А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Старик произнес несколько слов. Про-водник подал пришельцам стулья ни-зенькие, глубокие. Георгий и Джон-Эй сели, переглянулись.
- Кто он? - вырвалось у Джон-Эя. - Ученый, вождь или правитель?..
Георгий молчал. Старик ткнул себя пальцем в грудь, и с уст его слетела сере-бристая фраза:
- Ио-тинаас. Ио.
- Ио - это, видимо, его имя, - сказал Георгий, обращаясь к Джон-Эю.
Старик обрадованно закивал головой, притронулся к каждому из гостей и вопро-сительно на них посмотрел.
Космонавты назвали свои имена. Ио очень старательно повторил их, прислуши-ваясь к звучанию чужих слов. Затем, не поворачиваясь, потянулся к маленькому пульту, нажал на кнопку. Свет погас. Вле-во от космонавтов загорелся розовый пря-моугольник. На нем появилось изображе-ние планеты, плывущей в пространстве, сре-ди звезд. Но указал на планету и произнес:
- Лоо-праа.
Планету сменила голубая звезда. Ио указал на нее и сказал:
- Сии-нее.
Показав таким образом несколько изоб-ражений и назвав их на своем языке, он повторил демонстрацию тех же изображе-ний и ткнул пальцем в грудь Георгия.
- Он просит, чтобы ты назвал эти изображения на нашем языке, - заметил Джон-Эй. - Но зачем это ему?
- Они наши союзники, - возразил Ге-оргий. - Чем скорее мы поймем друг дру-га, тем лучше...
Ио ждал, пока гости поговорят. Но вот Георгий повернулся к экрану и начал назы-вать появлявшиеся на нем предметы. Так продолжалось долго. Георгия сменил Джон-Эй. А старый Ио просил людей Зем-ли называть все новые и новые понятия, неутомимо показывая им сотни и сотни различных предметов, рисунков, изображе-ний. Наконец космонавты так устали, что уже не в силах были говорить. Страшная сонливость навалилась на них, смыкая глаза. Ио заметил это и погасил свет.
В наступившей темноте люди Земли мгновенно уснули...
Очнулись они в тех же креслах. Голу-бой свет лился отовсюду. Перед ними си-дел Ио и ласково улыбался. На маленьком столике стояли две черные тарелки с ка-кими-то желтыми продолговатыми плодами, похожими на аккуратно нарезанные ломти ноздреватого сыра.
- Что это? - удивился Джон-Эй.
- Вероятно, еда, - сказал Георгий, по-нюхав. - Пахнет приятно. Во всяком слу-чае, отказываться не следует...
Они жадно принялись за еду. Пища оказалась очень вкусной и сытной. Космо-навты тут же ощутили ее благотворное воз-действие - прояснилось сознание, во всем теле появилась бодрость. Подкрепившись, люди Земли вопросительно посмотрели на Ио. Старик улыбнулся, включил какой-то аппарат и продиктовал несколько слов. Из динамика, рядом с космонавтами, прозву-чали земные слова, правда с необычным акцентом.
- Привет вам, братья...
Космонавты не удивились. Они поняли, что Ио специально записывал земные по-нятия, чтобы разговаривать с помощью переводных машин. Они ответили старику приветствием, поблагодарили за спасение.
- Кто вы, братья? - спросил Ио. - С какой планеты?
- Планеты? - усмехнулся Георгий. - Мы с иной Галактики.
Старик застыл, пораженный.
- Вы храбрые люди, - промолвил он. - Преодолеть звездную бездну ради знания! Это поразительно. Но что же слу-чилось с вами? Где ваш звездолет?
- Там. В сооружении диктатора, - угрюмо ответил Георгий.
- Я так и подумал, - склонил голову старик. - Мы тоже жертвы железного дик-татора.
- Но ведь ваша раса создала его! - резко воскликнул Джон-Эй. - И теперь це-лый мир уничтожен этим чудовищем!
Георгий бросил на товарища укоризнен-ный взгляд. Но Ио не обиделся. Грустно посмотрев на гостей, он сказал:
- Это верно. Я отчасти тоже виноват. Я помогал конструктору этой дьявольской машины...
- Конструктор - женщина? - живо спросил Георгий.
- Да, - с удивлением ответил Ио. - Но откуда это вам известно?
- Мы видели ее...
- Где?
- В помещении диктатора...
Георгий рассказал обо всем, что про-изошло с ними. О полете между галакти-ками, о битве на сожженной планете, о живом изваянии, очевидно, усыпленной женщины, которую они увидели на пье-дестале под куполом в помещении дик-татора, о разговоре с чудовищным мань-яком.
Старый ученый, выслушав рассказ Ге-оргия, "закрыл руками лицо и заплакал. Люди с Земли с волнением смотрели на него.
