А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Лист едет к ней в Рим и проводит там три недели.
Между тем в Венгрии полным ходом идут приготовления к празднованию пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности Листа.
30 октября.Приезд Листа в Будапешт. Путь до его квартиры превратился в триумфальное шествие.
8 ноября.В этот вечер началось торжество, устроенное так, как это умеют делать только в Венгрии. Со всего мира, в том числе из Веймара, Вены, Братиславы, приехали гости. Представители различных учреждений, которые были так многим обязаны Листу, также поспешили сюда, чтобы принять участие в празднике.
9 ноябряв Малом концертном зале начались торжественные поздравления юбиляра.
От имени столицы – Будапешта – Пал Кирайи передал ему грамоту об учреждении фонда имени Франца Листа размером в 10 000 гульденов, на проценты с которого Лист мог ежегодно предоставлять стипендию трем наиболее заслуживающим молодым музыкантам.
Затем ему был передан почетный дар нации – отлитый из золота лавровый венок. Кроме того, он получил первый экземпляр медали, которая была выпущена по случаю этого памятного события.
Музыкальной вершиной празднества было безупречное исполнение оратории «Христос» под конгениальным управлением Ганса Рихтера.
10 ноября.Продолжение поздравлений. Вечером состоялся большой торжественный банкет. Председатель юбилейного комитета, архиепископ Хайнальд, мог с гордостью заявить: «В свое время Лист пришел к нациям, теперь – нации пришли к нему!»
Глубоко взволнованный этими почестями, Лист благодарил со слезами умиления:
«Телом и душой я принадлежу Вам!»
Свою благодарность он доказал делами. Об этом он пишет в Рим
19 ноября: «Когда 9 ноября я получил венок, врученный мне от имени Венгерской нации, я заявил, что рассматриваю этот дар лишь как залог того, что будучи сохранен в пештском Национальном музее, он явится свидетельством благородной щедрости страны к тем, кто сохраняет ей верность до конца. К этому венку я хотел бы еще добавить 4 или 5 предметов, хранящихся у нас в Веймаре, а именно: драгоценную дирижерскую палочку из золота, подаренную мне Вами… Рояль, подаренный Бетховену лондонской фирмой Бродвуд… Пюпитр из чистого серебра, стоявший в Алътенбурге на бетхо венском рояле… Маленький золотой бокал, подаренный мне в 1840 году в Братиславе графинями Баттяни, Каройи, Сеченьи, Эстерхази и другими, мою пештскую саблю… я не хотел бы долго затягивать это дело и постараюсь, по возможности, передать мои дары господину Пульскому, директору Музея, еще до конца 1873 года».
1874
11 января.Лист едет в Вену, где дает два концерта с благотворительной целью. Жители Вены в таком же восторге от его игры, как и тридцать лет назад.
16 января.Лист покидает Вену и посещает графиню Сеченьи в Хорпаче.
12 февраля.По желанию графини Эстерхази Лист дает благотворительный концерт в Шопроне.
В начале мартав Будапеште, на концерте, устроенном обществом писателей и музыкантов, в сопровождении музыки Листа было прочитано стихотворение Мора Йокаи «Любовь мертвого поэта». Исполняла жена автора, знаменитая венгерская трагическая актриса Роза Лаборфалви. Это стихотворение, посвященное памяти Шандора Петефи, Лист получил от Йокаи в ноябре и в течение зимы написал к нему музыку.
В середине апреляв Братиславе Лист и Софья Ментерисполнили на двух фортепьяно «Полет валькирий».
27 апреля.Как отзвук празднования юбилея его творческой деятельности, приглашения сыплются Листу одно за другим.
«Среди других я получил и следующие приглашения, – пишет он княгине, – из Цинциннати, дирижировать там в следующем месяце на музыкальном празднике… Из Дюссельдорфа, присутствовать при исполнении там 5 мая „Легенды о св. Елизавете", из Браун-швейга, чтобы я не отказал в своем присутствии на Собрании музыкантов, на котором будет исполнено несколько моих сочинений. Из Вены, Праги, Дрездена и т. д., и т. д. с просьбой, чтобы я своей игрой на фортепьяно украсил их многочисленные благотворительные концерты. Хорошо подумав, я везде отказал».
17 мая.На этот раз Лист отказывается от своего обычного пребывания в Веймаре и прямо из Будапешта едет в Рим. Он живет на вилле д'Эсте в Тиволи и лишь один раз в неделю приезжает в Рим на свою квартиру на Виколо деи Греци, где проводит занятия со своими многочисленными учениками, следующими за ним из города в город.
