А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Обитатели людских жилищ гораздо меньше: прусак – 10–13, черный таракан – 18–30 миллиметров. С точки зрения тараканов, размеры – не главное. Динозавры были настоящими великанами. Ну и что? Вымерли. А тараканы живут и процветают. Мелкие размеры позволяют им заселять места, не пригодные для других. Их небольшое плоское тело нередко протискивается в полумиллиметровые щели.
Во-вторых, цвет. Прусак рыже-бурого цвета. Позади головы у него две темные полоски. У черного таракана тело, естественно, черное (или черно-коричневое) и к тому же блестящее, будто лакированное.
В-третьих, усы – предмет особой гордости и заботы тараканов. Они длиннее тела. Это органы обоняния и осязания. Поэтому таракан постоянно чистит их передними ногами. Эта процедура жизненно необходима. Если удалить передние конечности, таракан пытается приводить усы в порядок средней ногой, однако падает, так как не может устоять на трех ногах. Но проходит неделя – и он без труда выполняет этот почти цирковой трюк.
Кстати, о ногах. На каждой есть орган, воспринимающий малейшие сотрясения. Бегают тараканы очень быстро. Прусак, будучи в хорошей форме, может пробежать до 30 сантиметров за секунду. Правда, тараканы не стайеры, а спринтеры – быстро устают. Иногда на бегу они делают короткие прыжки. Как-никак, тараканы – дальние родственники кузнечиков.
Есть у тараканов и крылья, но летуны они неважные. Прусаки летают в исключительных случаях и на очень короткие расстояния. У черных тараканов самки бескрылы, самцы с крыльями, но для полета их не используют.
Что тараканы едят? То же, что и мы: хлеб, мясо, масло, сахар, овощи, фрукты, прочие продукты. А также кожу, бумагу, мыло, вазелин, столярный клей, обувной крем, лосьон для кожи, всякие отбросы и много-много чего еще. А почему бы и нет?
Ротовой аппарат позволяет грызть все, что грызется. Желудок снабжен мощной мускулатурой и острыми пластинами. Эти жернова перетрут все.
Самка черного таракана съедает за сутки около 30 миллиграммов пищи, самец вдвое меньше. Они скорее неряхи, чем обжоры: больше портят продуктов, чем поедают. И хотя едят они чуть ли не все, могут не есть вообще ничего. В лаборатории взрослые тараканы выдерживали полное голодание до месяца, а их личинки – даже 70 суток. Всеядность в сочетании со способностью долго обходиться без еды и питья обеспечивает тараканам выживание в самых тяжелых условиях.
Они не пропадут, оказавшись вне жилища человека. Было бы достаточно тепло. В Крыму, в трещинах, под камнями, опавшими листьями можно встретить черного таракана. Здесь же (а также на Дальнем Востоке и в Средней Азии) живет «на воле» прусак. Эти поселения – скрытый резерв для заселения домов после проведения там противотараканьих мероприятий. Известны случаи, когда приходилось обрабатывать ядохимикатами почву вокруг здания, чтобы уменьшить число тараканов внутри него.
Тараканы будто догадываются, что ни их вид, ни их деятельность не вызывают ни у кого особой радости. Поэтому активны в темное время суток. Ночью, рано утром, вечером шныряют они повсюду в поисках пищи, а днем прячутся в разных укрытиях. Если вы среди бела дня встретите орудующих на кухне тараканов, значит, их развелось сверх всякой меры и все подходящие щели заняты.
В опытах содержали тараканов при круглосуточном освещении. Они жили и в этих условиях (куда денешься?!), но жили вдвое меньше.
Заполнить все укрытия тараканам нетрудно: размножаются они быстро. Самка откладывает яйца в особую овальную и прочную капсулу. Она защищает развивающиеся яйца. В капсуле они упакованы рядами и снабжены сложным механизмом для дыхания зародышей.
Некоторое время самка носит капсулу на конце брюшка. Черным тараканам это надоедает уже через тридцать часов или даже раньше. Они бросают капсулы, иногда прикрепляя их вблизи пищи, и этим заканчивают свои материнские заботы. Прусачиха расстается с капсулой лишь перед самым вылуплением потомства. Случается, молодь начинает вскрывать оболочку капсулы, когда та еще находится на попечении самки.
