что с началом военных действий на севере Европы русские капитулируют. Но шведы говорили: "Наш король сошел с ума! Его, как Эрика XIV, нужно засадить в замок финского Або, откуда не следует выпускать". Офицеры перестали кланяться королю, уходили из армии в отставку. "Орден Валгаллы" подбрасывал на позиции листки, призывая солдат не повиноваться приказам, не нарушать рубежей с Россией... Военное единоборство соседей не принесло Густаву III лавров: шведы воевать не хотели, а русским совсем не хотелось бить их. В мемуарах "Капище моего сердца" князь Иван Долгорукий, тогда офицер, описывал, как вечерами шведы и русские встречались у костров, распивая шампанское, о войне напоминали караулы, стерегущие эти проявления "дружбы" со взведенными курками пистолетов. Армфельт в одной из стычек получил от русских пулю в плечо; он не скрывал от короля, что уже вступил в переписку с русским командованием об условиях мира:
- Не забывайте, что я тоже финн по рождению, и мне ли осуждать офицеров, перешедших служить под русские знамена.
- Это предатели! - выразился король.
- По отношению к вам, - уточнил Армфельт, - но, предав вас, они не предавали родины. Поищите врагов в своем доме...
Намек касался брата короля, герцога Карла Зюдерманландского: видя, как шатается престол под его братом, герцог не мешал оппозиции, втайне надеясь на падение Густава III, чтобы самому воссесть на престоле древней династии Ваза.
В 1790 году Стокгольм запросил у России мира.
- Вот и поезжайте в Верель, - указал король. Верель - финская деревушка на берегу пенистой Кюмени, где барон Армфельт представлял Швецию на мирных переговорах. Он не выразил никаких требований к России, соглашался оставить Кюмень пограничной рекой, просил о насущном:
- Откройте свои порты на Балтике для наших коммерческих кораблей, чтобы Швеция и Финляндия могли беспошлинно закупать русский хлеб, дабы накормить всех голодных...
Мир! Эренстрем писал: "После обеда русские офицеры чуть не задушили нас своими объятиями", они свободно шлялись по шведскому лагерю, а шведы запросто лезли в палатки русских солдат, средь которых было немало башкир и калмыков. Здесь же, в суматохе банкетов и возгласов ликований, бродил, никем не узнанный, король Густав III, скрываясь под скромным сюртуком, надвинув на глаза шляпу с широченными полями.
- Мост уже перекрашивают, - шепнул он Армфельту... Русскую сторону моста на Кюмени побелили, а шведскую расписали цветами национального флага. Екатерина II была очень довольна миром, развязавшим Петербургу руки на севере, чтобы вся мощь России могла обратиться против султанов. Потому она щедро отсыпала три тысячи червонцев в бриллиантовую табакерку.
- Отдайте Армфельту! Я не удивлюсь, - сказала императрица, - если он попросит у меня орден Андрея Первозванного. Буду откровенна: я выписала для него секретный вексель на десять тысяч рублей - пусть транжирит их со своей нимфой...
Она знала: все эти годы Армфельт не порывал отношений с "нимфою" Магдалиной, а жена Гедвига уже смирилась с тем, что сердце ее мужа опутано другой женщиной Дополню цитатой из шведских источников: "Магдалина Руденшольд сумела так привязать к себе Армфельта, что он не мог сбросить с себя сладкое иго Магдалины, не в силах был порвать и с женою..." Сама же Магдалина вскружила голову многим мужчинам, но постоянно отвергала самые выгодные партии, открыто говоря:
- Даже не глядите на меня! Я люблю Армфельта... На свою беду - несчастная женщина - она вызвала большую чувственную страсть в герцоге Зюдерманландском. Это был мрачный и мстительный элодей, пропитанный мистикой масонских таинств. Вожделея к Магдалине, он потребовал у нее покорной взаимности, но она грубо отвергла его притязания:
- Ваше высочество, не смейте даже подходить ко мне.
- Вы еще пожалеете об этом, - пригрозил ей герцог. С этого времени он возненавидел и Армфельта, а своей ненависти к сопернику даже не скрывал:
- Ваше счастье, Армфельт, что вы считаетесь близким другом короля. Но случись так, что фортуна вознесет меня выше, и я сразу превращу вас в жалкое ничтожество...