На вилле д'Эсте, где Листа окружают тишина и покой, он снова обретает возможность полностью отдаться своему музыкальному творчеству. Прежде всего он сочиняет небольшую легенду «Св. Цецилия» на стихотворение мадам Эмиль де Жирарден, для меццо-сопрано, хора, арфы и оркестра и посвящает ее архиепископу Хайнальду.
Затем завершает ораторию «Колокола Страсбургского собора» на стихотворение Лонгфелло «Золотая легенда». Программой для оркестровой прелюдии и оратории послужило стихотворение того же Лонгфелло «Excelsior!»
22 ноября.Лист посвящает свое произведение Лонгфелло, обращаясь к нему со следующими словами:
«„Excelsior!" – „Еще выше!" Это девиз поэзии и музыки. Они беспрерывно воспевают хвалу, возносимую душой человека вечности и небесам, и, следовательно, сопровождают мелодию „Sursum corda" („Мужайся"), что ежедневно звучит в церквах и вызванивается их колоколами».
1875
11 февраля.Лист покидает Рим и едет в Будапешт, где занимается организацией Музыкальной академии, с тем чтобы та, наконец, начала свою деятельность.
10 марта.Лист вместе с Вагнером, специально приехавшим для этой цели в Будапешт, устраивает концерт, сбор от которого предназначается на постройку здания для торжественных представлений – театра в Байрейте.
Здесь впервые были исполнены «Колокола Страсбургского собора». Лист играл концерт Es-dur Бетховена. Вагнер дирижировал фрагментами из «Кольца Нибелунгов».
Граф Альберт Аппоньи, присутствовавший днем на генеральной репетиции, так отозвался о ней:
«Нас было всего четыре или пять слушателей… Но все, что только смертный может понять в Бетховене, изливалось, подобно внушению, из души одного единственного слушателя – Рихарда Вагнера. Пламенный дух Листа вздымался еще выше, чем мы видели обычно, дирижерская палочка в руке Ганса Рихтера превратилась в волшебную, вес члены оркестра были одухотворены; мы оке, немногие, что слушали вместе с Вагнером, были подняты до такого прочувствования духа Бетховена, до которого, во всяком случае, я никогда бы не мог приблизиться. Незабываемый час! Великий гений продолжает жить в моей душе, словно бы он не умирал… и это будет вечно…».
Игра Листа превратила вечер в беспримерное событие. Один из рецензентов писал: «Здесь нет снижений! Это солнце никогда не заходит!» И Вагнер сказал Листу: «Ты оставил меня в тени!»
28 апреля.По приглашению одного из своих учеников, Ганса фон Бронзарт,Лист едет в Ганновер. Здесь он играет со своей ученицей, Ингеборг Бронзарт-Штаркна концерте, устроенном с целью сбора средств для постройки памятника Баху в Эйзенахе.
Затем в обществе избранного круга музыкантов он в качестве гостя короля Нидерландов, Вильгельма III, проводит некоторое время в замке Хет Лоо и уже оттуда едет в Веймар.
17 июня.В Веймаре в память умершей в 1874 году Марии Мухановой, урожденной графини Нессельроде, состоялась траурная служба.
Знакомство с этой милой, своеобразной женщиной в свое время состоялось еще в Варшаве. Когда же в августе 1845 года в Бонне после Бетховенских торжеств, на которые Лист приехал из Кёльна чрезвычайно утомленным, он тяжело заболел, она преданно ухаживала за ним.
С тех пор великого мастера привязывало к ней чувство благодарности. В память о ней во время траурной службы была исполнена посвященная ей «Первая элегия», а также другие произведения.
29 июля.Лист почти весь месяц проводит в Байрейте и с живым интересом следит за происходящими там репетициями.
15 сентября.Зиму Лист провел в Риме.
В то время, когда он был в Риме, в Будапеште в ноябре открылась Музыкальная академия. Лист был избран президентом, Ференц Эркель – директором, Корнель Абранъи – секретарем и Роберт Фолъкман – внештатным профессором.
Один из сотрудников газеты «Монитор универсель», наблюдавший за Листом во время молитвы в Колизее в конце этого года, писал: «…эта большая тень на гигантской арене в лучах заходящего солнца непомерно росла, подобно духу какого-то цезаря!»
