А-П

П-Я

 

Всего в штурме участвовала 31 тысяча солдат и офицеров при более чем 500 орудиях (включая корабельную артиллерию). Одновременный штурм крепости со всех сторон заставил противника рассредоточить силы. Исключительно упорное сопротивление противника было сломлено лишь к двум часам следующего дня, когда Суворов приказал ввести в крепость восемь эскадронов кавалерии и два казачьих полка. Весь турецкий генералитет был уничтожен, и в Измаиле нам достались огромные трофеи: все 265 пушек и мортир, 364 знамени, 42 судна, 3 тысячи пудов пороху, около 10 тысяч лошадей и 10 миллионов пиастров денег.
«Не было крепче крепостей, обороны отчаянней, чем Измаил, только раз в жизни можно пускаться на такой штурм», – писал Суворов в донесении Потемкину.
Потери с обеих сторон были огромны. Русские потеряли убитыми и ранеными 1000 человек, турки – 2600 и 900 пленных.
За такую великую и славную победу А. В. Суворов не был награжден по достоинству совершенного им подвига – не получил ожидаемого фельдмаршальского жезла и был произведен всего лишь в подполковники Императорского Преображенского полка, полковником которого числилась сама Екатерина II, а также удостоен памятной персональной медали. Причиной тому послужили его обострившиеся отношения с Г. А. Потемкиным. Это оскорбление – «измаильский стыд» – остался горьким воспоминанием до конца жизни Александра Васильевича.
Офицеры были пожалованы орденами и золотыми шпагами. «А тем, кто не получил орденов, – писала Екатерина II в своем рескрипте князю Г. А. Потемкину от 25 марта 1791 года, – …Мы представляем Вам… объявить с одарительным листом каждому, означающим службу его, убавляя срок, к получению военного ордена Святого Георгия положенный,…и с дачею каждому же золотого знака по образцу нами утвержденному».
Измаильский крест напоминает по своей форме Очаковский и официально именуется «Знаком золотым для ношения в петлице мундира на ленте с черными и желтыми полосами на левой стороне груди». Размеры его такие же, как и Очаковского – 4?47 мм.
Крест за взятие Варшавы. 1794 г
При последнем – третьем – разделе Польши в 1794 году польский народ поднял восстание, во главе которого встал Тадеуш Костюшко. В ночь с 17 на 18 апреля восставшие варшавяне перебили двухтысячный русский гарнизон и взяли в плен 1764 человека. Восстание приняло грандиозные размеры и превратилось в войну против Пруссии и России – союзников в борьбе против Польши.
Фельдмаршал П. А. Румянцев без согласия императрицы направил в Польшу А. В. Суворова. При деревне Мациовицы, неподалеку от Варшавы, произошло жестокое сражение, в котором русские войска под командованием генерал-поручика графа И. Е. Ферзена разбили польский отряд, которым руководил предводитель восстания Т. Костюшко. А. В. Суворов в это время разбил крупное соединение поляков при Кобылке.

Золотой наградной крест для офицеров за участие в штурме Праги 24 октября 1794 г. (об. сторона)
Теперь на пути к Варшаве главным препятствием стало предместье столицы – Прага. Поляки укрепили его шестью рядами волчьих ям с поставленными в них заостренными кольями, высокими валами с глубокими рвами, обложенными камнем батареями; внизу расположились тройные полисады, и все это было нашпиговано множеством орудий при 30-тысячном войске.
Подготовку к штурму А. В. Суворов вел очень тщательно, как в свое время под Измаилом. Отдавая приказ перед штурмом Праги, Александр Васильевич особенно предупреждал о том, чтобы «в дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют – царство небесное, живым – Слава! Слава! Слава!»

Портрет генерал-майора В.И. Депрерадовича. 1805 г.
Его грудь украшают алмазная звезда и лента ордена Св. Анны 1-й степени, Мальтийский крест, крест Св. Георгия 4-й степени и золотые кресты за штурм Очакова и Праги
Прага, а затем и Варшава были взяты. А. В. Суворов получил от императрицы такое послание: «Господин генерал-фельдмаршал… Вы знаете, что я без очереди не произвожу в чины. Не могу обидеть старшего, но Вы сами произвели себя в фельдмаршалы».
Офицеры за взятие Праги были награждены орденами Святого Георгия и Святого Владимира, а те, кто не получил их, были жалованы золотыми крестами с надписью: «За труды и храбрость». На оборотной стороне креста была надпись: «Прага взята октября 24 1794».

