А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Качество чутья собак способно изумить. Так, охотничьи лайки способны обнаружить суточный (то есть оставленный не ранее чем 24 часа тому назад) след соболя на каменистой осыпи. Почва такого рода плохо удерживает запах, да и к тому же лапы животных оставляют гораздо меньше пахучих веществ, чем, к примеру, кожа человека. Проведенные тесты показали, что собака определяет запах преследуемого человека даже в том случае, если его след затоптали последовательно 16 человек, и способна различить по запаху однояйцевых близнецов.
Такая способность обеспечивается, во-первых, строением органов обоняния собаки, а во-вторых, способностями анализатора запаха, расположенного в мозгу. Следует также помнить, что отрабатывая след животного или человека, собака одновременно решает не одну задачу. Во-первых, она должна выделить желаемый запах из множества других, запомнить его и быть в состоянии определить направление движения объекта, то есть зафиксировать крайне незначительное усиление или ослабление запаха. Будучи очень тонким инструментом, чутье собаки требует особо внимательного к себе отношения со стороны человека. Если вы предполагаете использовать способность своей собаки работать чутьем, вы должны помнить, что тонкий инструмент требует соответственного с ним обращения. Собаку нужно беречь от воздействия сильных запахов. Наше обыкновение ароматизировать все вокруг себя создает для собаки не самую благоприятную запаховую среду.
Говоря о собачьем чутье, следует упомянуть и такие области его применения, как умение возвращаться домой по собственному следу и отыскание по запаху сексуального партнера. Первая задача аналогична любому продвижению собаки по следу. Единственное, что бы я хотела отметить особо, так это то, что, постоянно воздействуя на собаку сильными запахами и снижая врожденную способность пользоваться обонянием, вы тем самым лишаете собаку возможности самостоятельно найти дорогу по собственному следу во время прогулки в лесу или вернуться домой, если собака потерялась.
К нашему сожалению, хорошо развитое чутье создает владельцам собак проблемы и в случае, если по соседству с вами появляется пустующая сука. Самое сложное при этом то, что мы с вами не в состоянии сразу определить, что, собственно, происходит, и только по рассказам других владельцев способны определить причину необычного поведения собаки. Учтите, что на запах пустующей суки реагируют не только кобели, но и суки, с неодобрением определяющие наличие конкурентки.
Не нужно думать, что способности к следовой работе у всех собак одинаковы. Это особенно ярко проявляется у охотничьих собак, и не случайно чутье оценивается особым баллом при полевых испытаниях. Встречаются, например, гончие, не способные определить направление следа зайца. Не каждая собака способна «распутать» след, когда он петляет, неоднократно пересекаясь сам с собой.
У лаек недостаточно хорошее чутье приводит к тому, что собака указывает лаем на дерево, на котором, к разочарованию охотника, нет белки. Представьте себе чувства охотника, который бежал по снегу на лай собаки (а это может быть расстояние и с километр), потом, будучи не в состоянии рассмотреть белку с земли, карабкался на дерево, и все это для того, чтобы, спустившись с дерева, увидеть удирающую от него собаку, которая уже сообразила что к чему и не сочла нужным дожидаться выяснения отношений. Выдающееся чутье — это талант, а талант всегда нуждается в бережном к себе отношении.
С возрастом у собаки начинают сдавать слух, зрение и в последнюю очередь чутье. При этом многие старые собаки, будучи глухими и слепыми, прекрасно ориентируются только с помощью чутья. Как и многие владельцы собак, мы с дочкой долго считали, что собаки так же мучаются своей неполноценностью, как и люди, но вынуждены были изменить свое мнение.
Один из наших шнауцеров с не очень удачной судьбой: его украли у нас буквально за день до последней щенячьей прививки, успел переболеть чумой, находясь в руках у похитителей. Причем люди, укравшие его, держали щенка в темном сарае и не оказывали никакой медицинской помощи. Так вот, к 10 годам он полностью оглох и ослеп, что не мешало ему не только вести активный образ жизни, интересуясь «дамами», исключительно ловко подворовывая все, что плохо лежало. Он очень охотно занимался воспитанием чужих щенков.
