А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

1-го августа «Академик Федоров» достиг точки Полюса. 2-го в океан погрузились батискафы «Мир-1» и «Мир-2». В 12.08 первый коснулся дна. Батискафы изъяли пробы воды и грунта, ила и водорослей. Взамен была оставлена капсула с посланием для потомков. В час дня 36 минут «Мир-1» установил на покоренной глубине 4261 м государственный флаг России, используя механический манипулятор. (Вот уж воистину «И с трепетом Нептун чудился, взирая на российский флаг», как это написал в одном из своих стихотворений талантливый не только в науках Михайло Васильевич ломоносов!) Через иллюминатор батискафа водружение флага запечатлел на камеру Владимир Груздев.
Флаг изготовили в конструкторском бюро «Факел», применив технологии, отработанные при выполнении заказов для космоса. Трехцветное титановое полотнище вращается вокруг титанового же древка наподобие флюгера. Проектная прочность позволяет надеяться, что флаг будет указывать направление глубинных течений на протяжении, минимум, нескольких ближайших столетий. Лазоревое основание диаметром 34 см изображает Северное полушарие, а древко высотой 1 метр – ось Планеты. На основании выгравированы имена шести гидронавтов – участников беспрецедентного погружения.
Отечественные специалисты по глубоководным аппаратам считают, что данное хождение в глубину было опаснее, чем полеты в космос. Но, может быть, они немного сгущают краски? Послушаем профессионала-«смежника»: «Плаванье подо льдами Арктики всегда таило в себе высокую вероятность внезапного возникновения критических ситуаций. Непредсказуемость процессов образования льда, возможные встречи с глубоководными ледовыми осколками, неустойчивость работы навигационных приборов и опасность возникновения любой неисправности требовали предельного мужества, постоянной собранности и совершенно необычного психологического настроя всего экипажа лодки. Такой психологический настрой по своей необычности не шел ни в какое сравнение ни с одним из известных видов деятельности человека на Земле и даже в космосе». Такое сказано о «всего лишь» плавании подо льдом на подводных лодках. А если добавить к сему еще давление до 430 атмосфер и отсутствие сведений о том, что может подстерегать на неизведанной глубине…
Но что же именно гидронавты на неизведанной глубине увидели? Об этом сообщается крайне мало. Невольно приходит мысль, что путешествие сопоставимо с космическими не только по величине опасности, но и по степени засекреченности.
Помните полет «Аполлона-11» на Луну? Его экипажу было приказано даже пользоваться особым кодом. Если, например, на поверхности Луны они увидят искусственные конструкции – в центр управления полетом следовало передавать: «наблюдаю интенсивное свечение». Что несколько раз и было перехвачено радиолюбителями.
Секретить же подледные открытия куда проще. Здесь даже кода не требуется. Ледовый щит идеально глушит радиоволны. (Подводным лодкам, которые были задействованы в «ответе Андерсену», даже была поставлена одной из главных задача: найти возможность осуществлять подо льдом приемлемого качества связь.) К тому же, засекречивать данные, добытые полярными путешественниками, стало уже на Руси традицией. Как это упоминалось выше, гриф «совершенно секретно» был снят с материалов экспедиции 1948 года лишь в 1956-м. Но повелось такое еще с эпохи Екатерины Великой, заинтересовавшейся Полюсом с подачи Ломоносова. Об путешествии 1764 года официально было заявлено, что целью его являются исследования возможности возобновления промысла морского зверя. А вот в секретном пакете, который адмиралу Василию Чичагову предписывалось вскрыть лишь по выходе из порта, оказался приказ: идти сколь возможно далеко в направлении Северного полюса. Факт этот упоминает в мемуарах сын адмирала Павел.
Есть ли резон предполагать наличие недоговоренности относительно данных экспедиции «Арктика 2007»? Учитывая факт пристального внимания к этому походу политиков и спецслужб различных государств было бы странно не подозревать существования оной.