1876
15 февраля.Лист приезжает в Будапешт. В течение трех лет он жил там на Фишплатце. В том же доме, где на первом этаже была квартира Листа, на втором этаже временно, пока он отсутствовал, была размещена Музыкальная академия.
20 марта.Катастрофическое наводнение в Пеште снова повлекло много жертв. Опять, как и 38 лет тому назад, Лист спешит на помощь пострадавшим и с этой целью дает благотворительный концерт.
27 марта.5 марта этого года в Париже умерла Мари д'Агу, вскоре после того, как закончила свою книгу «Мои воспоминания». В связи с ее смертью Лист пишет своему зятю Эмилю Оливье:
«Пустое славословие – не в моем стиле. Моя память о мадам д'Агу есть тайна, полная печали, которую я могу доверить только богу, молясь, чтобы он даровал покой и вечное блаженство душе матери моих дорогих трех детей!»
В конце марта Лист едет в Германию, где присутствует при исполнении своих произведений в Дюссельдорфе, Ганновере и Зондерхаузене. Он продолжал считать делом чести своим присутствием оказывать влияние на все прогрессивные начинания и платить этим за те знаки внимания, которые ему дарили ученики, друзья и единомышленники.
1 августа.Проведя два месяца в Веймаре, где его нередко наведывала печаль, Лист едет в Байрейт, чтобы присутствовать при открытии Байрейтского театра. Он поехал туда вопреки желанию княгини Витгенштейн, находившей его пребывание там несовместимым с его духовным саном, его творениями в области церковной музыки и, наконец, с поведением его дочери Козимы.
Возникший вследствие этого конфликт между ними был неразрешим и угнетающе действовал на Листа. Вагнер стремился вдвойне отблагодарить его, когда во время торжественного банкета провозгласил: «Здесь сидит тот, кто первый поверил в меня, когда я еще никому не был известен, и без кого сегодня, возможно, Вы бы не услышали ни одной моей ноты. Это – мой дорогой друг Франц Лист».
В начале сентябряЛист возвращается в Веймар. Несколько дней спустя он навещает Бюлова, заболевшего после очень напряженного турне по Америке.
В начале октябряЛист навещает в Нюренберге Лину Роман.Она познакомилась с Листом через Бренделя, жена которого была ее учительницей, и с 1874 года работала над книгой «Франц Лист как художник и человек». Первый том этого труда, обогащенный многими личными сообщениями Листа, был создан, можно сказать, под присмотром самого маэстро и послужил основой всех написанных позднее биографий Листа (в том числе и данной книги).
Лина Раман также разделила судьбу последователей Листа: она была несправедливо оклеветана Гансликом, но одновременно этим была подтверждена ее верность Листу и его делу.
Из Нюренберга Лист едет в Будапешт.
В середине октябряон начал свою педагогическую деятельность в Музыкальной академии.
Декабрь.Лист повредил указательный палец на правой руке и должен был подвергнуться операции.
1877
20 января.В одном из ответных писем Бюлову Лист пишет:
«Редко испытывал я чувство, подобное тому, что охватило меня при чтении твоего письма… Мои беды не меньше твоих, но только заключены они в более привлекательное обрамление и не могут сломить меня благодаря моему плебейскому здоровью. Мое величайшее желание – сблизить наши общие „большие беды". Объединенные, они, без сомнения, превратились бы в сокровище, более достойное зависти, чем миллионы Ротшильда».
18 марта.Лист, второй раз в жизни, делает княжеское пожертвование на постройку памятника Бетховену, на этот раз в Вене. Он играл там концерт Es-dur и «Фантазию с хором» Бетховена. Палец его был еще не совсем здоров, однако он не хотел из-за такого «пустяка» разочаровывать жителей Вены. Кроме некоторых посвященных, никто и не заметил, что он играл все пассажи правой руки, не употребляя второго пальца.
19–24 мая.В этом году Собрание музыкантов, ежегодно организуемое Всеобщим немецким музыкальным союзом, состоялось в Ганновере. В программе Лист был представлен многими произведениями. На одном из концертов он сам исполнял свою пьесу «Гимн любви». В последний день была исполнена «Легенда о св. Елизавете». Листу пришлось неожиданно для себя заменить капельмейстера, который напился мертвецки пьяным и не мог дирижировать.
В середине августаЛист прибыл в Рим. Он сразу же поселился в вилле д'Эсте, чтобы избежать угнетавшей его жары. Здесь им была создана 2-я тренодия, названная «У кипарисов виллы д'Эсте».