Хочу отметить, что его воспитанники оказались очень благодарными и, появляясь уже во взрослом возрасте в нашем доме (а мы стараемся поддерживать отношения со всеми владельцами собак, рожденных в нашем питомнике), обязательно приветствовали своего «дядьку». То, что ему удалось однажды проделать, способно убедить каждого в достаточной полноценности слепой и глухой собаки.
У стенки сарая стояла большая бочка, на треть заполненная творогом для собак, а рядом, примерно в метре от бочки, к той же стенке сарая была прислонена обычная раскладная лестница-стремянка. Наш «инвалид» сумел вскарабкаться на стремянку (в сложенном состоянии!) и с нее запрыгнуть в бочку! Там мы его и нашли, обегав перед этим все окрестности в поисках «несчастного инвалида». «Несчастный инвалид» сидел в бочке, полулежа на спине, так как туго набитое пузо не позволяло ему сохранять сидячее положение, а его собачье «лицо» светилось сытостью и возмутительным самодовольством.
При наступлении возрастной слепоты и глухоты собаки ведут себя настолько же по-разному, как и люди. Если Кутик, о котором рассказано выше, никогда не относился к «правящей верхушке» нашей стаи и поэтому легко смирился со своей неполноценностью, полностью сосредоточившись на оставшихся возможностях воспринимать мир, то собаки более высокого ранга и более ответственные переживают утрату зрения или слуха гораздо острее. Так, еще один наш ветеран — Крит — старается вести себя так, словно с ним ничего не случилось и это заметно осложняет ему жизнь. Судя по всему, здоровая доля эгоизма существенно облегчает жизнь!
С помощью чутья собаки определяют также степень родства и претензии на лидирование. Эту информацию они получают, воспринимая запах, выделяемый так называемой фиалковой железой или виолой, которая расположена у всех псовых в области девятого хвостового позвонка. Фиалковой она названа потому, что именно так пахнет секрет, выделяемый железой лисицы в период гона.
Присмотревшись к двум встретившимся незнакомым собакам, вы увидите, что они осторожно сближаются, высоко задрав хвосты и слегка повиливая ими. Эти движения позволяют нагонять запах в сторону соперника. Запах предоставляет нужную информацию о происхождении, состоянии здоровья и, что очень важно, о претензиях на лидерство (что, кстати, связано и с происхождением и состоянием здоровья).
Интересно, что когда мы перестали купировать хвосты шнауцерам, на дрессировочной площадке практически полностью прекратились столкновения между молодыми кобелями. Все заканчивалось обнюхиванием хвостов. Обычно же молодые задиры время от времени начинали выяснять «кто в доме хозяин». Ничего страшного в этом не было, так как любые вспышки немедленно гасились владельцами, но все-таки спокойнее без эксцессов.
Также по запаху собаки узнают и своих детей. Я, как и большинство владельцев собак, знала из литературы, что собаки забывают своих щенков и не узнают их во взрослом состоянии. По нашим наблюдениям, это не совсем так. Взаимоотношения со взрослыми детьми у собак складываются по-разному. Так у нашей Ярели, которая легко рожает, хорошо ухаживает за маленькими щенками, но явно начинает тяготиться ими после двух месяцев, интерес к взрослым детям не проявляется. Сами её взрослые дети, появившись у нас в доме, никогда не бегут поприветствовать свою маму, но ласкаются к кобелю-воспитателю, который принимал участие в их выращивании. Другие же суки узнают и приветствуют своих детей и даже внуков, причем если Дита не просто приветствует их, но, внимательно обнюхав, устанавливает что-то, что иногда вынуждает ее задать 2- летнему кобелю трепку (владельцы при этом охотно рассказывают о прегрешениях отпрыска за время, проведенное вдали от матери), то Лана проявляет повышенный и явный интерес ко всем кровным родственникам с такой запутанной степенью родства, что установить ее так просто сходу получается не всегда. Эта особенность наших собак позволяет без проблем брать на время «постояльцев», происходящих от наших собак, владельцы которых по той или иной причине вынуждены уехать и не имеют возможности взять с собой собаку. «Подкидыши» без конфликтов, но и без претензий, вливаются в родную стаю. Интересно, что кое-кого стае удается отучить от дурных привычек, приобретенных в общении с чрезмерно любящими владельцами.