***
Герцог на время затаил свою месть, да и что он мог сделать против фаворита короля, который после Верельского мира назначил Армфельта генерал-губернатором Стокгольма?! 16 марта 1792 года в театре шведской столицы состоялся бал-маскарад, на нем - инкогнито - присутствовал и сам Густав III.
Армфельт подъехал к театру в самый разгар бала Швейцар открыл ему двери, предупреждая:
- Вы, конечно, можете войти внутрь театра, но выйти из театра вы, даже главный в столице, уже не можете.
- Что случилось? - удивился Армфельт... А случилось неожиданное. Среди танцующих "масок" находились и заговорщики; с ними был офицер лейб-гвардии Якоб Анкарстрем, вызвавшийся убить короля. Но Густав III, закутанный в черное домино и укрывший лицо размалеванной маской, долго оставался неузнаваем. Наконец его окружили сразу несколько человек, один из них положил руку на плечо короля.
- Здравствуй, прекрасная маска! - было сказано им. Эти слова послужили сигналом для Анкарстрема, пронзившего короля выстрелом в спину. Музыка еще ликовала, люди танцевали. Густав III упал среди карнавального шума, успев крикнуть:
- Никого не выпускать! Всем снять маски... Из театра никто не выйдет, пока не сыщем злодея...
Когда Армфельт склонился над раненым, король уже лежал в большой луже крови, вытекавшей из-под него.
- Прощай, - сказал он своему любимцу... Королевское "прощай" оказалось почти символическим. Гибель Густава III была и его гибелью.
Анкарстрема три дня избивали палками, после чего казнили. Стоя близ эшафота, Армфельт заметил подле себя герцога Зюдерманландского.
- Теперь очередь за вами, - сказал он Армфельту, и мрачное лицо мистика осветилось злобою его торжества...
На престол Швеции вступил малолетний Густав IV, а регентом при нем стал его дядя - герцог Зюдерманландский. Армфельт понял: веселая жизнь кончилась. Но он перенял опыт Анкарстрема и, чтобы спасти себя, составил заговор с целью похоронить герцога и регента. В свой "комплот" он пытался вовлечь даже императрицу Екатерину II, обратившись к ней с тайным посланием, в котором указывал: даже слабая демонстрация ее Балтийского флота возле Стокгольма способна устрашить тирана-регента. Но русские корабли не появились на пасмурном горизонте...
Между тем герцог, став полновластным хозяином Швеции, снова предложил Магдалине разделить его страсть.
- Никогда! - отвечала разгневанная женщина. Тогда регент предложил ей грязную сделку:
- Вы ведь очень любите Армфельта?
- Я дышать не могу без него.
- Но его жизнь в моих руках.., как и ваша! - зловеще предупредил Магдалину герцог. - Давайте договоримся так: в расплату за вашу благосклонность ко мне я обещаю вам сохранить Армфельту его положение при дворе и в столице. Магдалина отвергла герцога - ради своей любви. Армфельту было велено ехать в Неаполь шведским посланником. Он понял, что это почетная ссылка, но оставаться в Стокгольме было опасно... Напрасно рыдала перед ним Магдалина:
- Не оставь меня! Возьми с собою в Неаполь.
- Я оставляю в Стокгольме как заложницу свою законную жену и своих детей... Почему я должен брать тебя?
Он уехал. Магдалина заклинала его в своих письмах откликнуться на призыв ее сердца, но хороший дипломат оказался плохим кавалером. Армфельт лишь изредка пересылал Магдалине свои инструкции, объясняя женщине, как удобнее интриговать против герцога Зюдерманландского... Регент потребовал его выдачи, но правительство Неаполя отказало ему. Армфельт, заочно судимый, был приговорен к смерти на эшафоте. Потеряв звание посла и боясь наемных убийц, из Неаполя он бежал в русскую Ригу, куда выехала и Гедвига с детьми. Но Рига слишком близка от берегов Швеции, она тоже казалась опасной, и Армфельт обратился к великодушию русского кабинета с просьбою:
- Ищущий политического убежища, я желал бы поселиться в любом из городов России, какой мне соизволите указать...
Убежище ему предоставили: он три года прожил в Калуге.
Зато у Магдалины Руденшольд убежищем остался ее дом. В ночь на 17 декабря 1798 года он был окружен полицией, которая обыскала даже лакеев. Магдалина была арестована и в кандалах, как преступница, отведена в тюрьму.