- Простите мою слабость. Старость... вот и не выдержал. Эта женщина мой учитель. Ее имя Сиой, что значит Заря... Она была самым выдающимся ученым на-шей системы. Все одиннадцать населен-ных планет голубого солнца преклонялись перед ее умом. Человек, которого вы ви-дели, - Ро, был помощником Сиой. Но вот что произошло с нею и со всеми нами. Это случилось девяносто лет назад...
Космонавты затаив дыхание слушали страшную повесть о судьбе гигантской си-стемы. Все в этом рассказе было неверо-ятно, противоестественно. Беда свалилась на, людей неожиданно. Сиой сконструиро-вала центр управления автоматикой пла-неты. Это была сложная квантовая маши-на, наделенная зачатками механического мышления. Благодаря конструкции Сиой обитатели этого мира освобождались от трудоемкой умственной работы, как счи-тали - выходили на светлую дорогу про-гресса. И вот Ро предложил Сиой передать машине все функции мышления. Он утвер-ждал, что после этого наступит золотой век, тысячелетия отдыха. Сиой была про-тив опасного проекта. Она считала, что ве-личайшая радость для человека - это мы-шление, возможность мечтать и осуществ-лять свои мечты. Тогда Ро пошел на пре-ступление. С группой ученых, его едино-мышленников, он самовольно изменил кон-струкцию управляющего центра, придав ему функции универсального мышления. Машине были подчинены вся индустрия и энергетика планеты.
Сиой обратилась к общественности ми-ра. Объединение народов потребовало от-странения Ро от работ в области автома-тики. Но... тут-то и произошло самое страшное. Ро пустил в ход огромную ар-мию универсальных полусфер машин, подчиненных агрегату управления. Челове-чество было уничтожено. Только неболь-шая часть ушла под землю. Ро и его еди-номышленники стали властителями мира. Так появился диктатор.
- Постепенно каста властителей выро-дилась. Безделье, разврат, никчемная жизнь привели их к гибели. Теперь в жи-вых остался один лишь Ро, которого вы видели. И еще... Сиой. Бедная Сиой! Я знаю, Ро любил ее... Поэтому она сохра-нена в состоянии анабиоза. Весь мир пал перед волей проклятой машины!..
- Не весь, - возразил Георгий. - Раз-ве мы прилетели не из свободной Галак-тики?
- Но что вы можете сделать? - пока-чал головою Ио. - Своей планете сооб-щить ничего не сможете, сами же беспо-мощны..,
- Но почему вы ничего не делаете? Разве вы совсем безоружны! Я вижу, у вас аппараты, электричество... У вас есть энер-гия и знание!
Ио поднял руку, тихо ответил:
- Не все сразу. Мы давно готовимся к борьбе. Но для этого нужны сотни лет. Мы не имеем права повторять ошибки...
- Но ведь вы умрете раньше, чем это случится! И не только вы, а и все, кто жи-вет здесь!
- Пусть, - спокойно ответил старик, - зато наши потомки будут свободны.
- Сотни лет! - угрюмо произнес Джон-Эй. - Нам тоже придется сгнить в этих пещерах... А тем временем железное чудовище уничтожит еще множество ми-ров...
- Не о нас речь, - сурово прервал Ге-оргий. - Главное - сообщить на Землю. Мы обязаны вернуться туда живыми или мертвыми... - Глядя в лицо старику, командир спросил: - Неужели не найдутся смельчаки... чтобы попытаться сейчас?
Ио с удивлением поднял взор на чело-века Земли, увидел отважный блеск его синих глаз. Уверенная сила человека Зем-ли, его мужество поколебали старика, за-ставили задуматься. Он долго молчал, на-конец произнес:
- Я догадываюсь, о чем ты думаешь, пришелец. Тебе нужно улететь на родину. Ну что ж, попробуем тебе помочь. Для этого необходимо одновременно уничто-жить несколько энергетических антенн в горах Вио-литта, которые являются глав-ными источниками энергии диктатора. Это выведет его из строя, хотя бы на короткий срок.Без приказов диктатора машины мертвы, неподвижны. Вы тем временем успели бы стартовать, если, разумеется, сумеете в нужный момент пробраться в ангар...
Космонавты торжествующе перегляну-лись. Джон-Эй в порыве радости крепко пожал старику руку. Ио грустно, ласково кивнул:
- Не надо благодарности. Еще ничего не сделано.
Он поднялся с кресла, открыл дверь и кого-то позвал. В зал вошли трое юношей. Голубая одежда плотно облегала их стройные, прекрасные тела. Они сдержанно поклонялись гостям, подошли к Ио и оста-новились перед ним.
