А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


–И тем не менее, давно доказано и стало ясно, что во-первых, совершенно точно, по близости от нас, в радиусе 100 св лет нет ни одной цивилизации кроме русских и китайцев. Иначе бы мы поймали сигналы их радио систем, или бы они к нам прилетели. И кроме того, если бы способ путешествовать меж звёзд был, и быстрее скорости света.
–Знаю, знаю. Первый бы кто додумался, в невероятно короткий исторический промежуток времени по меркам времени звёзд 5 или даже 50 тыс лет всего ничего, тут же колонизировал бы все миры, и мы бы об этом знали. Но этого не произошло. И тем не менее, есть четвёртое, выслушайте внимательно, и уделите этому, особое, особое…
–Внимание?
–Да, внимание.
–Хорошо, весь во внимании.
Последние разработки в области получения антивещества подтверждают, антивещество получать в принципе возможно, и в больших количествах.
–Для этого нужно немыслимое количество энергии, которого нет на земле, и быть не может! Даже если сжечь всё что горит, и застроить всю планету гидро и солнечными электростанциями. Даже если получать антивещество с КПД 10%. Его хватит после сожжения всего, на один полёт к марсу туда и обратно. Туда, и обратно, один раз, паре человек. Это при прочих немыслимых сложностях.
–А теперь не перебивайте. Антивещество можно использовать не только как основной источник энергии, но и как идеальный катализатор термоядерного синтеза, при этом высвобождается энергии много больше, чем если бы вы использовали как источник тоже количество антивещества. Если сделать по нанотехнологиям, которые доступны уже сегодня, и тем более будут доступны завтра, малюсенькую бомбу в 0,1 мм в поперечнике. Сделать её из монокристалла титана, высочайшей прочности, то минимального кол-ва антивещества 1-2 милилона атомов, может быть, тут много но, хватит, чтобы взорвать внутри этой термоядерной минибомбы, другую термоядерную минибомбу, которая послужит запалом основной. И если оболочка будет достаточно прочна, и сдетонирует достаточный процент термоядерного топлива. В общем это выполнимо. И возможен межзвёздный перелёт.
–Но энергии всё равно надо много для антивещества, и скорость будет?
–Да, не забывайте, возможно создание реактора термоядерного синтеза, сколько термоядерного топлива на земле?
–Много.
–А сколько термоядерного топлива на Юпитере? Который весь по большей части состоит из него?
–И какова будет скорость таких аппаратов.
–Ну если, без всяких если, а опираясь только на те технологии, которыми мы обладаем сегодня до 40-50 км в сек, их удельный импульс, ну и они… Могут быть многоступенчатыми.
–Очень медленно.
–На этом можно совершить межзвёздный перелёт, уже сегодня, но аппараты, явно, могут быть много совершеннее.
–Так что четвёртое?
–Любая жизнь не минуемо рано или поздно, на миллион лет позже или раньше, двинется, заселять.
–Другие миры.
–Именно, и анализируя наши знания о эволюции вселенной, можно прийти к выводу, что та как раз недавно остыла настолько, чтобы появились мы, и другие…
–Почему же мы не можем поймать радиосигналы?
–Ну этому есть довольно простое объяснение. Представьте что в 2100 году, человечество повсеместно внедрило вид связи, совершенно новый, не радио.
–Что может быть не радио?
–Хм… Да нейтрино хотя бы, практично, дёшево, мини устройство связи, размером с монетку посылающее нейтринный сигнал, со скоростью света, игнорируя ионосферу, и любые другие помехи.
–Нейтрино нельзя поймать, нельзя и испустить. По крайней мере это не так то просто.
–Я говорю о принципе, такое может быть. Да и почему же нельзя? Создание и поимка нейтрино удел высоких энергий да, но по энергетической плотности, а не по абсолютной величине. Может быть и иной принцип, я просто сфантазировал.
–Тут не место для фантазий.
–Я говорю, лишь о том, что иная цивилизация вовсе не обязательно должна хотя бы триста лет своего развития пользоваться радиопередатчиками. Теперь представьте, что вы живёте на звезде находящейся в тысяче световых лет от солнца, две тысячи лет назад. Вы создали радиоантенну, пользовались радио долгие триста лет, потом перешли на иной принцип. Прошла тысяча лет, сигнал ваших антенн прошёл мимо солнца, но до появления первого земного радиоприёмника ещё тысяча лет. Прошла ещё тысяча лет, мы создали радиоприёмник, но каковы наши шансы на то, чтобы ваша цивилизация, находящаяся за тысячу световых лет от нас, создала радиопередатчик, и использовала его именно в тот отрезок времени, чтобы его радиосигнал пролетел мимо нас?
