А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


В этой книге нам не хватит места, чтобы описать манихейскую теологию. Однако необходимо упомянуть в качестве ее постулата соотнесенность человеческой души с принципом добра и тела — с принципом зла. Манихейцы верили, что всех сексуальных отношений — даже с целью продолжения рода — следует избегать. Существовали также запреты на употребление мясной пищи и вина. На первый взгляд, может показаться невозможным, что такая доктрина привлекла на свою сторону и удержала огромное число последователей. Однако все запреты относились не к обычным членам манихейской церкви, а лишь к небольшому числу людей, называемых «избранными». Обычным членам церкви, «слушателям», разрешалось иметь жен (или любовниц), чтобы продолжать род, есть мясо, пить вино и так далее. Существовал ряд религиозных обрядов, которые «слушатели» должны были соблюдать. Они также были обязаны помогать «избранным», но моральный кодекс для них не являлся неразумно сложным. (Были, конечно, и другие религии, в которых обет безбрачия требовался от священников и монахов, а не от простых верующих.) После смерти души «избранных» попадали прямо в рай. Для «слушателей» путь туда был более долгим. Но некоторые манихейские секты, такие как катары, верили, что «слушатели» могли попасть в рай так же быстро, как «избранные», и вдобавок имели значительные привилегии при жизни.
Мани родился в 216 году в Месопотамии, которая в то время являлась частью Персидской империи под управлением династии Арсакидов. Сам Мани был потомков персов и относился к роду правителей Арсацидов. Большинство персов присоединялось к зороастризму, но Мани вырос в маленькой религиозной секте, находившейся под сильным влиянием христианства. В двенадцать лет он уже имел свои религиозные взгляды и начал проповедовать свою новую религию в возрасте двадцати четырех лет. Не добившись успеха на родине, Мани отправился в северо-западную Индию, где успешно обратил в свою веру местного правителя. В 242 году он вернулся в Персию и присоединился ко двору царя Шапура I. Хотя Шапур не обратился в новую веру, Мани произвел на него благоприятное впечатление, и царь разрешил ему проповедовать свою новую религию в Персидской империи. (Эту позднюю Персидскую империю иногда называли империей Сасанидов в честь новой династии, пришедшей к власти около 226 года.) В течение следующих приблизительно тридцати лет при Шапуре I и Хормизде I Мани проповедовал без помех и привлек на свою сторону множество последователей. В этот период было отправлено много миссионеров в зарубежные страны. Однако успех Мани вызвал антагонизм со стороны священников зороастрийской религии, которая стала государственной религией Персии при династии Сасанидов.
Около 276 года, когда новый царь Бахрам I вступил на трон, Мани арестовали и бросили в тюрьму. После двадцати шести суток сурового заключения он умер. За свою жизнь Мани написал несколько книг, одну на персидском, а другие на сирийском языке (семитский язык, близкий к арамейскому языку времен Иисуса). Они стали каноническими книгами манихейской религии. После того как религия начала угасать, манихейские рукописи были утеряны, но некоторые из них в двадцатом веке удалось найти.
С самого начала манихейство сильно влекло к себе людей. При жизни самого пророка оно нашло сторонников на пространстве от Индии до Европы. После смерти Мани религия продолжала развиваться, в конце концов распространившись до Испании на Западе и до Китая на Востоке. На западе она достигла своего пика в четвертом веке и в то время являлась серьезным конкурентом христианства. (Преподобный Августин был в течение девяти лет сторонником манихейства.) Но после того как христианство стало государственной религией римской империи, манихейство оказалось немного потесненным, а примерно к 600 году в основном изгнанным с Запада. Однако оно еще оставалось сильным в Месопотамии и в Иране. Оттуда религия распространилась в Центральную Азию, Туркестан и западный Китай. В конце восьмого века она стала официальной у уйгуров, которые контролировали значительный район западного Китая и Монголии. Также манихейство распространилось по всему Китаю до побережья, а оттуда на остров Тайвань. Но появление в седьмом веке ислама нанесло окончательное поражение манихейству. Начиная с восьмого века, аббасидские халифы в Багдаде строго преследовали эту религию, и в течение некоторого времени она угасла в Месопотамии и в Иране. С девятого века манихейство ослабло также и в Центральной Азии, а вторжения монголов в тринадцатом веке окончательно уничтожили его. Тем не менее Марко Поло встретил манихейские общины в восточном Китае в 1300 году.