«За труды и храбрость при взятии Праги октября 24 1794»
В именном рескрипте Екатерины II, данном генерал-фельдмаршалу графу П. А. Румянцеву-Задунайскому от 1 января 1795 года, по поводу награждения этими крестами сказано следующее: «Мы воздаем оным Нашею особливой Монаршею милостью и благопризнанием, как в росписи у сего приложенной отмечено… Всем бывшим действительно на штурме Прагском Штаб– и Обер-офицерам, которые тут не получили орденов военного Святого Георгия и Святого Владимира, жалуем золотые знаки для ношения в петлице на ленте с черными и желтыми полосами…»
Нижние чины награждались серебряными медалями необычной формы – квадратной и со слегка закругленными концами. На аверсе медали – вензель Екатерины II, на реверсе – надпись: «За труды и храбрость при взятии Праги октября 24 1794».

П. И. Багратион. Неизв. худ. 1830-е гг.
Крест Прейсиш-Эйлау
После разгрома союзных русско-австрийских войск под Аустерлицем 20 ноября 1805 года, где русские потеряли 21 тысячу человек, Наполеон начал захватывать Польшу. 19 декабря он вступил в Варшаву под восторженные приветствия населения.
Решающее сражение произошло у селения Прейсиш-Эйлау 27 января 1807 года. У Наполеона было 70 тысяч войска при 450 орудиях, а численность русских составляла 68 тысяч человек при 400 орудиях. Наполеон не собирался в этот день давать сражение, он ждал подхода корпусов маршалов Л. Даву и М. Нея. К тому же бушевала сильная метель, но неожиданно завязалась схватка русских с французскими фуражирами в самом селе Прейсиш-Эйлау. Она переросла в битву, втянув войска обеих армий в грандиозное сражение. Вот как описывает его Денис Давыдов, адъютант П. И. Багратиона:
«Произошла схватка, дотоле невиданная… тысячи человек с обеих сторон вонзали трехгранное острие друг в друга. Толпы валились. Я был очевидным свидетелем этого гомерического побоища и скажу поистине, что в продолжение шестнадцати кампаний моей службы… я ничего подобного не видывал! Около получаса не было слышно ни пушечных, ни ружейных выстрелов, ни в середине, ни вокруг его; слышен был только какой-то невыразимый гул перемешавшихся и резавшихся без пощады тысячей храбрых. Груды мертвых тел осыпались свежими грудами; люди падали один на других сотнями, так что вся эта часть поля сражения вскоре уподобилась высокому парапету… Штык и сабля гуляли, роскошествовали и упивались досыта. Ни в каких почти сражениях подобных свалок пехоты и конницы не бывало».

Крест за Прейсиш-Эйлау. 1807 г.
Русские потеряли под Прейсиш-Эйлау 18 тысяч убитыми и 7900 ранеными, а французы – 29 тысяч убитыми и ранеными и 700 пленными. Завоеванная такой кровью победа была за русскими, а Наполеону впервые за все его войны не досталось в трофеи ничего.
В указе Александра I от 31 августа 1807 года, данном «Кавалерской думе Военного Ордена Святого Георгия – О пожаловании Офицерам, отличившимся в сражении при Прейсиш-Эйлау, золотых знаков для ношения в петлице», говорилось: «В ознаменование отличного мужества и храбрости, оказанных в сражении 27 Генваря сего года при Прейсиш-Эйлау, офицерам армии Нашей, всем тем, кои не получили орденов Военного Святого Георгия и Святого Владимира, но представлены Главнокомандовавшим к получению знака отличия, жалуем золотые знаки, для ношения в петлице на ленте с черными и желтыми полосами, с тем, что в пользу награждаемого таковым знаком убавляется три года службы, как к получению Военного Ордена, так и пенсиона».
Солдатских наградных знаков за это сражение не учреждалось.
Крест за взятие Базарджика
Наполеон считал, что традиционным врагом России издавна была и есть Турция. В ней он видел значительную потенциальную силу, которую решил использовать в своих планах завоевания Москвы. После покорения России он обещал Турции вернуть ей Крым и побережье Северного Причерноморья. После такой договоренности Турция пошла на новый конфликт с Россией. Она нарушила условия Ясского мира 1792 года, перекрыла Черноморские проливы русским судам, взялась за укрепление своих дунайских крепостей и стала сосредоточивать военные силы у русских границ. В 1806 году для России началась новая война с Турцией. Велась она вяло, с переменным успехом с обеих сторон и затянулась до осени 1811 года.