–Если вести радионаблюдение долго.
–Да, если вести его миллион лет, то можно конечно засечь сигнал, от нарождающейся примитивной молодой цивилизации.
–То есть вы хотите сказать что инопланетяне существуют, и это совершенно точно, и они могут совершать межзвёздные перелёты? И вопрос лишь в том, когда мы их найдём? Сегодня, или завтра?
–Не только, найти мы можем их и через сто лет. Но есть ещё в этом докладе пятое, шестое, седьмое и восьмое, и тридцатое. Пятое заключается в том, что живые организмы имеют свойство тратить конечные ресурсы вселенной, на разное. И под ресурсами я подразумеваю не только водород как термоядерное топливо, и не нефть уж конечно. А даже хотя бы место на пригодных для жизни планетах. С твёрдой поверхностью, скажем типа Луны, или Марса.
–Ну а земля.
–Земля редкий рай. Шестое в том, что живые организмы имеют свойство размножаться и очень быстро по меркам всё той же истории. Седьмое в том, что разные виды размножаются с разной скоростью, один рожают одного ребёнка раз в 9 месяцев, другие могут 100 тыс личинок раз в неделю. Восьмое в том, что никто не потерпит конкурента, который тоже размножается, и хочет занять, и займёт в краткий промежуток времени место и ресурсы, которые всем хочется взять себе. Но и это ещё не всё, чтобы понять девятое, обратимся к истории.
–К истории?
–Да к истории. Что сдерживает все войны на земле по сути, я имею ввиду между супердержавами?
–Ядерное оружие?
–Да, гарантия взаимного уничтожения, а маленькие страны удерживаются в мире, интересами больших, которых пугает гарантия полного взаимоуничтожения. В то время как раньше, сто или триста лет назад, войны шли постоянно, а ведь людей сдерживал страх смерти, того что часть армии вовремя войны погибнет, и люди всё равно воевали. Девятое заключается в том, что космос не земля эпохи ядерного оружия, и войны там могут быть не таким как были раньше, у нас. Продвинутой цивилизации, раздавить менее развитую, с военной точки зрения, гораздо проще и безопаснее, чем было четыреста лет назад испанцам завоевать Америку.
–Пока у нас нет, хотя бы минимальных средств защиты и адекватного ответа.
–Именно. Есть ещё десятое: вовсе не обязательно все расы космоса должны быть представлены гуманоидами. Возьмём к примеру насекомых, и порядки царящие в их мини сообществах, бытует мнение, что если бы гравитация была меньше и насекомые были бы больше и умнее. Это конечно не значит что вся без исключения галактика заселена исключительно разумными насекомыми. Но я к слову о том, что дипломатические порядки в космосе, и внешняя политика, могут быть самыми что нинаесть Дарвинскими, то есть, естественный отбор. Слабые умирают.
–Вы меня прямо из тарелки выбили.
–Есть ещё одиннадцатое. Оно заключается в следующем. Тяжело найти в космосе цивилизацию уровня развития земного средневековья, у неё нет ярких заметных приметных свойств. Даже если бы чисто теоретически иноземный аппарат пролетел в атмосфере планеты 500 лет назад, он бы вполне вероятно не нашёл бы на первый взгляд следов цивилизации, и пришёл бы к выводу, что мы все просто высокоорганизованные коллективные животные, по типу муравьёв. И ничего бы нам не сделал.
–Вы хотите сказать, что сказки о пришельцах и НЛО правда?
–Нет, я полностью уверен что всё это враньё, ничего подобного не было никогда. Никто землю не посещал, но я хочу сказать. Что когда мы послали сто лет назад первый радио сигнал, мы заявили всему космосу о себе "Мы здесь! Мы на уровне технологического развития 2000 года. У нас есть химические ракеты, примитивная, но уже наука, и мы беззащитны, убейте нас побыстрее, пока мы чего-нибудь не придумали". Ну может быть это произошло не 100 лет назад, а тогда, когда мы построили первую мощную радиостанцию в 1920х или 1930х годах. Но в чём я совершенно уверен, это в том, что о нас либо уже знают, либо узнают, и самое позднее лет через сто. А самое раннее завтра.