Появившиеся на свет тараканчики мало отличаются от взрослых. Они живут с ними бок о бок, питаются той же пищей и регулярно линяют. С каждой линькой отличий все меньше. Развитие ускоряется высокой температурой и скученностью. В 1954 году у младших личинок прусака обнаружили прядильные железы, выделяющие клейкую нить. Предполагают, что эти нити помогают личинкам удерживаться группками, друг возле друга.
Проникнув туда, где живут черные тараканы, прусаки их быстро вытесняют. И дело не в прямых схватках: прусак как раз меньше и слабее. На его стороне более важные преимущества. Его самки более плодовиты, они дольше заботятся о потомстве, оно развивается быстрее. Численность прусаков растет подобно лавине. Они вовсю поедают яйцевые капсулы черных тараканов, развитие которых идет медленнее. Кроме того, более мелкие размеры позволяют прусаку успешнее расселяться.
Скорость размножения тараканов такова, что они практически не живут в одиночку. В жилищах обычно орудуют разного размера стаи. Высокая плотность населения ведет к учащению контактов. Как ведут себя при этом тараканы? Когда как. Обращаются в бегство. Настороженно ощупывают сородича усами. Враждебно толкают головой или даже кусают. Стычки происходят между бродящими в поисках пищи, а днем, в укрытиях, тараканы более лояльны друг к другу. Агрессивность тараканов повышается, если они голодны, живут в большой тесноте.
В жизни бывает всякое. Иногда тараканы получают повреждения. Особенно часто это случается при линьке, при выходе молодого взрослого насекомого из личиночной шкурки. Из ранки начинает вытекать кровь – гемолимфа. Травмированного немедленно окружают другие тараканы. Они начинают участливо слизывать выступающую гемолимфу и потихоньку… съедают сородича без остатка. Не будем их слишком осуждать. Этот жестокий инстинкт устраняет из сообщества слабых, увечных, и племя тараканов сохраняет силу и жизнестойкость. Инстинкт настолько силен, что прусак, поранив ногу, слизывает гемолимфу и, увлекшись, начинает грызть собственное тело.
Таракан, безусловно, животное с большими задатками. Недавние опыты показали, что он не так глуп, как может показаться.
Эксперименты французского натуралиста Р. Даршена были удивительно простыми и даже вроде бы несерьезными. Посадил таракана на вертикальную палочку. Тот пополз вверх, добрался до конца, вернулся вниз. Палочка переворачивается – все повторяется сначала. Ученый заставил его таким образом бегать вверх-вниз. К чему это привело? Думаете, мотался, пока не упал от усталости? Как бы не так. Через 10–12 минут таракан стал двигаться все медленнее и через 20–25 минут остановился на месте, как бы говоря: «Надоело бегать зря». Опыты становились все сложнее и разнообразнее. Четко вырисовывался вывод: таракан извлекает уроки из своей жизненной практики. И они, хоть недолго, но хранятся в его памяти.
Выходит, таракана можно учить? Да, можно. Но не спешите этим заняться: нужны адское терпение, осторожность, наблюдательность и масса времени. Французский биолог Р. Шовен пять месяцев ежедневно предлагал таракану найти путь в укрытие через запутанный и освещенный лабиринт. Каждая тренировка длилась 150 минут. Понадобилось десять тысяч (!) опытов, прежде чем таракан начал справляться с заданием.
Интересны опыты советских ученых. Тараканам предложили для укрытия две камеры – освещенную и затененную. Они, разумеется, предпочли темную. Тогда в темную стали подавать слабый, но вполне чувствительный электрический ток. И оказалось, что эти прирожденные любители мрака скорее свыкнутся с жизнью на свету, чем с током. Так в процессе жизни тараканы выработали условный рефлекс, который заменил врожденную программу. Это делает поведение более гибким. О, этот таракан не так прост!..
Малые размеры, скрытый образ жизни, быстрота передвижения, скорость размножения, всеядность и выносливость, способность жить вне жилищ и определенная пластичность поведения – все это делает тараканов очень опасным врагом. Бороться с ними тяжело. Но выхода нет – бороться нужно. Они портят продукты и материалы, переносят возбудителей дизентерии, брюшного тифа, яйца глистов, споры грибков. Тараканий запах вызывает у некоторых людей болезненные аллергические реакции. Наконец они просто неприятны. Чего это ради человек должен терпеть их рядом с собой?!