Тем временем отделившиеся от манихейства различные секты разрослись в Европе. В седьмом веке в Византийской империи появились павликиане. Богомилы, чье влияние было самым сильным на Балканах, появились в десятом веке. Но самой важной из этих европейских ветвей являлись катары (более известные как альбигойцы, в честь их оплота, французского города Альби). В двенадцатом веке катары широко распространились по Европе, особенно в южной Франции. Альбигойцы, хотя их доктрина более относилась к манихейству, считали себя христианами, а власти ортодоксальной церкви объявили их еретиками. В конце концов папа Иннокентий III, самый могучий и наиболее нетерпимый из всех пап Средневековья, призвал к крестовому походу против них. Поход начался в 1209 году. К 1244 году после страшных человеческих потерь и разорения большой части южной Франции альбигойцы были сокрушены. Тем не менее катаризм в Италии не угасал до пятнадцатого века.
Любая религия оказывает большое влияние на жизнь своих искренних приверженцев По этой причине основатель даже маленькой религии часто является очень влиятельным человеком. Хотя манихейства сейчас не существует, но в свое время оно было важной религией, и, следовательно, Мани оказал больше воздействие на историю. (Неудачным, хотя и незначительным следствием учения Мани было то, что другие утвердившиеся религии устроили многочисленные гонения с целью сокрушить манихейство.) Личная роль Мани в создании новой религии была огромной. Он основал ее, разработал ее теологию и создал моральный кодекс. Правда, многие его идеи были позаимствованы у более ранних мыслителей, но именно Мани объединил отдельные побеги мысли в стройную новую систему. Он многих обратил в свою веру с помощью проповедей, создал духовную организацию и написал свои «святые» рукописи. Очевидно, что манихейство никогда бы не появилось без Мани, и в этом отношении он, как и многие религиозные лидеры, кажется более важной личностью, чем большинство ученых и изобретателей. Следовательно, Мани обязательно должен находиться в этой книге. Вопрос только в том, на каком месте. Очевидно, его стоило бы поставить ниже основателей тех главных религий (христианства, ислама и буддизма), численность приверженцев которых насчитывает на протяжении веков миллионы людей. С другой стороны, хотя зороастризм дожил до наших дней, а манихейство исчезло, кажется, что последнее, которое во времена своего расцвета имело гораздо больше сторонников, чем зороастризм, дало миру и более сильный толчок. По этой причине Мани и стоит в нашем списке выше Зороастра и Махавиры.
84. ЛЕНИН (1870–1924)
Владимир Ильич Ульянов, более известный под псевдонимом Ленин, был политическим лидером, сыгравшим главную роль в установлении коммунизма в России. Верный последователь Карла Маркса, Ленин вел политику, которая имела лишь косвенное отношение к самому Марксу. Из-за быстрого распространения ленинской разновидности коммунизма во многих частях света его необходимо признать наиболее влиятельным человеком в истории.
Ленин родился в 1870 году в городе Симбирске в России. Его отец был верным правительству чиновником, но старший брат Александр стал революционером, и его казнили за участие в заговоре с целью убийства царя. К двадцати трем годам Ленин сам стал пылким марксистом. В декабре 1895 года его арестовали за революционную деятельность, продержали четырнадцать месяцев в тюрьме, после чего сослали в Сибирь. В течение трех лет в Сибири (которые не показались ему особенно приятными) он женился на своей соратнице по движению и написал книгу «Развитие капитализма в России». Сибирская ссылка закончилась в феврале 1900 года, и через несколько месяцев Ленин поехал в Западную Европу. Там он провел семнадцать лет, работая как профессиональный революционер. Когда Российская социал-демократическая партия, в которой состоял Ленин, раскололась на две фракции, он стал лидером более многочисленной части — большевиков.