Крест за Базарджик. 1810 г.
В феврале 1810 года командовать Молдавской армией был назначен молодой и талантливый генерал Н. М. Каменский-Младший. К тому времени он имел большой боевой опыт: участвовал в Швейцарском походе А. В. Суворова, воевал против Наполеона в 1805–1807 годах и бил шведов в 1808–1809 годах; был награжден 3-й и 2-й степенями ордена Святого Георгия.
К весне он увеличил свою армию почти вдвое, хорошо подготовил ее к новому наступлению и в мае с 80-тысячным корпусом, форсировав Дунай, овладел портами и крепостями Силистрией и Туртукаем и подступил к Базарджику. Эта крепость (ныне город Пасарджик в Болгарии) находилась на перекрестке дорог на Варну, Праводы, Шумлу и далее на Адрианополь. Взята она была 22 мая 1810 года.
Почему взятию ее отведена настолько высокая честь, что ради нее учреждено две специальные награды, – остается загадкой. В этой войне были и более знаменательные победы и до, и после сражения за Базарджик. Вспомним хотя бы сокрушительный разгром турок М. И. Кутузовым при Слободзее – у Дуная осенью 1811 года, приведший Россию к победе в этой войне, завершившейся подписанием выгодного для России Бухарестского мирного договора 1812 года.
Как бы то ни было, а «Его Императорское Величество за отличную храбрость и усердие, оказанные при штурме Базарджика корпусом войск под начальством Генерал-Лейтенанта Графа Каменского… Всемилостивейше жалует: отличившимся Штаб– и Обер-Офицерам, не получающим кавалерских орденов, золотые знаки отличия, кои прибавляют каждому три года службы к получению Военного Ордена и пенсиона».
Крест за взятие Базарджика был с раздвоенными концами, как у Мальтийского ордена; на лицевой стороне его надпись «За отличную храбрость», а на обороте – «При взятии приступом Базарджика 22 мая 1810 г.». Носили его на Георгиевской ленте в петлице (потом на левой стороне груди). Крест этот был пятым и последним из ряда подобных наград.
Для нижних чинов отчеканили серебряные медали с портретом Александра I на лицевой стороне, а на оборотной стороне креста сделали надпись: «За отличие при взятии приступом Базарджика 22 мая 1810 г.».
Далее речь пойдет об обычных наградных медалях, и при изложении отдельных сюжетов мы будем придерживаться строгой хронологической последовательности.