Война с тараканами ведется сотни лет, но пока с переменным успехом. Один из старинных русских способов – вымораживание. Когда тараканы уж совсем одолевали, в избе зимой настежь открывали двери, окна, а хозяева переселялись к родственникам или соседям. При температуре минус пять градусов прусаки гибнут через полчаса. Метод хорош, но в современных условиях малопригоден. Трудно было бы убедить всех жильцов многоэтажного дома пожить немного в другом месте…
Сейчас основная ставка делается на ядохимикаты. Однако особенности тараканов позволяют им быстро привыкать к очередной химической новинке. Человек ведет непроизвольную селекцию, выводя новые, «высокоустойчивые» формы тараканов. Ассортимент ядов нуждается в постоянном обогащении. А ведь они в разной степени, но токсичны для человека.
Тем не менее, положение не безвыходное. Наступление должно вестись широким фронтом и всеми средствами.
Начинать нужно еще с постройки здания. После прокладки коммуникаций строители должны тщательно заделывать все отверстия в стенах, перегородках, перекрытиях. (Кстати, это предусмотрено строительными нормативами и правилами). Важна профилактика – строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм жильцами. Если дом многоквартирный, то кампания против тараканов должна вестись одновременно во всем здании.
Традиционное химическое оружие нуждается в совершенствовании. Разработаны новые способы его применения: аэрозоли, инсектицидные лаки. Последняя новинка – клейкая лента. Она четырехслойна: нижний слой клейкий, пористый; под ним слой медленно испаряющегося ядохимиката. Наружный слой для яда непроницаем. Лентой заклеивают щели, плинтуса и т. п. Через полы яд выделяется медленно и потому долго. В комнату он не попадает.
В лабораториях идут опыты по использованию химических веществ совершенно иного действия: «вещества скопления»; вещества, привлекающего самцов запахом самки; вещества, делающего тараканов бесплодными; веществ, которые нарушают линьку личинок и те никогда не превращаются во взрослых и гибнут. Изучают истребительные возможности таких веществ, как пенициллин, углекислый газ и некоторых других.
Наряду с этим ведутся работы по использованию нехимических средств борьбы с нашими назойливыми квартирантами.
Может быть, первым здесь добился заметных результатов Т. А. Эдисон. В юности знаменитый изобретатель работал на телеграфе, где по стенам тараканы разгуливали целыми ордами. Эдисон подвел к щели, через которую они вылезали, провод, разрезал его и зачистил концы. Непрошеные визитеры замыкали своим телом цепь и, оглушенные, падали в чашку с водой. Говорят, это было первое изобретение Эдисона…
У тараканов десятки естественных врагов. Особенно эффективны крохотные насекомые – эвлофиды. Они разыскивают яйцевые капсулы тараканов и откладывают внутрь яйца. Вышедшая личинка пожирает все содержимое капсулы – будущее тараканье потомство. Вполне возможно, что такие яйцееды окажутся весьма перспективными для борьбы с тараканами.
Как бы ни был таракан вреден и отвратителен, будем объективны: и у него есть кое-какие достоинства, которые с пользой для себя стремится использовать человек.
Тараканы исключительно удобны для научных экспериментов. Во многих лабораториях они давно превратились, как заметил один специалист, из объекта преследования в объект исследования. На них выполнено множество интересных работ по пищеварению, росту и развитию, нервной и эндокринной системам. Конечно же, это нужно не для того, чтобы лучше узнать самого таракана. Например, именно на этом животном получили первые экспериментальные данные о связи нервной системы и раковых опухолей. Наконец, тараканы – одно из средств народной медицины. Все основанные на них рецепты нуждаются в тщательном научном изучении. Возможно, это поможет в будущем создать новые эффективные лекарства.