Герцог-регент, торжествуя, велел палачам:
- Для начала покажите ей орудия ужасных пыток... Три месяца подряд женщину подвергали издевательским допросам, терзали и мучили, убеждая "сознаться" в государственной измене, но Магдалина сознавалась только в одном:
- Да, я любила и буду любить одного Армфельта... Больше палачам ничего не удалось добиться от женщины, и она предстала перед судом как святая. Судьи понимали главную причину ее бедствий, уже готовые вынести оправдательный вердикт. Однако в течение одной ночи герцог Зюдерманландский сумел предупредить судей, что его устроит совсем иной приговор. И утром этот приговор был вынесен:
- Фрекен Руденшольд, готовьтесь к смерти... Но тут запротестовал народ, на базарах и пристанях Стокгольма люди откровенно роптали, говоря меж собою:
- С каких это пор рубят головы за любовь?.. Герцог-регент испугался волнений в столице, повелев заменить смертную казнь Магдалине ее пожизненным заключением.
- Но все-таки пусть палач за волосы тащит ее на эшафот, - указал он, - и пусть она три часа порыдает на виду у всех, привязанная к позорному столбу, как последняя шлюха...
Цитирую - "В день, когда должно было свершиться это наказание, весь Стокгольм высыпал на улицы. Толпа хранила благоговейное молчание, а солдаты, опершись на ружья, плакали Магдалина с гордым видом взошла на эшафот", где отдалась в руки палача, позорившего ее удивительную красоту...
Наконец кончилось регентство герцога; Густав IV, повзрослев, занял престол убитого отца - молодой деспот сменил старого тирана. Но он велел освободить Магдалину из заточения, и женщину силком выдали замуж за какого-то пьяницу, который нещадно избивал ее... Она уже никогда не увидела Армфельта!
Бывший регент покорно склонился перед племянником:
- Не пора ли вернуть Армфельта в Швецию?
- А-а, - засмеялся король. - Догадываюсь, что вам не терпится подсыпать ему в бокал яду... Армфельт поедет в Вену!
***
В 1893 году в России были опубликованы письма Армфельта из Праги о его встречах с Суворовым. Своей дочери, оставшейся в Стокгольме, он в 1799 году писал, что пражане, дабы повидать великого полководца, платили за билеты в театр бешеные цены. Энтузиазм публики был неописуем, и Суворов из своей ложи "несколько раз давал знаки руками, показывая, чтобы не выкрикивали его имя, но когда ему это прискучило, он стал низко кланяться и кончил тем, что благословил зрителей в партере и в ложах. Никто не находил это смешным, ему кланялись как папе". Публика захохотала лишь тогда, когда одна из дам слишком высунулась из ложи: "Суворов взял ее за нос и расцеловал".
В доме архиепископа Армфельт и Суворов познакомились ближе.
- Герой! - воскликнул Суворов. - Ты побил русских... "Я был так сконфужен, что в жизни не испытывал ничего подобного"; на приглашение быть его гостем Армфельт сказал:
- Благодарю! От ваших солдат в лесах Финляндии я получил пулю в плечо, а от вас - канонаду комплиментов.

Судьба баловня судьбы - Пикуль Валентин => читать онлайн электронную книгу дальше


Было бы хорошо, чтобы книга Судьба баловня судьбы автора Пикуль Валентин дала бы вам то, что вы хотите!
Отзывы и коментарии к книге Судьба баловня судьбы у нас на сайте не предусмотрены. Если так и окажется, тогда вы можете порекомендовать эту книгу Судьба баловня судьбы своим друзьям, проставив гиперссылку на данную страницу с книгой: Пикуль Валентин - Судьба баловня судьбы.
Если после завершения чтения книги Судьба баловня судьбы вы захотите почитать и другие книги Пикуль Валентин, тогда зайдите на страницу писателя Пикуль Валентин - возможно там есть книги, которые вас заинтересуют. Если вы хотите узнать больше о книге Судьба баловня судьбы, то воспользуйтесь поисковой системой или же зайдите в Википедию.
Биографии автора Пикуль Валентин, написавшего книгу Судьба баловня судьбы, к сожалению, на данном сайте нет. Ключевые слова страницы: Судьба баловня судьбы; Пикуль Валентин, скачать, бесплатно, читать, книга, электронная, онлайн