Агентство «Росбалт-Север» сообщило 1-го августа, то есть когда «Академик Федоров» уже был над Полюсом, следующее. «Судно попало под наблюдение американских спецслужб. Экипажу корабля удалось сфотографировать самолет-шпион, принадлежащий Соединенным Штатам. Из радиоперехватов также стало известно, что США со стороны Норвегии срочно отправляют собственную экспедицию к Полюсу на ледоколе».
Отрадно осознавать, что и отечественные спецслужбы тоже, по-видимому, не дремлют. Едва ли судно, располагающее аппаратурою лишь научной, сумело бы не только сфотографировать летающего шпиона, но и определить его государственную принадлежность. Не говоря уж о перехватах и расшифровке радиосообщений о засекреченной экспедиции.
Возможно, что противостояние спецслужб вокруг «Федорова» началось раньше. Уже на следующий день после старта экспедиции у корабля вдруг «отказал» двигатель. Который перед отправлением в Мурманск был тщательнейшим образом проверен и перепроверен на Канонерском заводе Санкт-Петербурга.
Дрейф на высоких широтах, как это хорошо известно, представляет смертельную опасность. Стремительно нарастающий на корпусе лед может причинить судну не меньшие повреждения, чем торпедная атака. И если напрямую торпедировать русский корабль пока еще и записные наглецы почитают действием из разряда «слишком», то завуалированная диверсия – «хлеб» спецслужб от начала бытия их.
Поэтому не исключена версия, что кому-то очень не захотелось, чтобы «Федоров» достиг Полюса. На возможность подобного намекнул Михаил Горбачев, давший специальное интервью 27 июля. Его основная идея была, примерно: «знаю я их! – сейчас начнут силовое перетягивание каната». Быстрая доставка ремонтников и запчастей на борт «Федорова» из Мурманска говорит о том, что наши специалисты предусмотрели попытку скрытой диверсии со стороны противника.
С чего же такие страсти по поводу всего лишь точки на карте – пусть даже и «точки ноль»? Официальная версия: арктический шельф содержит около четверти всей нефти нашей Планеты. Освоенные же месторождения истощатся, по прогнозам пессимистов, лет через двадцать (но оптимисты говорят – через сорок). Поэтому, чья будет Арктика, тот и станет – как это было в прошедшую эпоху Водолея – владыкой мира.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года гласит следующее: «континентальный шельф прибрежного государства включает морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря государства на всем протяжении естественного продолжения под водой его сухопутной территории» (статья 76,1). А также: «прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов» (статья 77,1).
Вот «Академик Федоров» с более чем сотней ученых на борту и собирал доказательства, плавая над хребтом Ломоносова, что он есть естественное продолжение под водой сухопутной территории Сибири. И собрал. Производя, в числе прочего, подводное бурение грунта и забирая пробы. Президент Ассоциации международного морского права, судья трибунала ООН Анатолий Колодкин полагает, что Россия в течение полугода представит ООН исчерпывающие доказательства связи хребта Ломоносова и поднятия Менделеева с русским континентальным шельфом. Что же – дай нам Бог въехать в Арктику на хребте Михайлы Васильевича!
Правдива ли эта версия? Безусловно. В ней нет ничего, кроме правды. Другое дело, что это, может быть, не вся правда. При освещении в СМИ позиций политиков относительно путешествия и по смежным темам словосочетание «Северный полюс» используется заметно чаще, нежели «арктический шельф». И действия конкурирующих сторон имеют мишенью, в основном, Полюс.
Именно над точкой Полюса американский самолет-шпион отслеживал действия корабля «Академик Федоров» 1-го августа. 3-го же августа заместитель официального представителя госдепартамента США Том Кейси заявил, среди прочего: «я не уверен, что именно они водрузили». Ответом на высказывание Кейси воспринимается реплика командира экспедиции Артура Чилингарова: «Пусть сами попробуют опуститься туда и что-нибудь установить. А мы задачу, которая была поставлена, выполнили… Существует морское право, право так называемой "первой ночи", и мы его использовали» («Российская газета», 8-е августа).