Будем надеяться, что беспощадная борьба с тараканами в быту завершится полной победой человека. И может быть, наши потомки, оказавшись в лаборатории ученых, будут с интересом разглядывать шустрых бурых существ и удивляться: «Этому трудно поверить, но ведь было такое время, когда это редкое насекомое обитало чуть ли не в каждом доме…»
Муха-цокотуха
Рассказывать о живущей рядом с нами живности и забыть о мухе было бы большим упущением. Ведь нередко муха – первое животное, которое наблюдает в своей жизни человек. Лежа в коляске, малыш водит глазами за живой черной точкой, движущейся по стене. Да и потом мухи не дают о себе забыть. Они очень привязаны к человеку, хотя взаимностью и не пользуются. Как выразился один деликатный автор XIX века, «едва ли кто-нибудь признает за нею хоть одну добродетель…»
Что верно, то верно. Опять же с детства входит в наше сознание крылатая фраза: «Мухи – разносчики инфекции». Мы принимаем ее за истину, не требующую доказательств. Доказательств, впрочем, сколько угодно. Совершая регулярные путешествия со всяческих отбросов в жилье человека, одна-единственная муха транспортирует на себе около шести миллионов микробов! Это на себе. И еще 25–28 миллионов внутри, в кишечнике! Теоретически этих «пассажиров» достаточно, чтобы заразить все население какой-нибудь страны, например, Канады или Австралии.
Кстати, об Австралии. Собственный корреспондент «Комсомольской правды» Н. Боднарук пишет: «Иностранцу, сидящему за рулем машины, австралийцы кажутся на редкость приветливым народом – ты едешь, а они все машут тебе вслед руками… Уже и след простыл, а они все равно машут. Австралийцы и в самом деле приветливы, но что касается жестов, то они просто отбиваются от мух… Справиться с этим наваждением непросто, но удивляться особенно нечему: здесь не бывает морозов, нет и птиц, которые бы истребляли полчища насекомых…»
Чем могут «наградить» мухи? Брюшным тифом и дизентерией, холерой и туберкулезом, сибирской язвой, дифтерией, полиомиелитом… Полный список включает почти тридцать болезней.
По мнению врачей, в испано-американской войне 1818 года армия США понесла наибольшие потери не от пуль противника, а от мух. Тиф погубил в десять раз больше солдат, чем действия неприятеля. Мухи разносят не только микроорганизмы, но и яйца паразитических червей – глистов.
Жужжание и щекочущие прикосновения мух могут вывести из себя даже очень уравновешенных людей. Почему у мух такая симпатия к человеку? Ответ надо искать в ее и нашей родословных. Вероятно, предки мухи были пастбищными формами и изводили пасущихся животных. Остатки этих дурных привычек видны и у современных комнатных мух. В жару они атакуют людей, слизывая пот и выделения слизистых оболочек (рта, глаз и т. п.). Откуда взялись наши мухи? С одной стороны, они явно не любят холода. С другой – в зимнюю спячку на воле не впадают, а ищут теплые убежища. Это наводит на мысль об их южном происхождении. Оттуда, из теплых краев, они расселились вместе с человеком в районы с довольно суровым климатом. Человеческое жилище обеспечило им тепло, а гниющие возле жилья отбросы, сопровождающие человека с древнейших времен и до наших дней, дали пищу личинкам. Кстати, гниение также сопровождается выделением тепла.
И сегодня расселяться мухам вовсю помогает человек. Их можно найти в автомашинах и самолетах. Осваивает человек, например, тундру – они следуют за ним и туда.
В начале нашего века была развернута широкая антимушиная кампания. С цифрами и фактами в руках мух заклеймили как нечистоплотных и потому опасных животных. Не раз специалисты провозглашали необходимость полного уничтожения связанных с человеком мух. Однако провести в жизнь эти радикальные планы не удавалось.
Одно из главных мушиных орудий в борьбе за место под солнцем – потрясающая плодовитость. Самка откладывает за раз примерно сотню яиц. Таких «разов» в ее месячной жизни бывает четыре – шесть. В каждом поколении половину мух составляют самки. Они, естественно, занимаются тем же, что и муха-мама. Элементарный расчет показывает, что к концу лета потомство одной самки должно превысить пять триллионов особей. Если учесть, что расчеты основаны на очень средних показателях, то нам с вами, читатель, места на этой земле не должно быть.
К счастью, оно находится. Армии мух противостоит армия их врагов: жуков, пауков, стрекоз, жаб, птиц. Муравьи, случается, выхватывают мушиные яйца во время их откладки.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16