- Сыны мои, - тихо начал старик, - вы не знаете, не видели того прекрасного мира, который расцветал здесь до вашего рождения. Вы родились в мрачных подзе-мельях, под гнетом страшного диктатора. Но такая жизнь недостойна человека. Мы готовимся к борьбе за выход к свету. Но к нам попали друзья из далекого мира. Они должны улететь на родину, чтобы сооб-щить страшную весть своим мирам. Мы обязаны им помочь. Нужны храбрые и му-жественные сердца. Быть может, нам уда-стся и сейчас... Кто знает? И тогда, сыны мои... дети наши будут рождаться под бла-гословенным голубым солнцем, а не в тем-ных пещерах, где тяжело дышать...
Высокий плечистый юноша выступил вперед. Огненные волосы осеняли его от-крытое лицо, горячие черные глаза метали молнии. Он сказал:
- Отец! Что надо делать и когда? Мы готовы...
Неудача
Космонавты пробирались глубокими ущельями к резиденции диктатора. Их вел юноша, один из сыновей Ио. Другие уже, наверное, находились в горах Вно-литта, пробираясь к антеннам. В точно назначен-ный час, когда на небе появится диск спут-ника планеты Мани-оо, они взорвут энер-гетические башни, а проводник людей Земли разрушит часть покрытия в ангаре диктатора. Георгий и Джон-Эй проберутся в это время к звездолету, а если обста-новка позволит, то уничтожат и самого диктатора.
Ярко сияли звезды на красноватом небе, призрачные тени людей мелькали в песчаных барханах. Где-то вдали мигали лучи света. Там, вероятно, работали какие-то агрегаты.
Наконец юноша остановился. Космонав-ты увидели прозрачную крышу ангара, где находился диктатор. Юноша приник к зем-ле и знаком показал космонавтам, что и им следует лечь. Они ползли между ска-лами, осторожно передвигая впереди себя цилиндр со взрывчаткой.
Недалеко от ангара юноша протянул руки в сторону людей Земли и что-то тихо произнес, сделав прощальный жест рукой.
- Имя? Как звать тебя? - прошептал Джон-Эй.
Юноша недоумевающе пожал плечами и беспомощно развел руки.
- Ты забыл, что здесь нет переводной машины, - заметил Георгий.
Юноша исчез между скалами. На гори-зонте посветлело. По небу поплыли сере-бристые облака. Затем выкатился огром-ный бледно-зеленый диск Мани-оо, спут-ника планеты. Сердца людей забились сильнее.
В то же мгновение глухой взрыв потряс почву. Яркое сияние озарило небосвод и тут же погасло. Темная туча набежала на диск Мани-оо, закрыла его.
Георгий судорожно сжал руку Джон-Эя. Недалеко грохнул другой взрыв, после которого на землю обрушился каменный дождь. Космонавты вскочили на ноги и стремительно бросились к ангару. На-встречу им полз, извиваясь в пыли, юноша. Лицо его было в крови, глаза закрывались. Он что-то сказал на своем певучем языке и, повелительно указав на ангар, рухнул на землю.
- Прощай, друг, - тихо сказал Джон-Эй, и они устремились к пробоине, которая темнела в стене сооружения.
Вбежав в помещение, они в свете звезд увидели силуэт "Разума", окруженный ря-дами машин, горб диктатора. В ангаре ца-рила мертвая тишина.
- Скорее взрывчатку! - крикнул Ге-оргий. - Пока нет энергии, все эти адские машины не страшны!
Космонавты подбежали к диктатору, готовясь взорвать его. Но вдруг вспыхнуло пламя, озарившее помещение ярким све-том, на антенне диктатора засверкали ис-кры, его оболочка заиграла разноцветными огоньками. Люди застыли - парализован-ные, безвольные. Туман надвинулся на них, и они, потеряв сознание, провалились в бездну.
Когда очнулись, помещение заливал свет яркого дня. Перед космонавтами по-прежнему торчал зловещий шар диктато-ра, окруженный бесчисленными рядами ме-ханических слуг.
- Вот и все, - еле слышно прошептал Джон-Эй.
Рядом с диктатором что-то зашевели-лось. От него отделилась и направилась к ним горбатая фигура Ро. Черный рот уро-да растянулся в торжествующую улыбку. Затем из перекосившейся пасти проскре-жетали слова:
- С кем пытались вы бороться, безум-цы? Глядите!