Еще более доходчиво объяснил Тому Кейси, «что именно водрузили», Александр Проханов: «Специалист, близкий к устроителям экспедиции, сообщил, что титановый флаг… на самом деле является сверхсекретной установкой, работающей на новых физических принципах. Он служит… идеальным средством связи между материком и подводной базой. В случае враждебной атаки способен нанести превентивный удар, уничтожающий как авианосный ордер, так и подводную лодку класса «Огайо» («Завтра», 8-е августа, № 32).
Способен ли титановый флажок высотою в метр подбивать подводные лодки? Да, если на дворе 1-е апреля. Но ведь установлен он был 2-го августа… Однако почему-то ответ на заявление Проханова последовал далеко не шуточный. Конечно, официально – это никакой не ответ, это заявление вовсе по другой теме. Но… посудите сами.
12-го сентября по каналу «Фокс» выступил председатель экспертного совета США по Ирану Томас Макинерни. Он заявил: «У нас есть новая массивная бомба проникающего действия весом в 30 тысяч фунтов. Она по-настоящему способна пробивать ». При этом генерал подчеркнул, что Россия не имеет оружия, которое можно было бы противопоставить подобной суперглубинной бомбе. Официально считается, что заявление было сделано по поводу Ирана и политики его президента Ахмадинеджада. Тогда при чем тут Россия? И – что это у Ирана за сверхзаглубленные объекты, для разрушения которых требовалась бы бомба, масса которой – не тротиловый эквивалент начинки, а именно физический вес – 14 тонн? Похоже, генерал-лейтенант Макинерни намекал на нечто совсем иное, нежели военные действия против Ирана.
И этот намек был понят. Менее чем через двое суток министр иностранных дел Дании Пер Стиг Меллер с тревогою заявил: «Мы стали свидетелями различных националистических действий и споров. Благоразумнее было бы совместно обсудить методы взаимодействия и статус Северного полюса» (Associated Press). Дания и Гренландия (в лице премьер-министра Ханса Эноксена) пригласили политиков США, России, Норвегии и Канады собраться в гренландском городе Илюллисат и провести конференцию «всех пяти арктических супердержав».
Итак, заявления политиков кажутся странноватыми. Но можно предположить версию, при которой они бы смотрелись вполне логично. А также сделался бы более понятен смысл ряда действий, предпринятых участниками похода «Арктика 2007».
Версия состоит из трех допущений. Первое. Устроителями не исключалось, что в «точке ноль» экспедиция может увидеть жерло, ведущее в литосферные глубины. Не только потому, что они знакомились, уж конечно, с данными путешествия 1948 года. Обыкновенно властные лидеры не чуждаются информации, которую хранят мифы. Наивно было бы думать, что «Аненербе» Третьего Рейха являло собой структуру, единственную в своем роде. Подобные учреждения формировались в большинстве государств незадолго после появления в них спецслужб. Версия, будто мифы, бережно сохраняемые тысячелетиями – не более, чем разновидность фантастики о прошлом, применяется лишь для широких масс. Такое заблужденье удобно желающим «переписывать» историю по своему вкусу. Но сами они им не страдают. По крайней мере относительно русского Планетарного Мифа. Иначе почему пошла такая борьба за природные богатства арктического шельфа? Их ведь и разрабатывать невозможно, покуда существует ледовый панцирь. А что, кроме Водоворота, может «уже через сорок лет» разредить этот покров?
Из этого логически следует и допущение второе. Был предусмотрен дополнительный план, который предполагалось задействовать, если отверстие в литосферные гигантские пещеры будет действительно обнаружено. И – третье – как факт этого возможного открытия, так и все действия по дополнительному плану предписывалось держать в тайне. По поводу арктического шельфа и Полюса итак уже накалены страсти. А если было бы еще официально заявлено на весь мир, что в «точке ноль» расположен уникальный геофизический объект – борьба за юрисдикцию над ней могла бы и вовсе перерасти в вооруженное столкновение.
Теперь присмотримся более внимательно к некоторым фактам. И к заявлениям политических деятелей и участников экспедиции (двое из них, как известно, оба статуса совмещают в одном лице).