Наградные медали Петра I
Коренные изменения в наградной системе, происшедшие в Петровскую эпоху, тесно связаны, с одной стороны, с военными преобразованиями царя-реформатора, а с другой – с реформой денежной системы. Монетное и медальерное дело в первой четверти XVIII века развивалось в России очень быстро и достигло высокого уровня как в производственном, так и в художественном отношениях. Петр I, бывая за границей, неизменно интересовался работой монетных дворов: в Лондоне, например, с устройством машин для чеканки его знакомил Исаак Ньютон. Русский царь приглашал к себе на службу западных медальеров, заботился и об обучении русских мастеров.
Под воздействием западноевропейского медальерного искусства в России в самом начале XVIII века стали чеканить памятные медали. Они выпускались в честь важнейших событий того времени, чаще всего баталий, которые русские мастера стремились отобразить с возможной точностью. Медали были в то время одним из важнейших средств демонстрации государственной мощи, а также своеобразным средством «массовой информации»: они раздавались в ходе торжественных церемоний, посылались за границу «в подарок чужестранным министрам», приобретались для минц-кабинетов, собирающих монеты и медали. Петр I сам нередко занимался «сочинением» медалей.
Появившаяся русская наградная медаль вскоре соединила незнакомую на Западе традицию «золотых» (массовых воинских наград) с некоторыми внешними приемами оформления, сложившимися в европейской медалистике. Петровские военные медали существенно отличались от «золотых». По виду и размерам они соответствовали новым русским монетам – рублям; на лицевой их стороне всегда помещался портрет царя (поэтому сами медали назывались «патретами») в доспехах и лавровом венке, на оборотной – как правило, сцена соответствующего сражения, надпись и дата.
Закреплен был и принцип массового награждения: за сражение на суше и на море выдавались не только офицерские, но также солдатские и матросские медали – всем до одного участникам, а выдающийся личный подвиг мог быть отмечен особо. Однако награды для командного состава и нижних чинов были неодинаковы: для последних они делались из серебра, а офицерские всегда были золотыми и, в свою очередь, различались по размеру и весу, а иногда и по своему внешнему виду (некоторые выдавались с цепями). Все медали первой четверти XVIII века чеканились еще без ушка, поэтому приспосабливать награду для ношения должен был сам получивший ее. Иногда ушки к медалям приделывались прямо на Монетном дворе, если награды жаловались с цепью.
Большая часть учрежденных Петром I наградных медалей связана с военными действиями против шведов в Северной войне. По документам Монетного двора, наградными медалями было отмечено 12 сражений первой четверти XVIII века, причем «тираж» некоторых из них достигал 3–4 тысяч экземпляров.
В октябре 1702 года штурмом была взята старинная русская крепость Орешек (Нотебург), долгое время находившаяся в руках шведов. В штурме участвовали только добровольцы – «охотники», доблесть которых была отмечена золотыми медалями. На лицевой стороне медали – портрет Петра I, на оборотной – детально изображена сцена штурма: город-крепость на острове, обстреливающие его русские орудия, множество лодок с «охотниками». Круговая надпись сообщает: «Был у неприятеля 90 лет, взят 1702 октября 21».

Медаль за взятие Орешка. 1702 г.
В 1703 году были отчеканены медали для офицеров и солдат гвардейских пехотных полков – Преображенского и Семеновского, которые на лодках атаковали два шведских военных корабля в устье Невы. Руководивший этой беспримерной операцией сам Петр I, получивший орден Андрея Первозванного; «офицерам даны медали золотые с цепью, а солдатам – малые без цепей». Сцену битвы на обороте медали сопровождает изречение: «Небываемое бывает».
Массовое пожалование офицеров медалями связано с поражением шведов при Калише (Польше) в 1706 году; солдаты тогда получили награды старого типа в виде серебряных «алтынов». Золотые медали за калишскую победу были разных размеров, некоторые – овальные. Особое оформление получила полковничья медаль (самая большая): она окаймлена ажурной золотой рамкой с украшением вверху в виде короны, вся оправа покрыта финифтью, усыпана алмазами и драгоценными камнями. На лицевой стороне всех медалей – погрудный портрет Петра в рыцарских доспехах, а на обороте их царь изображен на коне в античном одеянии, на фоне сражения. Надпись гласит: «За верность и мужество».

Медаль «На победу под Лесной». 1708 г.
Подобными медалями, но с надписью «За Левенгауптскую баталию» были награждены участники сражения при деревне Лесной в Белоруссии в 1708 году. Здесь был разбит корпус генерала А. Левенгаупта, шедшего на соединение с войсками шведского короля Карла XII.
Вскоре после знаменитого Полтавского сражения Петр I приказал изготовить наградные медали для солдат и урядников (унтер-офицеров). Они чеканились в размере рубля, ушка не имели, и награжденные сами должны были приделывать ушки к медалям, чтобы носить их на голубой ленте. На оборотной стороне урядничьей медали изображена кавалерийская схватка, а на солдатской (меньших размеров) – перестрелка пехотинцев. На лицевой же стороне помещалось погрудное изображение Петра I.

Медаль «За Полтавскую баталию». 1709 г.
В 1714 году за взятие города Вазы (на Финском побережье) были награждены только штаб-офицеры – полковники и майоры. Медаль, которая была выпущена по этому случаю, на обороте изображения не имела, лишь надпись: «За Вазскую баталию 1714 февраля 19 дня». Это единственный пример подобного оформления награды в петровское время, но оно станет типичным позже – во второй половине XVIII века.
Крупнейшая победа Петра I на море – это сражение при мысе Гангут в 1714 году, когда авангард русского галерного флота разгромил шведскую эскадру контр-адмирала Н.
1 2 3 4 5 6