Яркий свет дня погас, и перед космо-навтами возникла широкая панорама страшного мира машин. Автоматы добывали в подземельях руду, из которой тут же выплавлялся металл, автоматы изгото-вляли всевозможные детали, конструиро-вали новые машины, новые образцы смер-тоносного оружия, управляли энергетиче-скими станциями. Без конца автоматы, ав-томаты, автоматы! И все они подчинялись единой воле - приказам железного дикта-тора, действовавшего по программе, кото-рую задавал ему Ро. Космонавты увидели, как полчища чудовищных боевых машин отправлялись на звездолетах, во многом превосходивших по совершенству все изве-стные системы, в космические просторы, обрушивались на планеты и жестоко, бес-смысленно, методично сметали все на сво-ем пути. И повсюду эти армии сопровож-дала и направляла холодная, неумолимая воля диктатора.
Георгий застонал. Так вот что ждет планеты во всей Вселенной! Вот какое бу-дущее готовит им диктатор! Ни одного живого существа, ни единого кустика или травки! Только машины, только ав-томаты!
И снова вспыхнул свет дня.
"Наверное, чудесным был этот мир до воцарения здесь машин", - подумал с тос-кой Георгий. Его мысли прервал холодный голос Ро:
- Довольно. Надеюсь, вы уже убеди-лись, сколь бессмысленно бороться со мною. А теперь для тебя исчезнет настоя-щее. Ты восстанешь в мире грядущего только тогда, когда вся Вселенная падет к моим ногам!
Джон-Эй с ужасом увидел, как из глу-бины помещения поднялись в воздух два аппарата угловатой формы, подплыли к Георгию. Командир успел только протя-нуть руки к другу, крикнуть:
- Прощай, Джон-Эй!
Механические руки подняли его в воз-дух, понесли к прозрачному колпаку, под которым на пьедестале стояла золотоволо-сая женщина, и опустили рядом с нею. Глаза Георгия еще были открыты, но он уже не шевелился. Космонавт застыл с выражением немого укора во взгляде, устремленном вдаль, к сияющему голубому солнцу.
- А тебя, имя которого Джон-Эй, - сказал Ро, - я не уничтожу. Нет! Тебя я отпущу в Космос.
Штурман, как в забытьи, смотрел на Георгия, не мог оторвать от него глаз. Объятый ужасом, он не то не понял, не то не расслышал, что ему сказал Ро. Джон-Эй медленно повернул голову в сторону урода и взглядом, полным ненависти, оки-нул чудовище...
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ОДИН СРЕДИ ЗВЕЗД
Посланец в бесконечность
Перед глазами Джон-Эя поплыли раз-ноцветные круги, как бы издалека до него доносились жесткие, замораживающие ра-зум слова Ро:
- Я дарю тебе жизнь, жалкий микроб! Вот твой звездолет- лети к себе домой, если сможешь! И пусть вместе с тобою летит весть о том, что во все концы Все-ленной придет воля всемогущего дикта-тора. Не нужны будут знания, законы, ин-теллект. На смену всему придет мир бес-смертных машин, подчиняющихся чистому разуму! Иди и помни, что я сказал!
Проговорив это, Ро исчез. Вновь за-струилось сияние фиолетовых спиралей. Джон-Эй беспомощно оглянулся. Увидел звездолет. Ему разрешено улететь? Он ни-чего не понимал. Джон-Эй попытался было направиться к "Разуму", но ноги не пови-новались. К нему подплыли машины, те, которые унесли Георгия, подхватили под руки и потащили к звездолету. Скорее! Пусть скорее кончается кошмар! Нет, это не кошмар! Джон-Эй явственно ощущал прикосновение механических рук. Штур-ман повернул голову в сторону Георгия, ко-торый неподвижно стоял рядом с прекрас-ной женщиной- творцом железного дикта-тора. Прощай, друг! Прощай, командир!
Машины бросили Джон-Эя в люк звез-долета, вернулись на место. Люк автома-тически закрылся. И тогда ярость закипела в сердце космонавта. Он быстро поднялся в каюту управления, бросился к пульту. Сейчас- возмездие! Он уничтожит излу-чением проклятого диктатора, чудовище Ро, все это скопище машин!
Джон-Эй включил экраны обзора. Но что это? Вокруг звездное небо, планета да-леко внизу, и даже голубая звезда- солн-це Системы- быстро удаляется, тает во мраке Космоса. Что это значит? Ведь дви-гатели не включены! Но тут же в периско-пах появились какие-то летательные аппа-раты, которые отваливали от корпуса "Ра-зума". Джон-Эй понял все. Ро предусмот-рительно удалил звездолет из пределов своей планеты. Это сделали его слуги- летательные аппараты.
Внезапно штурмана сковало состояние прострации. Почти ничего не осознавая, он потянулся к пульту. Звездолет задрожал- в бешеном ритме заработали двигатели...
Бездна
Уходили секунды, годы, столетия. Для бесконечности это не имело никакого зна-чения. Где-то во Вселенной летел корабль- металлическая коробка с полу-мертвым человеком внутри. Загорались во мраке и снова угасали галактики- огром-ные звездные системы;
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11