«Миры», совершив погружение в «точке ноль», обнаружили там океанское дно находящимся на глубине 4300 метров. Уже многозначительный факт, ибо он свидетельствует: подводный хребет Ломоносова прерывается в точке Полюса. Ведь лишь немногие его пики выше трех километров и от поверхности вод их вершины отделяет около километра. «Миры» погрузились глубже, чем расстояние, которое представляет сумму сих величин.
А это значит, мы скоро увидим исчезновение из справочников фразы о том, что хребет Ломоносова «идет через Полюс». Или, по крайней мере, она дополнится сообщением, что в точке Полюса эта горная цепь резко прерывается, переходя во впадину . (Для сравнения: глубина котловины Амундсена, расположенной между хребтами Ломоносова и Гаккеля, 4000 метров. Другие котловины арктического бассейна мельче. Канадская 3800 м. и Нансена 3500 м.)
Мы говорили выше, что хребет Ломоносова представляет собой поднятие, недавнее по геологическим меркам. Оно произошло по прямой, пересекающей полярные широты Запада и Востока, когда континент Арктида был уже частью дна. Но в точке Полюса, через которую прошла эта подводная стена, она получила брешь. Потому что там было нечему подниматься. Там находилось отверстие в базальтовой плите дна, ведущее в лабиринты сопрягающихся литосферных пустот. Поэтому сейчас точка Полюса имеет вид выраженной впадины.
Но что же именно представляет она собой? Об этом дает представление разница меж глубинами, которые покорили станции «Мир». Установивший флаг «Мир-1» достиг уровня 4261 м. Затем коснулся поверхности арктического дна корпус второго батискафа. И это была уже глубина 4301 м. Не сообщать о том человечеству было бы неразумно. Ведь это еще более впечатляющий рекорд (подводники хорошо знают, что значит на подобных глубинах почти полусотня метров).
Но это сразу же сделало проблемным сохранение открытия в тайне (помните наше допущение третье?). Ибо капитаны доложили, что приземлились в пределах видимости друг друга . При столь серьезном перепаде глубин, как в почти полусотню метров, такое может означать лишь одно: батискафы находятся на поверхности, подобной стенке воронки. То есть, они погрузились в жерло, которое создавало тысячелетия назад Великий Полярный Водоворот.
Поэтому через час последовало сообщение, в целом дублирующее первое, но в частности противоречащее ему. Сравним эти два сообщения ИТАР-ТАСС.
Первое помечено в Интернете как 13:16//02.08.2007. «С интервалом в 27 минут «Миры» сели на дно Ледовитого океана на расстоянии в пределах видимости… «Мир-1» благополучно достиг дна океана в 12:08, глубина 4261 метр, сообщил руководитель экспедиции Артур Чилингаров. В 12:35 достиг дна и «Мир-2», он на глубине 4302 метра, доложил командир батискафа Евгений Черняев».
Другое 14:02//02.08.2007. «Работы на четырехкилометровой глубине продолжались с 12:08. Батискафы сели на грунт на расстоянии в 500 метрах друг от друга. Перепад глубин у точек касания ими дна составил 41 метр: 4261 и 4302 метров».
Частность, в которой сообщения оказываются противоречивыми, это «пределы видимости» и «расстояние в 500 м». Любой, кому случалось, как авторам, хотя бы несколько раз плавать с аквалангом, знает, что под водой предел видимости во много раз, если не на порядок меньше полукилометрового! Но с аквалангом плавают почти у поверхности. Каков окажется предел видимости, если добавить четырехкилометровую глубину и ледовый щит?
Нам скажут, что речь идет, разумеется, о видимости прожектора батискафа. Но под водой луч рассеивается, даже если вода прозрачная. А в данном случае в ней присутствовали в очень значительном количестве ил и водоросли, о которых рассказывал Владимир Груздев и которые были захвачены в качестве трофея.
Да и вообще, зачем было бы «Мирам» удаляться друг от друга аж на полкилометра, когда работа звеном эффективней и безопасней, чем порознь? Тем более при таком погружении, которое заведующий лабораторией глубоководных аппаратов Анатолий Сагалевич назвал «крайне сложным, крайне рискованным»? Словом, добавленное задним числом сообщение о полукилометровой дистанции носило, скорее всего, вуалирующий характер.
1 2 3