Первая мировая война предоставила Ленину великую возможность. Она вызвала в России военную и экономическую катастрофу, усилила недовольство царским режимом в целом. В марте 1917 года царское правительство было низложено, и некоторое время казалось, что Россия могла стать на путь демократического развития. Узнав о падении царского режима, Ленин немедленно вернулся на родину и со свойственной ему проницательностью сразу увидел, что демократические партии хотя и создали Временное правительство, но реальной власти не имели, что представилась великолепная возможность, несмотря на ее малочисленность, привести к власти коммунистическую партию. Он призвал большевиков готовить переворот с целью низложить Временное правительство и заменить его коммунистическим. Предпринятая в июле попытка провалилась, и Ленину пришлось скрываться. В октябре 1917 года вторая попытка увенчалась успехом, и Ленин стал новым главой правительства.
Как лидер правительства он был хитрым и высокопрагматичным. Прежде всего Ленин взялся за бескомпромиссный и быстрый переход к полностью социалистической экономике. Когда это не сработало, он вновь проявил дальновидность, сделал шаг назад и установил смешанную капиталистическо-социалистическую экономику, которая просуществовала в Советском Союзе несколько лет. В мае 1922 года Ленин перенес серьезный удар и с этого момента до своей смерти в 1924 году был почти полностью недееспособным. После смерти его тело тщательно забальзамировали и выставили в мавзолее на Красной площади в Москве.
Прежде всего Ленин важен как человек действия, который привел большевиков к власти в России и тем самым установил первое в мире коммунистическое правительство. Он был первым, кто применил на политической практике идеи Карла Маркса. Создание этого первого плацдарма явилось поворотной точкой во всей современной истории. С 1917 по 1979 год продолжалось длительное распространение коммунизма по всему миру, и некоторое время примерно около одной трети населения земного шара жило под управлением коммунистов. Наиболее важная фигура как политический лидер, Ленин оказал значительное воздействие на историю и через свои работы. Его идеи не противоречили идеям Маркса, но предлагали заметные изменения в акцентах. Ленин очень интересовался тактикой революции и считал себя в ней большим знатоком. Он постоянно подчеркивал необходимость насилия: «Ни одна проблема классовой борьбы никогда не решалась другим способом, кроме как насилием». Это типичная цитата из его работы. Маркс только иногда ссылался на диктатуру пролетариата. Ленина же эта идея просто обуяла. Например, «диктатура пролетариата есть не что иное, как власть, основанная на силе и ничем не ограниченная — ни законом, ни правительством».
Насколько важны политические идеи Ленина? В первом издании этой книги я писал: «Самой характерной чертой советского правительства является не экономическая политика (существуют социалистические правительства и в других странах), а скорее, его способность удерживаться у власти любой ценой. Со времен Ленина ни одно коммунистическое правительство в мире после своего становления не было свергнуто. Жестким контролем всех институтов власти внутри страны — прессы, банков, церквей, трудовых лагерей и так далее — эти правительства, похоже, исключили возможность внутреннего переворота. В их броне могут быть слабые места, но если это так, то никто еще не нашел их». Этот абзац мог звучать разумно в то время, когда я писал его — в 1977 году, но события нескольких последних лет показали, что я полностью ошибался. Далекие от неуязвимости ленинские режимы опрокидываются и справа и слева. Ленин надеялся — а его противники боялись, — что, объединив концентрационные лагеря и пропаганду, он создаст систему правления, которая просуществует много веков. Он ошибался, и, следовательно, его историческое влияние оказалось слабее, чем я опасался. Однако даже если переоценить важность Ленина как теоретика (его экономические идеи, конечно, почти полностью заимствованы у Карла Маркса), тем не менее он имеет большое значение как человек действия — практический политический лидер, который захватил власть и использовал ее, чтобы переделать свою страну. Но, оценивая его место в истории, мы сначала должны сравнить важность его действий с действиями его последователя Иосифа Сталина.