–Глупость… Что вы от меня хотите?
Глава 2: Цели номер один.
от 16.05.2006
Последний спор с Аркадием Викторовичем меня совсем взбесил. Конечно, я ему этого не сказал, всё-таки он был как никак моим другом. Да и разговаривать с ним было интересней, чем скажем с друзьями… О пиве… Всё же начальник ОНИЛ 14 при московском университете имени Баумана знал
несколько больше, чем мои товарищи, одногрупники. Но какой же он был упрямый и тупой, вроде бы знает, но не понимает. Потому я сегодня и подготовил чертёж и полный расчёт для моей идеи, двух поточного двигателя, да ещё в двух вариантах. Две крайних версии двигателя, реалистичный, который можно было бы хоть завтра сделать, не больно уж хороший. И оптимистично идеальный, который на мой взгляд вполне реально сделать, а Аркадий Викторович шапкой бы закидал, из-за сложности дороговизны и экологической грязности.
Я вздохнул поглубже, и зашёл в кабинет. Директор ОНИЛ был не один и попросил подождать, он быстренько закончил, и пригласил меня за стол.
–Ну что, я смотрю ты сделал все расчёты.
–Да от и до. Надо бы конечно в металле, некоторое не понятно, но. В общем, и так неплохо получилось, я даже два варианта приготовил.
–Так давай я проверю, рассказывай.
Я вздохнул, мне приходилось повторять и объяснять ему это уже в двадцатый раз, как он меня достал, постоянно переспрашивает, и не понимает простейших вещей.
–Ну так вот, вам ли не знать, что лучшие перспективные химические движки, могут выжать ну 5000 метров в секунду удельного импульса, ну если на бериллии, то больше, но бериллий дорогой очень и потому на нём не полетаешь, а так пять и это вроде как предел. Поэтому между ведущими ракетостроителями планеты ведётся уже много лет отчаянная борьба за каждые 5-10 метров в секунду удельного импульса. Потому что даже не значительное увеличение удельного импульса резко снижает стоимость. Так вот, многие проектируя ракеты вероятно столкнулись с такой сложностью, что наиболее перспективные ракетные двигатели на металлах имеют плохую газовую постоянную, и как следствие низкий КПД. А оптимальный вариант, водород вроде как известен, ну и берилие водороды, как система где горит и металл с одной стороны, и водород, лучшее рабочее тело. Но так или иначе наилучшим термическим КПД обладает чистый водород. Термический КПД обычно последние 50 лет редко фигурирует в учебниках, поскольку влияния он не имеет в двигателе, в каждом движке газ и так расширяется насколько это возможно, выдавая всю энергию что он может выдать, тут не имеет смысла учитывать, что два разных газа имеют разный КПД. Кроме того, сегодня во всех двигателях мы используем окислитель кислород, с молярной массой 16, или более лучший фтор с молярной массой 14 и большей энергией горения. Но так или иначе продукты сгорания кислорода и фтора, даже с самым лучшим топливом водородом, имеют плохую, очень плохую, по сравнению с чистым водородом газовую постоянную, и как следствие не лучший термический КПД. Это вступление.
–Ужас, как длинно. Тебя просто не поймут.
–Ну, я учёным рассказываю, а не политикам. Так вот если бы мы отделили водород от источника энергии, так, как это сделано в атомном двигателе то.
–У тебя бы на борту было меньше энергии, и стало бы только хуже.
–Да это так, если делать расчёт беря за основу керосин кислород и водород кислород. Но возьмём токсичный пентаборан, который при сгорании выделяет больше энергии. И всё это в пропорции 15% водорода к 85% пентаборан кислорода.
–Ну смешаем мы их. Есть такое, и что тут нового?
–Эх… Нет мы не будем их смешивать, мы возьмём их отдельно, пустим по длинным трубкам, отдельно. Отдельно Аркадий Викторович. Так вот, если рассмотреть расчёты, которые вы сами признали правильными.
–Я не признавал их правильными.
–Но вы сказали, что в них нет ошибки.
–Этот двигатель, гораздо тяжелее современных, даже если и так, кроме того, как ты обеспечишь такой теплопоток?
–Если взять обычный молибден. Или даже вольфрам кобальт, я уж молчу про монокристаллы, и то нормально будет, делали же атомные ракетные двигатели, тут тот же принцип, только источник энергии химический.