«Эти три дня я полностью провел под кипарисами! – пишет Лист княгине Витгенштейн. – Я, как помешанный, не мог думать ни о чем другом, даже в церкви; их старые стволы не давали мне покоя, я слышал, как пели и плакали их ветви, отягощенные вечно неизменной зеленью».
«Наконец-то они покоятся на нотной бумаге…».
Октябрь.В «Новом музыкальном журнале» была опубликована статья Лины Романо Первой элегии Листа. Под впечатлением этой работы, написанной с глубокой проникновенностью, Лист сочиняет свою Вторую элегию и посвящает ее своему биографу.
ЗимуЛист провел в Будапеште. Здесь он издал небольшую пьесу для фортепьяно: «Памяти Петефи».
1878
Новый год.Лист получил от одного из своих почитателей чайный сервиз, двенадцать чашек которого были украшены темами его рапсодий.
В конце апреляЛист едет в Веймар.
В конце маяон посещает Бюлова, ставшего придворным капельмейстером в Ганновере.
Вернувшись в Веймар, он нашел там письменное предписание венгерского правительства представлять свою родину в жюри на Всемирной выставке в Париже.
9 – 18 июня.Лист, подчиняясь желанию венгерского правительства, исполняет свои обязанности члена жюри в Париже.
Вновь после стольких лет он живет у своих старых друзей – семьи Эрар. Из Парижа Лист возвращается в Веймар и
19 июняпоздравляет герцога Карла Александра с 25-летним юбилеем его правления.
В середине сентябряон уже на вилле д'Эсте, где может отдаться своей композиторской деятельности. Он закончил пьесу «Седьмое чудо», работу над которой он начал еще в Будапеште и продолжал в Веймаре. Затем он пишет «Мессу для органа», посвященную Каролине Витгенштейн.
Здесь застигло это известие о смерти его верного друга барона Аугуса,последовавшей 7 сентября. Этот достойнейший человек, движимый фанатической верой в призвание Листа, в течение долгих лет – и небезрезультатно – мужественно и энергично стремился к упрочению связи Листа с его отечеством.
1879
17 января.На зиму Лист возвращается в Будапешт.
Февраль.Снова известие о смерти повергает его в печаль:
8 февраляв Вене умер его дядя, которого он из-за небольшой разницы в их возрасте называл кузеном.
10 марта.В сопровождении своего друга и ученика, известного однорукого пианиста графа Гезы Зичи(подростком он потерял руку в результате несчастного случая на охоте) Лист приезжает в Клуж, где
12 мартаони вместе дают концерт.
13 марта. «Более тысячи людей, взбудораженных вокальной и инструментальной серенадой, собрались перед домом графини Телеки, где я живу. Сегодня утром в газете опубликовано посвященное мне короткое стихотворение за подписью Весей»(священника кафедрального собора, известного патриота, принимавшего участие в освободительной войне), – пишет Лист княгине Витгенштейн. И продолжает:
«Вся Венгрия встревожена ужасным несчастьем, постигшим Сегед: этот город, один из самых значительных в стране, почти полностью разрушен наводнением. Я не могу отказаться от еще одного открытого публичного выступления в Будапеште с игрой на фортепьяно в пользу жертв Сегеда, несмотря на то, что эти выступления меня очень утомляют. Отказаться от возможности внести свою лепту было бы постыдно!»
Уже на следующий день
14 мартаон дает в Клуже свой первый концерт в пользу жителей Сегеда.
27 мартавторой концерт в Будапеште и
7 апрелятретий концерт в присутствии королевской четы.
Во время его пребывания в Вене придворная капелла под управлением Хелльмесбергераисполнила «Гранскую мессу» и две части из «Седьмого чуда».
В конце апреляЛист снова приехал в Веймар. Казалось, что вновь возрождается прежний блеск Альтенбурга. Со всех сторон стекались в Веймар молодые виртуозы, художники будущего.
Когда мастер выходил из дому, все приветствовали его, как правителя. Он вновь ввел у себя столь любимые им утренники по воскресеньям. Тесные помещения придворного садоводства часто не могли вместить всю массу гостей.
Из Веймара Лист едет в Висбаден, где с 3 по 9 июлясостоялось ежегодное Собрание музыкантов.
На нем Бюлов дирижировал «Фауст-симфонией».
6 июляон присутствует на исполнении «Горной симфонии» в Зондерхау-зене.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14