Ленин, кроме всего, управлял Советским Союзом только пять лет. За это время он полностью уничтожил власть русской аристократии и начал строить в стране социализм. Но не Ленин, а Сталин провел коллективизацию сельского хозяйства; не Ленин, а Сталин фактически уничтожил в Советском Союзе частные предприятия; и не при Ленине, а при Сталине советский коммунизм превратился в глобальную силу, которая бросила резкий вызов Западу в фактически каждой стране мира. За пять лет своего правления Ленин был ответственен за смерть нескольких миллионов человек, он организовал концентрационные лагеря для политической оппозиции, выступавшей против коммунистической программы. Однако только при Сталине эти лагеря (так называемый «архипелаг Гулаг») достигли своего расцвета, при нем происходило множество чисток и убийств.
Должны ли мы, тем не менее, сказать, что, поскольку Ленин был предшественником Сталина и подготовил ему путь, его стоило бы считать более важной из этих двух фигур? Случай, который, наверное, наиболее близок к этому, касается царя Македонии Филиппа II и его сына Александра Великого. Филипп был выдающимся лидером, чье военное и организаторское искусство подготовило путь Александру, предоставило ему великую возможность. Однако Александр так воспользовался этой возможностью — лучше, чем кто-либо ожидал, и лучше, чем поступали в таких же обстоятельствах другие, — что я считаю справедливым присвоить большую часть заслуги за происшедшее именно Александру. По такой же причине я заключаю, что Сталин был более влиятельной фигурой, чем Ленин. Но даже если Ленин не так важен, как его последователь (или как Маркс, чьи работы обеспечили теоретическую основу и стимулы всему коммунистическому движению), он все же является одной из ключевых фигур. Ленин не только вымостил в СССР дорогу Сталину, но еще и его работы, политика и пример оказали огромное влияние на коммунистические движения во многих других странах.
Иногда утверждают, будто невероятные человеческие потери произошли в Советском Союзе не из-за ленинской системы, а стали результатом безжалостности и жестокости Сталина. Мне подобный взгляд кажется неверным. Во-первых, миллионы людей в СССР были уничтожены во время правления Ленина, до прихода к власти Сталина. Более того, в других коммунистических странах есть лидеры, ответственные за такую же жестокость и разрушения. Ярким примером является Пол Пот, который управлял Камбоджей с 1975 по 1979 год. За этот относительно короткий период погибло около двух миллионов камбоджийцев — даже большая пропорция относительно общего населения страны, чем за двадцать пять лет уничтожил в СССР Сталин. Даже если установленная Лениным система не постоянно вызывает результат, выражающийся такими жертвами, похоже, ей свойственны подобные эксцессы. Ленин мог провести всю жизнь в попытках подавить сопротивление, но общим результатом его деятельности было уничтожение личных свобод в значительной части мира.
Поскольку теперь кажется, что марксистско-ленинское движение не будет влиять на человечество в течение многих веков (как я боялся, когда готовил первое издание этой книги), выглядит неразумным включать Ленина в первую двадцатку людей в нашем списке. Однако все же кажется справедливым поставить его среди первых ста человек. Влияние Ленина на Россию достаточно большое, чтобы сравнить его по важности с Петром Великим. И если принять во внимание толчок, данный им другим странам, становится понятным, что Ленина нужно поставить даже выше Петра, хотя и ниже Сталина.
85. СУЙ ВЕН ТИ (541–604)
Китайский император Суй Вен Ти (настоящее имя Ян Цзян) добился успеха в новом объединении Китая, после того как страна была раздроблена в течение нескольких сотен лет.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48