–Там были твелы из углерода, и…
–Ладно, - я вздохнул поглубже и продолжил - так вот, результаты расчётов показывают, что в модели такого двигателя на пентаборане удельный импульс будет 4300 метров в секунду, что на 250 метров в секунду больше, чем у обычного двигателя на пентаборане. То есть на выходе из сопел будут пентаборан кислород со скоростью 3700 метров в секунду, и 15% по массе водорода, со скоростью 7500 метров в секунду, при Т = 1900-2000 кельвин.
–Ну ладно, я тут тебя много слушаю, и в принципе понимаю, что такое возможно. Давно уж?
–Правда, а что тогда спорите?
–Просто твой проект, во первых шапками закидают, во вторых он не рентабелен, он не окупит себя. Одна из причин в том, что такая ракета сложнее обычной, значит менее надёжна.
–Зато 750 тонный аппарат может вывести на орбиту не 20 тонн, а 50.
–Зато твой двигатель будет пропорционально тяжелее, и съест весь выигрыш на своей массе засчёт топлива. Этого ты не хочешь признавать. Кроме того, ты представляешь сколько нашей стране стоил проект разработки ракет? Десятки миллиардов долларов, никто сегодня, ни при каких обстоятельствах не выделит тебе таких средств, на создание двигателя, который чуть чуть получше, чем современный.
–Это был пессимистичный вариант. А вот расчёты, если мы как источник химической энергии используем фтор алюминий. И в качестве корпуса двигателя будут использованы материалы из монокристаллов вольфрама.
–Тебе известно, почему никто не летает на фторе?
–Да исключительная коррозионная активность с ростом температуры особенно.
–И?
–Он канцероген, ядовит, тем более продукты сгорания фтора алюминия. Но.
–Этот проект нереален, тем более по стоимости.
–Да на стоимость то наплевать. Сейчас объясню почему. Да просто потому, что при таком удельном импульсе, аппарат уже будет многоразовым. Пусть он на химическом топливе. Но он взлетит и сядет, и безо всяких ступенек. И пусть он хоть сколько стоит, но он раз взлетит два и десять раз взлетит, а супер дорогой движок из монокристаллов никогда не придёт в негодность, вот и всё. А чтобы экология полностью не… Можно взлетать в пустыне, где никого нет. И не столь уж вредны продукты сгорания фторо алюминия. Тем более, главное они тяжёлые, а значит просто осядут как пыль сразу как остынут и всё. А окиси азота будет не так уж и много, потому что температура на выходе сопел будет не столь высока, просто из-за того что часть тепла будет отводится к водороду.
–А как ты будешь подавать твёрдый алюминий в камеру сгорания?
–Есть много способов, смысл спорить? Мы же проходили твердотопливные двигатели. Да хотя бы измельчив его в порошок, растворив его в криогенном желе подобном охлаждённом керосине, который будет подогреваться и подаваться в камеру сгорания уже вне бака, а вместе с тем и порошок алюминия, или что-нить в этом роде.
–Ладно, я тебе верю. Всё идём патентовать? Всё равно рано или поздно будет пора, теперь ты у нас вроде ко всему готов.
–Правда? - это было неожиданно для меня, - да правда, бери свои чертежи и пошли. Я смотрю, ты даже рассчитал вес бака высокого давления для водорода.
Мы встали, собрались, закрыли дверь в лабораторию и куда-то пошли. Учитель пояснил мне, что патентование для него бесплатно не чаще двух раз в год, в связи со служебным положением, а потому я воспользуюсь его квотой, но фамилия будет моя. Всё же стоимость патента около 3000 рублей. Мы прошли в какую-то комнату, там сидела кассирша, они с преподавателем поздоровались.
–Ну, что, что-то стоящее? Неужели, что даже вы Аркадий Викторович.
–Да нет, просто хочу маленько помочь молодому человеку. Может быть, как бесплатный подарок за старания.
Мы разложили бумаги, и тут профессор сделал довольно неожиданную для меня вещь, поставил свою фамилию, и подписал: "проверил, фактических ошибок нет, рекомендую к ознакомлению…". Далее меня внимательно проверила сама кассирша, на это у неё ушло много времени, и она много раз переспрашивала. Потом, всё же подписала и поставил печать, убрала в отдельный тубус.
–Ну что, теперь отправим на рассмотрение комиссии?
от 22.08.2006.
Главе Рос авиа космоса в принципе не составило труда, выкроить для себя пол часа на приёме у президента.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29