ГЛАВА 3. Собачья жизнь как она есть
Они воспринимают меня таким, какой я есть, но оценивают по тому, что я делаю.
М. Робертс
Каждому, кто интересуется собаками, известно, что дикие псовые, а именно к ним относятся собаки, живут и охотятся стаей.
Из этого следует, что если мы хотим разобраться в мотивах тех или иных поступков собак, нужно понаблюдать, как живет собачья стая и какие неписаные законы регулируют взаимоотношения собак.
Сложность состоит в том, как выбрать объект наблюдения.
Если вы захотите, к примеру, узнать особенности японской бытовой культуры, то наблюдения за японцем, живущим среди европейцев, конечно, дадут вам возможность заметить некоторые отличия, но явно не позволят воссоздать полную картину, так как европейское окружение обязательно наложит свой отпечаток. Точно так же нельзя составить представление о человеческой морали, наблюдая за заключенными, хотя эта среда производит очень четкие правила поведения, и мы с вами прекрасно знаем, к чему приводят попытки перенести основы этой специфической и деформированной морали в нормальное человеческое сообщество.
К сожалению, обнаружить стаю домашних собак — задача не из легких. Есть исследователи, годами живущие по соседству со стаей волков, фиксирующие и анализирующие особенности поведения волков в группе. По результатам их наблюдений написано немало интересных книг. Но, согласитесь, волк, хоть и предок собаки, но яблоко в данном случае далеко укатилось от яблони. Конечно, изучение поведения волков во многом помогает лучше понять собак, но хотелось бы все-таки иметь данные по поведению именно собак.
Пригодны ли для этого стаи одичавших собак? Думаю, что вряд ли, так как нас интересуют не только проявления диких инстинктов, но и принципы взаимодействия с человеком, особенно в условиях городского проживания, то есть в одном помещении с людьми.
Можно ли делать далеко идущие выводы, наблюдая трех, четырех собак, живущих в городской квартире? Тоже сомнительно, потому что это еще не стая по своему, составу во-первых, да и собаки в квартире очень ограничены в возможностях выбора того или иного варианта поведения. Собаки, живущие в вольерах, тоже не дают всей полноты картины, так как ограничено их общение с человеком, а зачастую и друг с другом.
Как многие любители собак, мы держали в доме и одну собаку, и двух одновременно. Держали кобелей и сук. Суки рожали щенков. Постепенно складывался определенный опыт воспитания собак, причем опыт удачный, в том числе и с сукой черного терьера, обладавшей непростым характером. Поэтому я не могу сказать, что, потерпев ряд неудач со своими собаками, была вынуждена искать новые подходы к решению проблем. Просто систематически работая с владельцами на дрессировочной площадке, консультируя членов нашего клуба собаководов-любителей и, конечно же, общаясь постоянно с владельцами щенков от наших собак, я была вынуждена искать способы выхода из конфликтов с собаками для других людей, не нашедших действенных методов самостоятельно.
Так получилось, что с течением времени у нас в семье к сегодняшнему дню сложилось сообщество собак, которое, как мне кажется, можно с полным правом определить как настоящую стаю истинно домашних собак. Эта стая состоит из 15 взрослых шнауцеров разного пола и возраста (от 20 до 1,5 лет) и время от времени появляющихся щенков. Собаки или состоят друг с другом в кровном родстве, или появляются в щенячьем возрасте, причем все «пришельцы» — суки. Следует добавить, что большая часть щенков покидает стаю после 4-месячного возраста, а многие с началом половой зрелости, что в принципе естественно для нормальной стаи. Так как мы живем в своем доме в пригороде, то собаки, живущие с нами в доме, имеют возможность с ранней весны до поздней осени свободно перемещаться из дома на улицу и обратно по собственному желанию.
Только на холодное время года их свобода передвижения несколько ограничивается. При такой свободе собаки тем не менее проходят курсы дрессировки: курс общего послушания и защитно-караульной службы. Некоторые отдрессированы как телохранители, коекто как розыскные собаки, кроме того, мы практикуем и цирковую дрессировку. Так что звание «домашних» наши собаки оправдывают полностью.
Такая комплектная стая сложилась у нас к 2000 году. Конечно же, у меня был к тому времени большой опыт содержания собак, все-таки я занимаюсь организованным собаководством с 1959 года и, естественно, за это время составила свое представление об образе действия собак. Нужно отметить, что своих охотничьих собак я натаскивала сама, а служебных сама дрессировала, и проблем с собаками не возникало. Думаю, что имею право сказать, что существовала определенная система подходов к воспитанию собак, которая, вероятно, не была принципиально неверной, но с постепенным формированием нынешнего сообщества наших собак я очень во многом пересмотрела свои взгляды на взаимодействие с ними.
Начнем с того, что прежние взгляды на практическую реализацию размножения собак существенно откорректированы. Если я и раньше считала неверной практику оказания помощи племенным собакам при вязке, то сейчас точно знаю, что собакам нужно оставлять свободу выбора, естественно, под контролем и в разумных пределах (мы все-таки занимаемся плановым разведением).
Под свободой я понимаю только полный отказ от вмешательства человека в акт запланированной вязки. Мне и раньше доводилось встречаться с нежеланием сук вязаться с данным конкретным кобелем, причем в крайнем случае, когда собак все-таки повязали насильно, сука выдала сильнейшую аллергию на сперму кобеля. Так что в нежелании вязаться не было ничего непонятного. Сейчас известно, что собаки с помощью развитого чутья способны определять на ранних стадиях различные заболевания у человека. Еще в начале 80-х годов наши исследователи установили, что избирательность вязок у волков обусловлена тем, что подходящий партнер выбирается с помощью чутья, то есть волчица способна считывать те скрытые фрагменты генотипа, которые не проявились фенотипически, то есть в том виде, который мы можем оценить глазами. Однажды мы предложили суке на выбор трех подходивших ей по происхождению кобелей. Результат был комичным, но поучительным. Сразу оговорюсь, на наш, человеческий взгляд, претенденты были великолепны: все три кобеля имели оценку «отлично», все были хорошо отдрессированы и имели племенную классность (двое «элита» и один 1-й племенной класс). Первый соискатель только успел войти в вольер, как выкатился оттуда кубарем; его более опытный и очень солидный отец подошел поближе, сунул нос в дверь и, услышав глухое рычание, вспомнил, что у него масса неотложных дел и все на другом конце участка. Мы с дочкой уже решили, что просто правильный срок вязки не подошел, как к вольеру подошел «номер три», вошел внутрь и… остался там на 3 дня. Но зато это была настоящая любовь с вылизыванием ушей и сном в обнимку.
С одной из наших сук дочка, поддавшись уговорам, решила съездить в Москву. Нужно заметить, что Ярель, так звали суку, была собакой уникальной. Получив себе в постоянные партнеры старшего кобеля, что автоматически повысило ее статус в стае, она, вопервых, не обращала внимания на других претендентов, а во-вторых была способна снести весь дом, если ей помешать реализовать право «главной жены». И вот при таком темпераменте дочка едет в Москву вязать собаку за немыслимую для нас по тем временам сумму.
Естественно дело происходит зимой. Конечно же, грянул мороз, и наши дамы поехали в Москву в тамбуре, причем все внимание дочки было сосредоточено на том, чтобы не простудить собаку, вследствие чего она сама почти месяц выкарабкивалась их череды простудных болячек. Короче, собаки повязались. В первый и единственный раз наша Ярель осталась пустой и, судя по торжествующему выражению лица, державшегося до конца срока, это было непросто, но она справилась!
Принимая все это во внимание, мы стараемся учитывать сложившиеся в стае связи, и собаки вяжутся только свободно.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24